Напоминание

"Потерянная мелодия"


Автор: Андриевская Надежда Петровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Лукоморье"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: Совместная музыкальная деятельность с детьми старшего возраста
Тема: "Потерянная мелодия"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Потерянная мелодия »
Совместная творческая деятельность с детьми старшего возраста
Программные задачи:
Образовательные: 1. Углублять знания детей об инструментах симфонического оркестра. Обогащать слуховой опыт их звучанием. Развивающие: 2.Вовлекать детей в исполнительскую деятельность на детских музыкальных инструментах в небольших оркестровках. Развивать ритмические навыки, музыкальную память, умение действовать в ситуациях- импровизациях, проявлять детское музыкальное творчество . Воспитательные: 3. Повышать у воспитанников культуру слухового восприятия в ходе рассказа, сопровождаемого музыкой.
Материал:
Картинки с изображением инструментов симфонического оркестра, презентация слайдов к рассказу о потерянной мелодии, детские музыкальные инструменты: колокольчики, треугольники, два металлофона, тональная коробочка, картинки с изображением инструмента Арфа для разукрашивания, по количеству детей.
Интеграция:
образовательной области "Музыка" в образовательные области: "Познание" "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", «Здоровье», "Социализация".
Предварительная работа:
Знакомство с музыкой из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, с названиями групп инструментов симфонического оркестра. Индивидуальное обучение детей приёмам игры на металлофонах. Совместная творческая деятельность с детьми в сочинение песни «Вот пришла к нам зима». Сотрудничество с детской музыкальной школой №2 с целью привлечения к участию в непосредственно- образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: «В городе музыкальных инструментов»: исполнение музыкальных произведений на скрипке, виолончеле, флейте.





Ход:



Слайд№1 -заставка
Дети входят в зал, музыкальный руководитель встречает их песенкой: « Здравствуйте, ребята!» дети отвечают песенкой « Здравствуйте!».
Музыкальный руководитель:
У нас сегодня много гостей, поприветствуем их нашей доброй песенкой Исполняется песня
«День добрый»
муз. Сегодня у нас необычная встреча, я вам расскажу одну историю, в которой вы повстречаетесь с инструментами симфонического оркестра, услышите звучание удивительного инструмента Арфа. Присаживайтесь на стульчики и я начну свой рассказ. Дети присаживаются на стулья .
Музыкальный руководитель:
А история эта про девочку Нотку, так её называла мама, потому что девочка очень любила слушать музыку.
(слайд № 2)
Вместе с родителями
(слайд № 3 с родителями
) Нотка ходила в театр
, (слайд №4,5 театр)
на балет «Щелкунчик», где звучало много музыки, в исполнении различных музыкальных инструментов. Когда звучит много инструментов, мы говорим что это играет целый …..
Дети:
оркестр музыкальных инструментов .(дети перечисляют инструменты оркестра, если затрудняются , педагог показывает картинку с изображением инструмента ) Сейчас мы с вами на минуточку окажемся в театре и послушаем как играет симфонический оркестр
(слайд № 7 оркестр)-
звучание
Музыкальный руководитель:
У каждого оркестра есть дирижер, он руководит всем оркестром, В балете Щелкунчик звучало много красивой музыки, но особенно Нотке понравилась одна мелодия «Вальс снежных хлопьев» послушаем её.
(

Слайд- заставка)
Прослушивание фрагмента
«Вальс снежных хлопьев»
из балета «Щелкунчик», П.И. Чайковского
Музыкальный руководитель:
Ребята как вы думаете, а почему эта мелодия так понравилась девочке? ответы детей Звучание каких инструментов вы услышали ? дети перечисляют…
Музыкальный руководитель:


Эта мелодия так увлекла девочку, что для неё больше ничего не существовало! Целый день она рассказывала подружкам: как прекрасна эта мелодия, но вечером, на какое-то время, она про неё забыла. А когда ложилась спать,
то никак не могла вспомнить: « как она звучит?» Ей стало ужасно грустно и, показалось, что потерялось что-то важное, без чего она не может быть такой весёлой и беззаботной! Когда девочка уснула, ей приснился сон, будто она оказалась в городе музыкальных инструментов. На улице струнных инструментов ей повстречалась целое семейство: Мама виолончель, сын альт, дочь скрипочка. Когда они узнали, почему так расстроена девочка, то решили ей помочь найти мелодию и сыграли свою. В зал входят учащихся ДМШ №2 Исполняется пьеса
«Мишка с куклой »


( или любая другая) в исполнении скрипок - учащихся ДМШ №2
Музыкальный руководитель:
Скажите ребята, может эта мелодия, которая понравилась Нотке? Ответы детей. Девочка поблагодарила семью струнных инструментов и пошла дальше, искать свою мелодию. По - соседству со струнными она увидела чудесный музыкальный инструмент, голос которого был необыкновенно нежен и ласков. Называется он Арфа и выглядит вот так ( показ картинки) чтобы Арфа звучала, надо пощипывать её струны, поэтому она относится к группе щипковых инструментов. Арфа, почти не была знакома с мелодиями, её звук сверкал, как бриллиант и напоминал журчание ручейка. Вот послушай!»
(см. фото-слайд№9)
Звучит фрагмент, звучание арфы
«Вальс цветов»
из балета «Щелкунчик»
Музыкальный руководитель:
Нотка поблагодарила арфу: «Твое звучание очень красиво, но где мне найти мою потерянную мелодию?» - спросила Нотка у Арфы. И арфа показала ей дорогу к духовым инструментам. У девочки флейты из группы деревянных духовых инструментов было проникновенное, тонкое звучание и она исполнила свою любимую мелодию. Звучит
«Мелодия»
Х.Глюка.(или любая другая)в исполнении учащейся ДМШ №2
Музыкальный руководитель:
Ребята, как вы думаете, помогла ли флейта девочке найти её потерянную мелодию? Ответы детей.
Музыкальный руководитель:
Ей нужно было продолжать искать свою мелодию . Проходя мимо ударных инструментов, она услышала, как те ворчали между собой: «Мы гораздо древнее всех инструментов, мы барабанили когда струнных не было и в помине».
Музыкальный руководитель:

Ребята, назовите инструменты, которые могла увидеть Нотка на улице ударных инструментов? ответы детей. Правильно, все перечисленные вами инструменты ударные, самый ритмичный среди ударных инструментов –барабан, без него в оркестре не будет определённого ритма, все инструменты заиграют в разнобой. Ребята, ударные инструменты были так сердиты, что даже не хотели выпускать Нотку со своей улицы и попросили выполнить три задания: Игра
«Эхо»
1.Вы должны точно как « эхо», повторить за мной слова песни и прохлопать ритмический рисунок (на любом ударном инструменте) 2.Узнать песню по её ритмическому рисунку ( простучать на тональной коробочке) выбор из двух:(если дети угадывают название песни и поют её ) «Маленькая елочка» и «Чунга- чанга» « Кузнечик» и «Два весёлых гуся» «Расскажи Снегурочка» и «Пусть бегут неуклюже» «В лесу родилась ёлочка» » и «Антошка. 3.Чтобы выполнить треть задание нужно отгадать загадку: Опускаем молоточки на железные листочки И летит весёлый звон! Что звучит ? (Металлофон) Мы с вами сами сочинили песню «Вот пришла к нам зима», которую сегодня мы исполним для гостей, аккомпанируя на детских музыкальных инструментах металлофонах треугольниках, колокольчиках. Исполняется авторская песня
«Вот пришла к нам зима»
автор НП. Андриевская 1. Вот пришла к нам зима и метель замела - металлофоны Белым снегом всё укрыла и деревья и дома - колокольчики 2. Мы лопатки возьмём, дружно снег разгребём - металлофоны И не будем мы лениться, чтобы с горки прокатится - треугольники 3. Сами песню сочинили и её вам подарили - металлофоны Очень любим песни петь, инструментами звенеть - треугольники и колокольчики
Музыкальный руководитель:
Молодцы, ребята вы выполнили все задания ударных инструментов, но среди них были ещё деревянные ложки. Они, как забор, встали на пути девочки и громко бубнили: « Мы ложки живём очень давно и звучим даже в оркестре!» Я думаю, что мы согласимся с мнением ложек и сыграем на них в нашем оркестре . Оркестр деревянных ложек.
Музыкальный руководитель:
Теперь, когда все задания выполнены, Нотка могла продолжать свой путь в поиске любимой мелодии. Когда она повернула на незнакомую улицу, пошёл снег, снежинки легко кружились в воздухе и пели.
Просмотр фрагмента из балета «Щелкунчик»
«Вальс снежных хлопьев»
П.И. Чайковского на телеэкране
.(Слайд№10)
Девочка стала кружиться и петь вместе с ними. И вдруг она поняла, что это….. Ребята, может вы догадались, что поняла Нотка? ответы детей: Что эта была её любимая мелодия!
Музыкальный руководитель:
Правильно! Это была её любимая мелодия, вы узнали её. Может кто-то запомнил, как она называется? ответы детей. «Вальс снежных хлопьев» Правильно! «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Вы можете покружиться вместе со снежинками в их красивом танце и дослушать вальс до конца. Включается зеркальный шар, дети произвольно кружатся под музыку.
Музыкальный руководитель:
Вот и закончилась наша история о потерянной мелодии. Надеюсь, она вам понравилась? Может у вас тоже появилась своя любимая мелодия ? Ответы детей Можно узнать: « Что в этой истории вам понравилось больше всего ? Ответы детей: (перечисляют) Вы помогли девочке Нотке, в поиске её любимой мелодии, выполнили все задания ударных инструментов, слушали новые музыкальные произведения в исполнении разных симфонических инструментов, звучание какого инструмента понравилось? Сегодня вместе с нами по музыкальному городу путешествовали учащиеся музыкальной школы. Попросим их выйти к нам ещё раз, поблагодарим их за выступление нашими аплодисментами. Представляет педагог ДМШ №2.Фамилию, имя, название произведения. (Аплодисменты)
Музыкальный руководитель:
Я прощаюсь с вами своей песенкой: «До свидания ребята». На память о чудесном струнном щипковом инструменте Арфа, я дарю вам картинки для разукрашивания с изображением Арфы.


В раздел образования