Напоминание

Мир вокруг нас


Автор: Китина Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 116
Населённый пункт: Калуга
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: Мир вокруг нас
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 116 г. Калуги
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«МИР ВОКРУГ НАС»
Разработала: воспитатель Китина Светлана Ивановна Калуга, 2016 год

Паспорт педагогического проекта

Наименование проекта
«Мир вокруг нас»
Адресация проекта
Предназначен для организации работы педагогов с детьми старшего возраста по образовательной области «Познавательное развитие»
Вид проекта
Практико-ориентированный
Срок реализации
Долгосрочный (май 2014 – май 2015)
Участники проекта
Воспитанники, педагоги, родители
Цель проекта
Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования
Задачи проекта
1. Провести анализ научно-методической и психолого- педагогической литературы по данной проблеме; 2. Провести диагностику уровня развития познавательной активности у детей. 3. Составить перспективный план совме стной деятельности с детьми по данному вопросу в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах. 4. Создать необходимые условия в группе для реализации плана. 5. Определить повторно уровень развития познавательной активности дошкольников. 6. Составить картотеку опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста 7. Определить перспективу работы по данному направлению.
Особенности проекта
 Проект предполагает развитие познавательной активности посредством детского экспериментирования.  В ходе работы над проектом родители принимали активное участие в создании уголка экспериментирования.  Проект рассматривался как систематическая работа, направленная на: - стремление детей в процессе экспериментирования искать пути решения поставленной проблемы; - формирование умения детей высказывать свои суждения, делать выводы; - воспитание интереса к совместной деятельности.
Ожидаемые результаты
 Повысится уровень развития п о зн а вате л ь н о й активности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.  Появится положительная динамика по результатам диагностики.  Усовершенствуется процесс воспитания и обучения, благодаря активному сотрудничеству воспитателя с родителями.  Сформируются представления о различных свойствах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; 2

Актуальность проекта
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в современный образовательный процесс. Общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Дошкольное детство - не только уникальный возрастной период, но и особенный культурный мир со своими ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Упустить благоприятные возможности этого периода для обогащения опыта исследовательского поведения и познавательных способностей дошкольника - значит, нанести вред детскому развитию. Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей, что стимулирует его дальнейшие интеллектуальные усилия[1, 83]. В настоящее время необходима иная система организации познавательной деятельности детей, качественно более высокого уровня, ориентированная на становление исследовательской позиции ребенка в образовательном процессе, развитие его мотивационной направленности на самостоятельный поиск и получение новых знаний путем активного взаимодействия с миром в познавательно-исследовательской деятельности. В Концепции модернизации российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является познавательно-исследовательская деятельность. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности. Мы живем в период изменения требований к системе образования [4, элек.рес.]. В соответствии с ФГОС ДО, актуальной задачей является создание в образовательном процессе современного детского сада педагогических условий для полноценного раскрытия познавательного потенциала и развития исследовательской 3
активности каждого ребенка. Основным принципом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира [10, элек.рес.]. Таким образом, в образовательном процессе необходимо обеспечить нарастание познавательной активности ребенка, развитие его познавательных потребностей, которые находят свое воплощение в форме поисковой, экспериментальной деятельности, направленной на обнаружение нового, интересного, увлекательного в окружающем мире.
Теоретическое обоснование
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется в деятельности. Феномен познавательной активности как один из важнейших факторов обучения постоянно привлекает внимание исследователей. В содержании понятия
«познавательная активность»
можно выделить несколько направлений[8, 76]. Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие ребёнка. Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию. Актуальными остаются утверждения С. Руссовой о главнейших качествах личности - активности и творчестве. Не противоречит современным взглядам обозначение активности как главного принципа функционирования психики, аналогично, как и её генетически-рефлекторной природы[2, 54]. Есть ещё одна группа учёных, которая понимает познавательную активность как качество личности. Например, Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по их мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму[9, 23]. Два основных фактора определяют познавательную деятельность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога. Источник первой - последовательное развитие начальной потребности ребенка в наружных впечатлениях как специфической людской нужды в новой информации. Через неравномерность психического развития детей 4
(временные задержки и отклонения от нормы), отличие в интеллектуальных способностях и механизмах имеем значительную вариативность развития познавательной активности дошкольника[10,184]. Таким образом, условием развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, вознесения их на высший уровень является практика, исследовательская деятельность, исследовательская активность. Элементарная исследовательская деятельность - это совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе образовательной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, т.е. познании мира. Данный вид деятельности предполагает высокую активность и самостоятельность детей, обеспечивает процесс получения детьми не только новых знаний, но и новых способов познания[6, 93]. Одной из наиболее распространенных форм организации элементарной исследовательской деятельности для формирования познавательной активности является
экспериментирование.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:  дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;  идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;  развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;  происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;  детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;  в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности, формируется познавательная активность[3, 44]. Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей 5
равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее - и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома[7, 17]. В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предложения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным. После работы дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место[3, 79].
Цель и задачи проекта

Цель:
развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме. 2. Провести диагностику уровня развития познавательной активности у детей. 3. Составить перспективный план совместной деятельности с детьми по данному вопросу в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни. 4. Создать необходимые условия в группе для реализации плана. 5. Определить повторно уровень развития познавательной активности дошкольников. 6. Составить картотеку опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста. 7. Определить перспективу работы по данному направлению.
Участники проекта
 Воспитанники  Педагоги  Родители
Сроки реализации проекта
Проект долгосрочный: с мая 2014 года по май 2015 года. 6

Описание проекта
1. Подобрать и изучить научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. 2. Подобрать диагностический инструментарий и провести обследование детей по выявлению уровня развития познавательной активности. 3. Разработать и составить план работы с детьми, с родителями (законными представителями) воспитанников с применением познвательно-исследовательской деятельности в НОД и режимных моментах. 4. Привлечь родителей к созданию необходимых условий для реализации плана. 5. Провести итоговую диагностику в конце учебного года в целях прослеживания динамики развития познавательной активности детей посредством экспериментирования. 6. Наметить перспективу дальнейшей работы по данному направлению.
Рабочий план реализации проекта
Реализация проекта проходила в 3 этапа: 1 этап – подготовительный (информационный); 2 этап – основной (практический); 3 этап – заключительный (диагностический). Н а
подготовительном

этапе
мною была изучена психолого-педагогическая и методическая литература, где я выявила, что особое значение в процессе формирования познавательной активности у старших дошкольников придает практическая деятельность с природными объектами – детское экспериментирование. Далее провела диагностику, которая показала низкий уровень развития познавательной активности у дошкольников. При определении у детей интереса к экспериментированию я использовала систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей. При этом я определила, кто из детей и как часто обращается к экспериментированию; какие виды экспериментирования используют; какие объекты для экспериментирования выбирают часто, а какие эпизодически, а также в чем проявляются индивидуальные особенности. Данные наблюдений уточняла в индивидуальной беседе с ребенком. Затем мною был составлен перспективный план работы с детьми по данной проблеме (приложение 3). Тематика была разработана, исходя из смены времен года (сезонности) и интереса детей. С помощью родителей был оформлен уголок экспериментирования: приобретены аптекарские весы с различными гирьками и пластинами, детский микроскоп, были обновлены сосуды для хранения сыпучих материалов, современный глобус, коллекции камней и минералов, спиртовка, штатив, а также спецодежда для проведения опытов: фартуки, нарукавники, салфетки. Все материалы систематизировала, обновила и сделала эстетичными и привлекательными для детей. 7
Срок реализации 1 этап: май 2014 – сентябрь 2014 года. В ход е
основного

этапа
проводилась работа с применением познавательно- исследовательской деятельности в НОД и режимных моментах. Образовательный процесс осуществлялся постоянно и был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои предположения, не боясь сделать ошибку. Проведенные занятия были направлены на формирование естественнонаучных знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и положительного отношения к природным явлениям и объектам. Мной подобрана серия экспериментов с объектами живой и неживой природы в соответствии с возрастом детей. Поэтому работу по опытно-экспериментальной деятельности условно разделила на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный этап - подготовка к постановке проблемы - позволяет: учить детей видеть проблему; формировать умения выдвигать гипотезы; совершенствовать умения задавать вопросы. Основной этап - поиск решения данной проблемы - направлен на то, чтобы научить детей давать определения понятиям, классифицировать предметы, выявлять взаимосвязи объектов живой и неживой природы, проводить эксперименты, а также совершенствовать умение наблюдать за окружающим миром. Такие игры, как «Отгадай», «Чудесный мешочек», «Трудные слова» учат детей давать определения понятиям и классифицировать их. Игры «Кто пропал?», «Рассматривание», «Чего не стало» помогают детям научиться пользоваться одним из самых доступных и популярных методов исследования – методом наблюдения. Заключительный этап, или формулировка выводов - учит детей высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения. Воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения использую такие игры, как «Что на что похоже?», «Клякса», «Что здесь изображено?». Все предложенные игры и упражнения активизируют исследовательскую деятельность детей и приводят их к собственной исследовательской практике. Развивают речевую активность, т.е. умение составлять вопросительные и восклицательные предложения, умение отвечать на вопросы, побуждают детей к передаче чувств и мыслей в речи. Дети узнают о свойствах, качествах, взаимосвязи природных объектов и использовании их человеком. В работе с родителями (законными представителями) воспитанников использовала традиционные и нетрадиционные формы работы: 8
-
Родительские собрания;
-
Семинар-практикум;
-
Участие в конкурсах, развлечениях, выставках.
Срок реализации основного этапа: сентябрь 2014 – май 2015 года. На
заключительном этапе
я провела повторную диагностику, которая показала, что уровень развития у детей познавательной активности существенно повысился. Срок реализации 3 этапа: май 2015 года.
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации

проекта.

Краткосрочные результаты:
 Повысится уровень развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.  Появится положительная динамика по результатам диагностики.  Усовершенствуется процесс воспитания и обучения, благодаря активному сотрудничеству воспитателя с родителями.
Долгосрочные результаты:
 Обогащение уголка экспериментирования новыми материалами, для расширения видов экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группе.  Сформируются представления о различных свойствах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;  Активное использование информационных компьютерных технологий, в том числе и мультимедийные презентации, повысив свою ИКТ-компетентность.
Оценка эффективности реализации проекта
В качестве основного критерия эффективности проекта определен уровень развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования, пополнения материально-технической базы и использования разнообразных форм работы с родителями. Количественными показателями является число детей с высоким уровнем знаний. Таким образом, проводя целенаправленную и систематическую работу по развитию познавательной активности у детей посредством детского экспериментирования можно сделать следующие выводы: на конец года высокий уровень знаний детей повысился на 42%, а низкий уровень понизился на 54%. Результаты показали, что направление моей работы верное, что обусловило положительную динамику развития познавательной активности у старших дошкольников. 9
Дети проявляют интерес к проблеме, понимают поставленную задачу, стремятся к разрешению проблемы, используя экспериментирование. На помощь взрослого реагируют адекватно и быстро, предпринимая нужные поисковые действия, но все же роль взрослого в данном виде деятельности еще высока. Выражают удовлетворение от полученного результата. Дети с удовольствием экспериментируют с разными объектами и материалами, переживают радость достижения результата.
Дальнейшее развитие проекта
В качестве основного механизма продвижения проекта предполагается широкое информирование педагогического коллектива о преимуществах применения предложенной системы работы, ее актуальности и эффективности. Возможны следующие механизмы развития проекта:  использовать в работе с детьми проектный метод;  активное использование информационных компьютерных технологий, в том числе и мультимедийные презентации, повысив свою ИКТ-компетентность;  презентация автором проекта на методических объединениях, семинарах- практикумах, круглых столах и т.д.;  публикации материалов в печатных изданиях, сети Интернет, сайте ДОУ;  в работе с родителями (законными представителями) воспитанников использовать неформальные встречи, посиделки, совместные с детьми чаепития, что сближает родителей и повышает их доверие к детскому саду.
Литература
1. Детство: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014г. 2. Залкинд Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей // Дошкольное воспитание – 2010. - № 1. – С.110-114. 3. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004. 4. Концепция дошкольного образования [электронный ресурс] – режим доступа: alppplaw/obrazovanie--nauka--kultura/obrazovanie/39/koncepcija-doshkolnogo- vospitanija.html 5. Мониторинг в детском саду. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». – 2011. – 592 с. 10
6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003. 7. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учтель, 2012. – 333 с. 8. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников, Авторы-составители: З.А.Михайлова, Т.И.Бабаева, Л.М.Кларина, З.А.Серова – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 160 с. 9. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возрастаю – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. 10. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с. 11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155 [электронный ресурс] – режим до ступа: garant70512244/ 11


В раздел образования