"Народная игра - средство развития ребёнка дошкольника"
Автор: Васенева Оксана Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 72 Населённый пункт: Томск Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Народная игра - средство развития ребёнка дошкольника" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 72 г. Томска
Щорса д. 15/2, г. Томск, 634012, тел. 52-61-02
Рассмотрена на заседании
Утверждена
Педагогического совета №1
10 сентября 2015 года
Протокол №1
Заведующим МБДОУ №72
От 10 сентября 2015 года
_________ О.Н. Смокотина
подпись расшифровка
МП
Развивающая программа
"Народная игра - средство развития ребёнка дошкольника"
Срок реализации 3 года
4-7 лет
Разработчики:
Воспитатели МБДОУ №72
Васенёва О. В.
Хамзина Р. С.
Томск 2015г.
В
ведение
Что такое народная игра? Это не просто весёлое развлечение, скорее,
это путешествие в стародавние времена, в дни языческих праздников и
обрядов.
На протяжении долгого времени из поколения в поколение передавались
знания об устройстве мира, природе, отношениях, моральных устоях в
простой, незамысловатой форме - игровой.
Игровой фольклор, народные игры сохранили для нас неразрывную
нить времен, связывающую современные реалии и далеко ушедшие времена.
Народная игра - историческая память всех народов и национальностей.
Трудно не согласиться со словами А. В. Луначарского, - "Игра в
значительной степени является основой всей человеческой культуры".
Нам досталось великое наследие, уникальный инструмент,
позволяющий без машины времени окунуться в быт и праздники наших
предков.
Не справедливо забытая часть культуры, сегодня приобретает новую
жизнь.
В эпоху гиподинамии, компьютеризации, всевозможных гаджитов
молодое поколение утратило самое главное умение - умение общаться.
Запертые в своих квартирах, оторванные от природы, члены семьи перестали
разговаривать друг с другом. А ведь ещё каких-то 50 лет назад устраивались
семейные обеды с обязательными играми, в которые играли не только дети,
но и взрослые принимали активное участие, а каких-то 100 лет назад
народные и религиозные праздники занимали основное место в жизни людей,
а детям в них отводилось особая роль. В играх дети проецировали
обретённые знания о жизни взрослых, о жизни и повадках животных и птиц,
природных явлениях. Игра становилась связующим звеном между взрослым
и ребёнком, школой воспитания и обучения, развития.
Особое внимание можно обратить на речевое сопровождение - это
поэзия и сатира, математика и культура речи, творчество и обучение.
В современных условиях, отсутствие "живого" общения,
доверительных, а порой интуитивных отношений приводят к тому, что наши
дети страдают нарушениями речи, они замкнуты, стеснительны, не
инициативны. С каждым годом эти проблемы становятся всё сложнее и
реальнее.
Изучая эти проблемы, проблемы отношений между детьми и
родителями, родителями и педагогами, детьми и педагогами и вытекающие
из них проблемы детского развития, нарушения речи, наличие комплексов у
детей, пришли к выводу что существует необходимость найти в своей работе
такой инструмент, такую форму, которая позволяла бы решать проблемы в
комплексе, но без особого давления на участников процесса.
Однажды, обратив внимание на сборник "Детские подвижные игры
народов СССР", на народную игру, как форму роботы с детьми, мы
бесповоротно влюбились в неё.
Вначале, мы использовали народную игру, как игровой элемент на прогулке,
позже вводили её и в образовательный процесс, а позднее и на родительские
собрания как форму неформального общения родителей между собой.
Мы старались как можно чаще использовать игры народов мира в
процессе обучения, воспитания и развития детей, т. к. яркое разнообразие
народных игр позволяет развить в ребёнке не только активность, сноровку, т.
е. сформировать его моторные функции, но и сообразительность,
любознательность - основу интеллектуального развития, а также развить в
ребёнке инициативность, самостоятельность - основу социально-
коммуникативных способностей, раскрыть его творческий потенциал,
познакомить с культурой разных народов, отправить в увлекательное
путешествие по миру.
Народная игра помогала нам формировать и развивать речь детей,
раскрывать творческий потенциал детей и родителей, налаживать самые
главные связи в жизни каждого человека - связи между родителями и детьми,
создать открытую доверительную атмосферу в нашем большом коллективе,
детей, родителей, педагогов.
Народная игра - это пища для ума и сердца, в которой закладывается
развитие патриотических чувств и толерантности, формирование
познавательных способностей, социальных, культурных норм, физическому,
психическому и умственному развитию ребёнка дошкольника
Мы уверены, что наша программа поможет как молодому специалисту,
так и педагогу со стажем найти свой уникальный ключик в работе с детьми и
взаимодействии с родителями.
Пояснительная записка
Актуальность:
Наше дошкольное образовательное учреждение имеет свою ярко
выраженную направленность - музыкально-эстетическую, целью которого
является - создать условия для полноценного гармоничного развития,
воспитания и обучения каждого ребёнка.
Народная игра помогает решать эту задачу. Народная игра имеет
большое значение для всестороннего развития ребёнка. Важно разбудить
познавательную активность ребёнка, желание самостоятельно добывать
знания.
На занятиях по развитию речи нам часто приходилось наблюдать, как
тогда, когда надо мыслить, размышлять, высказывать самостоятельно
суждения, а не только повторять чужие выводы, дети теряют интерес к теме
обсуждения, отвлекаются, а иногда предпочитают молчать.
Поэтому наша работа была направлена на то, чтобы воспитать у детей
потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к
преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску
решений и достижению поставленной цели.
Ведь и мы взрослые работаем наиболее продуктивно, если занимаемся
интересным и любимым делом. Именно в этом случае мы трудимся с полной
отдачей, не считая времени, не жалея сил, и получая удовольствие от самого
процесса труда.
Анализируя все возможные варианты для создания оптимального
развивающего пространства и положительной мотивации, которое
основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста -игре.
Решение пришло само собой, и этим решением стала народная игра , так как
именно в ней реализуется потребность дошкольника действовать
самостоятельно, активно. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у
детей выполнение заданий, решение проблемных ситуаций стало
осмысленным и в то же время интересным, увлекательным и
познавательным.
Организуя непосредственную деятельность детей, необходимо
помнить, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не
окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся
активным достижением ребёнка.
Эмоциональный настрой в течение всех
видов деятельности поддерживает и стимулирует познавательную активность
детей, что в свою очередь способствует развитию творческого мышления.
Создавая ситуации, требующие от детей эмоционального погружения в
проблемы, создаётся возможность рассуждать, логически мыслить, самим
находить выход из трудного положения.
Развивать речь у детей, формируя независимость мышления, умение
высказывать смелые идеи и гипотезы, защищать и аргументировано
отстаивать собственное мнение, а так же способность видеть недостатки в
собственных аргументах, принимать критику без обид, сформировать умение
оценивать себя и сверстников помогает народная игра - кладись мудрости, а
полученные во время игры знания и умения становиться важным жизненным
приобретением, именуемым, в последствии, опытом.
Компетентность педагога заключается в том, чтобы совместив свою
инициативность и знания превратить их в практическую и игровую
деятельность, созданную для обеспечения условий , при которых знания,
полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают
решить практическую задачу.
Организуя деятельность детей в интересной, увлекательной форме, мы
формируем познавательный интерес. Ведь отвечать на скучные вопросы
воспитателя - это одно, а играть, и перейти из разряда, обучающегося в
разряд человека способного научить, помочь – это другой уровень
саморазвития ребенка.
Всем известна истина: «Принуждение - враг творчества». Творческое
развитие возможно только тогда, когда ребёнок осознаёт свою значимость, а
это он может сделать только в игровой ситуации.
Иллюзия, перевоплощение позволяет ребёнку раскрепоститься,
творчески мыслить и незаметно для себя усваивать, казалось бы, самые
сложные жизненные постулаты, развивать умения взаимодействовать со
всеми участниками процесса обучения и развития.
Для ребёнка игра - это его жизнь, а перевоплощение ещё и возможность
избежать множества комплексов и проблем общения в социуме для
маленького человека.
В играх мудрость народа, правильная, красивая, поэтическая речь,
простор для фантазий. При помощи народной игры можно придумать свою
необыкновенную историю. Дети любят сочинять свои истории, составлять
рассказы, опираясь на собственные наблюдения требующие смекалки, с
большим удовольствием выступают в роли педагога и обучают сверстников.
В свою очередь, желание педагогов понять психологические проблемы
ребёнка, стремление помочь ему выйти победителем из тупиковой ситуации,
создаёт предпосылки для дальнейшего развития творческой деятельности.
Своевременная помощь позволяет преодолеть боязнь общения, боязнь
незнания, боязнь быть осмеянным сверстниками обрушится на маленького
человечка, заточая его в мир страхов и сомнений. Народная игра –
уникальное средство воздействия, на формирующеюся личность ребёнка.
В человеческой деятельности практически нет областей, где не
употреблялась бы речь. Она нужна везде. А поскольку всем детям приходится
учиться, то от качества речи ребёнка зависит и успешность его обучения.
Для изучения этой проблемы и ее решения нами было выбрано
направление в работе с детьми дошкольниками – развитие речи
средствами народной игры.
Существование противоречия между необходимостью развития речи детей
дошкольного возраста и отсутствием пространства для её развития выделило
проблему: дефицита «ЖИВОГО» общения в рамках семьи и социума.
Поиск решения навело нас на мысль разработать программу, темой которой
стала
Тема:
Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами
формирования моторных функций при помощи народных игр
Объектом программы: развитие речи у детей дошкольников.
Предметом считаем: создание развивающей среды, для развития речи
дошкольников средствами народной игры..
Новизна: народная подвижная игра – средство обучения и воспитания,
обеспечивающая самообразование ребёнка. Она классически лаконична,
выразительна и доступна ребёнку. Народная подвижная игра – традиционная
игра, которая имеет развлекательную основу, и включают в себя элементы
театрального, циркового, танцевального, музыкального и поэтического
искусства, отражающая образ жизни, национальные традиции, обычаи.
В народных подвижных играх радость движения сочетается с духовным
обогащением детей, формируется уважительное отношение к культуре
родной страны и создаётся эмоционально- положительная основа для
физического развития и формирования ценностного отношения к физической
культуре.
У наших детей появилась прекрасная возможность, играя, приобщиться к
ЗОЖ, прикоснуться к особенностям жизни, истории, обычаям народов мира,
познать радость общения со сверстниками и взрослыми.
Данная технология является интегрированной, т.к. знакомство и
использование народной подвижной игры проходит во взаимосвязи с
образовательными областями «Здоровье», «Физическая культура»,
«Познание», «Социализация». Новизна программы заключается в том, что в
процессе народной игры у ребёнка развивается не только моторные функции,
но и речь, формируются познавательные и социально-коммуникативные
навыки. В непринуждённой форме происходит закрепление материала.
Педагогическая целесообразность: данная программа целесообразна, так
как соответствует государственной образовательной политики, имеет
личностно ориентированный приоритет и является основной детской
деятельностью в дошкольном возрасте через которую происходит восприятие
окружающего мира.
Типология программы:
Развивающая : направлена на решение задач развития ребёнка, раскрытие и
развитие способностей, приобретение знаний и умений, удовлетворения
познавательного интереса.
Муниципальная: является развивающей программой на базе МБДОУ №72 в
соответствии с общей концепцией развития.
Познавательная: по целевым установкам.
Социально-коммуникативная: по направленности деятельности.
Модифицированная: составленная на основе учебно-методического
комплекса
Программы и технологии
« От рождения до школы» /под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой - М.; Мозаика-Синтез, 2012 год.
Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания», М.; Изд. Дом
«Воспитание дошкольника», 2005
Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр», М.; 2010
Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду. Младшая группа».
Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа».
Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа».
Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная
группа». Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Пособия
Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр для детей 2 – 7 лет», М.:
Мозаика-Синтез, 2012
Борисова М.М. «Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7
лет», М.: Мозаика-Синтез, 2012
Картотека подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой
гимнастики. Нищева Н.В.– СПб.: ООО «Издательство «детство-пресс», 2010.
Серия наглядно-дидактичнских пособий «Рассказы по картинам (зимние и
летние виды спорта)».- М.: Мозаика-Синтез, 2010
Развивающая программа ""Народная игра- средство развития ребёнка
дошкольника" рассчитана на детей в возрасте 4-7 лет, срок реализации 3
года.
Цели программы:
развитие речи, социально-коммуникативных умений детей дошкольников;
знакомство с народным колоритом обычаев, оригинальностью
самовыражения народов мира
Образовательные задачи:
исследовать, восстанавливать и систематизировать фольклорный материал;
организовывать развивающее пространство и развивающую среду для
реализации программы;
формировать активный словарь и грамматический строй речи детей
дошкольников;
формировать познавательный интерес, исследовательские навыки
Воспитательные задачи :
воспитывать любовь к художественной литературе, фольклору, природе;
воспитывать толерантное отношение к окружающим;
Развивающие задачи:
развивать моторные функции у детей дошкольников;
развитие психических процессов: мышления, внимания, памяти,
воображение
развивать эмоциональную сферу: смекалка, выдержка, находчивость,
выносливость;
формировать социально- коммуникативные навыки, навыки межличностного
общения;
Тематическое содержание программы:
Тематическое содержание программы соответствует перспективному
планированию тематических недель.
1. Первое сентября – день знаний. «Золотая осень» (первые приметы осени)
2. Сад – фрукты.
3. Огород – овощи.
4. Деревья и кустарники.
5. Лес. Дары леса (грибы, ягоды)
6. Я, моя семья, мой дом. Наш детский сад.
7. Профессии, предметы помощники.
8. Труд людей осенью.
9. Перелётные птицы. Приметы поздней осени.
10. Домашняя птица и их детёныши.
11. Домашние животные и их детёныши.
12. Дикие животные и их детёныши.
13. «Здравствуй зимушка – Зима!». Приметы зимы.
14. Зимние забавы (зимняя олимпиада в саду)
15. Зимующие птицы.
16. Что такое «Новый год?»
17. Рождество (народные традиции, обрядовые игры)
18. Животные Сибири и крайнего Севера.
19. Дом, который построили мы. Мебель.
20. По страницам сказок.
21. Зимний огород опытно-экспериментальная деятельность, комнатные
растения.
22. Транспорт, военный транспорт.
23. По страницам истории. История Томска.
24. День защитника отечества. Наша армия.
25. Весна. 8 Марта – международный женский день.
26. Ранняя весна, приметы весны, труд людей весной.
27. Одежда (назначение, материалы)
28. Посуда (назначение, материалы)
29. Народная культура и традиции, прикладное искусство. Пасха.
30. День космонавтики.
31. Животные жарких стран.
32. Животный мир рек, озер, морей и океанов.
33. 1 мая – день солидарности. 9 мая – день победы.
34. Полевые и садовые цветы. Сажаем огород.
35. Насекомые и их знакомые.
36. Правила дорожного движения.
37. Здравствуй лето! День защиты детей.
38 Земля - наш общий дом.
39. Кладовая Земли.
40. Волшебница Вода (круговорот воды в природе).
41. Лето. Приметы лета: Народный праздник «Иван Купала». Лекарственные
42. травы.
43. Цветы. Огород.
44. Опасности, подстерегающие нас летом.
45. В гостях у Мойдодыра.
46. Окончание лета. Что такое «время». Путешествие Земли вокруг Солнца.
Ильин День.
47. Насекомые. Медовый Спас.
48. Где живут витамины? Яблочный Спас.
49. Кладовая леса. Летний труд. Ореховый Спас.
Режим проведения игровой деятельности.
Игры проводятся во время прогулки или в процессе образовательной
деятельности, продолжительность зависит от заинтересованности детей,
меняется темп игры.
Нормативно правовая база:
1. Конституция РФ.
2. Закон Российской Федерации "Об образовании".
3. Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях
прав ребёнка в РФ"
4. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
03.04.2003 №27 "Введение в действие санитарно-эпидемиологических правил
и нормативов СанПин 2.4.4.1251-03
5. Закон томской области от 12.11.2001 №119-ОЗ "Об образовании в Томской
области"
Методы и формы работы с детьми
Обучение проходит в занимательной игровой форме с использованием
атрибутов, иллюстраций. Широкое использование атрибутов и иллюстраций
развивает образную и ассоциативную память. В процессе совершенствования
игровых навыков наглядный материал заменяется схематическим, что
обеспечивает переход к самостоятельной деятельности детей.
В процессе используются следующие методы обучения:
диагностические методы:
•
наблюдение;
•
беседа;
•
анкетирование;
•
тестирование;
формы работы
индивидуальная;
подгрупповая;
групповая;
Методы общения с детьми:
•
активный
•
интерактивный
Практическое применение находят и другие методы педагогического
процесса:
•
словесные, наглядные, практические;
•
репродуктивные, объяснительно-иллюстративные;
•
поисковые, исследовательские, проблемные;
Структура игровой деятельности:
I этап: ознакомительный ( знакомство с игрой: с правилами, с языковыми
особенностями народа обладателя игры, историей возникновения)
II этап : совместная игровая деятельность детей и педагога в размеренном
темпе, с обсуждением ошибок, проговариванием правил в процессе игры.
III этап: самостоятельная игра детей с наращиванием темпа и обсуждением
ошибок при выполнении правил
IV этап: самостоятельная игра детей с вариацией правил и чтением
схематического изображения правил, самооценка и оценка процесса в целом.
Образовательные технологии:
1. Игровая технология.
2. Технология развивающего обучения.
3. Здоровьесберегающая технология.
Ожидаемые результаты:
Сформирован активный словарь, устная речь, развит грамматический строй
речи, развит фонематический слух;
развиты познавательные способности;
развита координация речи с движением, сформированы моторные функций у
детей;
развито творческое воображение;
социально-коммуникативные навыки;
дети владеют основными культурными способами деятельности,
инициативны и самостоятельны в разных видах деятельности – игре,
общении, познавательно-исследовательской деятельности, продуктивной
деятельности ;
способны выбрать род занятий, участников по совместной деятельности,
сформировано положительное отношения к миру, к разным видам труда,
другим людям, и самому себе, развито чувство собственного достоинства;
сформировано умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, в
совместных видах деятельности.
Диагностика:
Важнейшим критерием оценки развития ребёнка является его способность к
усвоению нового материала
Диагностика уровня развития народной игры.
Средний возраст:
1.Знает несколько русских народных подвижных игр.
2.Знает и выполняет правила в игре.
3.Знает несколько считалок, дразнилок, потешек, пословиц.
4.Знает и понимает слова диалекта.
5.Умеет совместно играть.
Старший возраст:
6.Знает несколько способов распределения ролей (считалки,
жеребьёвка, певалки и т.д.)
7.Умеет самостоятельно использовать спортивно-игровое
оборудование.
8.Знает народные праздники, обычаи.
Каждый показатель оценивается отдельно. За каждый правильный ответ
ставится 1 балл. Исключение составляет 1, 3, 6 пункт:
3 балла – ребенокназывает 4 и более подвижные игры, малых форм
фольклора, способа распределения ролей.
2 балла - ребенокназывает 2 - 3 подвижные игры, малых форм
фольклора, способа распределения ролей.
1 балл - ребенокназывает 1 подвижные игры, малых форм
фольклора, способа распределения ролей.
Таким образом, оценка уровня развития игры ставится если:
От 11 до 14 баллов – высокий уровень.
От 6 до 10 баллов – средний уровень.
От 1 до 5 баллов – низкий уровень.
Ориентируясь на обобщённую оценку, можно выявить уровни развития игры.
Карта наблюдения за игровой деятельностью детей 4-7 лет.
Ф. И. ребёнка________________________________________________
Год
Возраст
Количество
исследуемых
детей
Начало года
Конец года
средний
В –
С –
Н -
В –
С –
Н -
старший
В –
С –
Н -
В –
С -
Н –
подготовительный
В -
С -
Н –
В-
С-
Н –
Ф.И. О. воспитателя__________________________________________
Игровая
деятельность
По месяцам
09 10 11 12 01 02 03 04
Заинтересован,
Невербально
реагирует на
просьбы,
указания
Делает попытки
повторить
правила по
показу, с
использованием
атрибутов,
иллюстраций
Усваивает
правила игры и
воспроизводит в
совместной
деятельности со
взрослым
Усваивает
правила и
воспроизводит в
совместной игре
со сверстниками
Координирует
речь с движением
Свободно
ориентируется в
пространстве
Сформированы
моторные
функции
Самостоятельно
организует игру
по схеме
Может обучить
правилам игры
сверстников
Условия реализации программы.
1. Организационно-педагогические.
Работа с родителями.
В целях обеспечения гармонического развития ребёнка дошкольного возраста
и пропаганды здоровой воспитательной атмосферы в семье проводятся
мероприятия с привлечением родителей.
1. Собрания.
2. индивидуальные беседы об успехах и проблемах детей.
3. оформление папок передвижек.
Организация совместных праздников по народному календарю.
2. Кадровые.
для реализации программы необходимо и достаточно профессионального
образования педагогов на группе и взаимодействия со специалистами ДОУ.
3. Материально-технические методические.
методические, дидактические и наглядные пособия, атрибутика для игр,
инвентарь, создание развивающей среды и развивающего пространства,
разработка планирования.