Автор: Гусева Елена Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ детский сад 64 Приморского района Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: методическая разработка Тема: Готов ли ребенок к школе? Раздел: дошкольное образование
ребенок к школе?»
Для каждого родителя наступает такой момент, когда до школы осталось
совсем немного, еще чуть-чуть и закончится беззаботное дошкольное
детство, начнется совсем другая, взрослая школьная жизнь. Так как
школа предъявляет к будущим первоклассникам с каждым годом все
более и более сложные требования, родители конечно же переживают -
"готов ли мой ребенок к школе? "
Большинство родителей считают, что если ребенок умеет считать,
писать, то он вполне готов покорять школьные вершины, но это не
совсем так. Готовность к школе бывает разная - интеллектуальная,
мотивационная, психологическая, социальная, физическая. И очень
важно учитывать все. Часто родители уделяют огромное внимание
формированию именно интеллектуальной готовности, считая, что
ребенок обладающий высоким уровнем интеллектуальной готовности в
школе не пропадет. Мне бы хотелось остановиться именно на
психологической и социальной готовности. Как педагогу со стажем и
будущему психологу мне хочется обратить внимание родителей именно
на эти виды готовности ребенка к школе.
В учебном заведении к ребенку будут предъявляться жесткие
требования, отличающиеся от требований, с которыми его познакомили
дома и в детском саду, и все их придется выполнять. Поэтому ребенка
необходимо заранее готовить к тому, что придется выполнять
предъявленные к нему требования педагога.
Психологическая готовность к школе определяется следующими
аспектами:
- наличием таких качеств, как самостоятельность и организованность;
- умением управлять собственным поведением;
- готовностью к новым формам сотрудничества со взрослыми людьми.
В доходчивой форме родителя необходимо рассказать будущим
первоклассникам о школе, что это не только пятерки и новый красивый
портфель, но и уроки, учитель, отношение которого к детям может быть и
совсем не таким, как в детском саду. Если ребенок соответствует
заявленным аспектам, то за его будущее в школе можно не волноваться.
Социальная готовность к школе.
- У ребенка, готового к школе, должно наблюдаться желание общаться со
своими сверстниками.
- Он должен уметь устанавливать взаимоотношения как с другими
детьми, так и с взрослыми. Стоит отметить, что взаимоотношения
ребенка с окружающими являются зеркалом тех отношений, которые
царят дома в семье. Именно со своих родителей малыш берет пример.
Для оценки социальной готовности к школе рекомендуется проверить:
- легко ли ребенок включается в компанию играющих деток;
- умеет ли он выслушивать чужое мнение, не перебивая;
- соблюдает ли он очередь в ситуациях, когда это необходимо;
- умет ли он участвовать в разговоре с несколькими людьми, может ли
поддержать беседу.
Самое главное, что к школе должны быть готовы не только дети, но и их
родители. Немаловажное значение играет психологическая готовность
родителей к школе. Многие мамы и папы зачастую беспокоятся о своем
ребенке, когда на то абсолютно нет никакой причины. Нужно понимать,
что малыш уже повзрослел и поумнел, перешел в новый этап своего
жизненного пути. К нему уже не нужно относиться как к маленькому.
Пусть он привыкает к самостоятельной жизни. Если же ребенок
столкнется с неудачей или окажется в какой-нибудь неприятной
ситуации, то стоит немедленно прийти ему на помощь.
В заключение мне хочется сказать всем родителям, что
неподготовленному ребенку сложно адаптироваться к переменам.
Поступление в школу, несомненно, большой стресс для ребенка, ведь
меняется привычный жизненный уклад. На фоне восторга, радости и
удивления возникают чувства тревоги, растерянности. Помощь
родителей в это время играет огромную роль. Их обязанность –
подготовить сынишку или дочку и провести диагностику готовности к
школе.