Автор: Ефремова Елена Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 20 "Реченька" Населённый пункт: Московская область, Луховицкий район, Пос. Белоомут Наименование материала: конспект родительского собрания Тема: Ценности семейного воспитания Раздел: дошкольное образование
Цель:
Побеседовать с родителями о семье, о семейных традициях и их значения в
воспитании и развитии ребёнка. Способствовать установлению в семье
дружеских, добрых отношений между поколениями.
Материал к собранию:
А) Стенд с семейными фотографиями «Чудо – Чадо».
Б) Аппликация детей «Моя ладошка» с текстом
стихотворения пальчиковой игры.
В) Чистые белые листы по количеству родителей. Наборы
фломастеров.
План подготовки к проведению собрания:
1.
Чтение литературы. Изучение проблемы.
2.
Тематическая неделя: цикл занятий «Где и с кем я живу».
3.
Опросник «Традиции Вашей семьи».4.
Составление плана проведения
круглого стола.
План проведения собрания:
1.
Беседа с родителями по теме собрания.
2.
Анализ анкетирования.
3.
Проведение игры «Пирамида традиций».
4.
Совместная игра - практикум «Это интересно».
5.
Раздаются памятки «Ценности семейного воспитания»
6.
Разное .
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л.Н. Толстой.
Ход собрания: 1. Введение:
Обращаю внимание родителейна детские рисунки, на стенд с семейными
фотографиями «Чудо – Чадо». Ведущая: -Уважаемые родители! Сегодня мы
собрались, чтобы поговорить
о семье, о семейных традициях и их назначении в воспитании и
развитии ребёнка.
-Как Вы думаете, что означает слово – Семья? (ответы родителей)
С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и
любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и
поговорки. Давайте их вспомним. Яначинаю, а Вы – заканчиваете.
В гостях хорошо, а … (дома лучше)
Не красна изба углами, а …( красна пирогами)
Каково на дому, таково и … (самому)
Дети не в тягость, а … (в радость)
Когда семья вместе, и … (сердце на месте)
В нашей группе прошла тематическая неделя на тему «С кем я живу».
Дети познакомились с понятиями «Мой дом», «Моя семья» - результаты
этой работы мы видим в работах, выполненными детьми (аппликация,
рисунки).
Продолжая рассматривать тему семейного воспитания, хочется особое
внимание обратить на ценности семейного воспитания. Сегодня мы вместе и
определим ценности семейного воспитания, которые являются
фундаментальными, понятными и необходимыми для детей в возрасте от 4 лет.
Вот перед вами «восходящее солнце», которое мы назовем «Ценности
семейного воспитания». Лучей у этого солнца нет. Лучами собственно и будут
те ценности которые мы определим.
2.Семейные традиции.
В любые времена семью укрепляют эмоциональные связи родителей и
детей. Людям дана такая роскошь, как человеческое общение, а умеем ли мы
пользоваться этой роскошью в своих семьях, и учим ли этому своих детей?
Анализируя результаты опроса родителей ( из группы удалось опросить
14 родителей), выяснилось, что 82% родителей стараются ежедневно найти
время для общения с ребенком, 100% родителей стараются привлечь ребенка к
посильной помощи, доверяя ему какое-то дело, 50 % родителей стараются
выполнять
какие-то
совместные
дела
всей
семьей,
сообща.
Именно
в
совместной деятельности, где каждый участник, выполняя свою роль тесно
взаимодействует с другими участниками общего дела, а результат зависит от
того насколько все слажено действовали. Для детей очень важно знать, что ему
доверяют,
чувствовать
свою
значимость
и
нужность.
Совместные
дела
воспитывают
в
детях
чувство
ответственности,
уверенности
повышают
самооценку,
развивают
положительные
эмоции:
чувство
радо сти,
удовлетворения,
но
самое
главное сближают
его
с
родителями,
братьями,
сестрами
и
другими
членами
семьи.
Самым
ярким
элементом
семейного
воспитания являются семейные традиции. По результатам опроса выяснилось,
что в 40% семей есть устойчивые семейные традиции, у 30 % семей традиции
есть, но не устойчивые, а в 30% семей традиций нет совсем. В 58% семей
семейные
традиции
предаются
из
поколения
в
поколение,
а
в
50%
семей
традиции появились с появлением в семье ребенка.
Поскольку в группе есть семьи, в которых еще не появились семейные
традиции, мы попробуем предложить разнообразие традиций.
Проводится игра «Пирамида традиций».
Возьмите каждый по колечку и надевая на палочку предложите любую
семейную традицию, но не повторяя уже сказанных, и не обязательно что бы
это была ваша семейная традиция.
Очень важно чтобы ребенок был активным участником семейных
традиций, а не наблюдателем, чтобы он вместе со всеми готовился и проживал
эту традицию, только тогда она станет и для него и его будущей семьи
традицией. Подведем итог:
Семейные традиции –это ценность семейного воспитания. Прикрепляется
лучик к солнцу. 3. Связь поколений.
Я вам загадаю задачку. Попробуйте сосчитать, сколько в семье человек.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему? Две мамы есть у нас в дому, Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка, А самый младший – Я. Какая же у нас семья? (6
человек) С помощью этой задачки мы коснулись очень интересной и важной
темы – родственных отношений. По результатам опроса видно, что в 100%
семей поддерживаются добрые отношения с бабушками и дедушками. Вокруг
каждого из нас много людей, родственников с которыми мы связаны в истории
человечества одной кровью. И каждый из нас – продолжатель свого рода. И тот
род силен, кто предков своих помнит, уважает и бережет. Предлагается
творческое задание «нарисуй схематически свою семью».
Человечков рисовать не нужно.
Вопросы :
1.
У кого получилась самая многочисленная семья?
2.
У кого в семье бабушки и дедушки принимают участие в воспитании
ребенка?
3.
Какие плюсы и минусы вы видите в участии бабушек и
дедушек в воспитании?
Вывод: Связь поколений –это ценность семейного воспитания. Прикрепляется
лучик к солнцу.
З.Семейный фотоальбом.
Вопросы:
1.
Какие предметы могут быть источником знаний о семье?
2.
Какую информацию может почерпнуть ребенок из семейного альбома?
Семейный альбом – это огромное осмысленное пространство жизни,
очень простое и доступное, понятное даже для малыша, а с другой стороны
загадочное и удивительное. Порой дети не понимают и удивляются, а иногда
даже не верят, что взрослые тоже были, когда-то детьми. Очень полезно
рассказывать своему ребенку о событиях своего детства, используя при этом
фотографии. Это могут быть истории весёлые, успешные, и наоборот о
каких-то
неудачах,
но
с
которыми
вы
справились,
чему-то
научились,
обнадеживающие вашего ребенка в том, что и у него все получится. Очень
хорошо
помогает
фотоальбом
в
приобщении
к
традициям. Старайтесь
оформлять
некоторые
странички
семейного
альбома
вместе
с
детьми.
Каждая страничка будет ассоциироваться с каким-то рассказом из жизни и
обязательно
запомнится
ребенком.
В
альбом
можно
поместить
какой-то
рисунок ребенка рядом с фотографией в том возрасте в котором он его
нарисовал.
Ваши дети рисовали семью. Вот эти рисунки. Предлагаем поместить этот
рисунок в фотоальбом, а рядом фото вашей семьи в настоящее время или
фото ребенка, но сделать это вместе с малышом. Родителям раздаются
рисунки детей «моя семья» для фотоальбома.
Семейный фотоальбом –это ценность семейного воспитания.
Прикрепляется лучик к солнцу.
4.Совместная игра - практикум «Это интересно».
Мы с вами назвали много различных видов деятельности позволяющих
воспитывать в ребенке любовь к семье, добрые чувства, заботливость и т.д.
Но
самый
главный
вид
деятельности,
который
бесспорно
является
ценностью семейного воспитания мы еще не назвали. Какое занятие больше
всего
сближает
взрослых
и
детей?
Что
для ребенка
остается
самым
интересным и захватывающим?
Ответы родителей.
Конечно это совместные игры. На предыдущих встречах уже много было
сказано
о
значении игры
и
особенно
сюжетной
игры.
И
хотя
опрос
показал
,что
всего40%
родителей
регулярно
находят
время
для
игры
с
ребенком, а 60% родителей иногда, но все же играют с детьми, это занятие
остается
по
мнению
педагогов
и
психологов
самым
продуктивным,
результативным в воспитании дошкольников.
Немного поиграем. С помощью карточек разделимся на 3 группы.
Задание:
1.
группа – придумает и назовет музыкальные игры в которые можно
поиграть с ребенком и членами семьи
2. группа – придумает и назовет спортивные игры
3.
группа – придумает и назовет игры с рисованием или другими видами
творчества детей. На подготовку 3 минуты.
А мы предлагаем еще один вид очень полезных игр, которые развивают
моторику, готовят ребенка к письму и чтению, а самое главное сближают
взрослых и детей. Пальчиковая игра « этот пальчик….».
Совместная игра- это ценность семейного воспитания.
Прикрепляется лучик к солнцу. Родителям раздаются работы детей
«Моя ладошка» с текстом пальчиковой игры.
Раздаются памятки «Ценности семейного воспитания»
Приложение.
I.Аппликация «Моя ладошка» с текстом стихотворения
пальчиковой игры:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья!
II.
Результат ценностей семейного воспитания, разработанный