Напоминание

"Экология. Здоровье человека"


Автор: Салиева Сазида Заклиевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: филиал МБОУ ВСОШ №3 - Пановская ООШ
Населённый пункт: с.Пановка,Высокогорского района, РТ
Наименование материала: программа элективного курсы
Тема: "Экология. Здоровье человека"
Раздел: среднее образование





Назад





Филиал «Муниципального бюджетного образовательного учреждения ВСОШ №3

Высокогорского муниципального района РТ» - «Пановская основная общеобразовательная

школа Высокогорского муниципального района РТ»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю на заседании РМО Зам.директора по УР Заведующий филиалом Протокол №_1___ /Тумакова И.А./ МБОУ «ВСОШ № 3»- от «28» августа 2015 г « 1 »сентября 2015г «Пановская школа» /Салиева СЗ / Приказ №85 « 1 » сентября 2015 г /Ахметшина Р.М./
Программа

элективного курса на тему

«Экология. Здоровье человека»
учителя 1категории
Салиевой СЗ
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от 28 августа 2015 года 2015 – 2016 уч. год

Пояснительная записка
Глобальные проблемы современности , несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации , вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовывать идеи эколого - информационного общества. Экологическое образование предполагает педагогически целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы проблем воздействия общества и природы , овладевают прикладными знаниями навыками по оптимизации воздействий на окружающую среду в различных видах деятельности. Воспитание у школьников сознания , что человек часть природы, что подлинным хозяином он становится тогда , когда познает законы природы и правильно пользуется ими, перестраивает природу в соответствии с нуждами общества. Состояние окружающей среды становится все менее благоприятным для существования человека , для его здоровья. На здоровье человека большое влияние оказывают многие факторы природы , например, микроклимат, сочетание цветового и шумового факторов , уровень влажности , состояние атмосферы, гидросферы и т.д. В сложившейся экологической обстановке необходимо показать учащимся , что , защита природы отвечает их собственным интересам. Программа элективного курса предусматривает более расширенное изучение вопроса здорового образа жизни , влияние экологических факторов на состояние здоровья человека. Она включает в себя современные научные знания , достижения в области медицины , экологии , биологии и помогает углубленному изучению курса биологии. Программа элективного курса «Экология. Здоровье человека.» включает теоретическую и практическую части, групповые и индивидуальные наблюдения, работу с различными источниками , интернет – ресурсами ,составление презентаций.
Актуальность курса
В современном мире, когда глобальные проблемы угрожают здоровью людей , тема является особенно актуальной . В настоящее время 60 млн. людей в мире дышат воздухом, содержащим вредные для здоровья человека примеси, почти половина жителей пьёт воду, не соответствующую гигиеническим требованиям. На сегодняшний день только 20-25% школьников могут быть названы по настоящему здоровыми. Поэтому актуальность курса определяется необходимостью формирования у учащихся экологической культуры , ответственного отношения к своему здоровью .
Цель:
Сформировать представление о взаимосвязи состояния здоровья человека и среды обитания , влияния экологических факторов на здоровье человека.
Задачи:
1. Сформировать представление о влиянии природных факторов на здоровье человека 2. Научить выявлять наиболее актуальные для среды обитания современного человека проблемы , развивать у учащихся практические навыки по охране природы родного края. 3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе , к своему здоровью.
Тематический план

№ Тема Количе ство часов Дата фактич 1 2 3
Экология и мы. Здоровье человека и окружающая

среда
.
Введение.
Качество жизни и качество окружающей среды. Методы контроля за качеством окружающей среды. 3 5сентябрь 12 19 4 5 6
Охрана воздушной среды - атмосферы.
Влияние загрязнения воздуха на здоровье человека. Влияние хозяйственной деятельности на атмосферу ,разрушение озонового слоя и влияние на изменение климата. Погода и самочувствие человека 3 26 3октябрь 10 7 8 9
Вода – как среда обитания.
Влияние водных ресурсов на жизнь и деятельность человека. Антропогенное воздействие на гидросферу и ее защита. Истощение гидросферы и ее последствия. Экологические проблемы мирового океана и истощение ресурсов пресной воды. 3 17 24 31 10 11
Охрана окружающей среды от новых типов

загрязнений.
Влияние звуков, шума на здоровье человека.. Глобальный сырьевой кризис и ядерная угроза. 2 14ноябрь 21 12 13
Экология генофонда.
Влияние алкоголя, курения на здоровье человека Современные представления о профилактике наркомании. 2 28 5 14,15
Лечебные силы природы
Лекарственные растения 2 12,19декабрь 16 17
Роль минеральных и веществ , микроэлементов на

здоровье человека.
Минеральные удобрения. Нитраты и болезни людей Нитраты как социально – экономическая проблема. 3 26 16январь 16январь
18 Метаболизм нитратов в организме человека 19 20
Химизация быта человека .
ГМО. Как ГМ-продукты влияют на здоровье человека ? 2 30 Февраль6 21,22
Простудные заболевания, влияние их на организм

человека.
Типы инфекций 2 20,13. 23,24
Биологические загрязнители
, влияние их на здоровье человека 2 27,5март 25 26
Изменение природной среды под влиянием

деятельности человека.
Вторичное засоление и заболачивание почв 2 12 19 27 28 29
Комнатные растения.
Биологические особенности , группировка. Влияние комнатных растений на человека Особенности выращивания комнатных растений 3 2.апрель 9 16 30,31
Здоровое питание. Витамины.
Режим дня подростка. 2 23 32,33
Конференция « Глобальные экологические

проблемы и пути их решения»
2 30, 7май 34,35
Итоговое занятие
2 14,21 Итого 35

Содержание курса

Тема 1. Экология и мы. Здоровье человека и окружающая среда
Экология - наука. Экологические факторы. Совокупность действия экологических факторов. Воздействие окружающей среды на организм человека. Постоянное взаимодействие среды и организма. Причины снижения средней продолжительности жизни населения. Причины снижения рождаемости. Охрана окружающей среды – путь к улучшению здоровья населения.Деятельность человека и экология биосферы. Проблемы адаптации человека к окружающей среде. Качество жизни и качество окружающей среды. Методы контроля за качеством окружающей среды.
Практическая работа.
Оценка состояния здоровья населения на основе статистических данных. Анализ естественного прироста населения села за 2010-2015 годы. Состояние здоровья учащихся 1-9 классов на основе справок медосмотра. Изучение изменения естественного прироста населения РТ по статистическим данным.
Тема 2. Охрана воздушной среды - атмосферы. Влияние загрязнения воздуха на

здоровье человека
Значение воздуха в жизни живых организмов. Атмосфера «Фабрика погоды». Главные источники загрязнения воздуха. Меры по предотвращению эагрязнения воздуха. Влияние загрязнения воздуха на здоровье человека и на живые организмы. Транспорт и его влияние на окружающую среду. Причины образования «Озоновых дыр» , «Кислотных дождей» и их предупреждение. Законы РФ, РТ об охране окружающей среды. Причины естественного загрязнения атмосферы , их размеры , следствия. Процесс самоочистки. Производители кислорода и их охрана. Погода и самочувствие человека
Практическая работа
Влияние шлакобетонного завода, расположенного около микрорайона на воздушную среду и здоровье человека.
Тема 3. Вода – как среда обитания. Влияние водных ресурсов на жизнь и деятельность

человека
Вода как фактор здоровья. Хлорирование воды , последствия. Самоочищение и обеззараживание воды водоёмов. Болезни, передаваемые через загрязненную воду. Химический состав воды и здоровье человека. Роль родников для окружающей среды и человека. Изучение родников. Современное состояние родников, меры по их охране. Антропогенное воздействие на гидросферу и ее защита. Истощение гидросферы и ее последствия. Экологические проблемы мирового океана и истощение ресурсов пресной воды.
Практичекая работа
. Очистка родника на территории села. Изучение физических и химических свойств воды родника. Влияние родников на микроклимат. 4
Тема 4. Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Влияние звуков, шума на

здоровье человека.
НТП и связанные с ним появление типов загрязнений окружающей среды. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности .Потенциальная эпидимическая опасность свалок. Роль шума на биологические объекты, на здоровье людей. Законы по борьбе с шумом. Вибрация, электромагнитные волны. Компьютер, телефон, телевизор, Интернет , их влияние на здоровье людей. Общественные и государственные организации в борьбе с новыми типами загрязнений. Глобальный сырьевой кризис и ядерная угроза.

Практическая работа
Выявление источников загрязнений, определение зоны и характера их воздействия на окружающую среду, пропаганда знаний по влиянию загрязнений и их предотвращению среди населения
.

Тема 5. Экология генофонда. Влияние алкоголя, наркомании, курения на здоровье человека.
Алкоголизм подростка , особенности течения, последствия. Токсичность алкоголя. Вред курения на организм человека. Определение состава компонентов табачного дыма. Понятие о наркомании , токсикомании. Наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростка.
Тестирование
«Отношение подростков школы к вредным привычкам
Тема 6. Лечебные силы природы Лекарственные растения.
История изучения и применения лекарственных растений. Древнеиндийская, Тибетская медицина. Растения как источник пищи для человека, кислорода , фитонцидов. Химический состав лекарственных растений. Фитотерапия. Лекарственные препараты из растений.Растительное лекарство – биогенетический комплекс. Фитонциды. Лекарственные растения нашего края. Правила сбора , сушки, хранения лекарственных трав. Меры предосторожности при обращении с ядовитыми растениями.
Практическая работа.
Приготовление настоев и отваров лекарственных растений.
Тема 7. Роль минеральных и веществ , микроэлементов на здоровье человека. Минеральные

удобрения. Нитраты.
Виды удобрений и их влияние на рост и развитие растений. Влияние удобрений на урожайность сельскохозяйственных культур. Токсичные действия пыли фосфатного сырья. Отрицательная роль примесей, содержащихся в минеральных удобрениях. Нитраты. Реальное содержание нитратов в овощах и фруктах. Влияние минеральных удобрений на качество продукции, получаемой с удобренных почв, и здоровье людей.. Пестициды , отрицательное воздействие на природную среду и здоровье человека. Нитраты и болезни людей Нитраты как социально – экономическая проблема. Метаболизм нитратов в организме человека Практическая работа. Экскурсия на склад для хранения удобрений. Соблюдение техники безопасности. Допустимые нормы удобрений. Сроки внесения удобрений.
Тема 8. Химизация быта человека .
«Химизация» организма человека, её последствия. Культура пользования химическими средствами, их рациональный выбор. Лекарственная химизация человека. Болезнь и лекарства, культура потребления лекарств. Выявление экологически опасных веществ в быту. Химические пищевкусовые примеси. Опасные биологические опасности в быту. Химические токсические вещества в строительных материалах и их влияние на здоровье человека. Бытовые экологические загрязнители и борьба с ними. ГМО. Как ГМ-продукты влияют на здоровье человека ?
Тема 9. Простудные заболевания, влияние их на организм человека. Типы инфекций.
Климатические условия и их влияние на организм человека. Снижение иммунитета, обусловленное переохлаждением. Закаливание. Закаливание водой, воздухом, солнечные ванны.Грипп и ОРВИ. Заболевания органов дыхательной системы. Непрерывное длительное лечение и постоянное укрепление иммунитета. Аромотерапия. Вирусы. Бактериальные инфекции.
Тема 10. Биологические загрязнители, влияние их на здоровье человека

Болезнетворные или патогенные бактерии. Вирусы – возбудители различных заболеваний. Гельминты. Простейшие . Почва – источник инфекций , где обитают возбудители различных заболеваний. Загрязненная вода – место обитания возбудителей холеры, брюшного тифа, дизентерии. Воздушно- капельные инфекции. Насекомые и клещи переносчики болезней.
Тема 11. Изменение природной среды под влиянием деятельности человека
В. И. Вернадский: «Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли». Красная книга. Проблема радиоактивного загрязнения. Экологические проблемы биосферы - парниковый эффект, истощение озонового слоя, массовое сведение лесов. Проблема сохранения биоразнообразия, генофонда растительного и животного мира. Опустынивание земель . Рациональное использование биологических ресурсов. Вторичное засоление и заболачивание почв
Тема 12. Комнатные растения. Биологические особенности , группировка. Влияние

комнатных растений на человека
Целебное действие комнатных растений на здоровье, организм человека. Группировка комнатных растений. Энергетические колебания растения . Правильный подбор комнатных растений. Лекарственные комнатные растения. Цветы помощники для развития творческих способностей , благотворно воздействуют на сердечно-сосудистую систему и на физическое, психологическое и энергетическое состояние человека в целом.
Практическая работа. Посадка и уход за комнатными растениями.

Тема 13. Здоровое питание. Витамины. Режим дня подростка.

Полноценное питание для детей: рекомендации и особенности
. Полноценное рациональное питание – важное условие сохранения здоровья. Что такое рациональное питание. Новая опасность – химическое загрязнение продуктов питания. Экологически чистые продукты. ГМО. Витаминный вопрос: Что надо знать?.
Режим питания подростка.
Простые советы для здорового питания подростков.
Практическая работа.
Составление меню суточного рациона питания подростка.
Тема 14. Конференция « Глобальные экологические проблемы и пути их решения»
Определение глобальных экологических проблем. Выбор цели и задач. Подготовка материала для выступлений. Подготовка презентаций.

Литература
1. Энциклопедия для детей. Человек 4.2. «Архитектура души». М.;Аванта+ ,2009 2. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Эколгия, Человек – Экономика- Биота – Среда.- М.: ЮНИТИ – ДАНА,2009. 3.Большая медицинская энциклопдия 4. Домашняя аптека, - Эксмо – Пресс;Лик пресс, 2010. 5. Важнейшие отечественные лекарственные растения и их применение, 1990. 6. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда учебное пособие. – М.: Новая школа,1997. 7. Лебедева Н.Т.Школа и здоровье учащихся. – Минск,2012. 8. Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса. СПб.:СМИО,2003. 9. Ю.В.Новиков. Вода как фактор здоровья. – М.: изд.Знание,2010. 10. Методика исследовательской деятельности учащихся в области естественных наук. //Ред.-сост. А.С. Обухов//Исследовательская работа школьников. – 2006г. 11.Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды: Методическое пособие.- М: ТЦ «Сфера», 2013г. 12.Рохлов В.С., Никишов А.И. Человек и его здоровье: Дидактический материал: Пособие для учителей и учащихся.- М: Илекса, 2001г.


В раздел образования