"Опыт работы по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада"
Автор: Сидорова Галина Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ№19 "Родничок" Населённый пункт: г.Кудымкар, Пермский край Наименование материала: статья Тема: "Опыт работы по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада" Раздел: дошкольное образование
Опыт работы по экологическому воспитанию в старшей группе детского
сада.
Сидорова Галина Ивановн а,
воспитатель,
муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение комбинированного вида
«Детский сад №19 «Родничок»
г. Кудымкар, Пермский край
Выбирая
приоритетное
направление
в
работе
с
детьми, я
решила
остановиться на проблеме экологического воспитания дошкольников. И этот
выбор
не
случаен. Убеждена, что в настоящее время нельзя не заниматься
экологическим
воспитанием
и
развитием,
в
какой
бы
области
ты
не
специализировался. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых
преобладает
потребительский
подход
к
природе,
что,
на
мой
взгляд,
обуславливается низким
уровнем
экологической
культуры
-
люди
не
воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. А ведь в
настоящее
время,
когда
ухудшающее
состояние
окружающей
среды
носит
угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому,
чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял
необходимость ее сохранения для будущих поколений.
В работе с дошкольниками по экологическому воспитанию и обучению я
использовала
интегрированный
подход,
предполагающий
взаимосвязь
исследовательской
деятельности,
музыки,
изобразительной
деятельности,
физической
культуры,
игры,
театральной
деятельности,
литературы,
моделирования,
просмотра
телепередач,
экскурсий,
а
также
организации
самостоятельной
деятельности
детей,
т.
е.
экологизацию
различных
видов
деятельности ребенка.
Таким образом, почти каждая тема по экологии подкреплялась разными
видами деятельности.
В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети
больше
узнают
о
разнообразных
объектах
и
явлениях
природы,
у
них
возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому я стараюсь сочетать
разные формы и методы экологического образования детей, чтобы, с одной
стороны,
ответить
на
интересующие
детей
вопросы
и
удовлетворить
их
любопытство. А с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний.
Причем главную цель мы видим не в передаче знаний от педагога к ребенку, а в
приобщении
детей
к
систематической
и
творческой
деятельности.
Для
организации
интересной
мыслительной
деятельности
нам
помогли
нетрадиционные формы и методы — мультимедийные презентации, слайды,
видеоклипы, экологические сказки, уроки-доброты, уроки мышления, КВН,
аукционы, тренинги, экологические конкурсы, викторины и т. д В результате
были проведены: КВН «В гостях у животных», Экологическая игра-викторина
«В гостях у Флоры», Природоведческая викторина.
Основные же знания о природе, экологические знания дети получают на
занятиях. Занятия были построены на принципах развивающего обучения и
направлены
на
развитие
личности
ребёнка
в
целом
(умение
сравнивать
и
обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающей
природы,
а
также
на
совершенствование
речи
старших
дошкольников,
их
мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении
отдаётся
не
простому
запоминанию
и
не
механическому
воспроизведению
знаний,
а
пониманию
и
оценке
происходящего,
совместной
практической
деятельности воспитателя и детей.
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования
на наш взгляд, является организация развивающей предметной среды.
В нашей группе экологически развивающая среда организована как
традиционный уголок природы и лаборатория природы.
Главная особенность уголка природы– его непосредственная близость к
детям,
что
позволяет
организовать
различную
деятельность
на
протяжение
всего учебного года. В нашем уголке природы собрано много разнообразных
комнатных
растений.
Дети
знакомятся
со
специфическими
потребностями
растений
в
разных
климатических
зонах,
учатся
находить
существенные
признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними.
Организуя
деятельность
по
уходу
за
растениями,
мы
делаем
акцент
на
необходимость заботы о них, помощи им, объясняем детям, что ухаживать за
растениями надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей
заботе.
А
также
в
уголке
природе
есть
календарь
погоды
со
схемами
изображений погодных явлений.
Лаборатория это новый элемент нашей развивающей предметной среды.
В ней дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том
числе
и
самостоятельную.
В
лаборатории
имеются
стеклянные
колбы,
пробирки, книги, энциклопедии, различные макеты. Для проведения опытов я
использую бросовые, в частности, упаковочные материалы различных размеров
и форм: стаканчики разной степени прозрачности, пластмассовые ложки для
сыпучих
материалов,
трубочки
для
коктейля,
бумага
для
фильтрования.
В
лаборатории хранятся природные материалы, предназначенные для проведения
различных исследований: песок, глина, камни, семена растений, шишки, мхи,
кусочки
коры
деревьев.
Для
исследования
в
лаборатории
и
на
прогулках
имеются
лупы
на
каждого
ребенка.
Также
есть
микроскоп,
барометр,
термометры
(для
измерения
температуры
воздуха
и
воды,
песочные
часы,
будильник, большие и маленькие магниты, миски и другие ёмкости разных
размеров,
весы,
линейки,
веревки
и
шнуры
разной
длины
для
измерений,
комплекты
для
игр
с
водой
и
т.
д.
В
сборе
материала
для
лаборатории
принимают активное участие и дети и родители. Для фиксирования результатов
наблюдений оформлены индивидуальные «Дневники ученых» (папки, тетради,
альбомы). К каждому эксперименту имеются комплекты рисунков–символов,
изображающие последовательность эксперимента.
Составила картотеку детских опытов с объектами «неживой природы» по
блокам:
•«Удивительные свойства воды»;
•«Воздух-невидимка»;
•«Его величество огонь»;
•«Чудеса под ногами»;
•«Волшебный магнит»
В нашей группе организован игровой уголок: здесь дети играют в
настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические и другие развивающие
экологические игры. Имеется библиотека, в которой находится познавательная,
художественная,
научно-популярная
детская
литература.
В
этой
части
экологического уголка дети читают, рассматривают иллюстрации о природе,
проводят беседы, обсуждают прочитанное.
Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью
экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение
имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. С этой
целью
мы
с
детьми
оформляли
соответствующие
стенды,
проводили
консультации,
экскурсии,
собрания.
Родители
активны,
помогают
нам,
они
отзываются на любые просьбы. Так, например, папы принимают участие в
изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний
период на территории детского сада. А мамы активно участвовали в выставке
«осенняя, зимняя фантазия». В своих работах они отразили темы природы: это
пейзажи, животные, цветы, птицы. Большую помощь родители оказывают при
содержание
природного
уголка.
Принимают
участие
в
весеннее
–
осенних
работах на цветнике и огороде, оказывают помощь в изготовлении пособий и
атрибутов, помогают проводить праздники и прогулки.
Одной из основных форм работы ДОУ по экологическому воспитанию
детей являются - экологические акции, направленные на сохранение и бережное
отношение
к
природе.
У
детей
воспитывается
ответственное
отношение
к
окружающей
природной
среде,
умение
следовать
экологическим
правилам
Участие в экологических акциях помогает нашим детям накопить багаж ярких,
эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений о природе и
получить необходимые навыки природоохранной деятельности.
Были проведены беседы с детьми на тему: «Помоги птицам зимой»,
целевые
прогулки,
наблюдения
за
поведением
пернатых,
прилетающих
к
кормушкам,
чтение
художественной
литературы
по
теме,
викторины,
знакомство с народными приметами, связанными с поведением птиц, выставка
рисунков
«Покормим
птиц
зимой»,
эколого-просветительская
работа
с
родителями.
Дети и родители изготовили из самых различных материалов: из
пакетов из-под молочных продуктов; из пластиковых бутылок, укреплённых
вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
Дети вместе с родителями сделали и разместили на деревьях и
кустарниках, растущих на территории детского сада, 14 кормушек.
Наблюдая за пернатыми гостями, ребята установили, что птицы возле
кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корм надо засыпать вечером.
Во время морозов и метелей это нужно делать каждый день. Птицы быстро
привыкают к кормушкам, и порой это единственные места, где они могут
прокормиться. Над кормушкой обязательно должна быть крыша от дождя и
снега, а то все птичье угощение размокнет или будет засыпано снегом. Самое
лучшая еда - это семечки подсолнечника. В холодную погоду на кормушку
прилетает больше пернатых гостей. Постоянно подкармливая зимующих птиц,
мы с детьми помогаем им пережить холодный период года, когда сложно
добывать
корм
из-под
снега,
и
сохраняем
численность
пернатых.
Сколько
положительных эмоций получили и дети, и взрослые от общения с природой!
Нами была разработана и проведена беседа: «Мой край родной», где я
познакомила детей с природой родного края.
В проекте у нас составление «Зеленой книги» и «Красной книги». В
Зелёной
книге
мы
планируем
собрать
материалы
о
природе
Коми-округа,
очерки, рассказы, стихи, вырезки из газет фотографии. Для этой книги мы
будем собирать загадки, которые ребята сами придумают, сказки и рассказы в
основе которых лежат знания о природе нашего края, полученные на занятиях.
А в красной книге мы планируем собрать совместно с детьми и родителями
картинки, рассказы о исчезающих и редких видах животных и растений нашего
края.
Этот
творческий
поиск
закладывает
начальные
формы
осознано
правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему
живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях,
выражать свое отношение к ней.
Литература
1.Бондаренко А.Н. «Дидактические игры в детском саду»
2.Баранникова Э.Э. «Я познаю мир»
3.КомароваТ.С. «Изо в детском саду»
4. Молотова Л.П.«Игровые экологические занятия с детьми»
5. Николаева С.Н. «Юный эколог»
6.Сумарокова П.Г. «Мир природы и ребенок»