Автор: Ульрих Татьяна Михайловна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №3 Населённый пункт: г. Ханты-Мансийска Наименование материала: Философско-педагогическое эссе Тема: Режиссёры эпохи творчества Раздел: среднее образование
Пётр Капица
В России сотни тысяч учителей… «Армия», - говорил Ленин. «Аппарат», - уточнял
Сталин. «Фильтр», - подтверждал Луначарский. Нам сегодня смешно?! Но семьдесят лет
на
этом
работала
система
советской
школы,
признанная
лучшей
в
мире
по
результативности. Кто мы сегодня? Может быть,
пора перестать быть аллегориями. И
если от нас не требуют – нам пора предлагать? Нам выпала доля жить в эпоху перемен, в
эпоху творчества, в эпоху реформ. Чем важнее реформы, тем значительнее должны быть
личности, их осуществляющие.
В деле педагогики два лица – ученик и учитель. И всегда в центре внимания
ученик, т.к. предполагается, что наставник стандартно совершенен. Вот модель учителя в
массовом сознании: впереди на белом коне с горящими глазами вечного энтузиаста он
ведет за собой в мир знаний, умений и навыков, попутно адаптируя к обществу и оберегая
от девиантного поведения… - супермен. А если нет? Тогда выносится приговор – плохой
учитель.
Оглянитесь: как много в наших школах работает хороших людей – образованных,
честных,
умных,
добросовестных,
но
не
обладающих
«суперменским
набором»
-
фактурой, харизмой и агрессией, а потому не способных легко и сразу восхитить – увлечь
– покорить. А если бы этих скромняг-интеллигентов, терпил-бессребреников вооружить
технологиями, которые бы гарантировали успех. Чтобы не один за всех, а со всеми вместе.
Государство утверждает должность учителя не для учеников – их очень много, а
для обучения. Рамок у нас не так много: годовой учебный план, государственный уровень
учебных требований и сутки за вычетом времени на сон и еду. Остальное в режиме
импровизации. Одно условие: она должна быть захватывающей, она должна соединять
игру, творчество и реальный результат – продукт.
А
теперь
вспомним:
сознание
складывается
не
благодаря
услышанному
или
увиденному, а благодаря пережитому лично. В идеале ученик должен быть погружен в
среду, в которой происходит настоящая жизнь. С одной стороны, эта жизнь должна быть
острой, богатой ситуациями и эмоциями. С другой стороны, это среда должна быть
дружественной и безопасной. Как же это осуществить, чтобы экстремально и безопасно,
страстно и дружески – научиться жизни и не пострадать? Есть такая технология: жизнь +
театр
=
театрализация.
Школа
–
театр,
где
обучаются
люди
всех
возрастов,
где
разъясняются моральные и общественные явления. «Это такая кафедра, с которой можно
много сказать миру добра» (Гоголь).
Театр начинается…
Значит, душа возликует твоя,
И в малом пространстве проскачет
Стреноженный конь бытия.
Театр начинается…
Бурно с тобою собою делясь,
Театр начинается, будто земля только что родилась.
Ульрих Татьяна Михайловна, учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ №3 г. Ханты-Мансийска
2
Яркость чувств и быстрота переживаний, сила и ясность слова, энергия действий –
театр, квинтэссенция жизни, то, о чем мечтают и чего хотят дети в их любимой форме
познания – игре. Педагог – всегда режиссер, а режиссер – всегда педагог. Он всегда с
труппой
–
группой
–
классом.
Да,
ему
еще
придется
быть
немного
социотехником,
психологом и психотерапевтом, философом и хорошо бы ясновидцем. Но если у него есть
техника и коллектив, им хорошо вместе и нравится то, что они делают, а продукт их
деятельности востребован и результативен – тогда педагогу останется поддерживать этот
коллектив творческим потенциалом, ставить «боевые задачи» и заряжать идеями – в его
руках отличный инструмент – технология. Она, как личный инструмент, должна совпадать
с тобой психофизически (как скрипка Страдивари с музыкантом). Тут главное – найти,
опробовать, освоить и совершенствоваться до мастерства.
Театрализация – это мой личный профессиональный инструмент, то есть она мне и
по душе, и по характеру. Это и мое увлечение, и моя технология, она имеет название
«Маленький театр» и свою студию – кабинет, где есть крошечная сцена – эстрада, откуда
мы читаем на уроке лирику, где у камелька проходят литературные вечера и гостиные,
капустники
и
устные
журналы.
А
на
уроках
мы
не
обсуждаем
Печорина,
а
играем
«Фаталиста» и проживаем состояние героев, пишем сценарии, выстраиваем диалоги. Есть
приемы «первой читки» на первых уроках и «генеральные репетиции» на последних;
распределение амплуа и проб на главную роль, когда обсуждаются детали костюмов и
портретов, интерьера и декораций. И, наконец, все это находит воплощение в главном – в
спектакле, сцене, представлении. И все то, что чувствует душа ребенка в виде смутных
ощущений, желаний и догадок, театр преподносит в словах и образах, искусством вводит
в сферу переживаний и опыта жизни. Театр – место для решения жизненных вопросов и
личностных отношений. Он учит толерантности, креативности – законам бытия или, если
хотите, компетенциям жизни.
Затем
наступает
время
анализа
и
обобщений,
самостоятельных
открытий,
с
которыми
совпадает
такая
технология,
как
проектная
деятельность,
когда
«актеры»
становятся «режиссерами», «звукооператорами», «монтажерами» и «сценаристами» – как
в жизни: театр находит продолжение в телевидении и компьютере.
Американский
психолог
П.Эдвардс
говорил:
«Творчество
–
это
способность
обнаруживать новые решения проблемы». Если же говорить о методе проектов как о
педагогической
технологии,
то
эта
технология
включает
в
себя
совокупность
исследовательских,
поисковых,
проблемных
методов,
творческих
по
своей
сути,
и
ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение
новых. Таким образом, развитие навыков проектной деятельности на уроке позволяет
учащимся быть вовлеченными в активный процесс созидания, творчества, позволяет не
оставаться
равнодушными
к
происходящему
даже
самых,
казалось
б ы ,
незаинтересованных
в
литературном
процессе.
А
мы
знаем,
что только
творческая
личность может раскрепощенно мыслить и действовать, а значит, способна заниматься
инновационной деятельностью, ведущей к позитивным изменениям человека и общества.
В России сотни тысяч учителей… Кто мы сегодня?
Режиссеры эпохи творчества…
Ульрих Татьяна Михайловна, учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ №3 г. Ханты-Мансийска
Ульрих Татьяна Михайловна, учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ №3 г. Ханты-Мансийска