Автор: Никулина Наталья Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Подсинская средняя школа" Населённый пункт: село Подсинее Алтайского района республики Хакасия Наименование материала: статья Тема: Формы подготовки к ГИА по литературе Раздел: среднее образование
Формы подготовки к ГИА по литературе
Никулина Н.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Подсинская СШ»
Подготовка к ГИА и ЕГЭ – очень сложная и кропотливая работа и для учителя, и для
учащихся. С чего начинать и как организовать подготовку к экзаменам?
Практика
показывает,
что
при
достаточно
интенсивной
подготовке
учащегося
к
экзамену, при наличии у него заинтересованности в максимально успешной сдаче ГИА, а
позднее ЕГЭ, результат не будет высоким, если у ребёнка отсутствует интерес к предмету.
Литература значительно отличается от остальных предметов, сдаваемых по окончании
9 класса, тут нет никаких вариантов для ответа, именно поэтому этот экзамен часто называют
просто сочинение ГИА. Состоит он всего из 2 частей. В первой нужно ответить на 3 вопроса,
проанализировав выбранный отрывок из теста или стихотворения. Но не просто так на этот
экзамен отводится почти 4 часа, если в первой части отвечают всего 3-5 предложениями, то
во второй ответ составляет 200 слов.
В отличие от ГИА по русскому языку, сочинение по этому предмету необходимо
написать не по прочитанному тексту, а самому по одной из 5 предложенных тем. Они даются
по произведениям школьной программы. ОГЭ по литературе 2016 – экзамен не обязательный,
но при обучении на большинство творческих профессий его результаты будут необходимы, в
том числе при создании ИУП в 10 классе. К тому же, учащиеся в этом учебном году
столкнулись с необходимостью обязательного выбора ОГЭ.
Как
я
сказала,
экзаменационная
модель
по
литературе
отличается
по
ряду
принципиальных
позиций
от
экзаменационных
моделей
по
другим
предметам.
В
ней
отсутствуют задания с выбором ответа.
Если
на
русском
языке каждое задание по ГИА
проверяет знание одной темы, то на литературе необходимы, как минимум, анализ эпизода,
анализ
лирического
произведения,
знание
тропов,
умение
формулировать
связные
высказывания.
В
основу
экзаменационной
модели
положены
читательские,
литературоведческие
умения и речевые навыки учащихся как ключевые компетенции, формирующие личность
школьника-читателя.
Итак, как же построить подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации
по литературе, особенно если в классе невелико количество тех учащихся, которые выбрали
этот экзамен, а остальные проявляют пассивность?
С одной стороны, логично взять дополнительные часы для консультации. Но знания,
полученные
во
время
консультирования
и
не
подкреплённые
дома,
производят
слабый
эффект.
Я пришла к выводу, что к экзаменам можно эффективно готовиться в процессе уроков.
Да, ученик должен ориентироваться в проблематике курса, обладать знаниями по предмету,
но никто не потребует от него владения всем комплексом теоретико-литературных понятий
или точных сведений о биографии автора, ребенок опосредованно использует этот пласт
содержания учебного предмета при написании развернутых ответов.
Так как ОГЭ по литературе требует написания развёрнутых ответов, готовиться к нему
надо заранее:
1.
Домашние задания должны быть дифференцированы, содержать мини-сочинения –
сравнения, предполагать развёрнутые ответы 3 – 5 предложений, для сдающих ГИА
могут использоваться опережающие домашние задания.
2.
На
уроках
необходимо
использовать
элементы
технологии
РКМЧП
(помогает
развивать критическое и логическое мышление, что важно при написании ОГЭ).
3.
Если в систему самостоятельных и контрольных работ сразу ввести формулировки
ГИА,
если
проверять
хотя
бы
часть
письменных
ответов
учащихся
с
учетом
разработанных критериев, то многих сложностей можно избежать.
4.
Во-первых, нужно приучить всех ребят укладывать ответы в заданный объем.
5.
Используя систему вопросов любого учебника, можно трансформировать их под
структуру ГИА. Например, учебник-хрестоматия под редакцией Меркина, 8 класс.
Изучаем комедию «Ревизор». В учебнике предложены вопросы: «Прочитайте и
прокомментируйте
сцену
в
трактире.
По
какой
причине
чиновники
верят
Хлестакову
в
«сцене
вранья»?
Какова
роль
ремарок
в
комедии?».
Перестроим
данное задание в соответствии со структурой ГИА: «1. Прочитайте 8 явление 2
действия (сцена в трактире). Какова роль ремарок в этой сцене? 2. Прочитайте 6
явление 3 действия. По какой причине чиновники верят Хлестакову?» Возможно
добавить и другие вопросы. Главное нацелить детей на заданный объем – 3-5
предложений. Таким образом можно работать с любым вопросом, не требующим
развернутого ответа.
6.
Безусловно, очень помогают в подготовке к экзамену и рабочие тетради на печатной
основе, которые требуют от ученика вместить свой ответ в заданный объем. Но я не
считаю
целесообразным
приобретать
их
каждому
ученику,
ведь
далеко
не
все
задания успеваешь выполнять за учебный год.
7.
Для того чтобы приучить ребят «вписывать» свои мысли в заранее определенный
формат, я использую специальные карточки для самостоятельных и контрольных
работ. К концу 9 класса ученики уже достаточно свободно умеют формулировать
свои мысли в 3-5 предложениях.
8.
Умение формулировать свои мысли важно, оно проверяется как на ГИА, так и на
ЕГЭ.
Обратимся
к
«Спецификации»:
«Уровень
подготовки
выпускника
по
литературе на обоих экзаменах выявляется, прежде всего, путем проверки умения
экзаменуемого создавать связные высказывания на литературную тему».
9.
Умение самостоятельно мыслить и строить грамотные высказывания мы формируем
на каждом уроке. У меня есть несколько приемов, которые позволяют разнообразить
эту работу. Один из них – создание страниц литературных героев (подобное задание
помогает также при чтении «неинтересных» учащимся произведений)
Подобные страницы я создаю, например,
при работе над повестью М. Горького
«Детство» и над поэмой Н.В. Гоголя « Мертвые души». Учащиеся получают карточки для
работы в группе, в которых даны задания и вопросы о персонажах (См. образец):
Образец задания группе:
Кто из героев ….. оказал влияние на …..?
1.
Вы получили карточку вашего героя. Ваша задача составить характеристику этого персонажа
и ответить на поставленный вопрос урока.
2.
При
составлении
характеристики
вы
можете
использовать
план
«Характеристика
литературного героя» в учебнике или составить свой.
3.
Обговорите характеристику героя вместе, запишите ее в тетрадь.
4.
Заполните визитную карточку персонажа. Надеюсь, что вы сможете оригинально, но верно
представить своего героя в соответствии с его ролью в тексте.
На визитной карточке я предлагаю указать возраст, жизненный девиз, отношение к герою,
авторское отношение к персонажу, написать свое мнение о герое. Это задание творческое,
большинство воспринимает его как игру, поэтому абсолютно спокойно высказывают свое
мнение, основанное на художественном тексте.
В
работе
над
поэмой
«Мертвые
души»
мы
составляли
страницы
социальной
сети
«Вконтакте» для каждого помещика. Получается интересно, хотя мы выполняем абсолютно
традиционное задание – характеристика образов помещиков. И готовит оно к ГИА и ЕГЭ,
хотя ребята об этом не подозревают.
10. «Центральное
место
в
КИМ
для
IX
класса,
как
и
в
ЕГЭ,
занимает
работа
с
художественным
текстом.
Фрагмент
(или
полный
текст)
литературного
произведения включен в часть 1 экзаменационной работы и обеспечен системой
заданий, требующих написания развернутых ответов ограниченного объема (в ЕГЭ
аналогичные задания представлены в частях 1 и 2)». Именно поэтому в качестве
контрольных
и
самостоятельных
работ
можно
использовать
карточки
по
работе с текстом, составленные на основе заданий, представленных на сайте
ФИПИ для подготовки к ЕГЭ по литературе. Это является серьезным подспорьем
в
работе
учителя
9
класса,
так
как
тексты
уже
подобраны,
система
вопросов
представлена, мне остается только выбрать нужные для каждого класса.
11. Наиболее сложными являются задания 1.1.3 или 1.2.3. Вот как характеризуются они
в
«Спецификации»:
Третье
задание
предполагает
не
только
размышление
над
предложенным
текстом,
но
и
сопоставление
его
с
другим
произведением
или
фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе (примерный
объем – 5–8 предложений). Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня), с
которым нужно провести сопоставление в заданиях 1.1.3 или 1.2.3, может быть взят
не
только
из
произведений,
названных
в
государственном
образовательном
стандарте. Задания 1.1.3 и 1.2.3 расширяют границы проверяемого содержания и
обеспечивают
дополнительный
охват
учебного
материала,
позволяют
проверять
уровень сформированности важнейших предметных компетенций». В подготовке к
выполнению этих заданий следует прежде всего научить ребят составлять
сравнительные характеристики. Учить строить сравнительные характеристики
можно с любого возраста, а вот к 8-9 классу можно смело сопоставлять два (а то и
три) «Памятника» или «Пророка», «Сожженное письмо» и «Она сидела на полу»,
«Письмо Татьяны» и «Письмо Веры»… Найти такие «параллельные» фрагменты
непросто, но ведь можно воспользоваться и готовыми вариантами.
12. При консультировании я всегда соблюдаю правила:
работа
на
каждой
консультации
проводится
со
всеми
частями
экзаменационной работы;
заводится отдельная тетрадь для каждой части экзаменационной работы;
допускается использование готовых клише при подготовке сочинения 200
слов;
распечатываю всевозможные конспекты и таблицы, усиливающие зрительное
восприятие материала (всегда спрашиваю их не только на консультации, но и
на уроке без оценивания);
использую такие виды работ: онлайн-тесты, зачётные работы по пройденной
теме,
составление
карточек
с
заданием,
аналогичным
экзаменационным,
диагностику,
тесное
сотрудничество
с
родителями,
проведение
срезовых
контрольных
работ,
заучивание
готовых
«заготовок»,
подбор
текстов
,
наиболее «полных» для приведения примеров в сочинении.
Итак, подведу итог своих размышлений. Любое новое – это хорошо забытое
старое: ГИА по литературе не является чем-то принципиально новым по содержанию
(да простят меня составители!), а понять новую форму
учащийся сможет, если
исподволь подводить его к этой форме.