Напоминание

"Коррекционно-педагогическая работа с детьми с речевыми нарушениями"


Автор: Галичникова Юлия Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Д /С №54
Населённый пункт: город Глазов, Удмуртская Республика
Наименование материала: Авторская программа
Тема: "Коррекционно-педагогическая работа с детьми с речевыми нарушениями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Авторская образовательная программа кружка
«Грамотей-ка»

Составитель: учитель-логопед

высшей квалификационной

категории Галичникова Ю.В.


Пояснительная записка
Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка. Каждый год первого сентября вместе с тысячей первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы. Одним из подходов, которые помогают воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является развитие кружковой работы детского сада. Это позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье
Актуальность.
В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушением письма и чтения. Это связано с несформированностьюфонетико– фонематического восприятия и нарушением лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста. В связи с этим, мы считаем, что большое внимание необходимо уделять развитию фонематического слуха, формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников. Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи с работой по формированию правильного звукопроизношения. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен. Работая по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой образовательная деятельность по подготовке дошкольников элементам грамоты проводится 1 раз в месяц, в разделе «Коммуникация». Поэтому мы решили организовать кружок – как дополнительную форму образовательной деятельности дошкольников под руководством учителя-логопеда с целью профилактики нарушений письма и чтения у детей. Этому также способствовали просьбы родителей, озабоченных качеством дошкольного образования своих детей. Данная форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе. План - программа кружка «Грамотей- ка» построена на основе программы «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
Цель:
определение наиболее эффективных путей и методов обучения грамоте детей дошкольного возраста: чтение, письмо, слушание, говорение, в основе, которой лежит звуко- слоговой и лексико-синтаксический анализ и синтез звуковой стороны речи; помочь детям в игровой и доступной форме осуществить работу по усвоению звуковой, слоговой стороны слова и сформировать понятие о структуре предложения.
Задачи:
образовательные – обучение правильному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; закрепление умения проводить звуко-слоговой анализ и синтез слов, лексико-синтаксический анализ предложений; развивающие – обогащение словарного запаса, развитие речи детей, развитие слухового восприятия и фонематического слуха, внимания, памяти, мышления, развитие навыка чтения целыми словами и небольшими предложениями; развитие графомоторных навыков у детей. воспитательные – формирование интереса к чтению, воспитание аккуратности, коммуникабельности, любознательности.
План - программа кружка «Грамотей-ка» построена на следующих
положениях
: 1. Обучение чтению положительно влияет на формирование и развитие личности ребенка, если дидактическая технология учитывает психологические особенности возраста и достигнутый уровень развития, а также опирается на потребности ребенка и его индивидуальные особенности. 2. Успешно, без напряжения овладеть навыками первоначального чтения ребенок может только при условии систематичности занятий и специальной организации процесса обучения. 3. Игровая основа занятий создает мотивацию для выполнения обучающих заданий. Обучение грамоте - это сложный процесс, который включает несколько этапов:  подготовительный этап - подготовка к звуковому анализу слова;  основной этап - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма. Подготовительный этап обучения – подготовка к звуковому анализу слова. На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой (чтением и письмом). Цель этапа: подготовка детей к овладению звуковым анализом слов. Задачи этапа: 1. Сформировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове. 2. Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении. 3. Обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без введения соответствующих терминов. Учить различать их на слух. 4. Введение терминов "звук" и "слово". 5. Научить называть слова с заданным звуком. 6. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух. Основной этап - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма. Методика формирования элементарных навыков чтения и письма строится на 4 раздела. 1. Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка. 2. Развитие звукобуквенного анализа слова. 3. Обучение чтению. 4. Формирование первоначальных навыков письма. План - программа кружка включает в себя: дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала составленного в программе PowerPoint (использование ИКТ). Образовательная деятельность проходит в форме игр и игровых упражнений с использованием презентаций, наглядного материала, игрушек, а также в работе используются тетради, карточки – ребусы, таблица слогов. Во время образовательной деятельности широко применяем игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты. Так как дошкольный возраст – это возраст игры, то и обучение проводится в игровой форме. Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях обучения, что позволяет создать ситуации успеха для каждого ребенка, доброжелательную, творческую атмосферу на занятиях. Чтение превращается в увлекательную игру. Строя познавательную деятельность ребёнка на игре, данные методы превращают чтение в желанное, доставляющее радость занятие буквально с первых шагов обучение.В образовательной деятельности по обучению грамоте детям даются разнообразные упражнения и задания для подготовки руки к процессу письма, на развитие внимания, памяти, мышления. В процессе
выполнения самостоятельных работ, сравнивая собственные результаты с заданным образцом, дети овладевают навыками самоконтроля и самооценки, готовят руку к письму. План - программа кружка охватывает
возрастной период с 5 до 7 лет
, и рассчитана на два учебных года. Планирование образовательной деятельности: старшая группа ( 5 – 6 лет)2 занятия в неделю; продолжительность –25 минут; подготовительная группа ( 6 – 7 лет) 2 занятия в неделю; продолжительность - 30 минут. Планируемые результаты: овладеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать порядок букв и их название «алфавит»; различать гласные, твердые и мягкие согласные; правильно ставить ударение в знакомых словах; плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту; составлять из букв разрезной азбуки слова и предложения. По итогам обучения проводится логопедическая диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи.
Работа с родителями
– одно из важнейших направлений воспитательно- образовательной работы в ДОУ. Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, поскольку единство целей и задач общественного и семейного воспитания детей обусловлено самой природой. Только при поддержки семьи возможна динамика в интеллектуальном развитии ребенка. Педагог старается удовлетворить запросы родителей по развитию и воспитанию детей. ДОУ выступает в роли активного помощника семье для развития индивидуальных особенностей каждого ребенка, постоянно изучает и влияет на формирование образовательных запросов родителей, проектирует условия для их удовлетворения. Родители постепенно становятся единомышленниками и профессиональными помощниками педагога. Родители должны тоже быть активными участниками процесса. Чтобы расширить кругозор родителей, дать им действенные советы и рекомендации, проводим консультации, оформляем рекламный блок, памятки. Учитель-логопед кружка рассказывает о достижениях ребенка, о задачах, стоящих перед ним, и получают такую же информацию от родителей. Двусторонний поток информации, знаний и опыта, партнерский характер взаимодействия делает сотрудничество более успешным.
Заключение.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности. Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений, текстов. Дети начинают познавать мир через чтение потешек, стихотворений, рассказов, они сделали для себя открытие – книга разговаривает с ними! Все знания человечества теперь им доступны. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГРУППОВЫХ

занятий по формированию фонетико-

фонематических средств языка и подготовке к

обучению грамоте
Составитель: учитель-логопед МБДОУ д/с №54 высшей квалифицированной категории Галичникова Ю.В. г. Глазов, 2015

Перспективное планирование подгрупповых занятий по

формированию фонетической стороны речи

I период обучения - сентябрь, октябрь, ноябрь

1занятие в неделю (Всего: 10недель, 10 занятий)

Формирование фонетической стороны речи

Образовательные задачи:
1. Различение на слух гласных и согласных звуков. 2. выделение первого ударного звука в слове 3. Подготовка к звуковому анализу
Коррекционные задачи:
1. Постановка отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков 2. Закрепление в собственной речи правильного произношения звуков 3. Формирование системы основных умственных действий (сравнения, обобщения, классификации) 4. Коррекция познавательной деятельности: уметь правильно называть окружающие предметы, опираясь на их качества, величину
Воспитательные задачи:
1. Воспитание умения выслушивать высказывания товарищей 2. Воспитание дисциплинированности, стремления к полезной деятельности
II период обучения - декабрь, январь, февраль, март

2 занятия в неделю (Всего: 13 недель, 26 занятий)

Формирование фонетической стороны речи

Образовательные задачи:
1. Выделение заданного звука из потока звуков 2. Анализ и синтез прямых и обратных слогов 3. Анализ звуковых сочетаний
Коррекционные задачи:
1. Закрепление в собственной речи правильного произношения звуков 2. Постановка отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков 3. Формирование фонематического восприятия 4. Развитие внимания, памяти
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать умение вслушиваться в речь окружающих

III период обучения - апрель, май

2 занятия в неделю (всего: 6 недель, 12 занятий)

Формирование фонетической стороны речи

Образовательные задачи:
1. Выделение ударных гласных после согласных. 2. Звуковой анализ слов. 3. Преобразование слов.
Коррекционные задачи:
1. Закрепление в собственной речи правильного произношения звуков. 2. Коррекция искаженно произносимых и автоматизация поставленных звуков. 3. Формирование фонематического восприятия. 4. Развитие внимания, памяти.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать умение вслушиваться в речь окружающих. 2. Воспитание дисциплинированности, стремления к полезной деятельност

Перспективный тематический план занятий по формированию

фонетической стороны речи.
Первый период обучения (сентябрь-ноябрь)10 недель(1 занятие в неделю, всего 10 занятий) месяц неделя Занятие№ Тема Навыки овладения звуковым анализом и синтезом сентябрь 3 1 Развитие слухового восприятия Развитие общего внимания и понимания речи. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуков. 4 2 Развитие фонематического восприятия Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуков и слов близких по звуковому составу. октябрь 1 3 Звук и буква У Выделение заданного звука из потока звуков. Понятие гласный звук. 2 4 Звук и буква А Закрепление понятия «гласный звук».выделение гласного в начале слова, чтение слогов с буквой «А». 3 5 Звук и буква И Закрепление понятия «гласный звук».Выделение гласного в начале слова, чтение слогов с буквой «И». 4 6 Звуки «П-Пь» Буква П Введение понятия «согласный звук».Выделение согласного в начале слова, чтение слогов с буквой «П». ноябрь 1 7 Звук и буква О Закрепление понятия «гласный звук».Выделение гласного в начале слова, чтение слогов с буквой «О». 2 8 Звук и буква Э Закрепление понятия «гласный звук».Выделение гласного в начале слова, чтение слогов с буквой «Э». 3 9 Звуки «Т-Ть» Буква Т Закрепление понятия «согласный звук».Выделение согласного в начале слова, чтение слогов и коротких слов с буквой «Т». (тот,топ,тут…) 4 10 Звуки « М-Мь» Буква М Закрепление понятия «согласный звук».Выделение согласного в начале слова, чтение слогов и коротких слов с буквой «М». (том ,там, мама…) Звуки « К-Х» Буквы К- Х Закрепление понятия «согласный звук».Выделение согласного в начале слова, чтение слогов и коротких слов с буквой «К,Х» Второй период обучения( декабрь-март)13 недель(2 занятия в неделю, всего 26 занятий) месяц неделя Занятие № Тема Навыки овладения звуковым анализом и синтезом декабрь 1 11 Звуки « К-Х» Дифференциация звуков. Определение наличия или отсутствия звуков в слове. Чтение слогов, слов с данными буквами. 12 Звуки « П,Т,К» Закрепление понятия «гласный-согласный
звук». Учить выделять первый и последние звуки в слове. Обучение элементам звукового анализа слогов, простых слов 2 13 Звук «Ы» Буква Ы Закрепление понятия «гласный звук».Выделение гласного в начале и в конце слова, чтение слогов и слов с буквой «Ы ». 14 Звуки «Ы-И» Буквы Ы-И Учить выделять гласные в середине и в конце слова. Элементы звукового анализа слогов и простых слов. 3 15 Звуки « Н-Нь» Буква Н Определение места звука в слове (начало, середина, конец слова). Звуковой анализ слогов, слов. 16 Звуки «С-Сь» Буква С Определение места звука в слове (начало, середина, конец слова). Звуковой анализ слогов, слов. 4 Диагностика январь 2 17 Звуки «З-Зь» Буква З Определение места звука в слове (начало, середина, конец слова). Звуковой анализ слогов, слов. 18 Буква З Определение места звука в слове (начало, середина, конец слова). Звуковой анализ слогов, слов. 3 19 Звуки «С-З» Буквы С-З Дифференциация звуков в слове. Определение места звука в слове (начало, середина, конец слова). Звуковой анализ слогов, слов. 20 Звуки « Б-Бь» Буква Б Учить выделять первый и второй слог в словах 4 21 Звуки « П-Б» Буквы П-Б Деление слов на слоги. Звуко-слоговой анализ слов. 22 Закрепление материала Звуко- слоговой анализ слов. февраль 1 23 Буква Я Определение места звука в слове (начало, середина, конец слова). Звуковой-слоговой анализ слогов, слов. 24 Буква Ё Определение места звука в слове (начало, середина, конец слова). Звуковой-слоговой анализ слогов, слов. 2 25 Звуки «В-Вь» Буква В Учить выделять второй и третий слоги в слове. Звуко-слоговой анализ слов. Чтение слогов и слов 26 Звуки «Ф-Фь» Буква Ф Учить выделять второй и третий слоги в слове. Звуко-слоговой анализ слов. Чтение слогов и слов 3 27 Звуки «В-Ф» Дифференциация звуков по глухости- звонкости. Знакомство с понятием «Предложение». Работа над предложением. 28 Звук «Д» Буква Д Определение места звука в слове (начало, середина, конец слова). Звуковой-слоговой анализ слогов, слов. Закрепление понятия «Предложение».
4 29 Звук « Д-Дь» Буква Д Звуко-слоговой анализ слов. Подбор слов в предложении. 30 Звуки «Т-Д» Буквы Т-Д Звуко-слоговой анализ слов. Подбор слов в предложении. март 1 31 Звуки « Г-Гь» Буква Г Определение места звука в слове (начало, середина, конец слова). Звуковой-слоговой анализ слогов, слов. Закрепление понятия «Предложение».Составляем схему предложения. 32 Звуки «К-Г» Буквы К-Г Дифференциация звуков по глухости- звонкости. Знакомство с понятием «Предложение». Работа над предложением. Составление схемы предложения. 2 33 Звук «Щ» Буква Ш Определение места звука в слове. Закрепление понятия «Предложение». Работа над предложением. 34 Звук «Щ» Буква Ш Звуко-слоговой анализ слов. Составление схемы предложения. 3 35 Звук «Ж» Буква Ж Определение места звука в слове. Закрепление понятия «Предложение». Работа над предложением. 36 Звук «Ж» Буква Ж Звуко-слоговой анализ слов. Составление схемы предложения. 4 37 Звуки « Ш-Ж» Буквы Ш-Ж Дифференциация звуков по глухости- звонкости. Знакомство с понятием «Предложение». Работа над предложением. Составление схемы предложения. Перспективный тематический план занятий по формированию фонетической стороны речи. Третий период обучения(апрель-май)6 недель(2 занятия в неделю, всего 12 занятий) месяц неделя Занятие№ Тема Навыки овладения звуковым анализом и синтезом апрель 1 37 Звук « Л» Буква Л Определение места звука в слове. Закрепление понятия «Предложение». Работа над предложением: придумывание предложений к схемам. 38 Звук « Ль» Буква Л Определение места звука в слове. Закрепление понятия «Предложение». Работа над предложением: придумывание предложений к схемам. 2 39 Звук « Р» Буква Р Определение места звука в слове. Закрепление понятия «Предложение». Работа над предложением. Звуко- слоговой анализ слов. 40 Звук « Рь» Буква Р Определение места звука в слове. Закрепление понятия «Предложение». Работа над предложением. Звуко- слоговой анализ слов. 3 41 Звуки « Л-Р» Буквы Л-Р Дифференциация звуков. Печатание простых предложений. 42 Звуки « Ль-Рь» Буквы Л-Р Дифференциация звуков. Печатание простых предложений. 4 43 Звуки «С-Ш» Дифференциация звуков. Печатание
Буквы С-Ш простых предложений. 44 Звуки « З-Ж» Буквы З-Ж Дифференциация звуков. Печатание простых предложений. май 1 45 Повторение пройденного материала Подбор слов с заданным звуком. Звуко- слоговой анализ слов. Печатание предложений. 46 Повторение пройденного материала Подбор слов с заданным звуком. Звуко- слоговой анализ слов. Печатание предложений. 2 47 Итоговое занятие Закрепление полученных навыков. 48 Итоговое занятие Закрепление полученных навыков. 3,4 Диагностика


В раздел образования