ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДНЙСТВИЯ РЕБЁНКА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Автор: Горбачёва Галина Витальевна Должность: воспитатель Учебное заведение: НДОУ ОАО "РЖД" детский сад № 216 Населённый пункт: город Иркутск Наименование материала: статья Тема: ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДНЙСТВИЯ РЕБЁНКА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ Раздел: дошкольное образование
УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Горбачёва Г.В.,воспитатель,
НДОУ № 216 ОАО «РЖД»
Проблема
взаимодействия
дошкольного
учреждения
с
семьёй
на
сегодняшний день остается актуальной. Приобретает порой обострённый
характер.
Сложности
в
отношениях
между
семьями
и
образовательными
учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных
ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на
ребёнка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в
общении
с
родителями
по
причине
выбора
формы
взаимодействия.
На
сегодняшний
день
существует
немало
форм
взаимодействия
семьи
и
педагога. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие виды
мероприятий с родителями, чтобы они были интересны. Мы в нашем детском
саду используем нетрадиционные формы работы с родителями. Одна из них
создания семейного клуба. Клуб – наиболее подходящая для этого форма
работы,
позволяющая
установить
эффективное
и
целенаправленное
взаимодействие детского сада и родителей. Для установления сотрудничества
детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей
дошкольного
возраста
мы
в
нашей
группе
организовали
семейный
клуб
«Книга – друг семьи». Этот клуб для любящих родителей, отдающих душу и
сердце воспитанию детей. С моей педагогической позиции в работе является
высказывание известного психолога А.Н. Леонтьева «Первые семь лет жизни
ребёнка – период «очеловечивания»». В это время происходит становление
личности,
сензитивный
период
развития
общения
и
взаимодействия
со
взрослыми
и
сверстниками.
Организация
семейного
клуба
в
Глазковской
библиотеке
№
9,
способствовала
тому,
что
благодаря
установлению
позитивной эмоциональной атмосферы наши дети и родители стали более
открытыми для общения и сотрудничества. Дети беседовали и обсуждали
прочитанные книги со взрослыми, которые мы брали в библиотеке, а умело
подобранная
литература
для
души
и
разума
в
кругу
семейного
чтения
способствовала
созданию
положительных
эмоциональных
переживаний
у
детей.
В
работе
автора
С.С.
Бычковой
(1,
с.16)
говорится
о
том,
что
эффективное общение возможно в том случае, когда устанавливается контакт,
ребёнок
смотрит
партнёру
в
глаза,
обращается
к
сверстнику
по
имени,
использует
доброжелательный
тон,
в
собственной
речи
не
употребляет
паразитических слов, приветствует, благодарит сверстника и прощается с
ним, в конфликтных ситуациях не оскорбляет собеседника, умеет понять
эмоциональное настроение партнёра «сопереживает».
В начале учебного
года
у
наших
детей
было
недостаточно
сформировано
умение
межличностного общения, многие дети не умели сопереживать, сорадоваться,
не понимали эмоциональное настроение другого человека. Благодаря беседам
по прочитанным сказкам и рассказам, стихам, пословицам, дразнилкам и
различным игровым упражнениям, направленных на закрепление умений
невербального
общения,
такие
как
«Угадай-ка»,
«Руки
ссорятся,
руки
мирятся», «Дружная семья», «Любимый сказочный герой», «Скульпторы»,
способствовало
формированию
у
детей
коммуникативных
умений.
Через
игры развивала чувство близости с другими детьми «Ласковое имя», «Мы
одно большое дружное животное», «Комплимент» и т.д. Также использовала
игровые упражнения, направленные на умение общаться без слов «Через
стекло». Развивала умение слушать собеседника «Испорченный телефон». В
нашем
семейном
клубе
шли
театрализованные
постановки.
В
своей
педагогической деятельности стремилась к тому, чтобы дети чувствовали
себя комфортно в любой обстановке, в любой речевой ситуации. Чтобы они
могли легко вступать в диалог, могли с достоинством и уважением к другому
собеседнику
аргументировать
свою
точку
зрения,
быть
внимательными
слушателями и доброжелательными собеседниками. Главная педагогическая
идея развитие вербальной и невербальной стороны речи детей. В нашем
клубе
шли
такие
постановки
как
«Три
богатыря»
ко
дню
защитников
Отечества,
«Айога»
по
поликультурному
воспитанию,
по
басням
И.А.
Крылова «Лебедь, рак и щука», «Лисица и ворона». Дети передавали через
театрализованную
деятельность
характер
персонажей
«хитрый,
злой,
добрый»
при
помощи
голоса
и
движений.
Проблема
становления
межличностного
общения
на
основе
человеческих
отношений
связана
с
дефицитом
воспитанности
доброты,
культуры,
неустойчивыми
нравственными критериями в воспитании ребёнка в сегодняшних условиях.
Необходимость формирования положительного опыта общения детей
обусловлено тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению
у
них
негативных
форм
поведения,
к
ненужным
конфликтам.
Дети
стремятся, но часто не умеют вступать
в контакт, выбирать уместные
способы общения со сверстниками, проявлять вежливое доброжелательное
отношение
к
ним,
соблюдать,
разговаривая
этикет,
слушать
партнера.
Седьмой
год
жизни
характеризуется
произвольностью
поведения
и
психических процессов – внимание, памяти, восприятия. Детей начинаю
интересовать
человеческие
отношения
и
общение,
больше
чем
жизнь
животных и явления природы.
Для них важно общение как со взрослыми, так и со сверстниками.
Контакты со сверстниками приносит ни с чем несравнимую радость. Только
со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить новые, особые
отношения,
которые
они
не
могут
иметь
со
взрослыми.
Старшие
дошкольники способны не только оценить себя, но и достоинства другого
ребенка,
соответственно
к
нему
отнестись.
Общение
становится
важным
фактором
развития
как
своей
личности,
так
и
личности
сверстника.
По
данным
ряда
психолого-педагогических
исследований,
у
некоторых
дошкольников
наблюдается
снижение
ведущий
роли
в
общении,
что
сигнализирует о трудностях в отношении со сверстниками. В это возрасте
происходит разделение детей на популярных и не популярных. Первые из них
пользуются уважением и симпатией сверстников, они легко вступают с ними
в контакт и свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с
нарушением
самооценки)
стараются
держаться
в
стороне
от
ровесников,
никогда не вступают в общение первыми. Возникают симпатии и антипатии,
которые
глубоко
переживаются
детьми.
Эти
переживания
детей
могут
привести
к
агрессивным
негуманным
проявлениям
эмоций:
грубости,
зависти,
несправедливости,
отчуждению.
Становлению
межличностного
общения детей со сверстниками будут способствовать желание вступать в
контакт,
умение
общаться
(управлять
своим
поведением,
влиять
на
собеседника, организовывать общение).
Как показывают исследования, культура общения ребенка во многом
зависит от культуры общения находящихся рядом родителей и воспитателей.
В своей работе я учитываю индивидуальные особенности детей в общении,
использую
позиция
«рядом»,
стараюсь
понять
выражение
глаз,
мимику
ребенка, всегда обращаюсь по имени, использую тактильные прикосновения,
смотрю в глаза. Поэтому выбрала форму работы по общению с детьми и
родителями семейный клуб «Книга – друг семьи».
Следующая
встреча
Семейного
клуба
посвящена
памяти
погибших
воинов. Идет большая подготовка к празднованию 70-летия Победы. Дети
принесли фотографии своих родных: прадедушек, прабабушек. Заведующая
библиотекой Татьяна Юрьевна Парехина помогла организовать фотовыставку.
Мы с ребятами ждем новых встреч с ветеранами ВОВ, готовим им подарки.
Поэтому основа эффективной социализации ребёнка в условиях семейного
клуба является основой в воспитании полноценной личности.
Литература:
1.
Бодолев А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1983. – 272 с.
2.
Венгер Л.В. Психология дошкольника – М.: Просвещение, 1975. – 237
с.
3.
Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада:
опыт
социально-психологического
исследования.
–
М.:
Педагогика,
1978. – 200 с.
4.
Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. – М.:
Педагогика, 1989. – 216 с.
5.
Запорожца А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. –
М.: Педагогика, 1974. – 288 с.
6.
Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1995. – 160 с.
7.
Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М.: Издательство «Совершенство»,
1998. – 80 с.