Автор: Чугунова Елена Григорьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБ ДОУ НАО "Детский сад "Кораблик" Населённый пункт: г. Нарьян - Мар Наименование материала: конспект Тема: животные севера Раздел: дошкольное образование
Задачи:
Образовательные:
Обобщать знания детей о животных и севера.
Учить понимать образный смысл загадок.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к ней, к друзьям нашим меньшим, животным севера.
Воспитывать любознательность.
Развивающие:
Развивать интерес к жизни животных и севера.
Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.
Развивать речь детей, обогащать их словарь словами: север, льдина, морж, ласты, нырять,
важенка, тюлень, тундра, белек, песец, лемминг.
Образовательная область: познание.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята послушайте загадку:
Там очень-очень холодно,
Там всегда зима.
Там лежат холодные
Вечные снега.
Там медведи белые
Бродят круглый год.
Морж усатый медленно
В полынье плывёт.
Отгадайте-ка, ребятки,
Где находится загадка?
(на севере)
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали. Давайте, мы с вами на глобусе найдём, где
находится Север. Скажите, какого цвета здесь больше?
Дети: Белого.
Воспитатель: А знаете почему. На Севере много снега и льда. А мы с вами живём на
Севере? (находим Нарьян-Мар на глобусе). Правильно, мы с вами тоже живём на Севере.
Сегодня мы будем говорить о животном мире Севера. Послушайте и отгадайте загадки:
В тундре пасутся, ягель жуют,
Ходят в упряжках-не устают.
В тундре мелькая как быстрые тени
Мчат на упряжках оленеводов…(олени).
Он, как снег, весь белый-белый, На льдинах холодных
Очень сильный, очень смелый.
Но, как маленький ребёнок,
они отдыхают.
Любит сладкую сгущёнку.
У него в лесу есть брат, Под северным солнцем -
Только бурый, говорят.
Если он начнёт реветь,
не загорают.
Все узнают он…(медведь белый)
Как рыбки морские,
Они серебристые,
Плавают в море
Холодном и чистом.
Быстрые, словно на суше олени,
Плавают в северном море…(тюлени)
С детства закаляется- В развалку ходит, как моряк,
Среди льдин купается.
Ласты есть и бивни тоже, белый галстук, чёрный фрак.
Жира толстый слой под кожей.
Кто же это? Угадайте В Антарктиде среди льдин
Да скорее называйте (морж). Проводит дни свои (пингвин)
В тундре белый лис гуляет,
Мышек маленьких пугает,
Очень хитрый он ловец,
Как зовут его (песец)
Дети рассматривают картинки с изображением этих животных.
Воспитатель: Что общего есть у этих животных?
1.
Светлая окраска для того, чтобы не было видно на снегу. (бел.медведь,
песец, лемминг);
2.
Толстый слой жира чтобы не замёрзнуть (тюлени, моржи, пингвины);
3.
Густой, тёплый мех (олень, медведь).
Всё это помогает животным выжить на Севере, т.к. зимой очень холодно, лето короткое.
Давайте рассмотрим внешний вид животных.
Олень: у него очень густой мех, широкие копыта, чтобы легче было ходить по снегу и добывать
корм, выкапывать из-под снега мох, ягель.
Медведь: у него тоже очень густая, тёплая шерсть, они очень хорошо плавают, ловко ныряют,
строят берлоги из снега, очень сильные и опасные животные.
Тюлени,
моржи: у них очень толстый подкожный слой жира, они хорошо плавают. Детёныша
тюленя называют белёк.
Песец: похож на лису, только окрас белого цвета, густая, тёплая шерсть.
Пингвины: очень необычные птицы. Они не умеют летать, но зато отлично плавают. В воде эти
птицы более ловкие, чем на суше. Их крылья больше похожи на вёсла, чем на крылья других птиц.
Пингвины
бывают
разными:
есть
большие
(королевские),
есть
маленькие
(адели).
У
всех
пингвинов есть тёплые шубки из перьев и пуха. А ещё их согревает толстый слой жира. Они не
мёрзнут ни в холодной воде моря, ни в сильный мороз на суше. Для того чтобы согреться,
пингвины собираются вместе, группами. При этом малышей-пингвинят ставят в середину, чтобы те
не
замёрзли.
Пингвины
едят
рыбу,
которую
ловят
в
океане.
Они
любят
прыгать
в
воду
и
выпрыгивать обратно на берег. Гнёзда они строят из камней. Почему они не строят гнёзда из
веток? Потому что в Антарктиде нет деревьев и кустарников. Мама-пингвин откладывает яйцо,
которое папа-пингвин прячет между ног, чтобы не остыло. Мама-пингвин в это время уходит к
морю, поесть.
Как мы узнаем пингвинью породу?
Все, как один, дружно прыгают в воду,
Все, как один, никогда не летают,
Все, как один, в море страха не знают.
Все, как один, очень быстро плывут,
Все, как один, в стае дружно живут.
Все, как один, фраки чёрные носят,
все, как один, лучшей жизни не просят.
Все, как один, любят снежные льдины.
Как называются птицы? (пингвины)
Воспитатель: Фрак – это такой особый чёрно-белый парадный костюм. Точно такая же окраска у
пингвинов.
А теперь поговорим, чем питаются животные Севера.
Медведь: питается рыбой и более слабыми животными (леммингами).
Моржи, тюлени: питаются рыбой, крабами, морскими водорослями. Моржи клыками роют
клыками подводный грунт и добывают моллюсков. Этими же клыками они защищаются, когда
приходится.
Песец: ловит птиц, мышей, леммингов.
Олень: питается мхом, ягелем, грибами, ягодами, птичьими яйцами в гнёздах, пьёт морскую воду.
Полярный волк: нападают на оленьи стада, поедают более мелких животных.
Лемминги: питаются корой, ягодами.
Воспитатель: Ну, а теперь сделаем разминку. (физминутка)
Воспитатель: А сейчас игра «Четвёртый – лишний».
Песец, олень, белка, морж.
Олень, белый медведь, полярный волк, песец. (не хищник)
Тюлень, лемминг, пингвинёнок, морж. (детёныш)
Воспитатель: Сейчас вы будете составлять рассказы о животных.
Образец: Белый медведь – это дикое животное. Живёт на Севере. У него есть голова, туловище,
покрытое густым мехом, четыре лапы, короткий хвост. Чёрный нос, глаза. Питается рыбой,
мелкими животными. Детёныши медвежата.
Воспитатель: Занятие наше подошло к концу, все работали хорошо, молодцы.