Организация работы ДОУ по ознакомлению детей с историей и культурой родного края
Автор: Нуякшева Ольга Евгеньевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 "Теремок" Населённый пункт: город Алатырь, Чувашия Наименование материала: Статья из опыта работы Тема: Организация работы ДОУ по ознакомлению детей с историей и культурой родного края Раздел: дошкольное образование
Организация работы ДОУ по ознакомлению детей с историей и
культурой родного края.
О.Е.Нуякшева, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1 «Теремок»
города Алатыря Чувашской Республики.
В дошкольных учреждениях, несмотря на обилие новых технологий и
программ
обучения,
дети
получают
разрозненные
знания
о
своей
малой
Родине, родной культуре. Планируя воспитательно - образовательную работу
с детьми, мы ставим задачу: «Воспитывать любовь к своей Родине». Что же
такое
Родина?
Понятие
«Родина»
включает
в
себя
все
условия
жизни:
территорию,
климат,
природу,
организацию
общественной
жизни,
особенности языка и быта. Чтобы полюбить свою Родину, её надо хорошо
знать. Ребёнок-дошкольник живёт в окружении взрослых, которые впитали в
себя опыт и традиции своей маленькой Родины. И этот опыт они начали
впитывать в себя с детства.
Дошкольникам интересно знакомиться с окружающим миром. Ведь
вокруг так много интересного и неизвестного, которое хочется понять. Всегда
возникает желание разгадывать загадки природы и у детей, и у взрослых, но
если взрослые уже определили, что их больше всего интересует в жизни, то в
дошкольном возрасте только идет процесс формирования интересов, поэтому
в
МБДОУ
«Детский
сад
№
1
«Теремок»
города
Алатыря
Чувашской
Республики были введены в практику работы занятия по краеведению.
Главная задача в краеведении – расширять кругозор детей, так как мы
живем в Чувашии, нам надо обращать внимание на её красоту, красоту рек
и лесов, родного города, чтобы воспитать истинных патриотов своей малой
Родины. Конечно, мы не можем в полной мере показать традиции, обычаи, но
дать общие понятия о жизни нашего народа мы просто обязаны.
Исходя
из
этого,
педагогический
коллектив
поставил
перед
собой цель:
наработать и систематизировать материал, доступный для усвоения детьми
дошкольного возраста.
Работа проводилась по нескольким этапам.
На диагностическом этапе проводились:
- анкетирование педагогов и родителей по введению занятий по краеведению,
- анализ дидактического и методического материала,
- анализ имеющейся литературы.
Ввиду того, что город Алатырь является исконно русским городом,
мы
столкнулись
с
такой
проблемой,
как
отсутствие
наглядного
материала,
необходимого в работе с детьми: национального костюма, вышивок, изделий
декоративно-прикладного
искусства.
Вот
здесь
и
включились
в
работу
родители, которые искали у своих бабушек и прабабушек предметы утвари,
элементы костюма и др. Было видно, что они небезразличны к тому, какими
вырастут их дети.
На этапе практического исследования педагоги разработали
тематические планы по краеведению по всем возрастным группам, составили
конспекты занятий с детьми дошкольного возраста. В их основу заложен
принцип тематического планирования по разделам:
- Чувашия – мой край родной;
- Природа чувашского края;
- Мир чувашских сказок, легенд, загадок;
- Наши национальные герои;
- Чудо-мастера;
- Народные игры;
- Народное гостеприимство;
- В краю ста тысяч вышивок.
Темы, входящие в
определенный раздел, повторяются в течение года или
нескольких лет, постепенно усложняясь новыми задачами в соответствии с
возрастными особенностями. Каждый раздел содержит мероприятия
(
беседы,
экскурсии,
рассказы,
эксперименты
и
т.д.)
и
сопровождается
перечнем
литературы,
используемой
в
работе.
Наработанный
материал
несколько раз перерабатывался, для того, чтобы он был доступен и понятен
детям.
Решение широкого круга задач в рамках каждого тематического раздела
предполагает
использование
всех
форм
организации
детей,
включая
совместную деятельность взрослого с детьми, свободную самостоятельную
деятельность самих детей. Все занятия строятся на интеграции разных видов
деятельности, что соответствует требованиям ФГОС.
Рассмотрим
пример
непосредственно
образовательной
деятельности
в
подготовительной группе по теме: «Край Чувашский, край мой милый».
Занятие начинается с беседы «Что такое Родина?», затем проводится работа с
картой Чувашской Республики из раздела «История родного края», далее дети
знакомятся с выставкой изделий чувашских умельцев, где решаются задачи
раздела
«Чудо-мастера».
Следующая
часть
занятия
по священа
национальному костюму, особое внимание обращается на женские головные
уборы.
Дети
рассматривают
кукол
в
национальных
костюмах,
слушают
легенду о девочке Масмак, а затем сравнивают элементы чувашской вышивки
с природой родного края. Заканчивается занятие выполнением аппликации
«Масмак», где ребята после творческой работы «читают» содержание узора,
который
придумали
сами.
В
ресурсном
круге
подводится
итог
занятия,
высказываются впечатления об увиденном. В такой деятельности решаются
все виды задач: образовательные, развивающие, воспитательные. Ребята не
только приобщаются к истории и культуре родного края, но и получают
много новых знаний. Это лишь один вариант занятия, но, сколько педагогов,
столько
и
мнений.
Комбинация
методов
и
приёмов
может
быть
самой
разнообразной даже при решении одних и тех же задач. В зависимости от
темы занятия могут решаться одна, две и более задач, но базироваться они
должны на имеющемся методическом, наглядном материале, основываться
на знаниях и опыте детей. Детей средней группы можно познакомить с
чувашской
вышивкой,
подобрав
для
этого
образцы,
картинки,
а
затем
сравнить геометрический орнамент с «образами» родной природы.
Практически на всех занятиях по краеведению звучит чувашская и русская
музыка, при необходимости проводятся народные игры. Всё это помогает
воспитать любовь к родному краю, своей стране, своему народу.
Конечно, еще рано говорить об итогах проделанной работы в целом, но
некоторые положительные результаты нашей деятельности уже видны: это
детские и педагогические проекты на темы: «Мой город», «Музей народного
творчества»,
«Березка
русская
моя»,
«Родной
край
в
дымке
легенд»,
открытые
мероприятия
для
педагогов
и
родителей:
«В
гости
к
тётушке
Марьям»,
«Край
любимый,
край
Чувашский»,
«Волшебный
сундучок
бабушки Елюк», выступление педагогов с обобщенным опытом работы на
городском семинаре «Инновационная деятельность как условие динамичного
развития ДОУ», коллекция кукол в национальных костюмах и др.
Оценивая свою работу, мы можем сказать, что у воспитанников нашего
детского сада появился устойчивый интерес к истории, культуре родного
края,
его
традициям
и
обычаям,
что
подтверждает
необходимость
продолжения целенаправленной работы по краеведению.
Заявка
на участие во Всероссийской заочной научно-практической конференции
«Дошкольное этнокультурное образование: поиски и решения»,
Посвященной 80-ти летию со дня рождения З.А. Богатеевой
Ф.И.О. Нуякшева Ольга Евгеньевна
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 1 «Теремок» общеразвивающего
вида с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей города Алатыря Чувашской
Республики
Должность: старший воспитатель
Ученая степень -----
Тема статьи: Организация работы ДОУ по ознакомлению детей с историей и
культурой родного края.
Тематическое направление конференции: Народные традиции в
познавательно-речевом развитии дошкольников.
Почтовый адрес: 429820, Чувашия, г. Алатырь, ул. Чайковского, д. № 36 «а»
Адрес электронной почты: teremok.ds@yandex