Автор: Мыкитюк Любовь Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 54 "Радуга" Населённый пункт: г. Воркута, Республика Коми Наименование материала: проект Тема: "Мир сказок" Раздел: дошкольное образование
Вид проекта: краткосрочный (1 неделя).
Тип проекта: познавательный, групповой.
Участники
проекта:
дети
второй
младшей
группы,
воспитатели,
родители
воспитанников.
Цель: обогащать и расширять представления детей о русских сказках, познакомить с
творчеством коми народа (потешки, сказки).
Задачи проекта:
- развивать познавательный интерес детей к устному народному творчеству;
- развивать мелкую моторику, познавательные процессы;
- воспитывать уважительное отношение к произведениям русского и коми народов;
- привлечь родителей к совместному исследованию произведений УНТ, а также повысить
интерес к совместной с детьми и педагогами деятельности.
Проблема: в настоящее время отмечается тот факт, что большинство взрослых людей, не
говоря
уже
о
детях
дошкольного
возраста,
очень
поверхностно
знакомо
с
собственной
культурой,
которая
способна
возродить
преемственность
поколений,
передать
детям
нравственные устои, духовные и художественные ценности.
Актуальность проекта: дошкольный возраст является благоприятным для приобщения
к истокам народной культуры. Включение детей-дошкольников в различные виды деятельности
с использованием произведений народного творчества является одним из важнейших условий
полноценного нравственно-эстетического воспитания и художественно-творческого развития
подрастающего поколения. Наиболее доступными для детского восприятия формами народного
творчества выступают произведения фольклора, а также сказки.
Ожидаемые результаты:
1. У детей возрастет интерес к сказочным произведениям русского и коми народов.
2. Родители будут принимать более активное участие в жизни группы.
3. Укрепление детско-родительских отношений.
4. Создание коллективной работы «Наша сказка».
Место реализации проекта.
Групповая комната, семья, коми-центр детского сада.
Возможные риски и стратегия их преодоления .
1. Низкая заинтересованность детей и их родителей. Стратегия преодоления – выбор
индивидуальных форм и методов работы с ребенком с постепенным его вовлечением в детский
коллектив; педагогическое просвещение родителей.
2. Заболеваемость детей. Стратегия – использование здоровьесберегающих технологий.
Этапы работы
I этап – организационный
- изучение методической литературы;
-
изучение
санитарно-технических
норм
и
требований;
-
с о с т а в л е н и е
п л а н а
м е р о п р и я т и й ,
направленных
на
осуществление
проектной
деятельности;
-
подбор
дидактиче ского
м ат е р и а л а ,
раздаточного
материала,
методиче ского
оснащения проекта;
- консультации со специалистами Учреждения
II этап – практическая реализация проекта
-
цикл
мероприятий,
направленный
на
реализацию проекта с включением;
- выставки детских работ как коллективного,
так
и
индивидуального
исполнения,
игры,
беседы,
просмотр
мультфильмов,
слайдов,
иллюстраций, репродукций картин;
-
педагогическое
просвещение
родителей
(папки-передвижки,
консультации)
по
направлению проекта
III этап - заключительный
-
создание
коллективной
работы
«Наша
сказка»;
- презентация проекта.
Практическая реализация проекта
Мероприятия, направленные на реализацию проекта
НОД
Совместная
деятельность с
детьми
Самостоятельная
деятельность детей
Работа с родителями
1. Чтение русской
народной сказки
«Колобок»
Цель: учить детей
активно и
эмоционально
воспринимать сказку,
участвовать в
рассказывании сказки,
воспитывать
усидчивость
1. Пальчиковый
театр «Колобок»
Цель: активизировать
пассивный словарь,
вызывать интерес к
театрализованной
деятельности
Д/и «Сложи
картинку»
Цель: развивать
память, мышление,
воспитывать умение
действовать согласно
заданной цели.
Рассматривание
иллюстраций в
детских книгах
(сказочной тематики)
1. Привлечение
родителей к
изготовлению
атрибутов для игр-
драматизаций по
сказкам.
2. Лепка «Репка на
грядке»
Цель: учить лепить
репку в определенной
последовательности:
раскатывание шара,
сплющивание,
вытягивание
хвостика,
прикрепление
листьев. Создание
2.
Рассказывание
сказки
«Волк и
козлята».
Цель:
познакомить детей с
русской народной
сказкой, учить
запоминать ее ход и
персонажей,
воспитывать
Д/ и «Угадай по
контуру».
Цель: развивать
мышление, память,
воображение,
воспитывать
интерес к
художественной
литературе.
2.
Р а з м е щ е н и е
папки-передвижки
«Что
за
чудо
эти
сказки!».
2
композиции на бруске
пластилина (грядка).
интерес к
художественной
литературе
Хороводная игра
«Зайка беленький
сидит».
Цель: развивать
умение действовать
согласно тексту,
общую моторику,
координацию
движений
Пальчиковые
игры с
использованием
русского народного
фольклора «Сидит
белка…», «Пальчик-
мальчик».
4. Создание
совместного рисунка
«Иллюстрация к
любимой сказке» (в
любой технике).4.
Просмотр
мультфильма «Яг-
морт»3. Познание
«Коми край».
Цель: повышение
интереса к
отечественной
мультипликации,
расширение кругозора
детей, знакомство с
новыми персонажами
коми сказок.
Цель: расширять
представления детей
о народе коми, его
устном народном
творчестве
3. Экскурсия в коми-
центр в детском саду
Цель:
активизировать
полученные знания
в процессе
наблюдения,
пополнять
активный и
пассивный словари
Подвижная игра
«Кот и мыши»
Цель: развивать
общую моторику,
координацию
движений, умение
действовать
согласно командам.
Д/и
«Что сначала, что
потом».
Цель: развивать
память, умение
восстанавливать
последовательност
ь сюжета
сказочных
произведений
Рассматривание
фотоальбома
«Коми край»
3.
Изготовление
папки-передвижки
« З н а е т е
л и
в ы
коми фольклор?».
5. Чтение коми
сказки «Пера-
богатырь».4. Театр
на фланелеграфе
«Лиса и заяц»
Цель: продолжат
приучать слушать
сказки, сопровождая
рассказ показом
игрушек; побуждать
детей называть
знакомые предметы,
показывать их по
просьбе,
поддерживать
5.
Создание
коллективной
работы из
совместных
рисунков «Наша
сказка»
Цель: учить детей
работать в коллективе,
уважать мнение
других детей,
высказывать
собственные идеи,
развивать
пространственную
ориентацию, чувство
5. Д/и «Угадай
сказку»
Цель: активизировать
пассивный словарь,
развивать память,
мышление, умение
расставлять картинки,
предметы в
правильной
последовательности
Пальчиковая игра
«Замок» («Томан»).
Цель: развивать
мелкую моторику рук,
5.
С о в м е с т н о е
посещение с детьми
к о м и - ц е н т р а
в
детском саду
3
эмоциональный
настрой при
слушании сказки;
воспитывать
заботливое отношение
к главному герою
Цель: повышать
интерес к
театрализованной
деятельности,
познакомить с новой
коми сказкой,
провести аналогию с
русскими
народными
сказками.
Подвижные игры
«12 палочек»,
«Воробей»
Цель: формирование
двигательных
навыков,
обогащение игрового
опыта детей.
4. Рисование по
замыслу «В
некотором царстве»
Цель: рисование по
мотивам сказок, учить
самостоятельно
выбирать тему,
образы сказочных
героев и средства
художественной
выразительности,
развивать
воображение
прекрасного
Подвижная игра
«Мышь и угол»
Цель: развитие
двигательных
навыков, общей
моторики,
формирование
положительного
отношения к играм на
фольклорной основе
согласованность
движений
1 день.
1) Чтение русской народной сказки «Колобок».
2) Д/и «Сложи картинку».
3) Рассматривание иллюстраций в детских книгах (сказочной тематики).
4) Пальчиковый театр: сказка «Колобок»
5)
Работа
с
родителями:
привлечение
родителей
к
изготовлению
атрибутов
для
игр-
драматизаций по сказкам.
2 день.
1) Лепка «Репка на грядке».
2) Рассказывание сказки «Волк и козлята».
4
3) Д/и «Угадай по контуру».
4) Пальчиковые игры с использованием русского народного фольклора «Сидит белка…»,
«Пальчик-мальчик».
5) Хороводная игра «Зайка беленький сидит».
5) Работа с родителями: размещение папки-передвижки «Что за чудо эти сказки!».
3 день.
1) Познание «Коми край»
2) Д/и «Что сначала, что потом».
3) Работа с родителями: изготовление папки-передвижки «Знаете ли вы коми фольклор?».
4) Экскурсия в коми-центр в детском саду.
5) Подвижная игра «Кот и мыши».
6) Рассматривание фотоальбома «Коми край».
4 день.
1) Рисование по замыслу «В некотором царстве».
2) Театр на фланелеграфе: коми сказка «Лиса и заяц».
3) Просмотр мультфильма «Яг-морт».
4) Подвижные игры «12 палочек», «Воробей».
5) Работа с родителями: создание совместного рисунка «Иллюстрация к любимой сказке» (в
любой технике).
5 день.
1) Создание коллективной работы из совместных рисунков «Наша сказка».
2) Чтение коми сказки «Пера-богатырь», беседа по прочитанному.
3) Д/и «Угадай сказку».
4) Подвижная игра «Мышь и угол».
5) Пальчиковая игра «Замок».
5) Работа с родителями: совместное посещение с детьми коми-центра в детском саду.
Результат проекта: по итогам реализации проектной деятельности по теме «Наша
сказка»
дети
стали
проявлять
возросший
интерес
к
произведениям
устного
народного
творчества как русского, так и коми народов, у них повысилась общая осведомленность о жизни
коренного народа Коми края. Со стороны родителей отмечается повышение активности в
помощи в оснащении предметно-развивающей среды группы (изготовление игр, атрибутов),
заинтересованность
в
жизни
группы,
осуществляется
дальнейшее
укрепление
детско-
родительских отношений и взаимоотношений родителей с сотрудниками группы.
Мероприятия
в
рамках
реализации
данного
проекта
осуществлялись
посредством
интеграции различных видов деятельности в повседневную жизнь детей и их родителей и
соответствуют требованиям ФГОС ДО.
Использованная литература
1
. Лазарев
М.Л.
Оздоровительно-развивающая
программа
«Здравствуй!»
для
дошкольных образовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2004.
2.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты
занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: Карапуз-дидактика, 2007.
3. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для
воспитателей детского сада/ Сост. Н.В. Гончарова и др.; под ред. З.А. Михайловой. – 2-е изд. –
СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
5
4. «Сто серебряных коней. Коми-пермяцкие народные сказки…». Пермское книжное
издательство, 1983.
5 . Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения
дошкольников. Ярославль: Академия развития, 1999
6