Автор: Андриевская Надежда Петровна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ "Лукоморье" Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск Наименование материала: Совместная музыкальная деятельность с детьми старшего возраста Тема: "Потерянная мелодия" Раздел: дошкольное образование
«Потерянная мелодия »
Совместная творческая деятельность с детьми старшего возраста
Программные задачи:
Образовательные:
1.
Углублять
знания
детей
об
инструментах
симфонического
оркестра.
Обогащать слуховой опыт их звучанием.
Развивающие:
2.Вовлекать
детей
в
исполнительскую
деятельность
на
детских
музыкальных
инструментах
в
небольших
оркестровках.
Развивать
ритмические навыки, музыкальную память, умение действовать в ситуациях-
импровизациях, проявлять детское музыкальное творчество
.
Воспитательные:
3. Повышать у воспитанников культуру слухового восприятия в ходе
рассказа, сопровождаемого музыкой.
Материал:
Картинки с изображением инструментов симфонического оркестра,
презентация слайдов к рассказу о потерянной мелодии, детские музыкальные
инструменты: колокольчики, треугольники, два металлофона, тональная
коробочка, картинки с изображением инструмента Арфа для
разукрашивания, по количеству детей.
Интеграция: образовательной области "Музыка" в образовательные
области: "Познание" "Коммуникация", "Чтение художественной литературы",
"Художественное творчество", «Здоровье», "Социализация".
Предварительная работа:
Знакомство с музыкой из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, с
названиями групп инструментов симфонического оркестра.
Индивидуальное обучение детей приёмам игры на металлофонах.
Совместная творческая деятельность с детьми в сочинение песни «Вот
пришла к нам зима». Сотрудничество с детской музыкальной школой №2 с
целью привлечения к участию в непосредственно- образовательной
деятельности с детьми подготовительной группы по теме: «В городе
музыкальных инструментов»: исполнение музыкальных произведений на
скрипке, виолончеле, флейте.
Ход:
Слайд№1 -заставка
Дети входят в зал, музыкальный руководитель встречает их песенкой: «
Здравствуйте, ребята!» дети отвечают песенкой « Здравствуйте!».
Музыкальный руководитель:
У нас сегодня много гостей, поприветствуем их нашей доброй песенкой
Исполняется песня «День добрый» муз.
Сегодня у нас необычная встреча, я вам расскажу одну историю, в
которой вы повстречаетесь с инструментами симфонического оркестра,
услышите звучание удивительного инструмента Арфа. Присаживайтесь на
стульчики и я начну свой рассказ.
Дети присаживаются на стулья .
Музыкальный руководитель:
А история эта про девочку Нотку, так её называла мама, потому что девочка
очень любила слушать музыку. (слайд № 2)
Вместе с родителями (слайд № 3 с родителями )
Нотка ходила в театр , (слайд №4,5 театр) на балет «Щелкунчик», где звучало
много музыки, в исполнении различных музыкальных инструментов. Когда
звучит много инструментов, мы говорим что это играет целый …..
Дети: оркестр музыкальных инструментов
.(дети перечисляют инструменты оркестра, если затрудняются , педагог
показывает картинку с изображением инструмента )
Сейчас мы с вами на минуточку окажемся в театре и послушаем как играет
симфонический оркестр (слайд № 7 оркестр)- звучание
Музыкальный руководитель:
У каждого оркестра есть дирижер, он руководит всем оркестром,
В балете Щелкунчик звучало много красивой музыки, но особенно
Нотке понравилась одна мелодия «Вальс снежных хлопьев» послушаем её. (
Слайд- заставка)
Прослушивание фрагмента «Вальс снежных хлопьев» из балета
«Щелкунчик», П.И. Чайковского
Музыкальный руководитель:
Ребята как вы думаете, а почему эта мелодия так понравилась девочке?
ответы детей
Звучание каких инструментов вы услышали ?
дети перечисляют…
Музыкальный руководитель:
Эта мелодия так увлекла девочку, что для неё больше ничего не
существовало!
Целый день она рассказывала подружкам: как прекрасна эта мелодия,
но вечером, на какое-то время, она про неё забыла. А когда ложилась спать,
то никак не могла вспомнить: « как она звучит?» Ей стало ужасно грустно и,
показалось, что потерялось что-то важное, без чего она не может быть такой
весёлой и беззаботной! Когда девочка уснула, ей приснился сон, будто она
оказалась в городе музыкальных инструментов.
На улице струнных инструментов ей повстречалась целое семейство:
Мама виолончель, сын альт, дочь скрипочка.
Когда они узнали, почему так расстроена девочка, то решили ей помочь
найти мелодию и сыграли свою. В зал входят учащихся ДМШ №2
Исполняется пьеса «Мишка с куклой »
( или любая другая)
в исполнении скрипок - учащихся ДМШ №2
Музыкальный руководитель:
Скажите ребята, может эта мелодия, которая понравилась Нотке?
Ответы детей.
Девочка поблагодарила семью струнных инструментов и пошла
дальше, искать свою мелодию. По - соседству со струнными она увидела
чудесный музыкальный инструмент, голос которого был необыкновенно
нежен и ласков. Называется он Арфа и выглядит вот так ( показ картинки)
чтобы Арфа звучала, надо пощипывать её струны, поэтому она относится к
группе щипковых инструментов. Арфа, почти не была знакома с мелодиями,
её звук сверкал, как бриллиант и напоминал журчание ручейка. Вот
послушай!» (см. фото-слайд№9)
Звучит фрагмент, звучание арфы «Вальс цветов» из балета
«Щелкунчик»
Музыкальный руководитель:
Нотка поблагодарила арфу: «Твое звучание очень красиво, но где мне
найти мою потерянную мелодию?» - спросила Нотка у Арфы. И арфа
показала ей дорогу к духовым инструментам.
У девочки флейты из группы деревянных духовых инструментов
было проникновенное, тонкое звучание и она исполнила свою любимую
мелодию.
Звучит «Мелодия» Х.Глюка.(или любая другая)в исполнении учащейся
ДМШ №2
Музыкальный руководитель:
Ребята, как вы думаете, помогла ли флейта девочке найти её потерянную
мелодию?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель:
Ей нужно было продолжать искать свою мелодию .
Проходя мимо ударных инструментов, она услышала, как те ворчали
между собой:
«Мы гораздо древнее всех инструментов, мы барабанили когда струнных не
было и в помине».
Музыкальный руководитель:
Ребята, назовите инструменты, которые могла увидеть Нотка на улице
ударных инструментов? ответы детей.
Правильно, все перечисленные вами инструменты ударные, самый
ритмичный среди ударных инструментов –барабан, без него в оркестре не
будет определённого ритма, все инструменты заиграют в разнобой.
Ребята, ударные инструменты были так сердиты, что даже не хотели
выпускать Нотку со своей улицы и попросили выполнить три задания:
Игра «Эхо»
1.Вы должны точно как « эхо», повторить за мной слова песни и
прохлопать ритмический рисунок (на любом ударном инструменте)
2.Узнать песню по её ритмическому рисунку ( простучать на тональной
коробочке) выбор из двух:(если дети угадывают название песни и поют её )
«Маленькая елочка» и «Чунга- чанга»
« Кузнечик» и «Два весёлых гуся»
«Расскажи Снегурочка» и «Пусть бегут неуклюже»
«В лесу родилась ёлочка» » и «Антошка.
3.Чтобы выполнить треть задание нужно отгадать загадку:
Опускаем молоточки на железные листочки
И летит весёлый звон! Что звучит ? (Металлофон)
Мы с вами сами сочинили песню «Вот пришла к нам зима», которую
сегодня мы исполним для гостей, аккомпанируя на детских музыкальных
инструментах металлофонах треугольниках, колокольчиках.
Исполняется авторская песня «Вот пришла к нам зима»
автор НП.
Андриевская
1. Вот пришла к нам зима и метель замела - металлофоны
Белым снегом всё укрыла и деревья и дома - колокольчики
2. Мы лопатки возьмём, дружно снег разгребём - металлофоны
И не будем мы лениться, чтобы с горки прокатится - треугольники
3. Сами песню сочинили и её вам подарили - металлофоны
Очень любим песни петь, инструментами звенеть - треугольники и
колокольчики
Музыкальный руководитель:
Молодцы, ребята вы выполнили все задания ударных инструментов, но
среди них были ещё деревянные ложки. Они, как забор, встали на пути
девочки и громко бубнили: « Мы ложки живём очень давно и звучим даже в
оркестре!»
Я думаю, что мы согласимся с мнением ложек и сыграем на них в нашем
оркестре .
Оркестр деревянных ложек.
Музыкальный руководитель:
Теперь, когда все задания выполнены, Нотка могла продолжать свой путь в
поиске любимой мелодии. Когда она повернула на незнакомую улицу, пошёл
снег, снежинки легко кружились в воздухе и пели.
Просмотр фрагмента из балета «Щелкунчик» «Вальс снежных хлопьев»
П.И. Чайковского на телеэкране .(Слайд№10)
Девочка стала кружиться и петь вместе с ними. И вдруг она поняла, что
это…..
Ребята, может вы догадались, что поняла Нотка?
ответы детей: Что эта была её любимая мелодия!
Музыкальный руководитель:
Правильно! Это была её любимая мелодия, вы узнали её. Может кто-то
запомнил, как она называется?
ответы детей. «Вальс снежных хлопьев»
Правильно! «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.
Чайковского.
Вы можете покружиться вместе со снежинками в их красивом танце и
дослушать вальс до конца.
Включается зеркальный шар, дети произвольно кружатся под музыку.
Музыкальный руководитель:
Вот и закончилась наша история о потерянной мелодии.
Надеюсь, она вам понравилась? Может у вас тоже появилась своя любимая
мелодия ?
Ответы детей
Можно узнать: « Что в этой истории вам понравилось больше всего ?
Ответы детей: (перечисляют)
Вы помогли девочке Нотке, в поиске её любимой мелодии, выполнили все
задания ударных инструментов, слушали новые музыкальные произведения
в исполнении разных симфонических инструментов, звучание какого
инструмента понравилось?
Сегодня вместе с нами по музыкальному городу путешествовали учащиеся
музыкальной школы. Попросим их выйти к нам ещё раз, поблагодарим их за
выступление нашими аплодисментами.
Представляет педагог ДМШ №2.Фамилию, имя, название произведения.
(Аплодисменты)
Музыкальный руководитель:
Я прощаюсь с вами своей песенкой: «До свидания ребята».
На память о чудесном струнном щипковом инструменте Арфа, я дарю вам
картинки для разукрашивания с изображением Арфы.