Напоминание

"Опыт работы по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада"


Автор: Сидорова Галина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№19 "Родничок"
Населённый пункт: г.Кудымкар, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Опыт работы по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Опыт работы по экологическому воспитанию в старшей группе детского

сада.
Сидорова Галина Ивановн
а,
воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад №19 «Родничок» г. Кудымкар, Пермский край Выбирая приоритетное направление в работе с детьми, я решила остановиться на проблеме экологического воспитания дошкольников. И этот выбор не случаен. Убеждена, что в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ты не специализировался. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, на мой взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений. В работе с дошкольниками по экологическому воспитанию и обучению я использовала интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка. Таким образом, почти каждая тема по экологии подкреплялась разными видами деятельности. В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому я стараюсь сочетать разные формы и методы экологического образования детей, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. А с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главную цель мы видим не в передаче знаний от педагога к ребенку, а в приобщении детей к систематической и творческой деятельности. Для организации интересной мыслительной деятельности нам помогли нетрадиционные формы и методы — мультимедийные презентации, слайды, видеоклипы, экологические сказки, уроки-доброты, уроки мышления, КВН,
аукционы, тренинги, экологические конкурсы, викторины и т. д В результате были проведены: КВН «В гостях у животных», Экологическая игра-викторина «В гостях у Флоры», Природоведческая викторина. Основные же знания о природе, экологические знания дети получают на занятиях. Занятия были построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающей природы, а также на совершенствование речи старших дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей. Одним из важнейших условий решения задач экологического образования на наш взгляд, является организация развивающей предметной среды. В нашей группе экологически развивающая среда организована как традиционный уголок природы и лаборатория природы. Главная особенность уголка природы– его непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжение всего учебного года. В нашем уголке природы собрано много разнообразных комнатных растений. Дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними. Организуя деятельность по уходу за растениями, мы делаем акцент на необходимость заботы о них, помощи им, объясняем детям, что ухаживать за растениями надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе. А также в уголке природе есть календарь погоды со схемами изображений погодных явлений. Лаборатория это новый элемент нашей развивающей предметной среды. В ней дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. В лаборатории имеются стеклянные колбы, пробирки, книги, энциклопедии, различные макеты. Для проведения опытов я использую бросовые, в частности, упаковочные материалы различных размеров и форм: стаканчики разной степени прозрачности, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, трубочки для коктейля, бумага для фильтрования. В лаборатории хранятся природные материалы, предназначенные для проведения различных исследований: песок, глина, камни, семена растений, шишки, мхи, кусочки коры деревьев. Для исследования в лаборатории и на прогулках имеются лупы на каждого ребенка. Также есть микроскоп, барометр, термометры (для измерения температуры воздуха и воды, песочные часы,
будильник, большие и маленькие магниты, миски и другие ёмкости разных размеров, весы, линейки, веревки и шнуры разной длины для измерений, комплекты для игр с водой и т. д. В сборе материала для лаборатории принимают активное участие и дети и родители. Для фиксирования результатов наблюдений оформлены индивидуальные «Дневники ученых» (папки, тетради, альбомы). К каждому эксперименту имеются комплекты рисунков–символов, изображающие последовательность эксперимента. Составила картотеку детских опытов с объектами «неживой природы» по блокам: •«Удивительные свойства воды»; •«Воздух-невидимка»; •«Его величество огонь»; •«Чудеса под ногами»; •«Волшебный магнит» В нашей группе организован игровой уголок: здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические и другие развивающие экологические игры. Имеется библиотека, в которой находится познавательная, художественная, научно-популярная детская литература. В этой части экологического уголка дети читают, рассматривают иллюстрации о природе, проводят беседы, обсуждают прочитанное. Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. С этой целью мы с детьми оформляли соответствующие стенды, проводили консультации, экскурсии, собрания. Родители активны, помогают нам, они отзываются на любые просьбы. Так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории детского сада. А мамы активно участвовали в выставке «осенняя, зимняя фантазия». В своих работах они отразили темы природы: это пейзажи, животные, цветы, птицы. Большую помощь родители оказывают при содержание природного уголка. Принимают участие в весеннее – осенних работах на цветнике и огороде, оказывают помощь в изготовлении пособий и атрибутов, помогают проводить праздники и прогулки. Одной из основных форм работы ДОУ по экологическому воспитанию детей являются - экологические акции, направленные на сохранение и бережное отношение к природе. У детей воспитывается ответственное отношение к
окружающей природной среде, умение следовать экологическим правилам Участие в экологических акциях помогает нашим детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений о природе и получить необходимые навыки природоохранной деятельности. Были проведены беседы с детьми на тему: «Помоги птицам зимой», целевые прогулки, наблюдения за поведением пернатых, прилетающих к кормушкам, чтение художественной литературы по теме, викторины, знакомство с народными приметами, связанными с поведением птиц, выставка рисунков «Покормим птиц зимой», эколого-просветительская работа с родителями. Дети и родители изготовили из самых различных материалов: из пакетов из-под молочных продуктов; из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Дети вместе с родителями сделали и разместили на деревьях и кустарниках, растущих на территории детского сада, 14 кормушек. Наблюдая за пернатыми гостями, ребята установили, что птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корм надо засыпать вечером. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый день. Птицы быстро привыкают к кормушкам, и порой это единственные места, где они могут прокормиться. Над кормушкой обязательно должна быть крыша от дождя и снега, а то все птичье угощение размокнет или будет засыпано снегом. Самое лучшая еда - это семечки подсолнечника. В холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Постоянно подкармливая зимующих птиц, мы с детьми помогаем им пережить холодный период года, когда сложно добывать корм из-под снега, и сохраняем численность пернатых. Сколько положительных эмоций получили и дети, и взрослые от общения с природой! Нами была разработана и проведена беседа: «Мой край родной», где я познакомила детей с природой родного края. В проекте у нас составление «Зеленой книги» и «Красной книги». В Зелёной книге мы планируем собрать материалы о природе Коми-округа, очерки, рассказы, стихи, вырезки из газет фотографии. Для этой книги мы будем собирать загадки, которые ребята сами придумают, сказки и рассказы в основе которых лежат знания о природе нашего края, полученные на занятиях. А в красной книге мы планируем собрать совместно с детьми и родителями картинки, рассказы о исчезающих и редких видах животных и растений нашего края. Этот творческий поиск закладывает начальные формы осознано правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое отношение к ней.
Литература 1.Бондаренко А.Н. «Дидактические игры в детском саду» 2.Баранникова Э.Э. «Я познаю мир» 3.КомароваТ.С. «Изо в детском саду» 4. Молотова Л.П.«Игровые экологические занятия с детьми» 5. Николаева С.Н. «Юный эколог» 6.Сумарокова П.Г. «Мир природы и ребенок»


В раздел образования