Автор: Салиева Сазида Заклиевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: филиал МБОУ ВСОШ №3 - Пановская ООШ Населённый пункт: с.Пановка,Высокогорского района, РТ Наименование материала: программа элективного курсы Тема: "Экология. Здоровье человека" Раздел: среднее образование
Филиал «Муниципального бюджетного образовательного учреждения ВСОШ №3
Высокогорского муниципального района РТ» - «Пановская основная общеобразовательная
школа Высокогорского муниципального района РТ»
Рассмотрено
Согласовано
Утверждаю
на заседании РМО
Зам.директора по УР
Заведующий филиалом
Протокол №_1___
/Тумакова И.А./
МБОУ «ВСОШ № 3»-
от «28» августа 2015 г
« 1 »сентября 2015г
«Пановская школа»
/Салиева СЗ /
Приказ №85
« 1 » сентября 2015 г
/Ахметшина Р.М./
Программа
элективного курса на тему
«Экология. Здоровье человека»
учителя 1категории
Салиевой СЗ
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от 28 августа 2015 года
2015 – 2016 уч. год
Пояснительная записка
Глобальные проблемы современности , несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации ,
вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовывать идеи эколого -
информационного общества. Экологическое образование предполагает педагогически
целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы
проблем воздействия общества и природы , овладевают прикладными знаниями навыками по
оптимизации воздействий на окружающую среду в различных видах деятельности. Воспитание у
школьников сознания , что человек часть природы, что подлинным хозяином он становится тогда ,
когда познает законы природы и правильно пользуется ими, перестраивает природу в соответствии с
нуждами общества.
Состояние окружающей среды становится все менее благоприятным для существования человека ,
для его здоровья.
На здоровье человека большое влияние оказывают многие факторы природы , например,
микроклимат, сочетание цветового и шумового факторов , уровень влажности , состояние
атмосферы, гидросферы и т.д.
В сложившейся экологической обстановке необходимо показать учащимся , что , защита природы
отвечает их собственным интересам.
Программа элективного курса предусматривает более расширенное изучение вопроса здорового
образа жизни , влияние экологических факторов на состояние здоровья человека. Она включает в
себя современные научные знания , достижения в области медицины , экологии , биологии и
помогает углубленному изучению курса биологии.
Программа элективного курса «Экология. Здоровье человека.» включает теоретическую и
практическую части, групповые и индивидуальные наблюдения, работу с различными
источниками , интернет – ресурсами ,составление презентаций.
Актуальность курса
В современном мире, когда глобальные проблемы угрожают здоровью людей , тема является
особенно актуальной . В настоящее время 60 млн. людей в мире дышат воздухом, содержащим
вредные для здоровья человека примеси, почти половина жителей пьёт воду, не соответствующую
гигиеническим требованиям. На сегодняшний день только 20-25% школьников могут быть названы
по настоящему здоровыми. Поэтому актуальность курса определяется необходимостью
формирования у учащихся экологической культуры , ответственного отношения к своему здоровью .
Цель:
Сформировать представление о взаимосвязи состояния здоровья человека и среды обитания ,
влияния экологических факторов на здоровье человека.
Задачи:
1. Сформировать представление о влиянии природных факторов на здоровье человека
2. Научить выявлять наиболее актуальные для среды обитания современного человека проблемы ,
развивать у учащихся практические навыки по охране природы родного края.
3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе , к своему
здоровью.
Тематический план
№
Тема
Количе
ство
часов
Дата
фактич
1
2
3
Экология и мы. Здоровье человека и окружающая
среда . Введение.
Качество жизни и качество окружающей среды.
Методы контроля за качеством окружающей среды.
3
5сентябрь
12
19
4
5
6
Охрана воздушной среды - атмосферы. Влияние
загрязнения воздуха на здоровье человека.
Влияние хозяйственной деятельности на атмосферу
,разрушение озонового слоя и влияние на изменение
климата.
Погода и самочувствие человека
3
26
3октябрь
10
7
8
9
Вода – как среда обитания. Влияние водных
ресурсов на жизнь и деятельность человека.
Антропогенное воздействие на гидросферу и ее
защита. Истощение гидросферы и ее
последствия.
Экологические проблемы мирового океана и
истощение ресурсов пресной воды.
3
17
24
31
10
11
Охрана окружающей среды от новых типов
загрязнений. Влияние звуков, шума на здоровье
человека..
Глобальный сырьевой кризис и ядерная угроза.
2
14ноябрь
21
12
13
Экология генофонда. Влияние алкоголя, курения на
здоровье человека
Современные представления о профилактике
наркомании.
2
28
5
14,15
Лечебные силы природы Лекарственные растения
2
12,19декабрь
16
17
Роль минеральных и веществ , микроэлементов на
здоровье человека. Минеральные удобрения.
Нитраты и болезни людей Нитраты как социально –
экономическая проблема.
3
26
16январь
16январь
18
Метаболизм нитратов в организме человека
19
20
Химизация быта человека .
ГМО. Как ГМ-продукты влияют на здоровье
человека ?
2
30
Февраль6
21,22
Простудные заболевания, влияние их на организм
человека. Типы инфекций
2
20,13.
23,24
Биологические загрязнители , влияние их на
здоровье человека
2
27,5март
25
26
Изменение природной среды под влиянием
деятельности человека.
Вторичное засоление и заболачивание почв
2
12
19
27
28
29
Комнатные растения. Биологические особенности ,
группировка.
Влияние комнатных растений на человека
Особенности выращивания комнатных растений
3
2.апрель
9
16
30,31
Здоровое питание. Витамины. Режим дня
подростка.
2
23
32,33
Конференция « Глобальные экологические
проблемы и пути их решения»
2
30,
7май
34,35
Итоговое занятие
2
14,21
Итого
35
Содержание курса
Тема 1. Экология и мы. Здоровье человека и окружающая среда
Экология - наука. Экологические факторы. Совокупность действия экологических факторов.
Воздействие окружающей среды на организм человека. Постоянное взаимодействие среды и
организма. Причины снижения средней продолжительности жизни населения. Причины снижения
рождаемости. Охрана окружающей среды – путь к улучшению здоровья населения.Деятельность
человека и экология биосферы. Проблемы адаптации человека к окружающей среде. Качество
жизни и качество окружающей среды.
Методы контроля за качеством окружающей среды.
Практическая работа. Оценка состояния здоровья населения на основе статистических данных.
Анализ естественного прироста населения села за 2010-2015 годы.
Состояние здоровья учащихся 1-9 классов на основе справок медосмотра.
Изучение изменения естественного прироста населения РТ по статистическим данным.
Тема 2. Охрана воздушной среды - атмосферы. Влияние загрязнения воздуха на
здоровье человека
Значение воздуха в жизни живых организмов. Атмосфера «Фабрика погоды».
Главные источники загрязнения воздуха. Меры по предотвращению эагрязнения воздуха. Влияние
загрязнения воздуха на здоровье человека и на живые организмы. Транспорт и его влияние на
окружающую среду. Причины образования «Озоновых дыр» , «Кислотных дождей» и их
предупреждение. Законы РФ, РТ об охране окружающей среды. Причины естественного
загрязнения атмосферы , их размеры , следствия. Процесс самоочистки. Производители кислорода и
их охрана. Погода и самочувствие человека
Практическая работа Влияние шлакобетонного завода, расположенного около микрорайона на
воздушную среду и здоровье человека.
Тема 3. Вода – как среда обитания. Влияние водных ресурсов на жизнь и деятельность
человека
Вода как фактор здоровья. Хлорирование воды , последствия. Самоочищение и обеззараживание
воды водоёмов. Болезни, передаваемые через загрязненную воду. Химический состав воды и
здоровье человека. Роль родников для окружающей среды и человека. Изучение родников.
Современное состояние родников, меры по их охране. Антропогенное воздействие на
гидросферу и ее защита. Истощение гидросферы и ее последствия. Экологические проблемы
мирового океана и истощение ресурсов пресной воды.
Практичекая работа . Очистка родника на территории села. Изучение физических и химических
свойств воды родника. Влияние родников на микроклимат.
4
Тема 4. Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Влияние звуков, шума на
здоровье человека.
НТП и связанные с ним появление типов загрязнений окружающей среды. Мусор как фактор
загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности
.Потенциальная эпидимическая опасность свалок. Роль шума на биологические объекты, на
здоровье людей. Законы по борьбе с шумом. Вибрация, электромагнитные волны. Компьютер,
телефон, телевизор, Интернет , их влияние на здоровье людей. Общественные и государственные
организации в борьбе с новыми типами загрязнений. Глобальный сырьевой кризис и ядерная
угроза.
Практическая работа Выявление источников загрязнений, определение зоны и характера их
воздействия на окружающую среду, пропаганда знаний по влиянию загрязнений и их
предотвращению среди населения .
Тема 5. Экология генофонда. Влияние алкоголя, наркомании, курения на здоровье человека.
Алкоголизм подростка , особенности течения, последствия. Токсичность алкоголя. Вред курения на
организм человека. Определение состава компонентов табачного дыма. Понятие о наркомании ,
токсикомании. Наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное
развитие подростка.
Тестирование «Отношение подростков школы к вредным привычкам
Тема 6. Лечебные силы природы Лекарственные растения.
История изучения и применения лекарственных растений. Древнеиндийская, Тибетская медицина.
Растения как источник пищи для человека, кислорода , фитонцидов. Химический состав
лекарственных растений. Фитотерапия. Лекарственные препараты из растений.Растительное
лекарство – биогенетический комплекс. Фитонциды. Лекарственные растения нашего края. Правила
сбора , сушки, хранения лекарственных трав. Меры предосторожности при обращении с
ядовитыми растениями.
Практическая работа. Приготовление настоев и отваров лекарственных растений.
Тема 7. Роль минеральных и веществ , микроэлементов на здоровье человека. Минеральные
удобрения. Нитраты.
Виды удобрений и их влияние на рост и развитие растений. Влияние удобрений на урожайность
сельскохозяйственных культур. Токсичные действия пыли фосфатного сырья. Отрицательная роль
примесей, содержащихся в минеральных удобрениях. Нитраты. Реальное содержание нитратов в
овощах и фруктах. Влияние минеральных удобрений на качество продукции, получаемой с
удобренных почв, и здоровье людей.. Пестициды , отрицательное воздействие на природную среду
и здоровье человека. Нитраты и болезни людей Нитраты как социально – экономическая проблема.
Метаболизм нитратов в организме человека
Практическая работа. Экскурсия на склад для хранения удобрений. Соблюдение техники
безопасности. Допустимые нормы удобрений. Сроки внесения удобрений.
Тема 8. Химизация быта человека .
«Химизация» организма человека, её последствия. Культура пользования химическими средствами,
их рациональный выбор. Лекарственная химизация человека. Болезнь и лекарства, культура
потребления лекарств. Выявление экологически опасных веществ в быту. Химические
пищевкусовые примеси. Опасные биологические опасности в быту. Химические токсические
вещества в строительных материалах и их влияние на здоровье человека. Бытовые экологические
загрязнители и борьба с ними. ГМО. Как ГМ-продукты влияют на здоровье человека ?
Тема 9. Простудные заболевания, влияние их на организм человека. Типы инфекций.
Климатические условия и их влияние на организм человека. Снижение иммунитета, обусловленное
переохлаждением. Закаливание. Закаливание водой, воздухом, солнечные ванны.Грипп и ОРВИ.
Заболевания органов дыхательной системы. Непрерывное длительное лечение и постоянное
укрепление иммунитета. Аромотерапия. Вирусы. Бактериальные инфекции.
Тема 10. Биологические загрязнители, влияние их на здоровье человека
Болезнетворные или патогенные бактерии. Вирусы – возбудители различных заболеваний.
Гельминты. Простейшие . Почва – источник инфекций , где обитают возбудители различных
заболеваний. Загрязненная вода – место обитания возбудителей холеры, брюшного тифа,
дизентерии. Воздушно- капельные инфекции. Насекомые и клещи переносчики болезней.
Тема 11. Изменение природной среды под влиянием деятельности человека
В. И. Вернадский: «Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли».
Красная книга. Проблема радиоактивного загрязнения. Экологические проблемы биосферы -
парниковый эффект, истощение озонового слоя, массовое сведение лесов. Проблема сохранения
биоразнообразия, генофонда растительного и животного мира. Опустынивание земель .
Рациональное использование биологических ресурсов.
Вторичное засоление и заболачивание почв
Тема 12. Комнатные растения. Биологические особенности , группировка. Влияние
комнатных растений на человека
Целебное действие комнатных растений на здоровье, организм человека. Группировка комнатных
растений. Энергетические колебания растения . Правильный подбор комнатных растений.
Лекарственные комнатные растения. Цветы помощники для развития творческих способностей ,
благотворно воздействуют на сердечно-сосудистую систему и на физическое, психологическое и
энергетическое состояние человека в целом.
Практическая работа. Посадка и уход за комнатными растениями.
Тема 13. Здоровое питание. Витамины. Режим дня подростка.
Полноценное питание для детей: рекомендации и особенности . Полноценное рациональное
питание – важное условие сохранения здоровья. Что такое рациональное питание. Новая
опасность – химическое загрязнение продуктов питания. Экологически чистые продукты.
ГМО. Витаминный вопрос: Что надо знать?. Режим питания подростка. Простые советы для
здорового питания подростков.
Практическая работа. Составление меню суточного рациона питания подростка.
Тема 14. Конференция « Глобальные экологические проблемы и пути их решения»
Определение глобальных экологических проблем. Выбор цели и задач. Подготовка материала для
выступлений. Подготовка презентаций.
Литература
1. Энциклопедия для детей. Человек 4.2. «Архитектура души». М.;Аванта+ ,2009
2. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Эколгия, Человек – Экономика- Биота – Среда.- М.: ЮНИТИ –
ДАНА,2009.
3.Большая медицинская энциклопдия
4. Домашняя аптека, - Эксмо – Пресс;Лик пресс, 2010.
5. Важнейшие отечественные лекарственные растения и их применение, 1990.
6. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда
учебное пособие. – М.: Новая школа,1997.
7. Лебедева Н.Т.Школа и здоровье учащихся. – Минск,2012.
8. Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса. СПб.:СМИО,2003.
9. Ю.В.Новиков. Вода как фактор здоровья. – М.: изд.Знание,2010.
10. Методика исследовательской деятельности учащихся в области естественных наук. //Ред.-сост.
А.С. Обухов//Исследовательская работа школьников. – 2006г.
11.Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды: Методическое пособие.- М: ТЦ
«Сфера», 2013г.
12.Рохлов В.С., Никишов А.И. Человек и его здоровье: Дидактический материал: Пособие для
учителей и учащихся.- М: Илекса, 2001г.