"Художественно -эстетическое направление развития дошкольников как условие создания психологического здоровья"
Автор: Плющ Людмила Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ детский сад №12 Населённый пункт: г. Россошь Воронежская область Наименование материала: статья Тема: "Художественно -эстетическое направление развития дошкольников как условие создания психологического здоровья" Раздел: дошкольное образование
Художественно-эстетическое направление развития
дошкольников как условие создания
психологического здоровья
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период
закладываются основы личностной культуры. Огромную роль в формировании духовного
развития личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений
жизни и природы играет искусство. Поэтому ознакомление с различными видами
искусства, такими как живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство, литература,
театр являются неотъемлемой частью художественно-эстетического воспитания, как
условие создания психологического здоровья детей в нашем дошкольном учреждении.
Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, активизирует творческий
потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его
проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Искусство не только средство, с помощью которого осуществляется целенаправленное
развитие личности ребёнка, но и духовный объект наслаждения, объект, в котором
ребёнок ищет и находит для себя соответствия и несоответствия, гармонию и
дисгармонию, правду и правдоподобие.
Первоосновой профессионального искусства является народное искусство. Оно
раскрывает исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его
моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории,
оно по своей природе близко творчеству ребёнка, понятно ему, так как произошло от
игры, от подражания.
Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой,
рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают
новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает,
как понимает красоту, о чём мечтает. Дети знакомятся с художественным языком
произведений, используют их в процессе игр с куклами (колыбельная, потешки,
приговорки), в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее
становится речь, что способствует здоровому образу жизни.
Очень тесно с художественно-эстетическим воспитанием дошкольника связана работа по
нравственному воспитанию, приобщение дошкольников к культурно-историческому
наследию родного края.
Утверждение приоритета гуманитарных общечеловеческих ценностей, поддержание
национальных и культурных региональных традиций, а также сохранение
психологического и физического здоровья – вот основные задачи, которые человечеству в
целом, в том числе и системе образования, предстоит решить в 21 веке. Эта задача стоит и
перед дошкольным образованием.
В процессе работы с детьми мы стремимся к созданию такой атмосферы, которая
позволила бы детям чувствовать себя свободно, непринуждённо, естественно, которая бы
стимулировала общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлениях
творческой инициативы.
Почти никакие понятия о Родине маленьким детям ещё не доступны. Поэтому
художественно-эстетическое направление развития дошкольников как условие создания
психологического здоровья состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастить
ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его Родины.
Мы начинаем эту работу с ознакомления дошкольников с ближайшим окружением, с тем,
что наиболее близко и понятно маленькому ребёнку: моя семья, мой дом, мой детский сад,
мой город, моя страна. В такой последовательности строится краеведческая работа. Она
включает в себя занятия в детском саду и на базе музеев города, игры, труд, экскурсии,
праздники, свободную художественную деятельность. Дети получают представления о
генеалогическом древе семьи, о доме, улице, родном городе, его традициях и
достопримечательностях, о народных промыслах, праздниках и обрядах, животном и
растительном мире. Познавая историю родного края, играя с народными игрушками, дети
усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в
справедливость, необходимость добросовестного труда, уважения к человеку, бережное
отношение к природе.
Особое внимание хочется уделить художественному творчеству и как он влияние на
психику ребенка дошкольного возраста.
Творчество — это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма
деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных
психических процессов, всех знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных, а порой
и физических сил и порождающая нечто качественно новое, отличающаяся
неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
В раскрытии сущности художественного творчества была выдвинута, в частности,
интересная идея выделения структурных факторов творческой деятельности, таких,
как «силы творчества» представленная в исследовании Г. Л. Ермаш «Творческая природа
искусства».
Силы творчества, которые Г. Л. Ермаш трактует как «духовные и практические
способности» (труд, воля, вдохновение, чувства, память, мышление, интуиция,
воображение, фантазия, художественный талант), представляют собой психическую жизнь
человека в форме психических процессов (эмоционально-волевых явлений, чувств, воли),
познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, речи, памяти,
воображения); психических состояний (психология личности — деятельность, внимание)
и индивидуально-психических свойств личности (темперамент, характер, способности).
Психические процессы (психическая жизнь) человека как особое свойство
высокоорганизованной материи представляют собой явление объективное, постоянно
развивающееся с человечеством от рождения человека и всю жизнь и от поколения
к поколению и обеспечивающее отражение объективной реальности, познание ее, в том
числе в такой форме деятельности, как творчество.
Выступая в качестве основы творчества, психическая жизнь дошкольника представляется
в таком случае действительно как некие специальные «механизмы», «инструменты»,
которые базируются на материальной основе человеческого организма и тесно
взаимосвязаны друг с другом и, естественно, с окружающей объективной реальностью
и через которые осуществляется художественно-эстетическое развитие личности.
Остальные же составные сил творчества никак нельзя назвать способностями, поскольку
труд, как один из видов деятельности, относится к проблемам психологии личности;
чувства и воля представляют эмоционально-волевые процессы; а память, мышление,
воображение, фантазия, вдохновение являются познавательными процессами. Таким
образом, во взаимодействии все эти психические процессы и свойства личности (они
же силы творчества), как было сказано, представляют «материальную» основу
для развития личности в целом, в том числе для развития таких компонентов (они
же компоненты творчества), как знания, мировоззрение, художественный вкус.
Безусловно, психические процессы и свойства личности, хотя и являются силами
творчества, на основе которых развиваются компоненты творчества, сами, как было
сказано, также развиваются на протяжении всей жизни человека.
Одним из условий создания психологического здоровья художественно-эстетического
направления является изучение характеристики цвета.
Каждый цвет – это энергия, которая распространяется как волны определенной длины,
восприятие которых идет от зрения на органы и доходит до тактильных ощущений. Цвет
воздействует на нас сразу на нескольких уровнях и в нескольких направлениях: на
физическом уровне, на психологическом, гармонизирует и связует воедино,
витаминизирует (дает силы), исцеляет, пробуждает интуицию, способствует развитию
духовности.
Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы
человека.
Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее;
ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение.
Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный,
наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность.
Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление,
успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания.
Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее
действие на нервную систему.
Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию
функций физиологических систем человека.
Зная характеристику цветов, совместно работая с психологом, можем провести
диагностику, рисуя фрактальный рисунок, в образовательном учреждении для детей
старшего дошкольного возраста. Что поможет выявить характер личности, проблемы
которые его беспокоят и совместно с родителями находить пути их решения
художественно-эстетическое направление, создать благоприятные условия
психологического здоровья дошкольника.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника
необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он
воспитывается.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья
остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на
развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум
направлениям: вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс,
организованный дошкольным учреждением; повышение психолого-педагогической
культуры родителей осуществляется через родительские собрания, консультации.
Художественно-эстетическое направление развития дошкольников как условие создания
психологического здоровья в осуществляется:
Через слово, внимание и окружение, положительную эмоциональную обстановку
(изучение норм, правил этикета);
художественно-эстетическое направление развития(изучение психологии развития
ребенка, а также значение худ-го творчества, и цвета, его влияние на психику
дошкольника);
создание домашнего уюта с группах образовательного учреждения (оформление
помещении, согласно цветовой гамме, тематике изучаемого материала, возрастным
особенностям, которая способствует создания психологического комфорта);
оформление уголка «Моя любимая семья» (оформление уголка в группе для детей с
фотографиями родителей и всех членов семьи );
оформление следующих проектов: «Моя семья», «Мой дом», «Мой детский сад», «Мой
город», «Моя страна».
Непрерывная взаимосвязь
родитель
→
воспитатель
→
ребенок
проведение занятий художественного творчества в режимных моментах, с учетом
возрастных и психологических особенностей дошкольника;
создание брошюрок для родителей: «Я - маленький гений», «Я - сам», «Хочу знать».
Рекомендации для воспитателей.
через оформление папок-передвижек для родителей: « Художественное творчество и мой
ребенок», «Как влияет цвет на психологическое состояние ребенка».
При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни
открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия
и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие; организация
выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и
детьми ("Семейное творчество", "Там, на неведомых дорожках…" и др.); привлекаем их к
участию в праздниках. Все это помогает сделать их своими союзниками и
единомышленниками в деле воспитания детей.
Мы рождены для любви, радости, взаимопонимания, приносить счастье и дарить добро,
красоту душевную и материальную. Здоровье будет тогда неотъемлемым, когда мы
приблизимся к природе, научимся видеть её, дышать им и жить. Вот это и есть счастье, вот
это жизнь.