"ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОНР"
Автор: Черепкова Светлана Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №1 "Чебурашка" Населённый пункт: г.Усть-Илимск Иркутская область Наименование материала: Статья Тема: "ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОНР" Раздел: дошкольное образование
"ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОНР"
"Кто с детских лет занимается Математикой,
тот развивает внимание, тренирует свой мозг,
свою волю, воспитывает настойчивость и
упорство в достижении цели"
А. И. Маркушевич
В
настоящее
время
проблему
развития
элементарных
математических
представлений
разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги. Дети дошкольного возраста
спонтанно
проявляют
интерес
к
математическим
категориям,
помогающим
лучше
ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и взаимосвязывать их друг с другом,
формировать понятия и мышление в целом.
И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс
развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет
более
эффективен
при
использовании
в
непосредственно
образовательной
деятельности
игровых методов и приемов. Наши дети, имеющие речевые нарушения,
часто испытывают
особые
затруднения
при
выражении
своих
мыслей,
оречевлении
своих
действий,
их
последовательности, что затрудняет их математическую деятельность.
В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному
числу
людей
различных
профессий,
не
только
математикам.
Особая
роль
математики
-
в
умственном
воспитании,
в
развитии
интеллекта.
Это
объясняется
тем,
что
результатами
обучения
математики
являются
не
только
знания,
но
и
определенный
стиль
мышления.
Математика
оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти
качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.
Р а з в и т и е
м а т е м а т и ч е с к и х
с п о с о б н о с т е й
в к л ю ч а е т
в з а и м о с в я з а н н ы е
и
взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве,
их
свойствах
и
отношениях,
которые
необходимы
для
интеллектуального
развития
детей,
формирования
грамматического
строя
речи,
развития
связной
речи,
способствуют
общему
умственному
воспитанию
ребенка.
Ребенок
усваивает
только
то,
что
его
заинтересовало,
удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное,
даже
если
взрослые
настаивают.
Поэтому
основная
задача
педагогов
сделать
так,
чтобы
ребенку было интересно заниматься математикой.
Оно
не
сводится
к
тому,
чтобы
научить
дошкольника
считать,
измерять
и
решать
арифметические задачи. Мы развиваем их способности видеть, открывать в окружающем мире
свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами.
Цель нашей работы: содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса,
уточнению
и
формированию
математических
знаний
у
дошкольников;
создание
благоприятных условий для развития математических способностей;
Работая по этой теме, мы определили следующие задачи:
1.Развивать у детей интерес к математике.
2.Приобщать их к этому предмету в игровой и занимательной форме.
Обучение
математике
детей
дошкольного
возраста
немыслимо
без
использования
занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику.
В. А Сухомлинский сказал: «Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед
детьми
мир,
творческие
способности
личности.
Без
игры
нет
и
не
может
быть
полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в
духовный
мир
ребенка
вливается
жизненный
поток
Представлений,
понятий
об
окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
Известно,
что игра – главный институт воспитания и развития культуры дошкольника,
своеобразная
академия
его
жизни.
В
игре
–
ребенок
творец
и
субъект.
В игре
ребенок
воплощает, творческие преобразования и, обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг,
телепередач, кинофильмов, собственного опыта и обеспечивает связь поколений и условия
культуры общества.
Дидактические
игры
дают
возможность
решать
различные
педагогические
задачи
в
игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их –
обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов,
чисел, геометрических фигур, направлений. Такие дидактические игры включаем в содержание
непосредственно образовательной деятельности.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них –
учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников
– способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она
будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей
в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на
сознание, на волю и на поведение в целом. Задания составлялись таким способом, чтобы дети
могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий,
активизации отработанной лексики.
В основе нашей работы лежат развивающие занимательные игры, подобранные по теме
занятия. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка,
логику
мысли,
рассуждений
и
действий,
гибкость
мыслительного
процесса,
смекалки
и
сообразительности.
Знакомя
детей
с
цифрами,
используем
дидактические
игры,
направленные
на
знакомство
с
цифрами:
«Выложи
цифру
из
палочек»;
«Собери
цифру
правильно»;
«Слепи
из
пластилина»;
«На
что
похожа
цифра?»;
«Назови
предметы,
напоминающие цифру».
Отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, знакомлю со
сказками,
в
которых
присутствуют
цифры,
заучиваем
пословицы,
поговорки,
крылатые
выражения,
где
присутствует
цифра,
используем
физкультминутки.
Отгадывая
задачи
математического содержания - дети радуются, если правильно ответили. Ведь отгадывание
загадок - это мыслительный процесс. Но не достаточно только отгадать. Каждая загадка - это
еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные
операции.
С помощью
счетных палочек мы
знакомим ребенка с формами. Дети строят и
преобразуют
простые
и
сложные
фигуры
по
условиям.
Предлагаем
детям головоломки в
определенной последовательности: составить два равных треугольника из 5 палочек. Составить
два равных квадрата из 7 палочек. Составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек.
Часто используем в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками,
пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке. Дети с
большим
удовольствием
и
интересом
составляют
различные
цифры
при
помощи
цветных
резинок и планшетов. Здесь же идет закрепление знаний цвета. Знакомя с геометрическими
фигурами,
используем
словесную
игру
«Пара
слов».
Мы
говорим
«Круг»,
дети
называют
предмет, похожий на руль или колесо.
Помимо
этого
детям
очень
нравится
играть
в дидактические
игры
направленные
на
изучение геометрических фигур.
Дети выкладывают фигурки, как по образцу, так и по памяти.
Закрепляя
геометрические
фигуры,
используем
следующие
игры:
«Геометрическое
лото»,
«Кодирование фигур», «Назови фигуру», «Назови лишнюю фигуру» , «Подбери заплатку» .
В разделе «Количество и счет», на наш взгляд, уместны следующие дидактические игры:
«Чет-нечет», «Сколько нас без одного?», «Какое число я задумала?», «Назови число на единицу
больше - меньше», «Кто знает, пусть дальше считает», «Какие числа пропущены?», «Назови
соседей».
Мы
обязательно включаем музыку, физминутки, игры на развитие мелкой моторики,
гимнастику для глаз и рук. Мы считаем, что успех обучения во многом зависит от организации
образовательного процесса. На каждой форме ООД мы обязательно производим смену видов
деятельности,
для
улучшения
восприятия
информации
воспитателя
и
активизации
деятельности самих детей в игровой форме.
Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, мы
используем следующие формы работы с детьми :
комплекс развивающих игр;
путешествие;
экспериментирование;
подгрупповая работа;
игра-путешествие;
математический КВН;
эксперимент;
познавательные игры;
математический ринг;
индивидуальная работа.
Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого
материала,
но
и
форма
подачи,
которая
способна
вызвать
заинтересованность
и
познавательную
активность
детей.
Взрослые
должны
не
подавлять,
а
поддерживать,
не
сковывать, а направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие
ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической
сущности
вопроса,
уточнению
и
формированию
математических
знаний
учащихся.
Дидактические
игры
и
игровые
упражнения
стимулируют
общение,
поскольку
в
процессе
проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и
педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Список литературы.
1.
Н.В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе
детского сада для детей с Общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» СПб, «Детство-
пресс» 2007
2.
Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с
Общим недоразвитием речи» СПб, «Детство-пресс» 2003
3.
Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Математика для дошкольников» М.,1993
4.
Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М.,2011
5.
Т.И.Тарабарина, Н.В.Елкина «И учеба, и игра: математика», Ярославль, 1997.
6.
Т.В.Башаева «Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук» Ярославль,1998.
7.
Е.А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург
«Детство-Пресс» 2002 г.
8.
И.А. Помораева. Занятия по формированию элементарных математических
представлений. 2-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2010 г.
9.
С.П. Гаврина «Веселая математика» - М.,2001
10. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. - Лань. Санкт- Петербург, 1997
11. И.И. Аргинская Математика, математические игры. - Самара: Федоров, 2005 г.- 32 с.
12. А.М. Леушина Формирование математических представлений у детей дошкольного
возраста: Учеб .пос. – М., 1974
13. В. Волина «Веселая математика» - Москва, 1999г.
14. Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г.
15. В.В.Васина, Праздник числа. М., 1991.