Автор: Китина Светлана Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 116 Населённый пункт: Калуга Наименование материала: Педагогический проект Тема: Мир вокруг нас Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ № 116 г. Калуги
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«МИР ВОКРУГ НАС»
Разработала: воспитатель
Китина Светлана Ивановна
Калуга, 2016 год
Паспорт педагогического проекта
Наименование проекта
«Мир вокруг нас»
Адресация проекта
Предназначен для организации работы педагогов с детьми
старшего
возраста
по
образовательной
области
«Познавательное развитие»
Вид проекта
Практико-ориентированный
Срок реализации
Долгосрочный (май 2014 – май 2015)
Участники проекта
Воспитанники, педагоги, родители
Цель проекта
Развитие
познавательной
активности
у
детей
старшего
дошкольного возраста посредством экспериментирования
Задачи проекта
1.
Провести
анализ
научно-методической
и
психолого-
педагогической литературы по данной проблеме;
2.
Провести диагностику уровня развития познавательной
активности у детей.
3.
Составить
перспективный
план
совме стной
деятельности
с
детьми
по
данному
вопросу
в
непосредственно
образовательной
деятельности
и
в
режимных моментах.
4.
Создать необходимые условия в группе для реализации
плана.
5.
Определить повторно уровень развития познавательной
активности дошкольников.
6.
Составить картотеку опытов и экспериментов для детей
старшего дошкольного возраста
7.
Определить
перспективу
работы
по
данному
направлению.
Особенности проекта
Проект
предполагает
развитие
познавательной
активности посредством детского экспериментирования.
В
ходе
работы
над
проектом
родители
принимали
активное участие в создании уголка экспериментирования.
Проект
рассматривался
как
систематическая
работа,
направленная на:
-
стремление
детей
в
процессе
экспериментирования
искать пути решения поставленной проблемы;
- формирование умения детей высказывать свои суждения,
делать выводы;
- воспитание интереса к совместной деятельности.
Ожидаемые результаты
Повысится
уровень
развития
п о зн а вате л ь н о й
активности
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
посредством экспериментирования.
Появится
положительная
динамика
по
результатам
диагностики.
Усовершенствуется
процесс
воспитания
и
обучения,
благодаря
активному
сотрудничеству
воспитателя
с
родителями.
Сформируются представления о различных свойствах
изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими
объектами и со средой обитания;
2
Актуальность проекта
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления
образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал.
Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в современный
образовательный
процесс.
Общество
нуждается
в
активной
личности,
способной
к
познавательно-деятельностной
самореализации,
к
проявлению
исследовательской
активности
и
творчества
в
решении
жизненно
важных
проблем.
Первоосновы
такой
личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Дошкольное детство - не
только
уникальный
возрастной
период,
но
и
особенный
культурный
мир
со
своими
ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями.
Каждый
дошкольник
-
маленький
исследователь,
с
радостью
и
удивлением
открывающий для себя окружающий мир. Упустить благоприятные возможности этого
периода
для
обогащения
опыта
исследовательского
поведения
и
познавательных
способностей дошкольника - значит, нанести вред детскому развитию. Именно в детские
годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности.
Ребенок
совершает
первые
самостоятельные
исследования
и
открытия,
переживает
радость познания мира и собственных возможностей, что стимулирует его дальнейшие
интеллектуальные усилия[1, 83].
В
настоящее
время
необходима
иная
система
организации
познавательной
деятельности детей, качественно более высокого уровня, ориентированная на становление
исследовательской
позиции
ребенка
в
образовательном
процессе,
развитие
его
мотивационной направленности на самостоятельный поиск и получение новых знаний
путем
активного
взаимодействия
с
миром
в
познавательно-исследовательской
деятельности.
В Концепции модернизации российского образования одним из главных направлений
определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной
активности.
Одним
из
эффективных
приёмов
и
методов
в
работе
по
развитию
познавательной
деятельности
дошкольников
является
познавательно-исследовательская
деятельность. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который
позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество,
закладывает навыки учебной деятельности. Мы живем в период изменения требований к
системе образования [4, элек.рес.].
В
соответствии
с
ФГОС
ДО,
актуальной
задачей
является
создание
в
образовательном
процессе
современного
детского
сада
педагогических
условий
для
полноценного
раскрытия
познавательного
потенциала
и
развития
исследовательской
3
активности каждого ребенка. Основным принципом дошкольного образования является
формирование
познавательных
интересов
и
познавательных
действий
ребенка
в
различных
видах
деятельности.
Познавательное
развитие
предполагает
развитие
интересов
детей,
любознательности
и
познавательной
мотивации;
формирование
познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование
первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира [10, элек.рес.].
Таким образом, в образовательном процессе необходимо обеспечить нарастание
познавательной активности ребенка, развитие его познавательных потребностей, которые
находят
свое
воплощение
в
форме
поисковой,
экспериментальной
деятельности,
направленной на обнаружение нового, интересного, увлекательного в окружающем мире.
Теоретическое обоснование
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и
формируется в деятельности. Феномен познавательной активности как один из важнейших
факторов
обучения
постоянно
привлекает
внимание
исследователей.
В
содержании
понятия «познавательная активность» можно выделить несколько направлений[8, 76].
Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие ребёнка. Я.А. Каменский, К.Д.
Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное
стремление детей к познанию.
Актуальными остаются утверждения С. Руссовой о главнейших качествах личности -
активности
и
творчестве.
Не
противоречит
современным
взглядам
обозначение
активности как главного принципа функционирования психики, аналогично, как и её
генетически-рефлекторной природы[2, 54].
Есть ещё одна группа учёных, которая понимает познавательную активность как
качество личности. Например, Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как
качество
личности,
которое
включает
стремление
личности
к
познанию,
выражает
интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная
активность»
становится,
по
их
мнению,
при
устойчивом
проявлении
стремления
к
познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают
содержательную характеристику, а воля представляет форму[9, 23].
Два
основных
фактора
определяют
познавательную
деятельность
как
условие
дальнейшего
успешного
обучения:
природная
детская
любознательность
и
стимулирующая деятельность педагога. Источник первой - последовательное развитие
начальной потребности ребенка в наружных впечатлениях как специфической людской
нужды
в
новой
информации.
Через
неравномерность
психического
развития
детей
4
(временные задержки и отклонения от нормы), отличие в интеллектуальных способностях
и механизмах имеем значительную вариативность развития познавательной активности
дошкольника[10,184].
Таким
образом,
условием
развития
познавательной
активности
детей
старшего
дошкольного
возраста,
вознесения
их
на
высший
уровень
является
практика,
исследовательская деятельность, исследовательская активность.
Элементарная
исследовательская
деятельность
-
это
совместная
деятельность
взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в
процессе образовательной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, т.е. познании
мира. Данный вид деятельности предполагает высокую активность и самостоятельность
детей, обеспечивает процесс получения детьми не только новых знаний, но и новых
способов познания[6, 93].
Одной
из
наиболее
распространенных
форм
организации
элементарной
исследовательской деятельности для формирования познавательной активности является
экспериментирование.
Главное
достоинство
применения
метода
экспериментирования
в
детском
саду
заключается в том, что в процессе эксперимента:
дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о
его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как
постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и
классификации, обобщения и экстраполяции;
развивается
речь
ребенка,
так
как
ему
необходимо
давать
отчет
об
увиденном,
формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
происходит
накопление
фонда
умственных
приемов
и
операций,
которые
рассматриваются как умственные умения;
детское
экспериментирование
важно
и
для
формирования
самостоятельности,
целеполагания,
способности
преобразовывать
какие-либо
предметы
и
явления
для
достижения определенного результата;
в
процессе
экспериментальной
деятельности
развивается
эмоциональная
сфера
ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье
за счет повышения общего уровня двигательной активности, формируется познавательная
активность[3, 44].
Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог
непосредственно
участвует
в
эксперименте
таким
образом,
чтобы
быть
для
детей
5
равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось
чувство
самостоятельности
открытия.
Подготовка
к
проведению
экспериментов
начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается
объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее - и на
практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования,
если та ему незнакома[7, 17].
В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно
варьирование
заранее
намеченного
плана,
так
как
непредсказуемы
предложения
и
предложения
детей.
Продолжительность
эксперимента
определяется
и
особенностями
изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением
к данному виду деятельности.
Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая
должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению
методики и хода эксперимента. Нежелательно заранее предсказывать конечный результат:
у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование
выводов. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что
непредусмотренный результат не является неправильным. После работы дети должны
самостоятельно привести в порядок рабочее место[3, 79].
Цель и задачи проекта
Цель: развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
посредством экспериментирования.
Задачи:
1.
Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по
данной проблеме.
2.
Провести диагностику уровня развития познавательной активности у детей.
3.
Составить
перспективный
план
совместной
деятельности
с
детьми
по
данному
вопросу в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни.
4.
Создать необходимые условия в группе для реализации плана.
5.
Определить повторно уровень развития познавательной активности дошкольников.
6.
Составить
картотеку
опытов
и
экспериментов
для
детей
старшего
дошкольного
возраста.
7.
Определить перспективу работы по данному направлению.
Участники проекта
Воспитанники
Педагоги
Родители
Сроки реализации проекта
Проект долгосрочный: с мая 2014 года по май 2015 года.
6
Описание проекта
1.
Подобрать и изучить научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по
данной проблеме.
2.
Подобрать
диагностический
инструментарий
и
провести
обследование
детей
по
выявлению уровня развития познавательной активности.
3.
Разработать
и
составить
план
работы
с
детьми,
с
родителями
(законными
представителями)
воспитанников
с
применением
познвательно-исследовательской
деятельности в НОД и режимных моментах.
4.
Привлечь родителей к созданию необходимых условий для реализации плана.
5.
Провести
итоговую
диагностику
в
конце
учебного
года
в
целях
прослеживания
динамики развития познавательной активности детей посредством экспериментирования.
6.
Наметить перспективу дальнейшей работы по данному направлению.
Рабочий план реализации проекта
Реализация проекта проходила в 3 этапа:
1 этап – подготовительный (информационный);
2 этап – основной (практический);
3 этап – заключительный (диагностический).
Н а подготовительном
этапе
мною
была
изучена
психолого-педагогическая
и
методическая литература, где я выявила, что особое значение в процессе формирования
познавательной активности у старших дошкольников придает практическая деятельность
с природными объектами – детское экспериментирование.
Далее
провела
диагностику,
которая
показала
низкий
уровень
развития
познавательной
активности
у
дошкольников.
При
определении
у
детей
интереса
к
экспериментированию
я
использовала
систематическое
наблюдение
за
свободной
деятельностью детей. При этом я определила, кто из детей и как часто обращается к
экспериментированию; какие виды экспериментирования используют; какие объекты для
экспериментирования выбирают часто, а какие эпизодически, а также в чем проявляются
индивидуальные особенности. Данные наблюдений уточняла в индивидуальной беседе с
ребенком.
Затем
мною
был
составлен
перспективный
план
работы
с
детьми
по
данной
проблеме (приложение 3). Тематика была разработана, исходя из смены времен года
(сезонности) и интереса детей.
С помощью родителей был оформлен уголок экспериментирования: приобретены
аптекарские
весы
с
различными
гирьками
и
пластинами,
детский
микроскоп,
были
обновлены сосуды для хранения сыпучих материалов, современный глобус, коллекции
камней и минералов, спиртовка, штатив, а также спецодежда для проведения опытов:
фартуки, нарукавники, салфетки. Все материалы систематизировала, обновила и сделала
эстетичными и привлекательными для детей.
7
Срок реализации 1 этап: май 2014 – сентябрь 2014 года.
В
ход е основного
этапа
проводилась
работа с
применением
познавательно-
исследовательской деятельности в НОД и режимных моментах. Образовательный процесс
осуществлялся постоянно и был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам
задавать вопросы, выдвигать свои предположения, не боясь сделать ошибку. Проведенные
занятия были направлены на формирование естественнонаучных знаний (знания о мире
животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах
года) и положительного отношения к природным явлениям и объектам.
Мной подобрана серия экспериментов с объектами живой и неживой природы в
соответствии
с
возрастом
детей.
Поэтому
работу
по
опытно-экспериментальной
деятельности
условно
разделила
на
3
этапа:
подготовительный,
основной
и
заключительный.
Подготовительный этап - подготовка к постановке проблемы - позволяет: учить детей
видеть проблему; формировать умения выдвигать гипотезы; совершенствовать умения
задавать вопросы.
Основной этап - поиск решения данной проблемы - направлен на то, чтобы научить
детей давать определения понятиям, классифицировать предметы, выявлять взаимосвязи
объектов живой и неживой природы, проводить эксперименты, а также совершенствовать
умение
наблюдать
за
окружающим
миром.
Такие
игры,
как
«Отгадай»,
«Чудесный
мешочек», «Трудные слова» учат детей давать определения понятиям и классифицировать
их. Игры «Кто пропал?», «Рассматривание», «Чего не стало» помогают детям научиться
пользоваться одним из самых доступных и популярных методов исследования – методом
наблюдения.
Заключительный этап, или формулировка выводов - учит детей высказывать свои
суждения, делать выводы и умозаключения. Воспитывает логику мыслей, четкость и
красоту
речи.
Для
формирования
первичных
навыков
и
тренировки
умения
делать
простые умозаключения использую такие игры, как «Что на что похоже?», «Клякса», «Что
здесь
изображено?».
Все
предложенные
игры
и
упражнения
активизируют
исследовательскую деятельность детей и приводят их к собственной исследовательской
практике.
Развивают
речевую
активность,
т.е.
умение
составлять
вопросительные
и
восклицательные предложения, умение отвечать на вопросы, побуждают детей к передаче
чувств и мыслей в речи. Дети узнают о свойствах, качествах, взаимосвязи природных
объектов и использовании их человеком.
В работе с родителями (законными представителями) воспитанников использовала
традиционные и нетрадиционные формы работы:
8
- Родительские собрания;
- Семинар-практикум;
- Участие в конкурсах, развлечениях, выставках.
Срок реализации основного этапа: сентябрь 2014 – май 2015 года.
На заключительном этапе я провела повторную диагностику, которая показала, что
уровень развития у детей познавательной активности существенно повысился.
Срок реализации 3 этапа: май 2015 года.
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации
проекта.
Краткосрочные результаты:
Повысится уровень развития познавательной активности у детей старшего дошкольного
возраста посредством экспериментирования.
Появится положительная динамика по результатам диагностики.
Усовершенствуется
процесс
воспитания
и
обучения,
благодаря
активному
сотрудничеству воспитателя с родителями.
Долгосрочные результаты:
Обогащение уголка экспериментирования новыми материалами, для расширения видов
экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группе.
Сформируются
представления
о
различных
свойствах
изучаемого
объекта,
о
его
взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
Активное использование информационных компьютерных технологий, в том числе и
мультимедийные презентации, повысив свою ИКТ-компетентность.
Оценка эффективности реализации проекта
В качестве основного критерия эффективности проекта определен уровень развития
познавательной
активности
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
посредством
экспериментирования,
пополнения
материально-технической
базы
и
использования
разнообразных форм работы с родителями.
Количественными показателями является
число детей с высоким уровнем знаний.
Таким образом, проводя целенаправленную и систематическую работу по развитию
познавательной активности у детей посредством детского экспериментирования можно
сделать следующие выводы: на конец года высокий уровень знаний детей повысился на
42%, а низкий уровень понизился на 54%. Результаты показали, что направление моей
работы
верное,
что
обусловило
положительную
динамику
развития
познавательной
активности у старших дошкольников.
9
Дети проявляют интерес к проблеме, понимают поставленную задачу, стремятся к
разрешению проблемы, используя экспериментирование. На помощь взрослого реагируют
адекватно и быстро, предпринимая нужные поисковые действия, но все же роль взрослого
в данном виде деятельности еще высока. Выражают удовлетворение от полученного
результата. Дети с удовольствием экспериментируют с разными объектами и материалами,
переживают радость достижения результата.
Дальнейшее развитие проекта
В
качестве
основного
механизма
продвижения
проекта
предполагается
широкое
информирование
педагогического
коллектива
о
преимуществах
применения
предложенной системы работы, ее актуальности и эффективности. Возможны следующие
механизмы развития проекта:
использовать в работе с детьми проектный метод;
активное использование информационных компьютерных технологий, в том
числе и мультимедийные презентации, повысив свою ИКТ-компетентность;
презентация
автором
проекта
на
методических
объединениях,
семинарах-
практикумах, круглых столах и т.д.;
публикации материалов в печатных изданиях, сети Интернет, сайте ДОУ;
в
работе
с
родителями
(законными
представителями)
воспитанников
использовать
неформальные
встречи,
посиделки,
совместные
с
детьми
чаепития, что сближает родителей и повышает их доверие к детскому саду.
Литература
1.
Детство:
примерная
общеобразовательная
программа
дошкольного
образования/
Т.И.Бабаева,
А.Г.Гогоберидзе,
З.А.Михайлова.
–
СПб.:
ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО
ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014г.
2.
Залкинд Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей //
Дошкольное воспитание – 2010. - № 1. – С.110-114.
3.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в
детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
4.
Концепция
дошкольного
образования
[электронный
ресурс]
–
режим
доступа:
alppplaw/obrazovanie--nauka--kultura/obrazovanie/39/koncepcija-doshkolnogo-
vospitanija.html
5.
Мониторинг в детском саду. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». – 2011.
– 592 с.
10
6.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под общ. ред. Л.Н.
Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003.
7.
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое
планирование,
рекомендации,
конспекты
занятий/
Е.А.Мартынова,
И.М.Сучкова.
–
Волгоград: Учтель, 2012. – 333 с.
8.
Развитие
познавательно-исследовательских
умений
у
старших
дошкольников,
Авторы-составители: З.А.Михайлова, Т.И.Бабаева, Л.М.Кларина, З.А.Серова – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 160 с.
9.
Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и
старшего дошкольного возрастаю – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
10.
Эльконин
Д.Б.
Детская
психология:
учеб.
Пособие
для
студ.
высш.
учеб.
заведений/Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский
центр «Академия», 2007. – 384 с.
11.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
от
17
октября
2013
г.
№
1155
[электронный
ресурс]
–
режим
до ступа:
garant70512244/
11