Напоминание

Организация работы ДОУ по ознакомлению детей с историей и культурой родного края


Автор: Нуякшева Ольга Евгеньевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 "Теремок"
Населённый пункт: город Алатырь, Чувашия
Наименование материала: Статья из опыта работы
Тема: Организация работы ДОУ по ознакомлению детей с историей и культурой родного края
Раздел: дошкольное образование





Назад





Организация работы ДОУ по ознакомлению детей с историей и

культурой родного края.
О.Е.Нуякшева, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1 «Теремок» города Алатыря Чувашской Республики. В дошкольных учреждениях, несмотря на обилие новых технологий и программ обучения, дети получают разрозненные знания о своей малой Родине, родной культуре. Планируя воспитательно - образовательную работу с детьми, мы ставим задачу: «Воспитывать любовь к своей Родине». Что же такое Родина? Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Чтобы полюбить свою Родину, её надо хорошо знать. Ребёнок-дошкольник живёт в окружении взрослых, которые впитали в себя опыт и традиции своей маленькой Родины. И этот опыт они начали впитывать в себя с детства. Дошкольникам интересно знакомиться с окружающим миром. Ведь вокруг так много интересного и неизвестного, которое хочется понять. Всегда возникает желание разгадывать загадки природы и у детей, и у взрослых, но если взрослые уже определили, что их больше всего интересует в жизни, то в дошкольном возрасте только идет процесс формирования интересов, поэтому в МБДОУ «Детский сад № 1 «Теремок» города Алатыря Чувашской Республики были введены в практику работы занятия по краеведению. Главная задача в краеведении – расширять кругозор детей, так как мы живем в Чувашии, нам надо обращать внимание на её красоту, красоту рек и лесов, родного города, чтобы воспитать истинных патриотов своей малой Родины. Конечно, мы не можем в полной мере показать традиции, обычаи, но дать общие понятия о жизни нашего народа мы просто обязаны.
Исходя из этого, педагогический коллектив поставил перед собой
цель:
наработать и систематизировать материал, доступный для усвоения детьми дошкольного возраста. Работа проводилась по нескольким этапам. На
диагностическом этапе
проводились: - анкетирование педагогов и родителей по введению занятий по краеведению, - анализ дидактического и методического материала, - анализ имеющейся литературы. Ввиду того, что город Алатырь является исконно русским городом, мы столкнулись с такой проблемой, как отсутствие наглядного материала, необходимого в работе с детьми: национального костюма, вышивок, изделий декоративно-прикладного искусства. Вот здесь и включились в работу родители, которые искали у своих бабушек и прабабушек предметы утвари, элементы костюма и др. Было видно, что они небезразличны к тому, какими вырастут их дети. На
этапе практического исследования
педагоги разработали тематические планы по краеведению по всем возрастным группам, составили конспекты занятий с детьми дошкольного возраста. В их основу заложен принцип тематического планирования по разделам: - Чувашия – мой край родной; - Природа чувашского края; - Мир чувашских сказок, легенд, загадок; - Наши национальные герои; - Чудо-мастера; - Народные игры; - Народное гостеприимство; - В краю ста тысяч вышивок. Темы, входящие в определенный раздел, повторяются в течение года или нескольких лет, постепенно усложняясь новыми задачами в соответствии с возрастными особенностями. Каждый раздел содержит мероприятия
( беседы, экскурсии, рассказы, эксперименты и т.д.) и сопровождается перечнем литературы, используемой в работе. Наработанный материал несколько раз перерабатывался, для того, чтобы он был доступен и понятен детям. Решение широкого круга задач в рамках каждого тематического раздела предполагает использование всех форм организации детей, включая совместную деятельность взрослого с детьми, свободную самостоятельную деятельность самих детей. Все занятия строятся на интеграции разных видов деятельности, что соответствует требованиям ФГОС. Рассмотрим пример непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Край Чувашский, край мой милый». Занятие начинается с беседы «Что такое Родина?», затем проводится работа с картой Чувашской Республики из раздела «История родного края», далее дети знакомятся с выставкой изделий чувашских умельцев, где решаются задачи раздела «Чудо-мастера». Следующая часть занятия по священа национальному костюму, особое внимание обращается на женские головные уборы. Дети рассматривают кукол в национальных костюмах, слушают легенду о девочке Масмак, а затем сравнивают элементы чувашской вышивки с природой родного края. Заканчивается занятие выполнением аппликации «Масмак», где ребята после творческой работы «читают» содержание узора, который придумали сами. В ресурсном круге подводится итог занятия, высказываются впечатления об увиденном. В такой деятельности решаются все виды задач: образовательные, развивающие, воспитательные. Ребята не только приобщаются к истории и культуре родного края, но и получают много новых знаний. Это лишь один вариант занятия, но, сколько педагогов, столько и мнений. Комбинация методов и приёмов может быть самой разнообразной даже при решении одних и тех же задач. В зависимости от темы занятия могут решаться одна, две и более задач, но базироваться они должны на имеющемся методическом, наглядном материале, основываться на знаниях и опыте детей. Детей средней группы можно познакомить с
чувашской вышивкой, подобрав для этого образцы, картинки, а затем сравнить геометрический орнамент с «образами» родной природы. Практически на всех занятиях по краеведению звучит чувашская и русская музыка, при необходимости проводятся народные игры. Всё это помогает воспитать любовь к родному краю, своей стране, своему народу. Конечно, еще рано говорить об итогах проделанной работы в целом, но некоторые положительные результаты нашей деятельности уже видны: это детские и педагогические проекты на темы: «Мой город», «Музей народного творчества», «Березка русская моя», «Родной край в дымке легенд», открытые мероприятия для педагогов и родителей: «В гости к тётушке Марьям», «Край любимый, край Чувашский», «Волшебный сундучок бабушки Елюк», выступление педагогов с обобщенным опытом работы на городском семинаре «Инновационная деятельность как условие динамичного развития ДОУ», коллекция кукол в национальных костюмах и др. Оценивая свою работу, мы можем сказать, что у воспитанников нашего детского сада появился устойчивый интерес к истории, культуре родного края, его традициям и обычаям, что подтверждает необходимость продолжения целенаправленной работы по краеведению.

Заявка

на участие во Всероссийской заочной научно-практической конференции

«Дошкольное этнокультурное образование: поиски и решения»,

Посвященной 80-ти летию со дня рождения З.А. Богатеевой
Ф.И.О. Нуякшева Ольга Евгеньевна Место работы: МБДОУ «Детский сад № 1 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей города Алатыря Чувашской Республики Должность: старший воспитатель Ученая степень -----
Тема статьи: Организация работы ДОУ по ознакомлению детей с историей и культурой родного края. Тематическое направление конференции: Народные традиции в познавательно-речевом развитии дошкольников. Почтовый адрес: 429820, Чувашия, г. Алатырь, ул. Чайковского, д. № 36 «а» Адрес электронной почты: teremok.ds@yandex


В раздел образования