Автор: Пудова Евгения Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №22 "Василек" Населённый пункт: пос. Чернышевский Мирнинского р-на РС(Якутия) Наименование материала: Конспект НОД Тема: "Якутская юрта" Раздел: дошкольное образование
воспитанию с детьми подготовительной группы «Буратино»
«На просторах Якутии» тема: «Юрта».
Количество детей: 14 детей.
Воспитатель: Пудова Евгения Владимировна.
Дата проведения: 15 февраля 2016г.
Цель:
1.Продолжить знакомство детей с историей своей малой Родины
РС(Якутии).
2.Закрепить знания о традициях и культуре коренных народов севера.
Задачи:
1. Формировать у детей интерес и уважительное отношение к родному
краю.
2. Закрепить знания о различных видах деятельности коренных народов
севера.
3.Формировать представление о культуре и традициях коренных народов
севера.
4. Учить внимательно слушать педагога и ответы детей, не перебивать.
5. Активизировать словарь детей.
Предварительная работа:
Чтение
Якутских
сказок,
легенд,
загадок.
Рассматривание
иллюстрации
родного
края.
Просмотр
подготовленных
презентаций
о
Якутии
сопровождающие
легендами.
Беседа
о
жизни
народов
севера.
Беседа
и
рассматривание иллюстраций, о животном мире Якутии.
Материалы оборудование:
Выставка книг о Якутии, наглядные иллюстрации, карта Якутии, макет
юрты,
ребристая
доска,
скакалка,
мешочки
с
песком,
мягкие
кожаные
«таблетки».
Словарная
работа: Юрта,
Абассы,
Маака,
Якуты,
Эвенки,
Эвены,
Юкагиры, Долганы, дерево жизни (нижний мир, средний мир, верхний мир),
язычная вера, очаг, нарты, каюр, оленеводство, рыболовство, кочевой образ
жизни.
СТРУКТУРА мероприятия :
1.Вводная часть: беседа, игровая деятельность.
2.Основная часть: Конструирование с алиментами аппликации «Юрта»
3.Заключительная часть: анализ проведенной работы.
ХОД мероприятия :
1.Вводная часть
Воспитатель : Ребята давайте немного свами поговорим и закрепим наши
знания о родном крае. Я предлагаю, вам необычное путешествие в
волшебную снежную долину. Давайте себя представим юными
путешественниками из команды известного исследователя
путешественника Маака, который много изучал наш край и много писал о
нём.
Дети: Мы уже представили.
Воспитатель: Тогда отправляемся в поход и не забываем, что в походе
бывают опасные, трудно проходимые места.
Воспитатель: вот мы и дошли до такого места.
испытание первое
Воспитатель: нам нужно преодолеть свами долину камней, и что бы нас
пропустили злые духи, (а как коренные народы Севера называют злых духов?
Дети: ( АБАССЫ ).
Воспитатель: Нам нужно ответить на вопросы. Мы знаем, что мы
проживаем в районе крайнего севера
,
а
(как называется наш край?)
Дети: Якутия.
Воспитатель : А кто знает почему наша республика называется Якутия?
Дети: Якутия получила своё название потому что на территории нашего
края основную часть поселений населяли Якуты.
Воспитатель : А каких народов севера вы ещё знаете?
Дети: Эвенки, Эвены, Юкагиры, Долганы.
Испытание пройдено.
Дети проходят по ребристой дорожке .
И вот юные путешественники продвигаются через холма через леса и
доходят до непроходимого болота и тут нам надо опять задобрить злых
духов ответить на вопрос.
Испытание второе:
Воспитатель: Ребята давайте вспомним и скажем, а какое виденье мира
было у коренных народов севера?
Дети: в виде дерево жизни (нижний мир, средний мир, верхний мир).
Пояснение: Народы севера относились к язычной вере и считали себя
детьми природы. Они верили в то что, что их окружало было одушевлённое,
живое. (Река, Солнце, Ветер…)
Испытание пройдено.
Дети проходят по таблеточкам через болото.
Воспитатель: Ребята продолжаем путешествие и доходим до узкой
тропинки.
Испытание третье:
Воспитатель : и слушаем вопрос:
Как назывались национальные сани коренных народов Севера, и кто ими
управлял?
Дети: нарты. Каюр.
(проходят по скакалке с песочным мешочкам на голове)
Испытание пройдено.
Пояснение: Северные народы были очень выносливыми, сильными и
ловкими. Мужчины народов севера в основном охотились, промышляли
оленеводством, рыболовством и вели кочевой образ жизни. (им нужно было
находить новые пастбище для оленей) женщины в свою очередь занимались
рукоделием шили, вышивали и вели всю домашнюю работу, воспитывали
детей.
Воспитатель : Ребята провожаем путешествие и вот мы дошли до
берлоги, где спит большой голодный и злой медведь. Нужно пройти так что
бы его не разбудить, ну и конечно договориться со злыми духами что бы они
его не разбудили.
Испытание четвёртое.
вопрос: А давайте вспомним какую роль в жизни народов севера играл
олень?
Дети: он был средством передвижением, он был источник сырья для
изготовления одежды, обуви, кочевых жилищ, сувениров. Был источником
пищи.
Дети: отвечая на вопрос проходят на носочках.
Воспитатель : Ну вот ребята мы достигли нашей волшебной долины, и
чтобы получить сокровище нам нужно ответить на последний вопрос.
А как называлась национальное жилище народов севера?
Дети: Юрта.
Воспитатель : Да. Строение юрты напоминает конус обтянутый оленьями
шкурами, в юрте располагался очаг, который служил для обогрева жилища и
его освещения, ну и конечно приготовления пищи. Вокруг очага рождались
множество легенд и сказок, а кто напомнит хоть одну сказку народов
севера?
Дети: Как девушки спасались от АБААСЫ.
Воспитатель: давайте подкрепимся витаминами (раздаёт добытое
сокровище –гематоген)
Дети: дети принимают витаминизацию.
Воспитатель : Ребята я вам предлагаю немножко по фантазировать и
представить, что мы оказались на бескрайних за снеженых просторах, над
нами играет красивое, цветное северное сияние и нам нужно организовать
своё поселение и каждый из вас сделает свою юрту украшая его на свой
вкус.
Прежде чем мы начнём делать я вам предлагаю провести физ. минутку и
немного согреться.
Физ. минутка
:
Дружно встали раз, два, три.
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь в право
Оглядимся величава
И на лево надо тоже
Поглядеть из под ладошек
И на право, и ещё
Через левое плечо.
2.Основная часть :
Воспитатель своей наглядной работай объясняет и показывает детям
способ изготовления модели юрты применяя метод конструирования с
алиментами аппликации.
3.Заключительная часть
Дети совместно с воспитателем оформляют макет «В поселенье мы
дружны, наши юрты хороши».
Беседа с детьми о проведённом занятии:
Чем мы сегодня занимались на занятие? что нового мы узнали на занятие?
Воспитатель : Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, как
старательно трудились. А сейчас дежурные помогут убрать столов.
Молодцы!
Занятие окончено.