Напоминание

Режиссёры эпохи творчества


Автор: Ульрих Татьяна Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Ханты-Мансийска
Наименование материала: Философско-педагогическое эссе
Тема: Режиссёры эпохи творчества
Раздел: среднее образование





Назад




1
Философско-педагогическое эссе

Режиссёры эпохи творчества

Открытия делает тот, кто смотрит на то же самое,

что и другие, но видит то, чего другие не видят.

Пётр Капица
В России сотни тысяч учителей… «Армия», - говорил Ленин. «Аппарат», - уточнял Сталин. «Фильтр», - подтверждал Луначарский. Нам сегодня смешно?! Но семьдесят лет на этом работала система советской школы, признанная лучшей в мире по результативности. Кто мы сегодня? Может быть, пора перестать быть аллегориями. И если от нас не требуют – нам пора предлагать? Нам выпала доля жить в эпоху перемен, в эпоху творчества, в эпоху реформ. Чем важнее реформы, тем значительнее должны быть личности, их осуществляющие. В деле педагогики два лица – ученик и учитель. И всегда в центре внимания ученик, т.к. предполагается, что наставник стандартно совершенен. Вот модель учителя в массовом сознании: впереди на белом коне с горящими глазами вечного энтузиаста он ведет за собой в мир знаний, умений и навыков, попутно адаптируя к обществу и оберегая от девиантного поведения… - супермен. А если нет? Тогда выносится приговор – плохой учитель. Оглянитесь: как много в наших школах работает хороших людей – образованных, честных, умных, добросовестных, но не обладающих «суперменским набором» - фактурой, харизмой и агрессией, а потому не способных легко и сразу восхитить – увлечь – покорить. А если бы этих скромняг-интеллигентов, терпил-бессребреников вооружить технологиями, которые бы гарантировали успех. Чтобы не один за всех, а со всеми вместе. Государство утверждает должность учителя не для учеников – их очень много, а для обучения. Рамок у нас не так много: годовой учебный план, государственный уровень учебных требований и сутки за вычетом времени на сон и еду. Остальное в режиме импровизации. Одно условие: она должна быть захватывающей, она должна соединять игру, творчество и реальный результат – продукт. А теперь вспомним: сознание складывается не благодаря услышанному или увиденному, а благодаря пережитому лично. В идеале ученик должен быть погружен в среду, в которой происходит настоящая жизнь. С одной стороны, эта жизнь должна быть острой, богатой ситуациями и эмоциями. С другой стороны, это среда должна быть дружественной и безопасной. Как же это осуществить, чтобы экстремально и безопасно, страстно и дружески – научиться жизни и не пострадать? Есть такая технология: жизнь + театр = театрализация. Школа – театр, где обучаются люди всех возрастов, где разъясняются моральные и общественные явления. «Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра» (Гоголь). Театр начинается… Значит, душа возликует твоя, И в малом пространстве проскачет Стреноженный конь бытия. Театр начинается… Бурно с тобою собою делясь, Театр начинается, будто земля только что родилась. Ульрих Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 г. Ханты-Мансийска
2 Яркость чувств и быстрота переживаний, сила и ясность слова, энергия действий – театр, квинтэссенция жизни, то, о чем мечтают и чего хотят дети в их любимой форме познания – игре. Педагог – всегда режиссер, а режиссер – всегда педагог. Он всегда с труппой – группой – классом. Да, ему еще придется быть немного социотехником, психологом и психотерапевтом, философом и хорошо бы ясновидцем. Но если у него есть техника и коллектив, им хорошо вместе и нравится то, что они делают, а продукт их деятельности востребован и результативен – тогда педагогу останется поддерживать этот коллектив творческим потенциалом, ставить «боевые задачи» и заряжать идеями – в его руках отличный инструмент – технология. Она, как личный инструмент, должна совпадать с тобой психофизически (как скрипка Страдивари с музыкантом). Тут главное – найти, опробовать, освоить и совершенствоваться до мастерства. Театрализация – это мой личный профессиональный инструмент, то есть она мне и по душе, и по характеру. Это и мое увлечение, и моя технология, она имеет название «Маленький театр» и свою студию – кабинет, где есть крошечная сцена – эстрада, откуда мы читаем на уроке лирику, где у камелька проходят литературные вечера и гостиные, капустники и устные журналы. А на уроках мы не обсуждаем Печорина, а играем «Фаталиста» и проживаем состояние героев, пишем сценарии, выстраиваем диалоги. Есть приемы «первой читки» на первых уроках и «генеральные репетиции» на последних; распределение амплуа и проб на главную роль, когда обсуждаются детали костюмов и портретов, интерьера и декораций. И, наконец, все это находит воплощение в главном – в спектакле, сцене, представлении. И все то, что чувствует душа ребенка в виде смутных ощущений, желаний и догадок, театр преподносит в словах и образах, искусством вводит в сферу переживаний и опыта жизни. Театр – место для решения жизненных вопросов и личностных отношений. Он учит толерантности, креативности – законам бытия или, если хотите, компетенциям жизни. Затем наступает время анализа и обобщений, самостоятельных открытий, с которыми совпадает такая технология, как проектная деятельность, когда «актеры» становятся «режиссерами», «звукооператорами», «монтажерами» и «сценаристами» – как в жизни: театр находит продолжение в телевидении и компьютере. Американский психолог П.Эдвардс говорил: «Творчество – это способность обнаруживать новые решения проблемы». Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, и ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Таким образом, развитие навыков проектной деятельности на уроке позволяет учащимся быть вовлеченными в активный процесс созидания, творчества, позволяет не оставаться равнодушными к происходящему даже самых, казалось б ы , незаинтересованных в литературном процессе. А мы знаем, что только творческая личность может раскрепощенно мыслить и действовать, а значит, способна заниматься инновационной деятельностью, ведущей к позитивным изменениям человека и общества. В России сотни тысяч учителей… Кто мы сегодня? Режиссеры эпохи творчества… Ульрих Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 г. Ханты-Мансийска Ульрих Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 г. Ханты-Мансийска


В раздел образования