Индивидуальный план коррекционно-речевого развития
Автор: Симонова Алла Юрьевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №20 "Светлячок" Населённый пункт: город Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ Наименование материала: методическая разработка Тема: Индивидуальный план коррекционно-речевого развития Раздел: среднее профессиональное
к индивидуальному плану коррекционно- речевого развития
учителя – логопеда Симоновой А.Ю., МБДОУ №20 «Светлячок» г.Салехард
Данный индивидуальный план коррекционно- речевого развития разработан для преодоления
трудностей речевого развития ребенка дошкольного возраста 6-7 лет.
Общий курс логопедических занятий зависит от индивидуальных способностей ребенка,
которые и являются основными этапами достижения положительных результатов. Основную
нагрузку несет индивидуальная логопедическая работа продолжительностью 20 минут.
Важную роль в достижении целей предусматривает систематическая работа с родителями,
которые активно участвуют в создании положительного эмоционального настроя на логопедические
занятия и формирования интереса к собственной речи, закреплении пройденного материала по
развитию артикуляционной гимнастики, закреплению изученного материала по лексическим темам,
по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь, и желанию научиться говорить
правильно.
Индивидуальный план коррекционно- речевого развития
на 2015 – 2016 учебный год
ФИ ребенка ________________________________
Логопедическое заключение: ОНР (III ур.р.р), обусловленное заиканием. Дизартрия.
№
п/п
Основные направления работы
Виды занятий
I Основные направления лечебного процесса
1
Консультации врачей:
-невропатолога
-психиатра
-
о
толаринголог (лор)
-проведение медикаментозного лечения
-массаж (общий и артикуляционный)
II Основные направления психологической работы
2
Совершенствование психологической базы речи:
- расширять объем зрительной и слуховой памяти;
- развивать вербальное мышление;
- развивать логическое мышление;
- игры и упражнения на совершенствование словесно-логического мышления
«Четвёртый лишний» (по лексическим темам);
- игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?»,
«Чего не стало?»;
- игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что
похоже?», серия «зашумлённых» картинок.
Индивидуальн
ые
3
Развитие мелкой моторики.
- совершенствовать статическую организацию движений (точно воспроизводить и
удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений);
- совершенствовать динамическую организацию движений (точно и плавно
воспроизводить серию движений);
- динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях,
выполняемых последовательно;
- совершенствовать динамическую и статическую организацию движений
(пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и
конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.);
- формировать графомоторные навыки;
- формировать различного вида захвата.
Индивидуальн
ые
III Основные направления логопедической работы
4
Развитие фонематических процессов
- работать над дифференциацией неречевых звуков;
- формировать умения воспроизводить слоговые ряды;
- формировать умения подбирать слова на заданный звук;
- формировать умения выделять слова из предложения;
- формировать умения узнавания и различения слов, близких по звуковому
составу;
- формировать умения различать слоги со сходными звуками;
- формировать умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах,
слогах, изолированно;
- закреплять навык определения позиции звука в слове;
- закреплять навык выделения первого звука в слове;
- закреплять навык определения последнего звука в слове;
- закреплять навык определения последовательности и количества звуков в слове;
- закреплять навык подбора слов на заданное количество звуков;
- закреплять навык подбора слов на заданное количество слогов;
- формировать умения выделять предложения из текста;
- Формировать умения выделять слова из предложения.
Индивидуальн
ые
5
Развитие артикуляционной моторики:
— артикуляционные упражнения;
— самомассаж языка, губ
- вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние
передние зубы;
- вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;
- укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения
позиций губ;
- развивать мышечную силу и подвижность губ;
- отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность;
- способствовать растяжке подъязычной связки;
- развивать произвольные движения языка, укреплять мускулатуру языка и щёк;
- укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений;
- расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами), учить
удерживать язык распластанным, широким;
- способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц
языка;
- вырабатывать умение дуть по середине языка, спокойно лежащего на нижней
губе;
- учить попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.
6
Формирование правильного звукопроизношения:
Индивидуальн
ые
постановка
автоматизация
дифференциация
С,З
Р,Р*,Л,Л*
С,З,Ц
Ш,Ж
Р,Р*,Л,Л*
С-С*, З-З*
Ш-С, Ж-З
Р-Л, Р*- J
7
Формирование и обогащение словаря по лексическим темам:
- игрушки
- овощи
- фрукты
- грибы
- птицы
- животные (дикие, домашние)
- детеныши животных и птиц
- продукты питания
- одежда, обувь, головные уборы
- посуда,
- человек, части тела
- семья
- профессии
Малые группы
- дом, мебель
- цвет, форма, величина
- транспорт, правила дорожного движения
- цветы
- деревья
- насекомые
- школа
- обогащать активный словарь наречиями, обозначающими местонахождение
(там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо,
плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.);
- вводить в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов;
- обучать подбору слов-синонимов, антонимов, родственных слов;
- уточнять слова, обозначающие временные понятия (части суток, дни недели,
времена года);
- совершенствовать умение подбирать и употреблять в речи слова-синонимы,
антонимы.
8
Работа над слоговой структурой
- работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце
слова;
- работать над двухсложными словами без стечения согласных;
- работа над трёхсложными словами без стечения согласных;
- повторять за взрослым и заучивать чистоговороки
- формировать умения произносить 3-4х сложные слова со стечением согласных
сопряжено, отраженно и самостоятельно по предметным картинкам;
- упражняться в произношении слов сложной слоговой структуры в составе
словосочетаний и предложений.
Индивидуальн
ые
9
Совершенствование грамматического строя речи:
- развивать понимание устной речи;
-
обучать
употреблению
имен
существительных
в
косвенных
падежах
единственного числа;
- обучать согласованию имен числительных с именами существительными;
- обучать согласованию сущ. с прилагательными в роде, числе и падеже;
- обучать образованию относительных и притяжательных прилагательных;
- обучать согласованию сущ. с притяжательными местоимениями;
- обучать образованию сущ. во множественном числе;
- обучать образованию антонимов;
- обучать образованию уменьшительно-ласкательных форм;
- обучать практическому усвоению образования глаголов с помощью приставок
(приставочные глаголы);
- обучать изменению форм глагола;
- обучать употреблению в речи предлогов;
- обучать распространению предложений путем введения однородных членов;
- обучать употреблению в речи несклоняемых существительных.
Индивидуальн
ые,
Малые группы
10
Развитие связной речи:
- развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы
полными ответами;
- формировать навык составления простых предложений по вопросам, по
демонстрации действий, по серии сюжетных картин , по сюжетной картине, по
моделям, схемам;
- закреплять навык построения предложений из 3-4 слов;
- закреплять навык составления короткого рассказа по картине, серии сюжетных
картин, рассказов-описаний, пересказов.
Индивидуальн
ые
Малые группы