Напоминание

КОРРЕКЦИЯ ЗРИТЕЛЬНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.


Автор: Стрелкова Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 37 "Теремок"
Населённый пункт: г. Железногорск Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: КОРРЕКЦИЯ ЗРИТЕЛЬНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОРРЕКЦИЯ ЗРИТЕЛЬНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ. Стрелкова Татьяна Викторовна воспитатель МБДОУ №37 «Теремок» На основе пространственных представлений дошкольники учатся практически ориентироваться в пространстве, кроме того, эти представления являются фундаментом для формирования пространственного мышления и способности понимать пространственные признаки, свойства и отношения между объектами в пространстве. В дошкольном возрасте у детей должны быть сформированы представления о расположении объектов и предметов в окружающем пространстве по отношению к себе и предметам. Успешность овладения пространственными представлениями во многом определяется состоянием сенсорных функций и, в первую очередь, состоянием зрения. Нарушение зрения, возникающее в детстве, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентации у детей Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов. Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, обоняния и т. д.) Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщённого образа осваиваемого пространства. Наиболее успешно освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве осуществляется в дидактических играх и упражнениях: в них дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ:  «Угадай, кто здесь стоит»; «Расскажи, что где находится».  «Встань так, чтобы слева от тебя был стол».  «Найди предмет по указанным ориентирам».  «Путешествие по группе»; «Путешествие по детскому саду».  «Найди спрятанную игрушку»; «Жмурки с колокольчиком».  «Правильно пойдёшь – игрушку найдёшь»; «Откуда звали».  «Сделай два шага назад поверни направо и т. д.».
 «Что изменилось?»; «Сравни два предмета».  «Найди предметы названной формы»; «Куда села бабочка?».  «Найди по схеме»; «Расположи предметы по схеме».  «Нарисуй схему по словесному описанию»;  «Нарисуй, что где находится».  «Составь узор из геометрических фигур».  «Составь изображения на фланелеграфе».  «Расскажи, какой предмет звучит»; «Что слышишь вокруг».  «Найди дорогу до своего домика по ориентирам».  «Расскажи, как пройти к музыкальному залу».  «Расскажи, как пройти на участок»; «Дорога в магазин».  «Расставь мебель в кукольной комнате».  «Нарисуй схему кукольной комнаты».  «Нарисуй путь из группы в кабинет логопеда и т. д.»  «Следопыты»; «Лабиринты» и т. д.  Рисование по трафаретам.  Задания на перешагивание. Для обучения детей зрительной ориентировке в пространственном расположении объектов в зависимости от точек отсчёта можно предлагать задания на осмысление связей и зависимостей. Например, зарисовать простые предметы, схемы, рисунки, отражённые в зеркале. После завершения работы дети сличают свои рисунки с реальным положением предметов, расположенных на образцах, что даёт детям возможность понимать зеркальность отражения пространства. Кроме того, дети могут зарисовать один и тот же объект, предмет с разных точек, а затем обсудить результаты, находя отличительные пространственные признаки, показывающие местоположение объекта. Это обеспечивает понимание относительности пространственных признаков и свойств. В играх типа поиска, где дети соревнуются в том, кто скорее найдёт предмет, зрительная ориентация становится более непроизвольной и точной, так как игровые действия стимулируют зрительно – двигательную активность детей, и у них исчезает порой существующая при зрительной патологии боязнь пространства. Бег, ходьба по нарисованным лабиринтам, выполнение различных двигательных упражнений в соответствии со зрительными сигналами: цветовыми, световыми и двигательными – способствуют активизации и успешному формированию зрительно – пространственных навыков ориентировки детей в окружающем мире. ЛИТЕРАТУРА:  Плаксина Л. И. «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения». – Калуга: издательство «Адель», 1998.  Плаксина Л. И. «Коррекционная работа в детском саду». – Москва «ГороД» 1999.  Григорьева Л. П. «Развитие восприятия у ребёнка» - Москва: «Школа-Пресс» 2001.


В раздел образования