Автор: Яптунай Юлия Федоровна Должность: воспитатель школы - интернат Учебное заведение: МКОУ АШИ Населённый пункт: с.Антипаюта Наименование материала: разработка мероприятия по профориентации школьников Тема: ошибки при выборе профессии Раздел: среднее образование
Цель: сформировать у школьников убежденность в необходимости изучать
научные основы профессионального самоопределения.
Задачи:
1. Формирование у учащихся представления о типичных ошибках при
выборе профессии.
2. Воспитание самостоятельности и ответственности.
3.рассказать об основных ошибках в выборе профессии
4. Развитие логического мышления.
Участники:
учащиеся 9-х, 11-х классов.
Ход работы
Ведущий (вступительное слово):
Ведущий: Вот и перед вами стоит выбор – выбор будущей профессии. Этот выбор является
важной, сложной и ответственной задачей, так как от него зависит ваше будущее. И важно
не ошибиться, ведь выбирая себе профессию можно допустить ряд ошибок и долго об
этом сожалеть. Разобраться с этим нам поможет тема сегодняшнего занятия. Но вначале
вспомним что мы узнали на предыдущих беседах.
Вопрос: вспомните какие факторы могут оказать влияние на выбор профессии?
Ответ:
1. родители и родственники
2. радио, телевидение
3. кино
4. друзья
5. газеты, журналы, Интернет
6. книги
7. учителя
8. производственники
9. активность личности – ведущая роль
«Человеку трудно с достаточной быстротой ответить «да» или «нет». А почему? Потому,
что самое трудное для человека – это сделать выбор»
А выбор делать рано или поздно придется. И сегодня мы поговорим о типичных ошибках
при выборе профессии.
И так под типичными ошибками при выборе профессии понимается результат
неправильных действий в процессе выбора профессии, характерных для большинства
учащихся.
Ошибка 1: НЕДОСТАТОЧНАЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ
На сегодняшний день насчитывается более 40 тысяч профессий, и где-то там, среди этого
моря, затерялась ваша. Но вы об этом даже не подозреваете и выбираете привычную,
традиционную, находящуюся на виду.
Ошибка 2: ВЫБОР ПОД ВЛИЯНИЕМ
Вместе весело шагать? Конечно, хорошо, если в институт вы пойдете дружной компанией,
и если есть в компании сильный и уверенный лидер, он ведет всю группу, а вам одному
неуютно и страшно. Помните что это ваша судьба и ваша жизнь.
Так что, выбирая свое будущее, прислушивайтесь к своей интуиции, ведь ваша будущая
профессия – это, прежде всего, ваш собственный выбор, а не выбор ваших друзей или
родителей.
Ошибка 3: НЕПРАВИЛЬНАЯ САМООЦЕНКА
Как это не обидно, но часть старшеклассников, не надеясь пройти по конкурсу, бояться
подавать документы на престижные факультеты. И наоборот. Многие молодые люди
представляют себя на фоне выбранной профессии, а не на фоне нее. «Я хочу» - главный
аргумент. «Смогу ли я»? приходит гораздо позже.
Ошибка 4: ПОГОНЯ ЗА ПРЕСТИЖНОСТЬЮ И ВЫСОКОЙ ЗАРПЛАТОЙ
Если на вопрос, чего вы ждете от будущей профессии, вы без промедления отвечаете:
«Славы и денег», - тогда вам нужны самые престижные направления. Но и здесь есть свои
подводные камни. Не только для вас это главные критерии. Чтобы пробиться хотя бы в
«золотую середину», придержаться выдержать немалую конкуренцию. Классический
пример с юристами: в наши дни редкий вуз не имеет юридического факультета. Сколько,
по вашему мнению, нужно специалистов стране? Предложения давно превысили спрос. А
машина подготовки все работает и работает. И многие продолжают выбирать эту
профессию, забывая, что востребованным юристом может стать только одаренный
человек.
Ошибка многих абитуриентов заключается в непонимании сути многих профессий.
Будущие студенты смотрят на них поверхностным взглядом. Если финансист, то
обязательно директор банка и т.д. а ведь практическая деятельность в любой сфере
начинается с «Отнеси эту бумажку шефу, да смотри, не потеряй по дороге». То есть с азов
и элементарной практики. Вы готовы 2-3 года перекладывать документы из одной папки в
другую, потом 5-6 лет дежурить в нотариальной конторе, ждать, когда освободиться место
попрестижней?
А знаете, в каком направлении бум только начинается? Где зарплаты растут как на
дрожжах? На строительные специальности медленно, но верно конкурс увеличивается уже
который год… Но не каждого инженера с дипломом престижного вуза возьмут на
должность прораба крупной стройки.
Практическая работа.
Учащиеся разбиваются на группы, каждой из которых раздается карточка с ситуациями
выбора профессии.
Карточка 1.
Девушка хочет поступить в педагогический колледж и работать учителем начальных
классов, как ее любимая учительница. В тоже время, она по характеру очень замкнута, не
любит читать книги, увлекается разведением комнатных растений, предпочитает
одиночество. Может ли эта девушка стать хорошим педагогом?
Карточка 2
Юноша 17 лет выбрал профессию следователя и собирается и собирается поступать в
школу милиции по совету друга, который хочет работать милиционером. Имеет сниженное
зрение и часто болеет. Занимался в радиотехническом кружке. Подходит ли профессия
следователя этому юноше?
Карточка 3
Андрей мечтал военным моряком. Когда его дядя – офицер подводной лодки – приезжал в
отпуск, Андрей не мог оторвать завороженного взгляда от военной формы. В школе
Андрей учился хорошо, но у него кружилась голова, наблюдалась одышка. О своем
недомогании он никому не говорил. С врачами не консультировался. Какую ошибку может
допустить Андрей?
Карточка 4.
Витя давно увлекался техникой. Вместе с отцом он собрал малогабаритный трактор. По
физике имел отличные и хорошие оценки. Витя мечтал поступить в машиностроительный
институт. Но после окончания 9 классов его друг уговорил пойти ПУ по профессии
портной верхней одежды. Поддавшись на уговоры, Витя изменил своей мечте и поступил
с другом в ПУ. Какую ошибку допустил Витя? К чему она может привести?
Учащиеся выполняют работу и затем один из группы дает ответ.
Заключительное слово педагога:
В любом случае, не стоит относиться к выбору профессии, как к чему-то неизменному, что
раз и навсегда определит вашу судьбу. Впереди долгая жизнь, в которой наверняка
найдется место и повышению квалификации, и освоению смежных специальностей, а то и
радикальной перемене рода деятельности.
«Начните заниматься тем, что вам нравится, и вам не придется работать ни одного
дня в жизни». Конфуций