Напоминание

О чём поёт женщина?


Автор: Майшева Татьяна Михайловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ "Удугучинская СОШ"
Населённый пункт: Удугучин
Наименование материала: статья
Тема: О чём поёт женщина?
Раздел: полное образование





Назад




Статья. О чём поёт женщина? (Тема любви в лирике Анны Ахматовой и Ашальчи Оки) Эпоха революций начала XXвека породила уникальные явления в литературе. Российская поэзия озарилась лирикой Анны Ахматовой (Горенко) и удмуртской поэтессой Ашальчи Оки. Им удалось стать голосом своей эпохи, а затем перешагнуть все временные рубежи. Исследовав их творчество, критику и научно-исследовательскую литературу, я выделила аспекты, которые объединяют любовную лирику Ахматовой и Ашальчи Оки. Во-первых, эти музы положили начало женской поэзии: Ахматова – в русской литературе, А.Оки – в удмуртской. Впервые женская эмансипация заявила о себе с такой поэтической силой. Веками копившаяся энергия женской души получила выход. А.Ахматова и А.Оки дали любви право женского голоса. «Я научила женщин говорить», - скажет впоследствии русская поэтесса. В литературной традиции вообще доминируют писатели- мужчины. Понятно, что быть женщиной-поэтом, значит, нести в себе иные навыки. Это проявление гендерности в литературе. И Анна Ахматова (урождённая Горенко) и Ашальчи Оки (Акулина Векшина) писали под псевдонимами. Интересно, что русская поэтесса (кстати, Ахматова не любила, когда её называли поэтесса) выбрала для псевдонима татарскую фамилию. Скорее всего это было связано с её родословной по материнской любви. К тому же в фамилии Ахматова заключена некая «крылатость». Не случайно поэтесса утверждала, что поэт, который не может выбрать себе псевдонима, не имеет права называться поэтом. Акулина Григорьевна Векшина формировалась под влиянием близости к природе, ежедневно звучащих народных песен в южной Удмуртии. Она также избрала для себя благозвучный псевдоним, обозначающий полевую траву. Творческое наследие Ашальчи Оки составляет 37 стихотворений. 21 из них посвящено теме любви. Из творчества Анны Ахматовой трудно выделить то, что модно было бы назвать «любовной лирикой». Всё, что она написала, это или о любви, или в присутствии любви, или при воспоминании об ушедшей любви. О чём же ещё может петь женщина? Весь мир она воспринимает сквозь призму любви. Несчастная любовь стала их творческим приёмом, результатом того, что поэт – женщина, а не мужчина.
Женская тема, объединяющая творчество русской и удмуртской поэтессы, создала образ лирической героини. Лирическая героиня Анны Ахматовой – это чаще всего героиня любви не сбывающейся, безнадёжной. Любовь в её поэзии предстаёт в момент разрыва, разлуки. Это не боль, а память, пытка молчания. Например, в стихотворении «Песня последней встречи», используя приём говорящей детали (перчатку), Ахматова раскрывает заворожённость чувства, тайную рану, мучительство: Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки… Надевание перчатки – жест автоматический, его совершают не задумываясь, и «путаница» здесь свидетельствует о глубине настроения. Не случайно «музой плача» назвала М.Цветаева музу Ахматовой. В стихах Ашальчи Оки лирическая героиня покорна судьбе, несмела, пассивна, успокаивает себя будущим, не предпринимая для него никаких действий. Но она не активна лишь внешне, а в душе её происходят глубокие, противоречивые перемены. Может быть, женщине значимее разобраться в самой себе, прислушаться к внутреннему голосу? Любовь в стихотворениях Ашальчи Оки представляет собой тоже мучительную страсть, но подавленную застенчивостью, робостью – социальной чертой характера удмуртки. …По секрету скажу: Есть дружок у меня – Он учён, он умён, И мечта он моя. И каких только слов, Своих чувств не тая, Не шептала б ему, Тихим вечером я!
В целом же любовная лирика Анны Ахматовой и Ашальчи Оки даёт возможность судить о ценностных ориентирах лирических героинь, разных между собой, но столь похожих своей доверительностью, женской покорностью, беззащитностью и нежностью. Следующая особенность, которую можно обозначить в лирике поэтесс – глубочайший психологизм. Им, как никому до этого, удалось раскрыть самые заветные глубины женского внутреннего мира. В стихотворениях А.Оки представления о любви и счастье являются такими же сложными и противоречивыми. К тому же появляется мотив неуверенности, боязнь, что любовь будет не понятна, растоптана. В стихотворении «Если милый…» этот драматизм вырастает до подлинного трагизма: …То поёт, то плачет сердце, Точно крезь, дрожит, зовёт. Если милый взять не хочет – Пусть хоть камнем круглым станет, На дно Камы упадёт… Без любви, без любимого лирическая героиня не видит смысла жизни. Как же относятся лирические героини Анны Ахматовой и Ашальчи Оки к своим избранникам? Кто и какой он – их возлюбленный? Как видим, любимый человек концентрирует на себе всё внимание героинь, становится для них синонимом жизни. В стихах Ахматовой о любви перед нами сдержанная, нежная, гордая женщина, которой присуще бережное отношение к своему любимому, умение ценить его достоинства, что свойственно только богатой натуре. Она умеет прощать недостатки и слабости возлюбленного. Более экспрессивной и своенравной выступает лишь в стихотворении «Не любишь, не хочешь смотреть?» Не любишь, не хочешь смотреть? О, как ты красив, проклятый… Вторая строка «О, как ты красив, проклятый!» говорит о растерянности, о смятении отвергнутой женщины, о её подчинённости мужчине. В любовной лирике А.Оки, на первый взгляд, в центре стоит образ самой героини, её чувства, переживания, но читателю очень интересен образ возлюбленного. Не раз возникает вопрос: почему он не отвечает, не
отзывается теми же пылкими чувствами, то есть незаметно центр тяжести перемещается на любимого. Примером может послужить стихотворение «Ни разу». Ни разу не слыхала я, Чтоб славили тебя, Ни разу не видала я Работу рук твоих. Зато разок заметила, Как в танцах ты хорош, Зато однажды слышала, С какой душой поёшь… Создаётся любопытная ситуация: через переживания героини читатель больше узнаёт о возлюбленном. Таким образом, по отношению к своим любимым поэтессы-женщины нежные, трогательные, гордые. Они умеют любить, хотя не всегда получают ответ на своё чувство. А это ещё раз подчёркивает трагизм, элегичность любовной лирики А.Ахматовой и А.Оки. Итак, в любовной лирике Анны Ахматовой и Ашальчи Оки можно выделить такие черты сходства, как гендерность, своеобразие лирической героини, глубокий психологизм и романтичность стихотворений, отношение к любимому. В целом женщин-поэтесс объёдинила тема любви. О чём ещё лучше споёт женщина? А.Ахматова и А.Оки собрали яркий и свежий букет любовной лирики, это не просто «женские стихи» о любви, но стихи о человеческой гордости и о любви вообще. Учитель русского языка и литературы МОУ «Удугучинская СОШ» Увинского района Удмуртской Республики Майшева Татьяна Михайловна


В раздел образования