Развитие коммуникативных умений старших дошкольников средствами игровой деятельности
Автор: Завьялова Светлана Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №54" Населённый пункт: г.Муром Владимирской области Наименование материала: методическая разработка Тема: Развитие коммуникативных умений старших дошкольников средствами игровой деятельности Раздел: дошкольное образование
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ОКРУГА МУРОМ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 54 общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по физическому направлению
развития детей»
« Развитие коммуникативных умений
старших дошкольников средствами
игровой деятельности».
Методическая разработка
Автор:
Завьялова Светлана Анатольевна,
воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 54»,
высшая квалификационная категория
1
о Муром, 2015
Информационная карта методической разработки
ФИО автора
Завьялова Светлана Анатольевна
2
Город
Муром
Образовательное
учреждение
МБДОУ «Детский сад №54»
Занимаемая должность
Воспитатель
Дата рождения
12 декабря 1966г
Образование
Среднее специальное
Педагогический стаж
24 года
Квалификационная
категория
Высшая
Тема методической
разработки
« Развитие коммуникативных умений
старших дошкольников
средствами игровой деятельности».
Цель:
выявить,
теоретически
обосновать
и
экспериментально
проверить
психолого
–
п е д а г о г и ч е с к и е
у с л о в и я
р а з в и т и я
коммуникативных
умений
дошкольников,
осуществлять
поиск
эффективных
форм
и
методов работы с дошкольниками в области
социально – коммуникативного развития.
Предполагаемый
результат:
Ребенок
с амо стоя тельно
п р а в и л ь н о
определяет
эмоциональное
со стояние
сверстников
и
взрослых
людей,
умеет
учитывать
их
в
общении,
знает
правила
конструктивного общения и применяет их в
ситуациях
совме стной
п р а кт и ч е с ко й
деятельности.
Аннотация
Социально-коммуникативное
развитие
детей относится
к
числу
3
важнейших проблем педагогики. Ее актуальность возрастает в современных
условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором
часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности,
речевой
культуры
во
взаимоотношениях
людей.
Следовательно,
в
рамках
реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных
учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению
целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Используя современные формы и методы активизирующего общения,
основанные на использовании игр и игровых упражнений педагог сможет
поддерживать
положительную
детскую
мотивацию
на
конструктивное
межличностное общение в процессе совместной деятельности, что сыграет
положительную
роль
в
развитии
конструктивной
коммуникации
дошкольников и обеспечит их успешность во всех сферах жизни. Обладая
разнообразием
техник
и
целей,
которые
могут
быть
легко
достигнуты
в
рамках игрового подхода, игровой тренинг вряд ли когда-либо потеряет свою
актуальность,
даже
если
будут
созданы
новые,
не
уступающие
ему
в
эффективности тренинговые методы.
Методическая
разработка
будет
полезна
и
легка
в
применении
воспитателями (и другим педагогам дошкольного образования) в качестве
эффективной
формы
развития
коммуникативных
умений
детей
старшего
дошкольного возраста.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….5
Основная часть.
4
1.Теоретические основы.
1.1.Подходы к определению понятия «коммуникативные умения»……….8
1.2. Теоретические основы формирования коммуникативных умений у
детей дошкольного возраста………………………………………………9
1.3 Роль игровой деятельности в развитии дошкольников…………………11
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных
способностей детей старшего дошкольного возраста.
2.1 Диагностика уровня коммуникативных способностей детей………….15
2.2 Формирование коммуникативных навыков старших дошкольников…16
средствами игры
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы…………………………….24
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………...27
Приложение
Приложение 1 «Формы работы с детьми»……………………………......
Приложение 2 «Формы работы с родителями»…………………………
Приложение 3 «Фотомонтаж»
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет
ему комфортно жить в обществе людей… »
Выготский Л. С.
5
ВВЕДЕНИЕ.
Проблема
межличностных
отношений
дошкольников
является
чрезвычайно
актуальной
на
сегодняшний
день.
Решающее
значение
коммуникативной
деятельности
или
общения
для
психического
развития
человека признается всеми.
Ни у кого не вызывает сомнений, что взаимодействие и общение со
взрослыми
и
сверстниками
является
важнейшим
фактором,
во
многом
определяющим
развитие
ребенка
как
человека
общественного.
Это
взаимодействие
является
исходным
моментом
формирования
социальных
связей и определяется как способ осуществления социальных отношений.
Формирование
коммуникативных
умений
является
важным
условием
нормального психологического развития ребенка, а также подготовки его к
успешному обучению в школе и к дальнейшей жизни.
Однако многолетняя практика работы с детьми показывает, что многие
современные дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с
окружающими, особенно со сверстниками. Они с трудом усваивают те или
иные нравственные нормы. Современные дети стали более эгоистичными,
капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми.
Несмотря на имеющееся исследования в этой области
технологии
формирования коммуникативных умений находятся
в стадии разработки.
Предмет
формирования
коммуникативных навыков
еще не
исследован
должным образом, хотя уже имеется достаточно богатый опыт методической
организации
коммуникативно-ориентированного
воспитания
(Беляев
Б.В.,
Бим И.Л., Ведель Г.Е., Гурвич П.Б., Зимняя И.А., Кузовлев В.П., Леонтьев
А.А., Пассов Е.И., Скалкин В.Л., Царькова Б.В., Шубин Э.П.). Представления
о сущности трудностей в овладении коммуникативных умений, а тем более о
практических
методах
и
приемах
работы
по
преодолению
недостатков
коммуникативного развития детей до сих пор остаются весьма размытыми,
нечеткими,
неконкретными.
Поэтому
практическая
работа
в
данном
направлении складывается по большей части стихийно, основывается более
на педагогической интуиции, нежели на глубоком знании закономерностей
развития коммуникативной деятельности дошкольников.
Поэтому проблема поиска эффективных технологий, применение которых
обеспечило бы решение задач коммуникативного развития дошкольников
была и остается актуальной.
Эта проблема и обусловила выбор направлений педагогического
данного исследования.
Проблема:
неумение
детей
организовывать
конструктивное
общение
п р о в о ц и р у е т
л и ч н о с т н ы е
и
п о в е д е н ч е с к и е
н а р у ш е н и я .
Объект
исследования: процесс
формирования
коммуникативных
умений.
В предмет
педагогического исследования входят игровые формы и методы
6
формирования
коммуникативных
навыков
у
детей
старшего
дошкольного
возраста в условиях детского сада.
Цель:
Теоретически
обосновать
и
экспериментально
проверить
эффективность
игровых
форм
в
развитии
коммуникативных
навыков
с т а р ш и х
д о ш к о л ь н и к о в .
В
основу
исследования
была
выдвинута
следующая гипотеза :
развитие
коммуникативных
умений
детей
старшего
дошкольного
возраста
будет
п р о и с х о д и т ь
э ф ф е к т и в н о ,
е с л и :
- учить детей распознавать различные коммуникативные ситуации и правила
д е й с т в и я
в
н и х ;
-
использовать разнообразные игровые формы и методы, направленные на
развитие коммуникативных умений.
Необходимыми условиями являются так же:
интегрирация разных видов игр в педагогическом процессе; активная игровая
п о з и ц и я
в о с п и т а т е л я .
И с х о д я
и з
ц е л е й
и
г и п о т е з ы ,
в
р а б о т е
я
п о с т а в и л а
следующие задачи исследования:
-Изучить
психологическую,
педагогическую,
методическую
литературу
по
проблеме исследования;
-Изучить формы и методы формирования коммуникативных навыков у детей
с т а р ш е г о
д о ш к о л ь н о г о
в о з р а с т а ;
- Рассмотреть виды и значения игр для детей старшего дошкольного возраста;
-Выявить
уровни
коммуникативных
способностей
детей
старшего
дошкольного возраста;
-
Экспериментально
доказать
эффективно сть
игр
в
р а з в и т и и
коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования :
анализ
теоретической
литературы
по
проблеме
исследования, диагностика коммуникативных умений, изучение передового
опыта, констатирующий и формирующий эксперимент.
База исследования : МБДОУ « Детский сад № 54» о Муром, группы №7, 20
детей старшего дошкольного возраста.
Новизна. Данная методическая разработка описывает принцип организации
и проведения работы по формированию коммуникативных умений с детьми
на
основе
активизирующего
общения
с
использованием
игр
и
игровых
упражнений.
Новизна моей
педагогической
инициативы
заключается
в
разработке
разнообразных
форм
и
методов
организации
совместной
деятельности
воспитателя
и
дошкольников
на
основе
игры,
исходя
из
выявленных проблем общения старших дошкольников.
Практическая
значимость
состоит
в
том,
чтобы
в
доступных
для
дошкольников формах активизирующего общения способствовать развитию
конструктивного
межличностного
общения,
коммуникативных
навыков
дошкольников.
7
Доступность разработкизаключается вотсутствии больших финансовых
затрат
на
ее
реализацию.
Необходимы
следующие
ресурсы:
кадровый
(совместная
деятельность
воспитателя
и
специалистов),
технический
(музыкальный
центр,
экран
и
ноутбук)
и
сконструированная
соответствующая
предметно-развивающая
среда
группы
для
совместной
деятельности с детьми.
Деятельность по реализации
В
соответствии
с
целью
и
задачами
были
подобраны,
апробированы
и
внедрены
в
практику
ДОУ
разнообразные
игры
и
игровые
упражнения,
способствующие развитию коммуникативных умений дошкольников.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Теоретические
основы
формирования
коммуникативных
умений
в
8
игровой деятельности.
1.1.Подходы к определению понятия «коммуникативные умения».
При изучении природы коммуникативных умений, необходимо иметь
представление
о
таких
основных
понятиях,
как
«коммуникация»,
«коммуникативная
компетентность»,
«общение»,
которые
взаимосвязаны
между собой.
Психологический
словарь
определяет понятие
«коммуникация»
как
«взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними
информацией
познавательного
или
аффективно-оценочного
характер.
Следовательно, это предполагает сообщение партнерами друг другу какого-то
определенного
объема
новой
информации
и
достаточной
мотивации,
что
является
необходимым
условием
осуществления
коммуникативного
акта.
Коммуникация – в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со
всеми».
Если
не
достигается
взаимопонимание,
то
коммуникация
не
состоялась.
Чтобы
убедиться
в
успехе
коммуникации,
необходимо
иметь
обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас.
С.Л. Рубинштейн рассматривает коммуникацию как сложный многоплановый
процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый
потребностями
в
совместной
деятельности
и
включающий
в
себя
обмен
информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и
понимание другого человека.
А.А. Бодалев понимает под коммуникацией информационную связь субъекта
с тем или иным объектом - человеком, животным, машиной. Она выражается
в
том,
что
субъект
передает
некую
информацию
(знания,
идеи,
деловые
сообщения,
фактические
сведения,
указания
и
т.п.),
которую
получатель
должен принять, понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать.
В общении информация циркулирует между партнерами, поскольку оба они
равно
активны,
и
информация
увеличивается,
обогащается;
при
этом
в
процессе и в результате общения происходит превращение состояния одного
партнера в состояние другого.
Коммуникативная
компетентность
–
способность
устанавливать
и
поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной
коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее
понимание
ситуации
и
предмета
общения
(достижение
большей
определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем,
обеспечивает достижение целей
с оптимальным расходованием ресурсов).
Первые
исследования,
характеризующие
коммуникативные
качества
личности, встречаются в трудах Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева. Данные
9
авторы пока не выделяют понятие «коммуникативные качества», но подробно
описывают качества, необходимые для общения и составляющие общения как
психологического процесса.
Коммуникативные умения как феномен коммуникативной культуры ребёнка,
которая реализуется в ситуации общения, рассматривается О. А. Веселковой.
Особый интерес представляют работы, посвящённые выявлению
особенностей общения детей дошкольного возраста (Т. А. Антонова, В. Н.
Давидович, Р. И. Деревянко, Е. Е. Кравцова, Л. В. Лидак, М. И. Лисина, Т. А.
Репина, А. Г. Рузская) .
В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М. И. Лисиной, Т. А.
Репиной, А. Г. Рузской, согласно которой «общение» и «коммуникативная
деятельность»
рассматриваются
как
синонимы.
Ими
отмечается,
что
«развитие
общения
дошкольников
со
сверстникам,
как
и
со
взрослым,
представляется
как
процесс
качественных
преобразований
структуры
коммуникативной деятельности».
В
качестве
основного
понятия
возьмем
краткое
и
емкое
определение:
коммуникации - это процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к
взаимопониманию и конструктивному взаимодействию.
Таким образом, рассмотрев составляющие понятий «общение»,
«коммуникация», «коммуникативная компетентность», можно говорить о том,
что все эти понятия используются в том случае, когда речь идет о процессе
социального
взаимодействия.
Педагогическое
общение
–
это
форма
социального
общения.
Следовательно,
формирование
коммуникативных
умений может быть рассмотрено как социально-педагогическая проблема.
1.2.
Теоретические основы формирования коммуникативных умений у
детей дошкольного возраста.
Общепринятым является положение психологии о том, что психическое
развитие ребенка начинается с общения (Л.С. Выготский; А.Н. Леонтьев; А.В.
Запорожец; М.И. Лисина; Д.Б. Эльконин).
Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека.
Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о
себе,
взамен
получаем
интересующие
нас
сведения,
анализируем
их
и
планируем
свою
деятельность
в
социуме
на
основе
этого
анализа.
Эффективность
этой
деятельности
зачастую
зависит
от
качества
обмена
информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и
достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше
осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем
успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно,
самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит
от уровня сформированности ее коммуникативной культуры.
Приемы общения, применяемые на практике имеют возрастные
10
особенности.
Так,
у
детей
они
отличны
от
взрослых,
а
дошкольники
общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают
старшие школьники. Дети более импульсивны и непосредственны в общении.
У
детей
слабо
развита
обратная
связь,
а
само
общение
нередко
имеет
чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения
постепенно
исчезают,
и
оно
становится
более
взвешенным,
вербальным,
рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь.
Коммуникативная деятельность (общение), являясь одной из основных в
дошкольном возрасте, не будучи целенаправленно сформировано у старших
дошкольников,
существенно
затрудняет
его
внутреннее
раскрытие
и
реализацию в познавательной деятельности, среде сверстников и социуме в
целом.
Владение коммуникативными умениями на высоком уровне позволяет
эффективно
взаимодействовать
с
другими
людьми
при
различных
видах
деятельности.
Важно
начать
формирование
коммуникативных
умений
именно в дошкольном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем.
Важно
отметить
особенности
развития
общения
в
старшем
дошкольном возрасте.
При рассмотрении коммуникативного развития приведем прежде всего
общие данные отечественных исследований о характере его изменения в
дошкольном возрасте.
М.И.Лисина считает, что в дошкольном возрасте последовательно сменяют
друг
друга четыре
формы
общения
ребенка
с
взрослым:
ситуативно-
личностное,
ситуативно-деловое,
вне ситуативно-познавательное,
внеситуативно-личностное
и три
формы
общения
со
сверстниками:
эмоционально-практическое,
ситуативно-деловое,
внеситуативно-деловое.
Формируется один из компонентов психической готовности к обучению в
школе – коммуникативный.
Коммуникативные потребности человека могут удовлетворяться различными
способами. К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения
становится слово.
В старшем дошкольном возрасте происходит одно из важнейших
«приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг
общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир
сверстников.
Он
обнаруживает,
что
другие
дети
«такие
же,
как
он».
Происходит, как говорят психологи, идентификация себя со сверстниками
(«он
такой
же,
как
я»),
что
коренным
образом
меняет
отношение
и
к
сверстнику, и к себе. Если в раннем возрасте ребенок существовал «рядом»
параллельно со сверстником, то в дошкольном
возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.
По мнению учёных, формирование у детей таких негативных
качеств, как эгоизм завышенная самооценка, связано с тем, что педагоги ДОУ
и родители занимаются в первую очередь интеллектуальным развитием детей,
11
а
нравственное
воспитание
и
развитие
навыков
общения
отодвинуты
на
второй план.
Поэтому формирование коммуникативных умений старших дошкольников
–
чрезвычайно
актуальная
проблема,
так
как
степень
сформированности
данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на
процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются
в
деятельно сти,
а
коммуникативные
умения
формируют ся
и
совершенствуются в процессе общения.
Принципиальный подход к решению проблемы развития коммуникативных
навыков,
формирования
коммуникативной
компетентности
представлен
в
трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного
условия личностного развития и воспитания детей.
Выводы:
1.Коммуникативная функция – одна из основных функций, развивающихся в
дошкольном возрасте.
2.Дошкольный
возраст
чрезвычайно
благоприятен
для
овладения
коммуникативными умениями.
Исходя из вышесказанного,
можно утверждать, что формирование
коммуникативных
умений
детей
является
одной
из
приоритетных
задач
образования,
так
как
результативность
и
качество
процесса
общения
в
большей
степени
зависит
от
уровня
коммуникативных
умений
субъектов
общения.
1.3 Роль игровой деятельности в развитии дошкольников.
Принимая
во
внимание
особенности
развития
коммуникативных
умений
детей старшего дошкольного возраста, необходимо подобрать такие формы,
методы и средства, при которых формирование коммуникативных умений
проходило бы наиболее успешно. Основным инструментом педагогического
воздействия на дошкольника, на мой взгляд, должна стать
игра. Игра –
ведущая деятельность детей дошкольного возраста. О ее значении говорят
множественные исследования.
Игра как ведущая деятельность дошкольника (А. Н. Леонтьев), как практика
развития (С. Л. Рубинштейн), как социальная по своей природе деятельность,
возникшая из условий жизни ребенка в определенной социальной среде (Д. Б.
Эльконин), как средство обогащения психического развития ребенка (А. В.
Запорожец), как детская традиция (В. С. Мухина), как практика воспитания
(Е. В.
Субботский, Дж. Брунер), как неотъемлемая часть образа жизни и культуры
народа (И. С. Кон), признается и исследуется мировым психологическим
сообществом
в
качестве
важнейшего
компонента
культурного
развития
ребенка.
12
Обращение к историческому опыту в воспитании детей позволяет выделять
игру
как
важнейшее
средство
приобщения
ребенка
к
общечеловеческим
(универсальным) и индивидуальным ценностям развития.
Педагогикой игра рассматривается как основное средство воспитания и
обучения детей дошкольного возраста.
Л. Седова и Н Толстолуцких весьма детально конкретно определили
сущность и значимость игры, показав, что она способствует как личностному,
так
и
социальному
развитию.«Главным
педагогическим
смыслом
коллективных игр является создание ситуаций выбора, в которых ребенок
может найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе
сформированных у него ценностей, нравственных установок и имеющегося
социального опыта».
Игра в свете ФГОС выступает как особая форма социализации ребёнка.
Если игра,
является ведущей деятельностью дошкольника и формой
социального опыта, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы
путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания,
умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно
выражать свои мысли, чувства и т. д.
В последнее время очень многие педагогические и образовательные
издания часто публикуют информацию о преимуществе игрового общения
перед обучающим. И это не удивительно, ведь личность ребенка раскрывается
более спонтанно именно в игре, благодаря тому, что в процессе игровой
деятельности снимается напряжение, дети ведут себя более легко, раскованно.
Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения
дети
легче
обучаются,
игра
раскрепощает
ребенка,
раскрывает
его
как
самостоятельную личность. Поэтому становится важным использование в
учреждениях именно игровые методики для более интенсивного развития
ребенка, нежели просто обучающие методы.
В свете современных подходов к «учебным» играм мы можем говорить об
успешном применении в педагогике так называемых игровых тренингов.
Термин «тренинг» (от английского train, training) имеет ряд значений –
«воспитание, обучение, подготовка, тренировка».
Участники игрового тренинга при содействии ведущего включаются в
своеобразный
опыт
интенсивного
общения
и
в з а и м од е й с т в и я ,
ориентированного
на
решение
разнообразных
проблем
и
ситуаций.
В настоящее время существует столько определений группового тренинга,
сколько авторов занимаются данной проблемой. Возьмем за основу некоторые
и з
н и х :
• А.С. Прутченков: «Слово «тренинг» не означает ничего другого, кроме
хорошо известного нам понятия
«
т
р
е
н
и
р
о
в
к
а
»
•
Классическое
определение
психологического
тренинга
может
быть
таковым: «Тренинг – …это совокупность групповых методов формирования
умений
и
навыков
самопознания,
общения
и
взаимопонимания
людей
в
г
р
у
п
п
е
»
Таким
образом,
исходя
из
такого
широкого
понимания
сути
игрового
13
тренинга,
представляется
целесообразным
ключевые
понятия
и
главные
особенности,
определяющие
статус
игрового
тренинга
среди
множества
м е т о д о в
.
Э т о ,
п р е ж д е
в с е г о :
1) Г р у п п о в а я
ф о р м а
п р о в е д е н и я .
2) Повышенная
активность
участников
и
обучающая
направленность.
3) И г р о в о й
х а р а к т е р .
4) С и с т е м а т и ч е с к а я
р е ф л е к с и я .
5) Преднамеренное изменение личности через её развитие и коррекцию.
Разнообразие игр, используемых в тренинге, огромно: ролевые, деловые, ,
психологические; игры-разминки и игры-соревнования, имитационные игры,
подвижные и словесные, психологические и обучающие, развивающие те или
иные когнитивные процессы или умения и т.д
Секрет успеха игрового тренинга в том, что игра имитирует или моделирует
реальную деятельность, те проблемы, задачи и ситуации, которые актуальны
д л я
к а ж д о г о
у ч а с т н и к а
в
е г о
п о в с е д н е в н о й
ж и з н и .
Кроме того, обучаться в процессе игры – это безопасно, эффективно, и
просто интересно и приятно. Поэтому крайне редко встретишь человека,
который отказывался бы от участия в игровых тренинговых упражнениях.
Цели, которые достигаются игровым тренингом обширны. Актуальными
для
нас
являются
тренинги
,
направленные
развитие
коммуникативных
навыков: эмпатия, снятие барьеров в общении, развитие доверия, групповое
сплочение,
обучение
не
деструктивным
формам
проявления
агрессии,
разрешению конфликтов.
Выводы:
Игра является доминирующей деятельностью в дошкольном возрасте и
основным
инструментом
педагогического
воздействия. Игра
–
н е
развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность,
метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие
дошкольников
происходит
чере з
игру
как
ведущую
д е т с ку ю
деятельность. Игра
-
это
школа
социальных
отношений,
в
которых
моделируются формы поведения ребенка. И задача педагога – правильно и
умело помочь детям приобрести в игре и через игру необходимые социальные
навыки.
Поэтому задача формирования взаимоотношений детей в играх является
первостепенной.
Это
предопределяет
и
актуальность
настоящего
исследования.
Исходя из этого основная идея работы заключается в создании условий для
развития
коммуникативных
умений
старших
дошкольников
посредством
использования
игр
и
игровых
упражнений
в
ходе
игровых
тренингов
общения.
II. Опытно-экспериментальная работа по формированию
14
коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
Анализ
образовательной
ситуации
показывает,
что
социально-
коммуникативное
развитие
детей относится
к
числу
важнейших
проблем
педагогики
и
рассматривается на государственном уровне (Приложение№ 1)
Государственная политика в области образования определяет пути решения
актуальных
проблем,
связанных
с
коммуникативным
развитием
дошкольников, которые нашли отражение в Федеральном Государственном
Образовательном
стандарте
дошкольного
образования,
утвержденном
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября
2013
года
№
1155.
В
ФГОС
ДО
предусматривается
развитие
дошкольников
по
усвоению
норм
и
ценностей,
принятых
в
обществе,
включая
моральные
и
нравственные
ценности;
развитие
общения
и
взаимодействия
ребёнка
со
взрослыми
и
сверстниками;
становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции
собственных
действий;
развитие
социального
и
эмоционального
и н те л л е кт а ,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к
совместной
деятельности
со
сверстниками;
формирование
уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и
взрослых.
Следовательно, в рамках реализации ФГОС ДО в содержании
образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное
внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач
социально-коммуникативного развития.
Поэтому ведущей целю образовательной программы нашего ДОУ является
-
формирование
основ
базовой
культуры
личности.
Социально
–
коммуникативное
развитие
рассматривается
в
программе
как
одна
из
важнейших
сторон
общего
развития
ребёнка
дошкольного
возраста.
Оно
осуществляется во всех видах детской деятельности.
В процессе реализации программы у детей формируются социально-
коммуникативные умения
и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, воспитывается
отзывчивость,
сочувствие,
забота,
доброта.
Таким
образом,
систематическая
работа
по
программе уже
предполагает формирование социально-коммуникативных умений и навыков.
Но как показал опыт, этого недостаточно. Поэтому, в дополнение к
программе в работе с детьми
я активно осуществляю поиск эффективных
форм, методов и приемов развития коммуникативных способностей детей.
Теоретико-методологическую
основу
педагогического
исследования
составили:
1)концептуальные положения о заключительных
и сенситивных периодах развития личности(Л.И. Ботович, А.С. Выготский,
П.Я. Г а л ь п е р и н , В.В. Д а
в ы д о в ,
Д . Б . Эльконин);
2)
идеи личностно-ориентированного
подхода в педагогическом процессе
15
(С.В.
Бондаревская,
В.В.
Зайцев,
В.А.
Петровский,
В.В.
Сериков,
Г.И.
Железовская);
3)
концептуальные принципы коммуникативного
воспитания
(И.Л. Бим,
Е.И. Пассов, М.В. Ляховицкий и др.).
4) исследования и практический опыт в области развивающего обучения на
основе игры.
Педагогическое исследование проходило в три этапа: констатирующем,
формирующем, контрольном.
I этап: Констатирующий. Обследование дошкольников. Анализ полученных
данных, разработка перспективного планирования (сентябрь 2015 года).
Цель: изучить особенности общения детей старшего дошкольного возраста
на начало эксперимента.
II
этап:
Формирующий,
который
направлен
на
формирование
коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста, внедрение
в работу игровых форм и методов, способствующих
развитию коммуникативных способностей детей группы (октябрь 2015 года –
апрель 2015 года).
III
этап:
Контрольный.
После
завершения
двух
предыдущих
этапов
(констатирующий
и
формирующий)
были
проведены
контрольные
срезы,
повторное обследование детей. Анализ полученных данных (май 2015 года)
2.1 Диагностика уровня коммуникативных способностей детей.
На
констатирующем
этапе
была
проведена
диагностика
группы
(
группа
старшего дошкольного возраста № 7 – 20 детей)
Работе
по
коммуникативному
развитию
детей
предшествовало
внимательное
изучение
коммуникативного
поведения
каждого
ребенка.
В
процессе
обследования
выявлялись
особенности
коммуникативного
поведения детей и группы в целом.
В качестве критериев изучения коммуникативных навыков старшего
дошкольника были выделены:
-
ж е л а н и е
в с т у п а т ь
в
к о н т а к т ;
-
у м е н и е
о р г а н и з о в а т ь
о б щ е н и е;
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с
окружающими.
Результаты
изучения
особенностей
коммуникативных
навыков
старших
дошкольников отображены в таблице (Приложение 2).
Для изучения коммуникативных навыков
использовались
метод
наблюдения
в
естественных
условиях,
методика
«Изучение навыков культуры общения», которые предлагают Г.А. Урунтаева и
16
Ю.А. Афонькина (Согласно данной методике за ребенком наблюдают так же в
естественных условиях).
В результате оценки стартовой диагностики выявлено:
низкий уровень сформированности коммуникативных умений показали 24 %
детей.
Эти
дети
испытывали
затруднения
в
умении
детей
вести
содержательный диалог со сверстниками, отсутствовали умения принимать
участие в коллективных делах, умения разрешать конфликтные ситуации.
На
основании
полученных
результатов
возникла
необходимость
в
проведении целенаправленной, систематической работы по формированию
коммуникативных
навыков.
Были
намечены
основные
направления
деятельности.
2 . 2 . Реализация
работы
по
развитию
коммуникативных
умений
дошкольников на формирующем этапе.
Целью формирующего этапа исследования являлось:
- формирование эффективных способов взаимодействия, способствующих
гармоничным
отношениям,
психологическому
комфорту
в
коллективе
и
являющихся
профилактикой асоциального поведения дошкольников.
Для достижения результата были определены следующие задачи:
- расширить представление детей о различных способах коммуникации с
окружающими;
- сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам;
- воспитывать умение сотрудничать в различных видах деятельности, умение
находить
общие
решения
в
конфликтных
ситуациях
и
других
проблемах
общения.
Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
осуществлялось при следующих условиях:
-использование
различных
видов
игр
и
игровых
упражнений
(
игровой
тренинг), направленных на развитие коммуникативных умений;
-интегрирование разных видов игр в педагогическом процессе;
-использование активной игровой позиции воспитателя .
Работу строилась на следующих принципах:
-
непрерывности и преемственности педагогического процесса, в котором
предыдущий
период
развития
содержит
предпосылки
для
последующих
новообразований;
-
интеграции
программных
областей
знаний,
которая
позволяет
ребенку
осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и
целостную картину мира, накапливать
социальный опыт;
17
-
развивающем характере обучения, основанном на детской активности в
решении проблемных ситуаций и дилемм;
- рациональном сочетании разных видов детской деятельности (адекватном
возрасту
балансе
интеллектуального,
двигательного
и
социально-
эмоционального содержания образования);
-
обеспечении
психологического
комфорта
и
повышенного
внимания
к
здоровью детей;
-
уважении
личности
ребенка,
ориентации
на
его
интересы,
социально-
эмоциональную и мотивационную сферы;
-
предоставлении
детям
самостоятельности,
п р а в а
в ы б о р а ,
самоопределения в соответствии с их индивидуальными способностями и
интересами;
- сотрудничестве между детьми, педагогами и родителями.
Определяющим являлся характер взаимоотношений ребенка со взрослыми
и другими детьми -
личностно-ориентированная
модель
воспитания,
предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы
сотрудничества детей в группе, ориентация
детей на общечеловеческие
ценности.
В
ходе
анализа
научно-методической
литературы
и
имеющегося
практического опыта по данной проблеме за основу мною были выбраны
современные
инновационные
технологии,
такие
как:
Данилина
Т.
А.,
Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. «В мире детских эмоций»; Клюева Н. В.,
Касаткина
Ю.
В.
«Учим
детей
общению»;
Шипицина
Л.
М.
«Азбука
общения».
Игровой тренинг общения как основная форма работы представляет
собой набор игровых упражнений и заданий, затрагивающие разные стороны
коммуникативных умений ребенка дошкольника.
На основе изученных технологий мною были созданы картотеки игр,
которые я успешно использую в своей работе (Приложение № 3)
Работа планировалась по трем направлениям:
отношение ребенка к самому себе;
отношение со взрослыми;
отношение со сверстниками.
Модель организации работы представлена в приложении (Приложение 4)
«Отношение ребенка к самому себе»
Этот раздел реализуется по линии развития у ребенка осознания собственной
ценности, умение принимать себя такими, какие есть, учит детей свободному
выражению эмоциональных состояний, чувств. Целостное представление о
себе может сформироваться у ребенка лишь в том случае, если он научится
«прислушиваться» к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах
и переживаниях.
Дошкольнику пока трудно понять, что между всеми переживаемыми им
состояниями существует тесная связь: боль рождает отрицательные чувства,
приятная музыка и
любимое дело поднимают настроение.
18
Игры по данному разделу помогут ребенку познать внутренний мир
чувств и состояний, научат анализировать их и управлять ими.
В работе по данному разделу использовала этюды: «Капризуля», «Заяц -
хваста»,
инсценировки
«Два
жадных
медвежонка»,
игра-инсценировка
«Цветик-семицветик».
Тематика
занятий:
«Мы
такие
разные»,
«Кто
я
такой?»,
«Мальчики
и
девочки», игра драматизация «Девочка чумазая», творческая игра «Угадай,
кто это?» и др.
«Отношение с взрослыми»
В разделе «Отношение с взрослыми» формируются осознанное отношение к
семье,
понятие
о
многообразии
социальных
ролей
взрослых;
проявление
интереса к эмоциональному миру взрослых.
В работе по данному разделу использовала сюжетно – ролевые игры:
В
ролевой
игре
дети
отражают
окружающее
их
многообразие
действительности. Они воспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой
деятельности
и
взаимоотношений
взрослых
(космические
полеты,
арктические экспедиции) и т.д. Отражаемая в детских играх действительность
становится сюжетом ролевой игры. Чем шире сфера действительности, с
которой
сталкиваются
дети,
тем
шире
и
разнообразнее
сюжеты
игр.
Содержание ролевой игры у старших дошкольников становится подчинением
правилам,
вытекающим
из
взятой
на
себя
роли.
Дети
этого
возраста
чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Исполняя в игре
правила общественного поведения, дети устремляют внимание на то, что
бывает.
Таким
образом,
развитие
сюжета
и
содержания
ролевой
игры
отражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих
взрослых.
Закреплению
правил
поведения,
взаимоотношений
с
взрослыми
использовали художественную литературу: В. Осеева «Волшебное слово», О.
Дриз «Добрые слова» и др.
Тематика занятий: «Я среди людей», «Какие разные взрослые», «Если ты
гуляешь один», «Почему взрослые хмурятся», «У нас гости».
В работе по данному разделу использовала игры «Вежливые слова», «Пресс-
конференция», «Пойми меня», «Ласковое приветствие» и др.
«Отношение со сверстниками».
В данном разделе предлагались игровые занятия и упражнения, которые
помогают
ребенку
понять,
что
люди
могут
испытывать
разные
чувства:
радости, грусти, злобы, страха. Находясь в обществе сверстников, ребенку
важно научиться устанавливать с ними дружеские отношения, а для этого
учим
детей
разбираться
в
причинах
собственных
поступков,
находить
способы примирения с друзьями. В процессе занятий решались следующие
задачи:
• выяснить, что значит для ребят дружба, кого
они считают своими друзьями;
19
• воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство сострадания,
желание поддержать друга, заботиться о нем;
• развивать контакт между детьми;
•
показать
детям,
что
с
помощью
мимики
можно
установить
контакт,
подружиться друг с другом;
• учить разрешать конфликты с помощью положительных эмоций;
• показать детям, как легко могут возникнуть конфликтные ситуации, какие
существуют возможные способы разрешения споров. Дать детям возможность
почувствовать, что дружить гораздо приятнее, чем ссориться;
• учить детей находить выход из конфликтных ситуаций, используя не только
вербальные способы, но и жесты.
На
игровых
занятиях
по
теме
«Давайте
дружить»
дети
учились
анализировать конкретные ситуации, обсуждали поступки и характеры героев.
Беседовали по содержанию пословиц о дружбе и друзьях: «Дерево сильно
корнями, а человек – друзьями», «Там, где дружат – живут, не тужат» и др.
Большое значение придавалось умению детей выражать дружеские чувства,
симпатию,
сочувствие
к
окружающим.
Для
формирования
потребности
в
общении
со
сверстниками
использовали
игры
из
программы
«Азбука
общения» Шипициной Л.М.: «Мы разные», «Не забывай о товарищах» и др.
Для
активизации
личностных
контактов
включала
чтение
и
обсуждение
художественных
произведений
нравственно-этического
содержания:
В.
Осеева «До первого дождя», «Просто старушка», Л. Толстой «Два товарища»
и др.
Много внимания уделяла воспитанию вежливости, знакомству с
различными формами вежливого обращения друг с другом и с взрослыми.
Дети упражнялись в умении вести доброжелательную беседу по телефону:
игры
«Телефонный
разговор»,
«Испорченный
телефон».
Знакомились
с
правилами
поведения,
принятыми
в
обществе.
Дидактические
игры
и
упражнения
«Добрые
волшебники»,
«Волшебные
очки»,
«Комплименты»
учили детей видеть в своих товарищах положительные черты, говорить им
хорошее, приятное.
Организацию
работы
осуществляла
в
соответствии
с
тематическим
перспективным планом (Приложение 5).
Коррекционная
работа
по
формированию
социально-коммуникативных
навыков осуществлялась в рамках совместной деятельности воспитателя и
детей с небольшими подгруппами и индивидуально, а также путем включения
в
занятия,
предусмотренные
программой,
специального
материала
по
формированию коммуникативных навыков. (Приложение 6)
Активизация коммуникативной деятельности детей в целом невозможна без
развития
ее
основных
компонентов.
Речь
–
основной
компонент
коммуникативной деятельности, поэтому с детьми,
испытывающими
проблемы
в
речевом
развитии,
ежедневно
проводила
речевые игры. Проводила их в форме индивидуальных игр или игр с малыми
20
подгруппами
детей.
Целью
организуемых
игр
традиционно
являются
-
обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности
речи, интонационной выразительности, владение своим голосом, игры на
развитие воображения и умения передать свой замысел с помощью слов, и,
главное,
развитие
умения
использовать
уже
имеющиеся
средства
в
коммуникативной деятельности.
Предлагаемые игры доставляют детям не только радость и удовольствие,
но и учат быть добрыми, смелыми внимательными, ловкими, всесторонне
р а з в и в а ю т
и
в о с п и т ы в а ю т .
Они хорошо организуют детский коллектив, могут использоваться в разных
формах совместной деятельности взрослого и детей.
В ходе работы были разработаны методические рекомендации по
использованию тренинга. (Приложение 6)
Деятельность
педагога
по
обеспечению
необходимых
условий
для
социально-коммуникативного развития детей включает:
организацию предметно-пространственной среды;
создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
стимулирование
коммуникативной
деятельности
детей,
в
том
числе
с
использованием проблемных ситуаций;
устранение
у
детей
коммуникативных
трудностей
в
сотрудничестве
с
педагогом и при поддержке родителей;
мотивирование ребенка
к
выражению
своих
мыслей,
чувств,
эмоций,
характерных
черт
персонажей
при
помощи
вербальных
и
невербальных
средств общения;
обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством
педагога и самостоятельной деятельностью детей;
моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с
взрослыми и сверстниками.
Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников
будет
успешным,
при
соблюдении
следующих
организационно-
педагогических условий:
Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
Обучение умению слушать и слышать другого;
Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и
мотивировано;
Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
Формирование чувства симпатии между участниками общения;
Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно,
чем действие;
21
Обучение умению детей владеть собой;
Развитие умения анализировать ситуацию.
Создание условий в группе.
Для того, чтобы получить хорошие результаты важно создать необходимые
условия в группе. Создавая развивающее пространство в своей группе, я
руководствовалась
принципами,
в
соответствии
с
ФГОС
ДО,
предполагающими единство социальных и предметных средств обеспечения
разнообразной деятельности ребенка:
•
насыщенности
среды
(соответствие
возрастным
возможностям
детей
и
содержанию Программы);
•
трансформируемости
(возможность
изменений
ППС
в
зависимости
от
образовательной ситуации);
• полифункциональности (возможность разнообразного использования);
•
вариативности
(разнообразие,
периодическая
сменяемость
игрового
материала);
• доступности (свободный доступ к игровым пособиям);
• безопасности (соответствие требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использования).
Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС
ДО в группе, я понимала, что её содержание в направлении «Социально-
коммуникативное
развитие»
детей
дошкольного
возраста
должно
определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности в
данном направлении и возрастной категорией детей.
Так,
например,
в
моей
группе
в
этом
направлении
развития
детей
дошкольного возраста представлены следующие Центры активности:
- Центр безопасности.
- Центр сюжетно-ролевых игр.
- Центр социально-коммуникативного развития.
При
создании
предметно
-
развивающей
среды
в
группе
я
учитывала
включение:
игровых
центров
дифференцированно
для
мальчиков
и
девочек
и
для
совместных
игр,
центр
книги
и
театрализованной
деятельно сти.
На начало года значительно обогатился игровой уголок, где можно
развернуть
сюжетно
-
ролевые
игры.
В
течение
года
постепенно
в
него
добавляются новые атрибуты. Для совместных игр мальчиков создаются
условия
для
конструктивных
игр
(со
строителем,
модулями)
и
др.
Создание условий для театрализованной деятельности способствует тому, что
дети в роли проживают различные эмоциональные состояния
персонажей,
способны
раскрыться
эмоционально,
могут
проявить
не
свойственные
для
них
личностные
качества.
Поэтому
в
течение
года
22
пополняется театрально-игровая среда костюмами, разными атрибутами и
видами театра
Для
создания
интереса
к
решению
умственных
задач,
развитию
произвольного внимания, выработке выдержки, самообладания используются
различные дидактические игры: «Чем можем – поможем», «Хорошо – плохо,
«Можно и нельзя» (направленные на развитие представлений о добрых и
н е д о б р ы х
д е л а х
и
п о с т у п к а х ) .
Для ознакомления детей с эмоциональными состояниями и настроениями
персонажей имеются
игры: «Театр настроений», «И весело и грустно»,
« С о б е р и
н а с т р о е н и е » ,
« М о и
э м о ц и и » .
В книжном уголке подбираются книги нравственного содержания, с
яркими
иллюстрациями,
на
которых
персонажи
отображают
в
различные
эмоции
и
настроение,
подбираются
картинки
с
изображением
различных
поступков и дел реальных и сказочных персонажей, животных.
Использую демонстрационный материал из цикла - беседы по картинкам
Фесюковой Л.Б.: «Я и другие», «Я и мое поведение».
Подобрала коммуникативные игры, игры со сверстниками, игры для
развития речи детей. Составила картотеки.
Карта оснащенности предметно – пространственной развивающей среды
представлена в приложении (Приложение 8)
Взаимодействие с семьей
Понимая,
что
работа
по
данной
теме
немыслима
без
тесного
взаимодействия педагогов и родителей одной из главных задач деятельности
является
создание
полноценного
социального
сотрудничества
в
триаде
«педагог-дети-родители».
Признание
приоритета
семейного
воспитания
требует
нового
отношения
к
семье
и
новых
форм
работы
с
семьями
со
стороны
педагога.
Новизна
таких
отношений
определяется
понятиями
«сотрудничество»
и
«взаимодействие».
Сотрудничество
–
общение
«на
равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать,
оценивать.
Только
тогда
родители
становятся
активными
участниками
образовательного процесса.
Основополагающими принципами взаимодействия с семьей являются:
- Принцип открытости – каждый родитель проинформирован о целях, задачах,
содержании и методах работы с детьми.
-Принцип
партнерских
отношений
–
родители
являются
полноправными
участниками образовательного процесса.
С
родителями
ведется
работа,
направленная
на
повышение
их
педагогической
компетентности,
развития
мотивации
к
совместной
деятельности по созданию благоприятных условий
для коммуникативного
развития дошкольников.
Необходимо
вызвать
у
родителей
интерес
к
проблеме,
привлечь
их
к
формированию социально-коммуникативных навыков у детей. С этой целью
23
ц е л е с о о б р а зн о
и с п ол ь зо ва н и е
р а зн о о б р а зн ы х
т р а д и ц и о н н ы х
и нетрадиционных форм работы с родителями, направленных на:
- совершенствования собственных умений межличностного общения;
-
формирования
гуманных
отношений
с детьми
в процессе
общения
и совершенствования умений общения у детей.
Эффективными являются активные формы работы с семьей:
Совместные
образовательные
проекты,
а
также
семейные
и
межсемейные;
Вечера вопросов и ответов;
Родительские гостиные;
Тренинги по запросам родителей;
Клубы по интересам;
Совместное творчество родителей, детей и педагогов;
Творческие выставки и фотовыставки;
Тематические вечера и викторины;
Совместные досуги;
Видеоинтервью и мультимедийные презентации;
Выпуск семейных газет и книжек-малышек;
Совместное создание мини-музеев.
Полезными будут «шпаргалки
для
взрослых»
или
правила
работы
с проблемными детьми (гиперактивными, агрессивными, тревожными).
Таким образом, внимание родителей будет привлечено к совместному
решению проблемы и совершенствованию коммуникативных умений самих
взрослых.
О результативности взаимодействия с семьей свидетельствуют:
-
Повышение
педагогической
компетентности
родителей
в
вопросах
социально-коммуникативного развития детей.
-
Овладения
практическими
средствами
и
способами
развития
коммуникативных навыков детей.
- Повышение активности родителей воспитанников в участии в совместных
мероприятиях группы и ДОУ.
-Положительная
мотивация
родителей
по
формированию
социально-
коммуникативных навыков детей.
Это приведёт к созданию единого образовательного пространства семьи и
детского сада.
В
практической
части
представлены
модель
работы
с
семьей
(Приложение № 9) и формы взаимодействия с родителями ( Приложение №
10).
2 . 3 .
А н а л и з сформированности коммуникативных
навыков
н а
24
контрольном этапе
Завершающим этапом в исследовательской работе было подведении итогов
и
сравнительный
анализ
результатов
проведённой
работы
Цель
и
задачи
экспериментального исследования были реализованы в полном объеме. Для
подтверждения
гипотезы
экспериментальной
работы
было
проведено
повторное
обследование
дошкольников
Цель
контрольного
этапа
эксперимента: определение эффективности использования игровых форм и
методов
по
развитию уровня
коммуникативных
умений у
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Для
выявления
уровня
коммуникативной
компетентности мы
повторно
использовали
методики
констатирующего
эксперимента.
Данные исследования навыков
общения детей
приведены в приложении
( П р и л о ж е н и е
№
1 1 ) .
Повторная диагностика коммуникативной компетенции показала, что все
дети
группы
продемонстрировали
более
высокие
результаты
по
всем
показателям диагностики.
Исследования
показали,
что
благодаря
целенаправленной
и
систематической работе, климат в группе заметно улучшился, дети научились
навыкам саморегуляции, овладели способами взаимодействия с самим собой
и
окружающим
миром,
развили
коммуникативные
навыки,
научились
общаться
в
конфликтной
ситуации
стали
требовать
от
взрослых
меньше
внимания.
Снизилась
агрессивность
у
детей,
уменьшилось
количество
демонстративных реакций, замкнутые дети, игравшие сами по себе стали
играть с другими детьми.
Выстраивание в системе психолого-педагогической работы по преодолению
социальных
барьеров
взаимоотношению
между
детьми,
способствует
установлению теплых, доверительных отношений между всеми участниками
педагогического процесса.
Контрольный этап показал эффективность влияния игр на формирование
коммуникативных
умений
старших
дошкольников,
т.к
высокий
уровень
возрос вдвое.
Эффективность
деятельности по формированию коммуникативных умений
дошкольников
представлена
сравнительными
диагностическими
данными
констатирующего и контрольного этапов.
Ур о в е н ь
р а з в и т и я
коммуникативных
умений
Констатирующий этап
Контрольный этап
Высокий уровень
13%
30%
Средний уровень
63%
68%
Низкий уровень
24 %
2%
Следовательно, мы видим, что в группе после серии проведенных игр,
направленных
на
повышение
коммуникативной
компетенции
значительно
25
улучшились
показатели.
Значит,
гипотеза
исследования
подтвердилась
полностью, формирование коммуникативных умений более успешно, если:
- формировать у детей умения распознавать различные коммуникативные
ситуации и правила действия в них;
- в воспитательно-образовательный процесс с детьми старшего дошкольного
возраста
системно
включаются
игровые
технологии,
направленные
на
формирование (развитие) у них коммуникативной компетентности;
- осуществлять интегрирацию разных видов игр в педагогическом процессе;
- воспитатель занимает активную игровую позицию.
Преимуществом данного исследования является то, что предлагаемый
материал
легок
и
доступен
для
восприятия
ребенка,
по скольку
осуществляется
через
игровую
деятельность
и
ориентирован
на
данный
возраст.
В результате целенаправленного взаимодействия с семьей активизировалась
заинтересованность родителей
и их участие в жизни группы, повысилась
педагогическая грамотность ( Приложение № 12).
В целом реализация данной педагогической инициативы
позволила
достигнуть следующих результатов :
-серия игровых тренингов апробирована и внедрена в практику работы ДОУ;
-наблюдается
положительная
динамика
в
развитии
коммуникативных
способностей
дошкольников,
дети
активно
и
содержательно
общаются
в
совместных видах деятельности
минимизация конфликтных ситуаций на группах в межличностном общении
воспитанников
- свидетельствует
о
положительной
динамике
развития
коммуникативных навыков и навыков самоконтроля;
-
активно
вовлечена
родительская
общественность
в
работу
по
формированию у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу и
взрослым.
Опыт работы был представлен в форме:
презентации
данной
методической
разработки
совету
педагогов
МБДОУ
(протокол № 3 от 14.01.2016); ГМО воспитателей округа (протокол № от
01.02.2016),
мастер-класса
для
воспитателей,
открытого
мероприятия
для
родителей.
Вывод: т.о.
совместная
с
педагогом
деятельность,
установка
на
игру,
занимательные
формы
общения
способствуют
созданию
благоприятного
эмоционального фона для контактов с другими детьми, детей друг с другом и
формированию коммуникативной компетенции дошкольников.
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Модернизация образования на современном этапе предполагает в качестве
одного
из
основных
критериев
эффективности
учебно-воспитательного
процесса
в детском дошкольном
учреждении
развитие
познавательных
и коммуникативных способностей
личности,
воспитание
участников
о т к р ы т о г о
п е д а г о г и ч е с к о г о
п р о ц е с с а
с
развитыми коммуникативными умениями.
Дошкольнику,
чтобы
стать
образованным,
легко
адаптирующимся
в
социуме, ком м у н и ка бе л ь н ы м ,
н е о бход и м о
о вл а д е т ь
н е
т о л ь ко
речевыми навыками, но и коммуникативной культурой.
Несовершенство
коммуникативных
умений
отрицательно
влияют
на
личностное развитие и поведение дошкольника.
Проведенное
исследование
позволило
констатировать
значимость
для
дошкольников
потребности
в
коммуникативном
взаимодействии.
Это
обязывает
педагога
к
выбору
и
реализации
средств,
направленных
на
удовлетворение потребности ребенка в общении.
Основными средствами при этом выступают содержательная речевая среда,
активизирующее общение и игра как ведущий вид деятельности.
Широкое
использование
игровых
методик,
где
игра
выступает
своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка
с
окружающим
миром
и
людьми
позволяет
ребенку
активно
изучать
и
осваивать
окружающий
мир
и
является
непременным
условием
разностороннего развития личности.
27
Список используемой литературы
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной
действительностью. 2005
Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.– М.,
1992.
Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. «В мире детских эмоций»
Добрович А.В. « Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.,
1987 г
Калинина
Р.
Р.
Тренинг
развития
личности
дошкольника:
занятия,
игры,
упражнения. СПб.: Речь, 2001.
Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению»;
Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль: 2000
Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. М.:2006
Леонтьев А.А. Психология общения.- М., 1999.
Леонтьев
А.Н.
Психологические
основы
детской
игры
/
Избранные
психологические произведения в 2-х т. М.: Педагогика, 1983 - T.I.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: «Педагогика», 1986.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.
СПб.: Речь, 2001.
Шипицина
Л.В.
«Азбука
общения»
Развитие
личности
ребенка,
навыков
общения с взрослыми и сверстниками. М.:Детство – Пресс, 1998
Эльконин Д.Б. Психологические вопросы игры дошкольника. М., Педагогика,
1987
Интернетресуры
28
29