"ЭКОЛОГИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ С УЧЕТОМ ФГОС ДО"
Автор: Эскина Надежда Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 37 "Теремок" Населённый пункт: г. Железногорск Красноярского края Наименование материала: статья Тема: "ЭКОЛОГИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ С УЧЕТОМ ФГОС ДО" Раздел: дошкольное образование
ГРУППЫ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ С УЧЕТОМ ФГОС ДО»
Эскина Н.Б.
Воспитатель
МБДОУ №37 №Теремок»
Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир Природы
С ограниченным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»,-
писал В.Сухомлинский.
Ничто так благотворно не действует на человека, как общение с природой.
Конечно
же,
только
специалисты
знают:
каждое
растение
имеет
свои
индивидуальные
характеристики,
каждое
живое
существо
имеет
свои
индивидуальные особенности, признаки: химический состав, энергетическую
проводимость, жизненный ритм, цвет, форму, особенности влияния на человека,
на его здоровье, а также на окружающую среду. К тому же природа – один из
источников
формирования
детских
ощущений,
восприятий,
представлений,
поэтому необходимо окружить ребенка красотой природы, чтобы он проникся
мыслью – важно не только сохранять красоту, но и творить её вокруг себя.
Значительную
часть времени дети проводят в
помещении детского
учреждения и на его территории. И от того насколько окружающая среда будет
ухоженной, красивой, разумно спланированной, периодически обновляющейся,
совмещающей
любование
дарами
природы,
с
решением
вопросов
экологического,
нравственного,
физического,
художественного
воспитания,
будет зависеть, каких детей мы воспитаем, будут ли наши дети вести здоровый
образ жизни.
Наша группа работает над долгосрочным проектом «Здоровей-ка!» по
формированию здорового образа жизни и валеологии, одна из составляющих
проекта
-
проблема
влияния
природы
на
здоровье
ребенка.
Используя
экологически
здоровьесберегающие
технологии,
даем
детям
старшего
дошкольного возраста с нарушением зрения понимание того, что если не будет
на земле дерева и кустарника, птички или букашки, то не будет и нас – людей,
что в природе все взаимосвязано. Экологические знания дети получают не
только во время непрерывной образовательной деятельности (НОД), а так же и
вне
ее.
При
создании
развивающей
среды
группы
нами организованно
несколько предметно-развивающих «центров»: для речевого, математического,
эстетического,
конструктивного,
физического
и
коррекционного
развития,
которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько
многофункциональных центров. Наличие в них развивающего оборудования,
предполагает
освоение
и интегрирование разного рода образовательных
областей, и разных видов детской деятельности, в том числе и экологических
знаний.
Созданная
в
группе
предметно-игровая
среда
обе спечивает
разностороннее
развитие
детей
с
нарушением
зрения
и
характеризуется
полифункциональностью,
соответствует
возрастным
и
индивидуальным
потребностям детей, дает возможность реализовать сразу несколько видов
интересов
детей
(эмоциональный
интерес,
познавательный,
практический,
учет интересов девочек и мальчиков).
В центре «Образование» (область «Познание», «Коммуникация», «Чтение
художественной литературы») имеется необходимый материал для проведения
НОД, дидактические пособия; игрушки и плакаты; различные виды календарей
для
знакомства
с
временными
понятиями;
календарь
природы,
где
дети
отмечают состояние погоды и делают зарисовки, закрепляют сезонные явления
природы.Оформлена
«библиотека»
с
произведениями
признанных
знатоков
природы:
М.Пришвина,
В.Бианки,
А.Пушкина,
К.Ушинского,
Л.Толстого
и
других авторов. Имеется большое количество детских энциклопедий о природе.
Постоянной традицией стало чтение рассказов и сказок на экологическую
тему,
знакомство
с
народными
приметами,
поговорками,
пословицами.
Знакомство с родным краем формируем через туристические походы (выезды)
детей на Енисей, в Додоново, экскурсии на реки Байкал, Кантат, городское
озеро, в ближайший лес, прогулки по городскому скверу, парку.
Зона «Труда и отдыха» наполнена различными комнатными растениями, мини
бассейном для игр с водой, имеется инвентарь для выработки навыков ухода за
растениями,
игровой
материал
для
обыгрывания
временных
периодов,
различных
климатических
зон.
Организованно
пространство
для
исследовательской
деятельности
–
лаборатория
природы.
Специальное
оборудование помогает детям с нарушением зрения самостоятельно выявлять
свойства,
качества
объектов
природы,
устанавливать
связи
и
зависимости:
микроскоп, различного диаметра лупы, разного объема пластмассовые баночки,
воронки,
песочные
часы,
весы,
компас.
Для
знакомства
с
различными
природными объектами, развития навыков классификации объектов имеется
коллекция природного материала: шишки, камушки, ракушки, семена растений,
перья,
листья.
Собрана
коллекция
пластмассовых
насекомых,
так
как
натуральные не желательно использовать, в плане воспитания гуманного и
бережного обращения с природой.
В зоне «Художественного творчества» собрана коллекция аудиозаписи звуков
природы: пение птиц, шум воды, шум прибоя, шепот песка и т.д.
Коррекционная работа часто проводится с использованием
природного
материала: шишки с разных деревьев, камушки, иголки и листья позволяют
развивать
воображение
детей
при
выкладывании
различных
узоров,
тренировать
мелкую
мускулатуру
рук,
точность
движений,
зрительное
восприятие и пространственное расположение деталей.
Работы
детей
постоянно
презентуем
через
тематические
выставки
по
текущему планированию по НОД, проводим конкурсы совместно с родителями
воспитанников: «Дары осени», «Мы рисуем ЗОЖ», конкурс на лучшую рекламу
«Овощи и фрукты – полезные продукты», «Осенний бал овощей и фруктов»,
«Путешествие
на
сказочную
поляну».
Согласно
задач
реализуемого
нами
проекта пропагандируем экологическую культуру, знания о здоровом образе
жизни, проводим тематические встречи с родителями «Папа, мама, я – здоровая
семья!», «О здоровье всерьез», «Что мы знаем об экологии?» и др.
Результативность проведенной нами работы мы видим в том, что дети с
удовольствием
общаются
с
живыми
существами,
ухаживают
за
ними,
наблюдают, относятся бережно к объектам природы, в поведении детей не
наблюдается негативизм, дети начинают понимать ценности жизни, стремятся к
совершению добрых поступков.
Таким образом, умение жить в согласии с природой и окружающей средой
следует прививать как можно раньше. Природа обогащает человекам духовно,
общение
с
ней
способствует
формированию
положительных
моральных
качеств,
а
это
обеспечивает
в
свою
очередь
формирование
духовных
и
нравственных ценностей.
Научить детей видеть красивое – дело сложное, но возможное.
Экологизация детской среды и материально-технической базы имеют
большое
воспитательное
значение.
Дети
не
только
познают
природу,
но
и
приобретают
первые
трудовые
навыки,
познают
взаимосвязи
между
растениями, животными и людьми, явлениями природы. А еще это множество
положительных эмоций, ощущение себя созидателем природы.
Список литературы:
1.
Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования
дошкольников. -М.:ТЦ Сфера, 2007. – 80 с. –(Программа развития).