Организация самостоятельной работы на уроках биологии
Автор: Павлова Наталья Алексеевна Должность: учитель Учебное заведение: ЧОУ Санкт- Петербургская гимназия "Альма Матер" Населённый пункт: г. Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: Организация самостоятельной работы на уроках биологии Раздел: среднее образование
Организация самостоятельной работы на уроках биологии
Одна из задач учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся научиться
самостоятельно приобретать необходимую информацию. Как известно, приобретенные в
ходе самостоятельной работы знания являются наиболее прочными. Для
самостоятельной работы учащихся подготавливаются специальные задания, которые
позволяют им решать определенные познавательные задачи; развивают умение работать
с учебником, анализировать и обобщать полученные знания.
Задание по теме «Нервная система и органы чувств» ( Класс Рыбы)
У всех позвоночных животных строение нервной системы можно представить в виде
схемы:
Нервная система
↙ ↘
Центральная (ЦНС) Периферическая
↙ ↘ ↙ ↘
Спинной Головной Нервы Рецепторы
Мозг Мозг
Внимательно проанализируйте схему и перечертите ее в тетрадь. Вспомните, что относят к
рецепторам?
Рыбы – первые позвоночные, у которых появился головной мозг. Все отделы мозга
развиты хорошо, кроме передних долей. Если их удалить, то это никак не скажется на
поведении и жизни рыб. Прочтите статью «Спинной мозг». Ответьте на вопросы:
1.
Какой тип нервной системы у рыб?
2.
Какова функция спинного мозга?
Ответьте на вопросы по статье «Головной мозг»
1.
Какие отделы имеет головной мозг?
2.
Какой отдел головного мозга выполняет наиболее важные функции?
Вспомните, как называется ответная реакция организма на раздражение при участии
нервной системы.
Перечертите схему в тетрадь:
РЕФЛЕКСЫ
↙ ↘
Безусловные или врожденные Условные или приобретенные
Объясните, чем отличаются условные и безусловные рефлексы.
Сделайте выводы о роли нервной системы в жизни организма.
Решите задачи:
1.
Камбала быстро меняет окраску в зависимости от цвета грунта. Ослепленная,
теряет такую способность, становясь почти черной. Каков механизм изменения
окраски камбалы?
2.
Аквариум с находившейся там щукой перегородили стеклом и в отгороженную
часть пустили живую рыбу. Щука сразу же устремилась к рыбке, но ударившись
несколько раз о стекло, прекратила безуспешные попытки. Когда стекло вынули,
щука уже не возобновляла попыток схватить рыбку. Объясните результаты опыта.
3.
В озере водились только мирные рыбы. При заселении озера другими видами рыб
в водоем случайно попала икра хищных рыб. Какие последствия это может иметь?
4.
С аквариумными рыбками проделали следующий опыт. Наполнили пробирку
водой и бросили в нее живых мотылей. Опустили пробирку в аквариум с
голодными рыбками, рыбки пытались схватить мотыля, но стукались о пробирку. В
последующие дни опыт повторяли, а рыб кормили другой пищей. Как вы думаете,
что произойдет, если бросить мотыля в воду без пробирки? Почему вы так
считаете?
Литература:
1.
Бабакова Т.А., Мамонтова А.П. «Сборник задач по биологии». Просвещение.1986 г.
2.
Баранова А.П. «Карточки –задания для самостоятельной работы учащихся».
3.
Зверев И.Д. «Проблема самостоятельности учащихся в учебной работе»
4.
Никишов А.И. «Самостоятельные работы учащихся по зоологии» 1989 г.