КОРРЕКЦИЯ ЗРИТЕЛЬНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.
Автор: Стрелкова Татьяна Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 37 "Теремок" Населённый пункт: г. Железногорск Красноярского края Наименование материала: статья Тема: КОРРЕКЦИЯ ЗРИТЕЛЬНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ. Раздел: дошкольное образование
КОРРЕКЦИЯ ЗРИТЕЛЬНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ С
НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.
Стрелкова Татьяна Викторовна
воспитатель
МБДОУ №37 «Теремок»
На
основе
пространственных
представлений
дошкольники
учатся
практически
ориентироваться в пространстве, кроме того, эти представления являются фундаментом
для
формирования
пространственного
мышления
и
способности
понимать
пространственные признаки, свойства и отношения между объектами в пространстве.
В дошкольном возрасте у детей должны быть сформированы представления о
расположении объектов и предметов в окружающем пространстве по отношению к себе и
предметам.
Успешность
овладения
пространственными
представлениями
во
многом
определяется состоянием сенсорных функций и, в первую очередь, состоянием зрения.
Нарушение
зрения,
возникающее
в
детстве,
отрицательно
влияет
на
процесс
формирования пространственной ориентации у детей
Для
дошкольников
с
нарушением
зрения
характерны
недостатки
развития
движений и малая двигательная активность; у них, по сравнению с нормально видящими
сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности
практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных
отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми
формы, величины, пространственного расположения предметов.
Ориентировка
в
пространстве
на
ограниченной
сенсорной
основе
требует
специального
обучения
детей
активному
использованию
нарушенного
зрения
и
всех
сохранных анализаторов (слуха, обоняния и т. д.)
Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщённого образа
осваиваемого пространства.
Наиболее успешно освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве
осуществляется в дидактических играх и упражнениях:
в них дети учатся выделять и
анализировать
различные
пространственные
признаки
и
отношения,
получать
информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ:
«Угадай, кто здесь стоит»; «Расскажи, что где находится».
«Встань так, чтобы слева от тебя был стол».
«Найди предмет по указанным ориентирам».
«Путешествие по группе»; «Путешествие по детскому саду».
«Найди спрятанную игрушку»; «Жмурки с колокольчиком».
«Правильно пойдёшь – игрушку найдёшь»; «Откуда звали».
«Сделай два шага назад поверни направо и т. д.».
«Что изменилось?»; «Сравни два предмета».
«Найди предметы названной формы»; «Куда села бабочка?».
«Найди по схеме»; «Расположи предметы по схеме».
«Нарисуй схему по словесному описанию»;
«Нарисуй, что где находится».
«Составь узор из геометрических фигур».
«Составь изображения на фланелеграфе».
«Расскажи, какой предмет звучит»; «Что слышишь вокруг».
«Найди дорогу до своего домика по ориентирам».
«Расскажи, как пройти к музыкальному залу».
«Расскажи, как пройти на участок»; «Дорога в магазин».
«Расставь мебель в кукольной комнате».
«Нарисуй схему кукольной комнаты».
«Нарисуй путь из группы в кабинет логопеда и т. д.»
«Следопыты»; «Лабиринты» и т. д.
Рисование по трафаретам.
Задания на перешагивание.
Для
обучения
детей
зрительной
ориентировке
в
пространственном
расположении
объектов в зависимости от точек отсчёта можно предлагать задания на осмысление связей
и зависимостей. Например, зарисовать простые предметы, схемы, рисунки, отражённые в
зеркале. После завершения работы дети сличают свои рисунки с реальным положением
предметов,
расположенных
на
образцах,
что
даёт
детям
возможность
понимать
зеркальность отражения пространства. Кроме того, дети могут зарисовать один и тот же
объект, предмет с разных точек, а затем обсудить результаты, находя отличительные
пространственные признаки, показывающие местоположение объекта. Это обеспечивает
понимание относительности пространственных признаков и свойств.
В
играх
типа
поиска,
где
дети
соревнуются
в
том,
кто
скорее
найдёт
предмет,
зрительная ориентация становится более непроизвольной и точной, так как игровые
действия стимулируют зрительно – двигательную активность детей, и у них исчезает
порой существующая при зрительной патологии боязнь пространства. Бег, ходьба по
нарисованным
лабиринтам,
выполнение
различных
двигательных
упражнений
в
соответствии
со
зрительными
сигналами:
цветовыми,
световыми
и
двигательными
–
способствуют активизации и успешному формированию зрительно – пространственных
навыков ориентировки детей в окружающем мире.
ЛИТЕРАТУРА:
Плаксина Л. И. «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения».
– Калуга: издательство «Адель», 1998.
Плаксина Л. И. «Коррекционная работа в детском саду». – Москва «ГороД» 1999.
Григорьева Л. П. «Развитие восприятия у ребёнка» - Москва: «Школа-Пресс» 2001.