Напоминание

"ЭКОЛОГИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ С УЧЕТОМ ФГОС ДО"


Автор: Эскина Надежда Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 37 "Теремок"
Населённый пункт: г. Железногорск Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: "ЭКОЛОГИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ С УЧЕТОМ ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«ЭКОЛОГИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ

ГРУППЫ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ С УЧЕТОМ ФГОС ДО»
Эскина Н.Б. Воспитатель МБДОУ №37 №Теремок» Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир Природы С ограниченным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»,- писал В.Сухомлинский. Ничто так благотворно не действует на человека, как общение с природой. Конечно же, только специалисты знают: каждое растение имеет свои индивидуальные характеристики, каждое живое существо имеет свои индивидуальные особенности, признаки: химический состав, энергетическую проводимость, жизненный ритм, цвет, форму, особенности влияния на человека, на его здоровье, а также на окружающую среду. К тому же природа – один из источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений, поэтому необходимо окружить ребенка красотой природы, чтобы он проникся мыслью – важно не только сохранять красоту, но и творить её вокруг себя. Значительную часть времени дети проводят в помещении детского учреждения и на его территории. И от того насколько окружающая среда будет ухоженной, красивой, разумно спланированной, периодически обновляющейся, совмещающей любование дарами природы, с решением вопросов экологического, нравственного, физического, художественного воспитания, будет зависеть, каких детей мы воспитаем, будут ли наши дети вести здоровый образ жизни. Наша группа работает над долгосрочным проектом «Здоровей-ка!» по формированию здорового образа жизни и валеологии, одна из составляющих проекта - проблема влияния природы на здоровье ребенка. Используя экологически здоровьесберегающие технологии, даем детям старшего дошкольного возраста с нарушением зрения понимание того, что если не будет на земле дерева и кустарника, птички или букашки, то не будет и нас – людей, что в природе все взаимосвязано. Экологические знания дети получают не только во время непрерывной образовательной деятельности (НОД), а так же и вне ее. При создании развивающей среды группы нами организованно несколько предметно-развивающих «центров»: для речевого, математического, эстетического, конструктивного, физического и коррекционного развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных центров. Наличие в них развивающего оборудования, предполагает освоение и интегрирование разного рода образовательных областей, и разных видов детской деятельности, в том числе и экологических знаний.
Созданная в группе предметно-игровая среда обе спечивает разностороннее развитие детей с нарушением зрения и характеризуется полифункциональностью, соответствует возрастным и индивидуальным потребностям детей, дает возможность реализовать сразу несколько видов интересов детей (эмоциональный интерес, познавательный, практический, учет интересов девочек и мальчиков). В центре «Образование» (область «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы») имеется необходимый материал для проведения НОД, дидактические пособия; игрушки и плакаты; различные виды календарей для знакомства с временными понятиями; календарь природы, где дети отмечают состояние погоды и делают зарисовки, закрепляют сезонные явления природы.Оформлена «библиотека» с произведениями признанных знатоков природы: М.Пришвина, В.Бианки, А.Пушкина, К.Ушинского, Л.Толстого и других авторов. Имеется большое количество детских энциклопедий о природе. Постоянной традицией стало чтение рассказов и сказок на экологическую тему, знакомство с народными приметами, поговорками, пословицами. Знакомство с родным краем формируем через туристические походы (выезды) детей на Енисей, в Додоново, экскурсии на реки Байкал, Кантат, городское озеро, в ближайший лес, прогулки по городскому скверу, парку. Зона «Труда и отдыха» наполнена различными комнатными растениями, мини бассейном для игр с водой, имеется инвентарь для выработки навыков ухода за растениями, игровой материал для обыгрывания временных периодов, различных климатических зон. Организованно пространство для исследовательской деятельности – лаборатория природы. Специальное оборудование помогает детям с нарушением зрения самостоятельно выявлять свойства, качества объектов природы, устанавливать связи и зависимости: микроскоп, различного диаметра лупы, разного объема пластмассовые баночки, воронки, песочные часы, весы, компас. Для знакомства с различными природными объектами, развития навыков классификации объектов имеется коллекция природного материала: шишки, камушки, ракушки, семена растений, перья, листья. Собрана коллекция пластмассовых насекомых, так как натуральные не желательно использовать, в плане воспитания гуманного и бережного обращения с природой. В зоне «Художественного творчества» собрана коллекция аудиозаписи звуков природы: пение птиц, шум воды, шум прибоя, шепот песка и т.д. Коррекционная работа часто проводится с использованием природного материала: шишки с разных деревьев, камушки, иголки и листья позволяют развивать воображение детей при выкладывании различных узоров, тренировать мелкую мускулатуру рук, точность движений, зрительное восприятие и пространственное расположение деталей. Работы детей постоянно презентуем через тематические выставки по текущему планированию по НОД, проводим конкурсы совместно с родителями воспитанников: «Дары осени», «Мы рисуем ЗОЖ», конкурс на лучшую рекламу «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Осенний бал овощей и фруктов», «Путешествие на сказочную поляну». Согласно задач реализуемого нами
проекта пропагандируем экологическую культуру, знания о здоровом образе жизни, проводим тематические встречи с родителями «Папа, мама, я – здоровая семья!», «О здоровье всерьез», «Что мы знаем об экологии?» и др. Результативность проведенной нами работы мы видим в том, что дети с удовольствием общаются с живыми существами, ухаживают за ними, наблюдают, относятся бережно к объектам природы, в поведении детей не наблюдается негативизм, дети начинают понимать ценности жизни, стремятся к совершению добрых поступков. Таким образом, умение жить в согласии с природой и окружающей средой следует прививать как можно раньше. Природа обогащает человекам духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств, а это обеспечивает в свою очередь формирование духовных и нравственных ценностей. Научить детей видеть красивое – дело сложное, но возможное. Экологизация детской среды и материально-технической базы имеют большое воспитательное значение. Дети не только познают природу, но и приобретают первые трудовые навыки, познают взаимосвязи между растениями, животными и людьми, явлениями природы. А еще это множество положительных эмоций, ощущение себя созидателем природы. Список литературы: 1. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. -М.:ТЦ Сфера, 2007. – 80 с. –(Программа развития).


В раздел образования