Автор: Груменцова Ольга Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 40 "Колосок" Населённый пункт: город Набережные Челны Наименование материала: Методическая разработка Тема: Картотека авторских игр по УМК Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 40 «Колосок» Управления
Образования Исполнительного комитета г. Набережные Челны
Министерства Образования и Науки Республики Татарстан.
Картотека
«
Авторские дидактические
и ИКТ игры по УМК
»
Груменцова О.В выс.кв.кат.
Дидактик
уен
"
Лото
татарча
ә
йт
"
Дидактическая
игра
"
Говорим
по
-
татарски
"
(
для
детей
4-5
лет
)
Цель: Закрепить знания детей по темам: "Гаилә -Семья", "Уенчыклар-Игрушки "
"Ашамлыклар-Продукты".
Задачи:
- Обогащать и активизировать словарь детей: әни, әти, бабай, малай, кыз, эт,
куян, песи, аю, ипи, сөт, зур, пычрак, туп, алма, чәй, матур,чиста,курчак и др.
- Развивать внимание, память.
- Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднения.
Ход игры: В игре могут принимать участие 2-7 детей. В начале игры, каждому
ребенку, раздаются карточки, выбирается ведущий.
Ведущий: (достает фишку) "Бу кем?" или "Бу нәрсә?"
Ребенок: Курчак (туп, малай.......). Бир курчак (туп, малай......)
Ведущий: "Нинди курчак?" ( туп, малай......)
Ребенок: Матур, зур.....
Ведущий: Мә курчак (туп, малай....)
Ребенок: Рәхмәт!
Дидактик
уен
"
Сана
"
Дидактическач
игра
"
Счёт
"
(
для
детей
4-5
лет
)
Цель: Закрепить знания детей по теме : "Саннар- Счёт"
Задачи:
- Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов: бер, ике,өч, дүрт, биш;
закреплять умение отвечать на вопрос: Ничә?
- Развивать навыки порядкового счета.
- Воспитывать целеустремленность в достижении конечного результата.
Ход игры:
Ведущий выбирает любую цифру на кубике и спрашивает: Ничә?
Ребенок: Бер ( икә.......)
Ведущий: Расставь кубики по порядку и посчитай.
Дидактик
уен
"
Ө
йд
ә
кем
яши
?"
Дидактическая
игра
"
Кто
в
домике
живет
?"
(
для
детей
4-5
лет
)
Цель: Закрепить знания детей по теме :
"
Гаилә - Семья", "Уенчыклар- Игрушки"
Задачи:
- Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов: әни, әти, бабай, әби, малай, кыз,
эт, куян, песи, аю; кил монда!
- Закрепить умение отвечать на вопрос: Бу кем?, Кем юк?
- Воспитывать интерес к татарскому языку.
Ход игры:
Ведущий: Позови в дом бабушку ( дедушку, .....)
Ребенок: Әби кил монда!
Ведущий: Бу кем?
Ребенок: Бу әби! (бабай......)
Ведущий: Кем юк?
Ребенок: Әни (әти, бабай, әби, малай, кыз, эт, куян, песи, аю, юк)
Дидактик
уен
"
Мин
ө
йг
ә
кайтам
"
Дидактическая
игра
"
Я
иду
домой
"
(
для
детей
4-6
лет
)
Цель: закрепление лексического минимума по обучению детей татарскому языку,
предусмотренного учебно-методическим комплектом.
Задачи:
- формировать умение и навыки правильно составлять предложения на татарском языке;
- развивать память, мышление, связную речь;
- воспитывать интерес к изучению татарского языка;
Лексическая доза:
Семья – әти, әни, әби, бабай, малай, кыз;
игрушки – песи, эт, туп, курчак, аю, куян, матур;
счет – бер, ике, өч, дүрт, биш; алты, җиде, сигез, тугыз, ун;
овощи – кишер, кыяр, кәбестә, суган, бәрәңге, алма;
цвета – кызыл, сары, яшел, зәңгәр;
вкус – тәмле, баллы;
мебель - карават, урындык, өстәл;
посуда - кашык, тәлинкә, чынаяк;
одежда - күлмәк, чалбар.
Ход игры:
Играют 4 ребенка. По очереди дети кидают кубик. Считают сколько точек на кубике:бер,
ике..... Делают ход. Ставят фишку и отвечают на вопросы:"Бу кәм?", "Бу нәрсә?",
"Нинди?". По стрелочкам делают переход фишки вверх или вниз. Дойдя до домика
считают сколько деревьев встретилось на пути.
Дидактик
уен
"
Т
Ө
ЙМ
Ә
Җ
ЫЙ
».
Дидактическая
игра
"
Цветные
бусы
"
(
для
детей
5-7
лет
)
Цель. Повторить знакомые слова, учить произносить их правильно.
Закрепить умение различать и правильно называть цвета.
Развивать память , внимание эстетический вкус
Ход игры.
1 вариант. Участвуют 5 -6 детей. Игроки выбирают веревочку.
Нанизывают на нее фишки нужного цвета.Ведущий задает вопросы “Это
что?”,“Какой?” (Бу нәрсә? Нинди?). Дети называют . Игра продолжается до тех пор, пока
не закончатся фишки.
2 вариант. Показать на фишке и называть предметов посуды, игрушек, животных.
Рассказать о них.
Н
ә
рс
ә
артык?
Что лишнее?”
Подготовила:
Груменцова О.В.
Дидактик уен
«Н
ә
рс
ә
артык? Что лишнее?”
Дидактическая игра «Нәрсә артык (Что лишнее)?”
Цель:
закрепление лексического
материала
по
УМК
по
обучению
детей
татарскому языку: названий предметов (людей), глаголов аудирования постановки
вопросов «бу кем (это кто)?, бу нәрсә (это что)?, нишли (что делает)?, нәрсә артык
(что лишнее)?» с параллельным визуальным восприятием. Развивать логическое
мышление. Упражнять в классификации предметов.
Ход игры: ребенок смотрит на экран. Отвечает на вопрос: «бу кем (это кто)?
или бу нәрсә (это что)? или нишли (что делает)? Выбирает из 4-х картинок одну