Напоминание

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДНЙСТВИЯ РЕБЁНКА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ


Автор: Горбачёва Галина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: НДОУ ОАО "РЖД" детский сад № 216
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДНЙСТВИЯ РЕБЁНКА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Раздел: дошкольное образование





Назад





ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДНЙСТВИЯ

РЕБЁНКА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ КАК УСЛОВИЕ

УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Горбачёва Г.В.,воспитатель, НДОУ № 216 ОАО «РЖД» Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй на сегодняшний день остается актуальной. Приобретает порой обострённый характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. На сегодняшний день существует немало форм взаимодействия семьи и педагога. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересны. Мы в нашем детском саду используем нетрадиционные формы работы с родителями. Одна из них создания семейного клуба. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей. Для установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста мы в нашей группе организовали семейный клуб «Книга – друг семьи». Этот клуб для любящих родителей, отдающих душу и сердце воспитанию детей. С моей педагогической позиции в работе является высказывание известного психолога А.Н. Леонтьева «Первые семь лет жизни ребёнка – период «очеловечивания»». В это время происходит становление личности, сензитивный период развития общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Организация семейного клуба в Глазковской библиотеке № 9, способствовала тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы наши дети и родители стали более открытыми для общения и сотрудничества. Дети беседовали и обсуждали прочитанные книги со взрослыми, которые мы брали в библиотеке, а умело подобранная литература для души и разума в кругу семейного чтения способствовала созданию положительных эмоциональных переживаний у детей. В работе автора С.С. Бычковой (1, с.16) говорится о том, что эффективное общение возможно в том случае, когда устанавливается контакт,
ребёнок смотрит партнёру в глаза, обращается к сверстнику по имени, использует доброжелательный тон, в собственной речи не употребляет паразитических слов, приветствует, благодарит сверстника и прощается с ним, в конфликтных ситуациях не оскорбляет собеседника, умеет понять эмоциональное настроение партнёра «сопереживает». В начале учебного года у наших детей было недостаточно сформировано умение межличностного общения, многие дети не умели сопереживать, сорадоваться, не понимали эмоциональное настроение другого человека. Благодаря беседам по прочитанным сказкам и рассказам, стихам, пословицам, дразнилкам и различным игровым упражнениям, направленных на закрепление умений невербального общения, такие как «Угадай-ка», «Руки ссорятся, руки мирятся», «Дружная семья», «Любимый сказочный герой», «Скульпторы», способствовало формированию у детей коммуникативных умений. Через игры развивала чувство близости с другими детьми «Ласковое имя», «Мы одно большое дружное животное», «Комплимент» и т.д. Также использовала игровые упражнения, направленные на умение общаться без слов «Через стекло». Развивала умение слушать собеседника «Испорченный телефон». В нашем семейном клубе шли театрализованные постановки. В своей педагогической деятельности стремилась к тому, чтобы дети чувствовали себя комфортно в любой обстановке, в любой речевой ситуации. Чтобы они могли легко вступать в диалог, могли с достоинством и уважением к другому собеседнику аргументировать свою точку зрения, быть внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками. Главная педагогическая идея развитие вербальной и невербальной стороны речи детей. В нашем клубе шли такие постановки как «Три богатыря» ко дню защитников Отечества, «Айога» по поликультурному воспитанию, по басням И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука», «Лисица и ворона». Дети передавали через театрализованную деятельность характер персонажей «хитрый, злой, добрый» при помощи голоса и движений. Проблема становления межличностного общения на основе человеческих отношений связана с дефицитом воспитанности доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка в сегодняшних условиях. Необходимость формирования положительного опыта общения детей обусловлено тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая этикет, слушать партнера.
Седьмой год жизни характеризуется произвольностью поведения и психических процессов – внимание, памяти, восприятия. Детей начинаю интересовать человеческие отношения и общение, больше чем жизнь животных и явления природы. Для них важно общение как со взрослыми, так и со сверстниками. Контакты со сверстниками приносит ни с чем несравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить новые, особые отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. Старшие дошкольники способны не только оценить себя, но и достоинства другого ребенка, соответственно к нему отнестись. Общение становится важным фактором развития как своей личности, так и личности сверстника. По данным ряда психолого-педагогических исследований, у некоторых дошкольников наблюдается снижение ведущий роли в общении, что сигнализирует о трудностях в отношении со сверстниками. В это возрасте происходит разделение детей на популярных и не популярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников, они легко вступают с ними в контакт и свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников, никогда не вступают в общение первыми. Возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми. Эти переживания детей могут привести к агрессивным негуманным проявлениям эмоций: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. Становлению межличностного общения детей со сверстниками будут способствовать желание вступать в контакт, умение общаться (управлять своим поведением, влиять на собеседника, организовывать общение). Как показывают исследования, культура общения ребенка во многом зависит от культуры общения находящихся рядом родителей и воспитателей. В своей работе я учитываю индивидуальные особенности детей в общении, использую позиция «рядом», стараюсь понять выражение глаз, мимику ребенка, всегда обращаюсь по имени, использую тактильные прикосновения, смотрю в глаза. Поэтому выбрала форму работы по общению с детьми и родителями семейный клуб «Книга – друг семьи». Следующая встреча Семейного клуба посвящена памяти погибших воинов. Идет большая подготовка к празднованию 70-летия Победы. Дети принесли фотографии своих родных: прадедушек, прабабушек. Заведующая библиотекой Татьяна Юрьевна Парехина помогла организовать фотовыставку. Мы с ребятами ждем новых встреч с ветеранами ВОВ, готовим им подарки.
Поэтому основа эффективной социализации ребёнка в условиях семейного клуба является основой в воспитании полноценной личности. Литература: 1. Бодолев А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1983. – 272 с. 2. Венгер Л.В. Психология дошкольника – М.: Просвещение, 1975. – 237 с. 3. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования. – М.: Педагогика, 1978. – 200 с. 4. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. – М.: Педагогика, 1989. – 216 с. 5. Запорожца А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. – М.: Педагогика, 1974. – 288 с. 6. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1995. – 160 с. 7. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М.: Издательство «Совершенство», 1998. – 80 с.


В раздел образования