Автор: Драполенко Галина Александровна Должность: инструктор по физической культуре Учебное заведение: Структурное подразделение "Северный детский сад "Василёк" Населённый пункт: с.Северное Оренбургской области Наименование материала: Проект для детей старшей группы Тема: "Такие разные мячи" Раздел: дошкольное образование
Структурное подразделение «Северный детский сад «Василёк»
МБОУ «Северная СОШ»
Проект
«Такие разные мячи»
Для детей старшей группы
Подготовила: инструктор по
физической культуре
Драполенко Г.А.
Актуальность
В нашем спортивном зале очень много разного оборудования – это
обручи, скакалки, гимнастические палки, степы, маты и многое другое, но
больше всего детям нравиться играть с мячами. На вопрос, для чего
человеку нужен мяч, дети наперебой отвечали: чтобы бросать его, катать,
играть в игры, например, в футбол, делать упражнения, прыгать на мяче и
тому подобное. Но вопрос, какие вы знаете виды спорта, где используется
мяч, вызвал у ребят затруднение. Поэтому мы решили это узнать.
Цель данного проекта – выяснить, какие мячи бывают и в каких видах
спорта используются.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие
задачи:
- расширить знания детей об истории возникновения мяча и их
разнообразии.
- выяснить, в каких видах спорта используется мяч.
Тип проекта :
по количеству участников: групповой;
по направленности: познавательно-игровой;
по приоритету метода: творческий;
по продолжительности: краткосрочный (с 20 октября по 2ноября)
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, инструктор по
физической культуре.
Предполагаемый результат:
Дети должны получить знания о разновидностях мячей, об истории
возникновения мяча.
Узнать, в каких видах спорта используется мяч.
Драполенко Галина Александровна
Этапы реализации проекта
Этап
Сроки
Содержание
Подготовительный
С 20 по24
октября
Беседа «История появления мяча»,
Показ слайдов «В каких видах спорта
используется мяч ».
Сбор картинок или рисунков о разных
видах спорта с мячом.
Основной
25 октября
26 октября
27 октября
28 октября
Игровой день. Игра – эстафета:
«Передача мяча в колонне».
День баскетбола. История игры.
Элементы баскетбола: бросок мяча в
корзину, ведение мяча.
День футбола. История игры.
Элементы футбола: забивание мяча в
ворота, ведение мяча ногой
«змейкой».
День волейбола. История игры.
Элементы волейбола: перебрасывание
мяча через сетку.
Заключительный
2 ноября
Физкультурное развлечение «Я и мяч
- друзья»
Выводы
В результате проделанной работы цель достигнута:
-ребята могут рассказать об истории мяча;
- у детей сформировался устойчивый интерес к играм с мячом;
- они приняли участие в проведении итогового развлечения;
- усвоили элементы спортивных игр: волейбола, футбола и баскетбола.
Особых трудностей и проблем в ходе реализации проекта не было.
Отношение к проекту положительное, такая форма работы с детьми
является наиболее действенной, у детей формируется осознанное
отношение к видим спорта.
Драполенко Галина Александровна
Приложения.
Беседа. «История появления мяча»
Сегодня я хочу предложить путешествие в прошлое, чтобы узнать каким
был мяч раньше, когда нас с вами ещё не было. Хотите отправится в
прошлое?
Первоначально мяч плели из тростника или камыша и был он не совсем
круглый. Как вы думаете, удобен был такой мяч?
Ответы детей (нет, он не прочный, от него мусор, им не удобно играть в
футбол и др.)
Затем люди стали набивать шкуру животного тряпками, песком, перьями
(дети передают мяч сделанный из шкуры), но такой мяч тоже был неудобен,
почему?
Ответы детей: (был тяжелый, не прыгает).
Древние люди не знали что можно делать таким мячом. А мы с вами можем
сказать, что такой мяч нужен. Для чего? Ответы детей (можно делать
упражнения, укрепляет мышцы, развивает силу).
Прошли годы в Древней Греции для игры в регби (футбол) впервые
придумали великолепный наполнитель – обычный воздух. Мячи
изготавливались из разных материалов. Зависело от того, каких материалов
было больше. Например индейцы любили охотится, и поэтому мячи делали
из шкур оленей. В Японии играли мячами из плотно скомканных и
обмотанных веревками тряпок. А в Америке Колумб (вопрос детям : кто
такой Колумб? - это человек открывший Америку) видел как дети играют в
мяч из растительной смолы, которую обрабатывали раствором. Именно
такие мячи он привез в Европу.
И этот мяч дошел до нас (показываю резиновый мяч). Посмотрите из чего
он сделан сегодня? Какой он? Что внутри? (Ответы детей: он круглый,
упругий, легкий, яркий, красивый. Внутри – воздух). Для чего нужен
воздух? (Ответы детей). Как вы думаете, игры в мяч полезны для детей? (Да,
они развивают силу, ловкость, быстроту, с мячом интересно играть).
Сейчас много разнообразных мячей (футбольный, волейбольный,
баскетбольный, надувной).
Дети передают мячи друг другу, пробуют как они отскакивают от пола, и
говорят чем они отличаются друг от друга.
Драполенко Галина Александровна
Вывод : мячи бывают большие и маленькие , легкие и тяжелые, сделаны из
разных материалов, но все они заполнены воздухом. Поэтому они умеют
летать, прыгать и катиться.
Современные мячи
различаются по размерам и назначению. Разные
мячи применяются для игры в волейбол, баскетбол, футбол, теннис, водное
поло, регби и другие игры.
У каждой из них - своя история.
- Название игры в баскетбол получилось из английских слов «баскет» -
«корзина» и «ball» - «мяч». Эту игру придумал спортивный инструктор
одного из американских университетов Д.Нейсмит в 1891 году. По его
указанию под потолком спортивного зала прибили большую корзину для
фруктов и в нее забрасывали мяч. Когда игрокам надоело каждый раз лазить
за мячом, кому-то пришло в голову просто выбить у корзины дно. Сначала
баскетболисты
пользовались
кожаными
мячами,
а
потом
перешли
на
резиновые.
-
Ватерполисты,
как
известно,
играют
в
воде,
поэтому
они
смазывали
кожаный мяч жиром, чтобы он не разбухал. Но в конце концов решили
также играть резиновыми мячами.
- А вот футболисты от резиновых мячей отказались, так как они скользкие, и
водить
такой
мяч
ногами
тяжело.
В
футболе
вообще
все
досконально
продумано, вплоть до размера и веса мяча. Он должен быть не тяжелее 543 и
не легче 396 граммов, а окружность иметь не больше 71 и не меньше 68
сантиметров.
- Мячик для игры в бадминтон вообще делали из яблока. Да, брали твердое
незрелое яблочко, втыкали в него гусиные перья и перебрасывали друг
другу самодельными ракетками. Было это в Японии, оттуда игра попала в
Индию, а из Индии ее привез в Европу один английский герцог, замок
которого находился неподалеку от города Бадминтон. Игру так и назвали. А
яблочко к тому времени, конечно, заменили на пробковый мячик.
- Материалы для мячей использовались разные. Зато форма всегда была
одинаковая
-
круглая.
С
одним
только
исключением.
Мяч
для
регби
-
овальной формы (как дыня). Но не потому, что этого требует игра. Просто
так получилось. В английском городке Регби любили играть в мяч. Но
тряпичный мяч был весьма непрочным. Тогда торговец требухой домашнего
скота Уильям Гилберт взял и обшил кожей... мочевой пузырь свиньи. Мяч
получился легким и прочным. Было это в девятнадцатом веке, но и до сих
пор мячи для регби традиционно делают продолговатой формы.
Драполенко Галина Александровна
Баскетбол
Баскетбол - игра, придуманная американским преподавателем
Джеймсом Нейсмитом в конце XIX века, а точнее 21 декабря
1891 года.
В игре принимают участие две команды, на поле
одновременно находятся по 5 человек из каждой команды.
Задача команды - забросить мяч в корзину соперника.
За одно попадание может быть засчитано разное количество
очков: 1 очко - со штрафной линии 2 очка - бросок со средней
или близкой дистанции 3 очка - бросок из-за 3-очковой линии
(6м 25см)
Баскетбол входит в программу Олимпийских игр с 1936 года.
Джеймс Нейсмит был там в качестве гостя.
История
Зимой 1891 года студенты колледжа Молодежной
Христианской Ассоциации из Спрингфилда, штат Массачусетс, просто изнывали от
тоски на занятиях физического воспитания, вынужденные выполнять бесконечные
гимнастические упражнения, считавшиеся в то время едва ли не единственным
средством приобщения молодежи к спорту. Однообразию таких занятий необходимо
было срочно положить конец, внести в них свежую струю, которая способна была бы
удовлетворить соревновательные потребности сильных и здоровых молодых людей.
Выход из казавшегося тупиковым положения нашел скромный преподаватель
колледжа по имени Джеймс Нейсмит. В декабре того же года он привязал две корзины
из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив восемнадцать
студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы
забросить большее количество мячей в корзину соперников. Начало было положено.
Мог ли тогда доктор Нейсмит предполагать, какое великое будущее ждет его детище?
Вполне прагматично названная "баскетболом" (англ. basket - корзина, ball - мяч)
игра, конечно, лишь отдаленно напоминала то феерическое зрелище, которое
известно нам под этим именем сегодня. Ведения мяча не существовало, игроки
только перебрасывали его друг другу, стоя на месте, и стремились затем закинуть в
корзину, причем исключительно обеими руками снизу или от груди, а после удачного
броска один из игроков забирался на приставленную к стене лестницу и извлекал мяч
из корзины. С современной точки зрения действия команд показались бы нам вялыми
и заторможенными, однако целью доктора Нейсмита было создать игру именно
коллективную, в которую можно было бы вовлечь одновременно большое количество
участвующих, и этой задаче его изобретение отвечало в полной мере.
Драполенко Галина Александровна
Волейбол
Волейбол (англ. volleyball от volley - летающий и ball -
мяч) - вид спорта, командная спортивная игра, в процессе
которой две команды соревнуются на специальной
площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на
сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился
на площадке противника, либо игрок защищающейся
команды допустил ошибку.
В классическом варианте игры, площадка находится в
крытом помещении (игровом зале) и от каждой команды в
игре участвуют по 6 спортсменов, всего в команде - 12
человек, замены ограничены правилами. Игра ведётся до 3
побед в сетах, первые четыре сета играются до 25 очков,
пятый сет (если игра не окончилась раньше) играется до 15
очков. Для победы в сете необходимо преимущество как
минимум в два очка, поэтому сеты могут играться дольше (30:28, 32:34).
Продолжительность одной игры составляет в среднем 90 мин.
Существует пляжная версия игры, пляжный волейбол, в которой 2 спортсмена в
каждой команде, играют на песчаной площадке 8х16 м. При этом, игра ведётся до 2
побед в сетах, первые два сета играются до 21 очка, третий сет (по необходимости)
играется до 15 очков. Матчи не могут заканчиваться с одинаковым счётом.
Продолжительность одной игры составляет в среднем 40 мин, хотя отдельные встречи
длятся 60-70 мин и более.
История
Принято считать, что волейбол был изобретён 9 февраля, 1895 года, в США.
Международная федерация волейбола (ФИВБ) основана в 1947 и объединяет 218
национальных федераций (2002).
В программе Олимпийских Игр волейбол с 1964 (мужчины и женщины). В
олимпийском турнире участвуют 12 мужских и 12 женских команд. Состав команд
определяется ФИВБ по результатам предыдущих отборочных соревнований. Турнир
проводится в три этапа: вначале по круговой системе в двух подгруппах, затем по
круговой системе между командами, занявшими в них первое-второе места; две
сильнейшие команды в финальном матче разыгрывают олимпийское первенство.
Драполенко Галина Александровна
Футбол
Футбол (англ. Football, "ножной мяч") -
командный вид спорта, в котором целью
является поразить мячом ворота соперника
большее количество раз. В настоящее время
самый популярный и массовый вид спорта в
мире. В Северной Америке и Австралии
известен как Соккер (англ. Soccer).
История футбола
Игры похожие на современный футбол
существовали достаточно давно у разных
народов, однако, первые записанные правила
записаны в 1848 году. Датой рождения футбола считается 1863 год, когда была
организована первая федерация футбола и записаны правила похожие на
современные.
Правила игры
Первые правила были записаны как "Правила самой простой игры", с тех пор
организация ИФАБ, занимающаяся разработкой правил стремится сохранить этот
принцип и сделать футбол зрелищнее и безопаснее. Современные правила состоят из
17 пунктов, полностью описывающих что нужно делать от разметки футбольного
поля, до наказания игроков за грубость. За исполнением правил на поле во время
игры следит бригада арбитров.
Игровой процесс
Отдельная футбольная игра называется - матч, который в свою очередь состоит из
двух таймов по 45 минут. Между первым и вторым таймами команды меняются
воротами.
В футбол играют на поле с травяным или синтетическим покрытием. В игре
участвуют две команды, по 11 человек. Один человек в команде вратарь - он один
может играть руками в штрафной площади у своих ворот, его основной задачей
является защита ворот. Остальные игроки также имеют свои задачи и позиции на
поле. Защитники - располагаются в основном на своей половине поля их задача не
давать действовать нападающим противоположной команды. Полузащитники -
действуют в середине поля, их роль - помогать защитникам или нападающим в
зависимости от игровой ситуации. Нападающие - располагаются у ворот соперника,
основная задача - забивать голы.
Цель игры - забить мяч в ворота противника, сделать это как можно большее
количество раз и постараться не допустить гола в свои ворота. Матч выигрывает
команда, забившая большее количество голов.
Драполенко Галина Александровна
Физкультурное развлечение
для детей старшей группы
Мяч и я – друзья!
Подготовила: инструктор по
физической культуре
Драполенко Г.А.
.
Драполенко Галина Александровна
Программное содержание:
1.
Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных
видах деятельности.
2.
Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге.
3.
Закреплять умение принимать правильное исходное положение при
работе с мячом (отбивать мяч правой и левой рукой, бросать и ловить
его кистями рук, не прижимая к груди).
4.
Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, чётко
реагировать на команды.
5.
Развивать психофизические качества: выносливость, ловкость,
чувство взаимоуважения и коллективизма.
Оборудование : большие мячи по количеству детей, диск с записью
шумов природы.
Ход занятия
Построение, перестроение, ходьба, бег, прыжки (готовим организм к
предстоящей работе с мячом)
ОРУ с мячом в движении под музыкальное сопровождение.
Подвижная игра «Мотоциклисты »
«На красный свет» - выполнение упражнения «Подбрось – поймай». На
«зелёный свет» двигаются шагом по залу, отбивая мяч одной рукой
(баскетбольный вариант).
Упражнение «Баскетболисты»
Забрасывание мяча в корзину сверху из-за головы или от плеча
Инструктор: А сейчас друзья, зашагала детвора.
Мяч через одного кладём –
Через центр зала парами идём!
Драполенко Галина Александровна
Работа с мячом в парах
(передача мяча: снизу, от груди, из-за головы, об пол 6-8 раз)
Игра «По местам»
У ребят порядок строгий
Знают все свои места .
Ну, трубите веселее:
«Тра – та – та! Тра – та – та!»
Игры – эстафеты «Мяч над головой»,
«Мяч через тоннель»
Подвижная
игра «Охотники и зайцы» (метание, прыжки; 3 – 4 раза)
Инструктор: Раз, два, три, четыре, пять! Будем мы сейчас играть!
Игра на внимание «Запрещённое движение»
Инструктор: Молодцы, хорошо играли и, наверное, устали. Мы сейчас к
морю пойдём и немного отдохнём.
Драполенко Галина Александровна
Психогимнастика по программе «Здравствуй!»
Инструктор: (тихо включена запись с природными звуками). Вбираем
через нос морской воздух, слушаем прибой моря, и на выдохе произносим
звук «ш-ш-ш» (звук моря -3 раза)
Прилетела вдруг оса, сделали вдох через нос и на выдохе произносим
звук «з-з-з». А это жук жужжит «ж-ж-ж» говорит.
Посмотрели все в даль, а там гора.
Упражнение на дыхание «Высокая гора»
(с элементом задержки дыхания из йоги)
Инструктор: Руки через стороны поднимаются вверх (вдох),
соединяются над головой тыльной стороной. Не дышим, задержали
дыхание. Медленно опускаем руки вниз, медленный выдох, губы
трубочкой. Встаём на носки и задержались в этой позе . (2-3 раза)
А теперь друг другу повернулись и улыбнулись.
Дети под музыку выходят из зала.
Драполенко Галина Александровна