Напоминание

"Весёлые фантазии"


Автор: Казанова Екатерина Евгеньевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 142 комбинированного вида" Вахитовского района г. Казани
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Весёлые фантазии"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Рабочая образовательная программа по кружковой работе

«Весёлые фантазии»

Художественно-эстетическое направление

Пояснительная записка
Курс «Тестопластика» - лепим из теста, способен увести детей в увлекательную страну пластики, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи. Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое. Причин, ведущих к недостаточному развитию моторики много, но среди них можно выделить основные, наиболее распространенные, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателем общего физического развития детей, отставание в развитии моторики психологи объясняют и рядом социальных факторов. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. «Домашние» дети, не посещавшие до школы детский сад, иногда имеют катастрофически низкий уровень сформированности навыков тонкой ручной моторики (рисование, лепка, вырезание из бумаги и прочее), поскольку родители не уделили этому аспекту развития должного внимания. Это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания младших школьников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для
успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Работа с тестом способствует выработке красивого почерка, учит рисованию и рукоделию. Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, я предпочла бы в работе с детьми использовать соленое тесто. Т.к. дети уже имели возможность работать с пластилином то освоить приемы лепки из соленого теста им будет не сложно. Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной: • Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег. • Легко отмывается и не оставляет следов. • Безопасно при попадании в рот. • Не липнет к рукам при лепке. • Можно сушить на воздухе. • Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие. • Если покрыть лаком - сохранится на века. • С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму. • Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов. Задачи курса: 1. Познакомить с лепкой из соленого теста, с инструментами для занятий, способами и приемами лепки, с тем, как оформить и сохранить выполненные игрушки и изделия. 2. Расширять кругозор обучающихся, способствовать формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений
3. Вырабатывать художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, умение не только смотреть, но и видеть. Цель программы. Развитие художественных и творческих способностей учащихся, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности. Задачи программы. 1.Обучающие: – познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластики, ее возможностями; – научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста; – обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста; – формирование знаний о композиции, основах цветоведения, технике рисунка акварелью и гуашью. 2.Технические: – развивать координацию движения рук; – научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием; – использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание. 3.Развивающие: – развивать мелкую моторику рук; – развивать речь; – расширять словарный запас; – расширять кругозор; – развивать наблюдательность; – развивать эстетический вкус;
– развивать образное и логическое мышление; – содействовать развитию творческого воображения, фантазии. 4.Воспитательные: – воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца; – воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе; – воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду. 5.Социальные: – создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом; – помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями; – научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни. Программа рассчитана на детей в возрасте от 3 до 7 лет Занятия групп проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (1 учебный час равен30 мин. с 5-ти минутным перерывом. Максимальное количество детей в группах – 10 человек.
По окончании курса дети должны знать:
Технологию приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного), особенности соленого теста. Что такое «каркас», из чего его можно изготовить, как укрепить поделку с помощью каркаса. Что такое инструкционная карта, как читать инструкционную карту. Приемы соединения деталей в поделках из соленого теста. Как работать самостоятельно с опорой на рисунок-план. Основные приемы лепки.
Способы соединения деталей из различных материалов. Особенности сушки и соединения небольших вертикальных изделий. Приемы использования подручных средств при работе с соленым тестом. Правила выполнения сборных конструкций из соленого теста. Последовательность изготовления картины из соленого теста; операции «склеивания» соленого теста; изготовление рамочек. Приемы разметки по тесту. Узор корзиночного плетения, прием витья из двух жгутиков. По окончании курса дети должны УМЕТЬ: Самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто. Укреплять поделку с помощью каркасов разного типа. Читать инструкционную карту, работать с опорой на рисунок-план. Соединять детали из соленого теста различными способами. Применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т.д. Правильно сушить и оформлять изделие, покрывать его лаком. Использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства. Собирать сборные конструкции из соленого теста. Изготовлять небольшую картину из соленого теста. Выполнять узор корзиночного плетения, применять прием витья из двух жгутиков. Самостоятельно определять технологию изготовления поделки. Работать как под руководством учителя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения. Анализировать готовое изделие, сравнивать свое изделие с изделием товарища, находить сходные и отличительные свойства. Творчески подходить к выполнению работы.

Список литературы :
1. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор.— М: Эксмо, 2004. — 160 с. 2. Кискальт И. Соленое тесто/ Пер. с нем. — М.: АСТ-пресс книга, 2003 — 144 с. 3. Кискальт И. Соленое тесто. Увлекательное модедирование. — М.: Профиздат 2002. — 80 с. 4. Колотова О. Тестопластика // Позашкiлля. – 2007. – №7. – с. 40 – 42. 5. Хананова И. Соленое тесто. — М.: АСТ-пресс книга, 2004 — 104 с. 6. Берсенева Г.К. Ткань. Тесто. Бумага. Домашнее рукоделие. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. 7. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1998. 8. Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. СПб: Издательский Дом «Кристалл», 2001. 9. Козлина А.В. Уроки ручного труда. М.: Мозаика-Синтез. 10. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М.: Педагогическое общество России, 2000. 11. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980. 12. Конышева Н.М. Трудовое обучение в начальных классах. СПб.: СпецЛит, 2000. 13. Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1986. 14. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. М.: Просвещение, 1984


В раздел образования