"Театрализованные игры, как средство развития связной речи у дошкольников"
Автор: Захарова Елизавета Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №17 "Кунчээн" Населённый пункт: г. Якутск Республика Саха (Якутия) Наименование материала: Статья Тема: "Театрализованные игры, как средство развития связной речи у дошкольников" Раздел: дошкольное образование
Театрализованные игры, как средство развития связной речи у дошкольников
Воспитатель: Захарова Елизавета Петровна
«Только та игра целесообразна,
в которой ребенок активно действует,
самостоятельно мыслит, строит, комбинирует,
преодолевает трудности»
А.С. Макаренко.
В нынешнее время телевизор, компьютер, электронные носители прочно входят в жизнь
многих малышей, начиная с первых лет жизни. С тех пор, как современные электронные
носители стали главным «воспитателем» ребенка, родители все реже стали разговаривать с
детьми, все общение проходит на коротких дежурных фразах. Отсутствие полноценного
диалога, необходимого разговорного общение, и как результат, у ребенка слабо развита
речь, и полная нехватка словарного запаса, для правильного изложения собственных
мыслей. Поэтому проблема развития речи является одной из актуальных задач
воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка.
Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного
образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт
познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие
творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески использовать богатство
родного языка.
Л.С. Выготский рассматривал игру, как ведущую деятельность в дошкольном возрасте,
составляющую основное содержание жизни самих детей.
Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в
какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению
обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы,
преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся
формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного,
художественно-эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих
способностей и коммуникативных умений.
В активизации речевой деятельности дошкольников играет огромную роль
театрализованные игры. Театрализованные игры один из самых эффективных способов
воздействия на детей, оказывают большое влияние на речевое развитие ребенка.
Стимулируют активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует
артикуляционный аппарат.
Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребёнок, используя выразительные средства
интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко,
чтобы его все поняли. Речь становится более выразительной, грамотной, средством
познания окружающего, продолжает обогащаться ее смысловое содержание.
Развитие театрализованной деятельности-это долгая работа, которая требует участие
педагогов, детей, родителей. Среда является одним из основных средств развития
театрализованной деятельности ребенка. Чтобы развивать театрализованную
деятельность, необходимо создать театрализованную зону, перспективный план, изучение
и подбор соответствующей литературы, изготовление кукол по видам театров и декораций.
Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную
театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного
творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно пронизывает все
режимные моменты: включается в занятия, в совместную деятельность взрослого и детей
в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.
Вовлекая детей в театрализованные игры, необходимо формировать интерес,
складывающийся в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает
воспитатель, взяв за основу содержание знакомых детям потешки, стихов, сказок. В
дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя
отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Потом
постепенно нужно расширять игровой опыт, завлекая в игры-драматизации,
последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые
включается ребенок. В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-
игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской
театрализованной игры. Игра драматизация часто становится спектаклем, в котором они
играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В режиссерской игре, где
персонажи-куклы и другие игрушки, ребенок заставляет их действовать и говорить. Это
требует от него умения регулировть свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать
свои движения. В этом возрасте наравне с образно-игровыми этюдами, играми-
импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки
спектаклей, усложняются тексты и постановок.
Играя в театр, ребенок становиться и актером, и режиссером, и сценаристом своего
спектакля. Во время игры в театр интенсивно развивается речь, в том числе
диалогическая, монологическая обогащается опыт общения в различных ситуациях.
Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов
воздействия на ребенка, в котором происходит активизация и совершенствования
словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной
речи, темпа, выразительности речи. А участи детей в театрализованных играх доставляет
им радость, вызывает активный интерес, увлекает, создает психологический комфорт
прибывания детей в дошкольном учтреждении.
Список литературы
1.Акулова О. Театрализованные игры. Дошкольное воспитание, 2005 г. -№4. – С. 24 – 26.
2.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. – Москва, 2010 г.
3.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор.
Пособие для учителя. – М., 1996 г.
4.Балакирева Т. Эмоции и дети. Дошкольное воспитание, 2005 г. - №1. – С. 65-68.
5.Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. ТЦ Сфера,
Москва, 2007 г.