Напоминание

Гармония математики в искусстве


Автор: Шинкаренко Татьяна Петровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ п.Донское
Населённый пункт: Калининградская область, п.Донское
Наименование материала: методическая разаботка
Тема: Гармония математики в искусстве
Раздел: полное образование





Назад




1
Внеурочная и внеаудиторная деятельность.

Учитель математики МАОУ СОШ п.Донское Шинкаренко Т.П.

Целевая аудитория 10 класс

Царит гармония математики и искусства

Целеполагание для учителей математики и МХК:

1.

Предметные цели:
– познакомить детей с произведениями искусств: Леонардо да Винчи «Портрет Моны Лизы», Рафаэль «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем», , Таката и фуга И.С. Бах. - обобщить приобретённые знания курса МХК: о гармонии, как организационной среде в живописи; -обобщить знания учащихся о гармонии в музыке, как средстве выразительности;
2. Цели, отражающие развитие УУД:
- создать условия для формирования умения использовать различные приёмы, средства композиции на уроках МХК, математики и литературы.
3. Цели, развивающие личностную мотивацию, социализирующие цели:
- создать условия для возникновения интереса к разным видам искусства; - способствовать формированию творческого мышления; - активизировать настрой на социализацию творческих инициатив (социально- культурная адаптация школьников); - способствовать развитию познавательного интереса, вкуса и чувства композиции; - формировать у учащихся представления о нравственных эстетических ценностях на основе комплексного изучения математики, поэзии, музыки и живописи
.

Целеполагание для учащихся:
1. Знать содержание картин, музыки, текста. 2. Иметь представление о различных областях (жизни, культуры…), основанных на ГАРМОНИИ. 3. Уметь сформулировать эмоционально-ценностную позицию и научиться высказывать свою точку зрению о собственных представлениях о ГАРМОНИИ математики в искусстве (создание и защита мини-проектов). 4. Научиться узнавать гармонию (живописи, музыке, поэзии).
Основные понятия термины:

Из курса музыки:
композиторы, музыкальные инструменты, формы музыкальных произведений.
Из курса ИЗО:
художники, формы и виды в живописи.
Из курса литературы:
кульминация, эпизод
Из курса математики:
перспектива, логарифмы, золотое сечение, числа Фибоначи.
Оборудование

урока:
презентация групп «Музыканты», «Математики», «Художники», « Литераторы», записи музыки, ватман, выставка репродукций и книг
Ход занятия:

2 1. Организационный момент. 2. Эмоциональное погружение в урок.
Учитель математики
:- Здравствуйте! Приветствуем всех, кого объединило наше сегодняшнее занятие.
Учитель МХК
: Для всех присутствующих в аудитории сегодня постараемся создать атмосферу творчества. Атмосферу единения науки и искусства.
Учитель математики:
3.
(Слайд № 1) Начнем наше занятие со слов
Норберта Винера Едва ли кто-нибудь из не математиков в состоянии освоиться с мыслью, что цифры могут представлять собой культурную или эстетическую ценность или иметь какое-нибудь отношение к таким понятиям, как красота, сила, вдохновение. Я решительно протестую против этого костного представления о математике.
Учитель

математики:
Готовясь к этому занятию, группы независимо друг от друга провели колоссальную работу, но все же пришли к единому мнению, что тема занятия будет «Царит гармония математики и искусства »
Учитель МХК
: Произнеся слово гармония, мы подразумеваем гармонию в семье, в природе, в быту, гармонию души и тела, взаимоотношений. Все перечисленные сферы трудно рассмотреть в пределах одного занятия, но есть сфера, где мы с вами можем наиболее точно реализоваться, глубже прочувствовать, стать чище, мудрее, красивее, и это - гармония в искусстве.
Учитель математики
: Проводить наше занятие будут учащиеся нескольких созданных групп, представляющие различные направления, а именно живопись, музыку, поэзию, математику.
Учитель МХК
Итогом вашей деятельности на уроке станет создание мини-проектов по теме занятия и их презентация.
Учитель математики
Итак, оправляемся в путешествие по стране Гармония.
Учитель МХК
Представители
художественного
направления, вам слово.(на доске репродукции картин)
Представитель художников ( Ученик):
Когда мы посещаем выставки картин, то возле одних картин мы останавливаемся и подолгу ими любуемся, мимо других проходим мимо. Это не случайно. На всех картинах можно увидеть ту или иную композицию. А что же такое композиция?
3
Композиция
- это соединение отдельных частей в единое целое, расположенное в пространстве или на плоскости. Отдельные части целого должны быть расположены не хаотично, а осмысленно, гармонично.
Гармония
– это согласованность и упорядоченность всех элементов, составляющих целое. - Представим, что мы с вами находимся в музее, и я предлагаю вам внимательно рассмотреть репродукции картин известных художников: Леонардо да Винчи «Портрет Моны Лизы», «Тайная вечеря», Рафаэль «Мадонна с младенцем Ионном Крестителем» Эти работы принадлежат разным эпохам, разным течениям. Увидеть их можно только в известнейшем музее в Лувре.
Выступают
: (Ученица)
– Рафаэль «Мадонна»
Уже в ранних произведениях Рафаэля, в их изящных фигурах, гармонирующих с пейзажем, чувствуется рука высокоодарённого художника На картине изображена Мадонна, младенец и Иоанн Креститель. Мадонна держит ребёнка на коленях и изучает какую-то книгу, предположительно молитвенник. Взгляд малыша, кажется, у с т р е м л ё н т у д а ж е — н а к н и г у . Мадонна восседает на престоле. Рядом с ней стоит Иоанн Креститель, который также читает книгу. Судя по всему, вскоре свершится обряд крещения младенца, к которому и готовятся Иоанн и Мадонна. (Ученица). –
Леонардо да Винчи «Мона Лиза» «Тайная вечеря»
Леонардо да Винчи, гений Ренессанса, был не только одним из величайших художников, но и великим скульптором, музыкантом, архитектором, исследователем естествознания и талантливым изобретателем. Он один из светочей того блистательного периода европейской истории 15-16-го веков, которые дали миру величайших художников. «Мона Лиза» считается самой известной картиной Леонардо. Мы можем видеть её в Париже, в Лувре. “Тайная вечеря” — самое зрелое и законченное произведение Леонардо. В этой росписи мастер избегает всего того, что могло бы затемнить основной ход изображенного им действия, он добивается редкой убедительности композиционного решения. В центре он помещает фигуру Христа, выделяя ее просветом двери. Апостолов он сознательно отодвигает от Христа, чтобы еще более акцентировать его место в композиции. Наконец, в этих же целях он заставляет сходиться все перспективные линии в точке, непосредственно расположенной над головой Христа.
Математики: ( Ученица)
Мы хотим дополнить тот факт, что при написании картин художники пользовались математическими понятиями такими, как перспектива (Тайная вечеря), золотое сечение (Мона Лиза). Хотим предложить вашему вниманию также картины совершенно другого направления, в которых хорошо прослеживается связь с геометрией. Так в своих картинах Любовь Сергеевна Попова разрабатывала идеи конструктивизма. В ее абстрактных холстах возникает сложно выстроенное пространство, которое зритель видит как бы сразу с нескольких точек зрения. Комбинируя живописные плоскости, она накладывает их друг на друга так, что возникает эффект вращения, придающий композициям особую динамику. Мы убеждаемся, что живопись неразрывно связана с математикой
4
Учитель МХК:
- Человек лишь тогда в полной мере откроет мир для себя, если сможет одновременно и видеть, и слышать, и чувствовать. Мир наполнен красками, звуками, эмоциями. А в полной мере раскрыть эту картину может синтез искусств. Что нам скажут литераторы?
Литераторы:
Хотим сегодня коснуться творчества
С.Есенина и А.С.Пушкина.

(Ученик)
Иван Тургенев сказал: Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.
"Край любимый! Сердцу снятся..."

Сергей Есенин
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. По меже, на переметке, Резеда и риза кашки. И вызванивают в четки Ивы — кроткие монашки. Курит облаком болото, Гарь в небесном коромысле. С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли. Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть.
(Ученица)
О. Бальзак сказал «Есть поэты, которые чувствуют, и поэты, которые выражают; первые наиболее счастливы» А.С.Пушкин «Чаадаеву»
В уединении мой своенравный гений

Познал и тихий труд, и жажду размышлений.

Владею днем моим; с порядком дружен ум;

Учусь удерживать вниманье долгих дум;

Ищу вознаградить в объятиях свободы

Мятежной младостью утраченные годы

И в просвещении стать с веком наравне…

5 (Ученик) А.С. Пушкина "Сапожник":
Картину раз высматривал сапожник

И в обуви ошибку указал;

Взяв тотчас кисть, исправился художник,

Вот, подбочась, сапожник продолжал:

"Мне кажется, лицо немного криво ...

А эта грудь, не слишком ли нага?

Тут Апеллес прервал нетерпеливо:

"Суди, дружок, не выше сапога!"

Есть у меня приятель на примете:

Не ведаю, в каком бы он предмете

Был знатоком, хоть строг он на словах,

Но черт его несет судить о свете:

Попробуй он судить о сапогах!

Учитель

математики:
Видный представитель символизма в поэзии начала ХХ века В. Я. Брюсов изучал статистические закономерности в произведениях поэзии. Он писал: “Математику как олицетворение рассудочности обычно противопоставляют поэзии, постигающей мир иными, не рассудочными средствами”. А вот Г. Лейбниц говорил "Математика есть поэзия гармонии, вычислившая себя, но не умеющая высказаться в образах для души"
Математики ( Ученица)
мы и здесь хотим сказать, что математика тесно связана и с поэзией Преобладание в метрике стихотворений А.С. Пушкина чисел ряда Фибоначчи никак нельзя признать случайностью, игрой слепой вероятности. Наличие этих чисел выражает одну из фундаментальных закономерностей творческого метода поэта, его эстетические требования, чувство гармонии.
Учитель МХК:
Выделяют три основных понимания гармонии, сложившихся в процессе развития науки и эстетики: 1. Математическая гармония. Аристотель определял её как единство и завершённость целого, как единство в многообразии.
6 2. Эстетическая гармония. Она связана с эстетическими переживаниями, проявляется при восприятии красоты природы. 3. Художественная гармония. Этот тип гармонии связан с искусством. Музыканты понимают гармонию как прекрасный, в чём-то таинственный порядок звуков. Ребята говорят о знаменитых композиторах (Бетховен, Чайковский, Бах). НА ФОНЕ МУЗЫКИ (слайды с портретами композиторов)
(Ученица)
Музыка чарует, завораживает. Мы больше слушаем современную музыку, но нам не чужды и классические произведения, которые созданы гениальными композиторами. О некоторых из них мы и хотим рассказать.
Лю́

двиг ван Бетхо́

вен
(нем. Ludwig van Beethoven, в оригинале ударение иное —
Бе́

тховен
: крещён 17 декабря 1770, Бонн, Вестфалия — 26 марта 1827, Вена, Эрцгерцогство Австрия) — немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков». Бетховен — ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX века [1] . (Ученик)
Пётр Ильи́

ч Чайко́

вский
(25 апреля [7 мая] 1840, Воткинск, Вятская губерния, Российская империя — 25 октября [6 ноября] 1893, Санкт-Петербург) — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки [1] . Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.
(Ученица)

Иога́

нн Себастья́

н Бах
(нем. Johann Sebastian Bach; 21 [31] марта 1685, Эйзенах, Саксен- Эйзенах — 28 июля 1750 [ н. ст. ] , Лейпциг, Саксония, Священная Римская империя) — немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог. Мы не будем глубоко вдаваться в автобиографические данные гения, мы будем наслаждаться его музыкой. А восприятие этой музыки передано в стихах Б. Дубровина Звучанье Баха снова первозданно. Его дыханье рвется в вышину. И мы у этой пленницы органа.
7 У музыки, у музыки в плену. То гром грозы. То отклик океана, То вздох дождя. То колокольный стон, То звук слезы сорвавшийся нежданно, А то ручья веселый перезвон. Бой хрусталя, биение капели, Как взлет весны. Собора небосвод. Сама Земля в предвестии апреля Сквозь сны и стены музыку несет Так слит со сводом Домского собора Весь небосвод со звездной высотой, Как ты со мною жаждою простора, Как я с тобою сердцем и мечтой.
Математики:

(

Ученик)
и здесь мы хотим дополнить. Знаете ли вы, что Бах создавая знаменитые Фуги использовал теорию логарифмов, а именно связанную с темперацией. Английский математик Д. Сильвестр сказал:
«Музыка – математика чувств» «Математика – музыка разума»
. Он же выражал надежду, что каждая из них должна получить завершение со стороны другой, и предвидел в будущем появление личности, в которой соединятся гений Баха и Непера
( Учитель МХК играет мелодию в разных стилях)
- Чем отличаются эти исполнения ? (Благодаря гармонии усиливается выразительность мелодии. Возможности сочетания аккордов бесконечно разнообразны).
Учитель математики
Гармония придаёт мелодии красочность и выразительность, а математика это основа в создании этой гармонии. Мы с вами увидели, как соединив различные виды искусств и науки, можно достичь пика эмоций, а значит полной ГАРМОНИИ.
8
Учитель МХК:
Оказывается, что не всё и не всегда можно выразить словами, да и не всегда нужны слова, чтобы передать то, что лежит в душе. И тогда на помощь приходит музыка, которой доступно то, что не доступно даже поэзии. А теперь под звуки прекрасной музыки перейдём к практической части нашего занятия.
Учитель математики
: Мы предлагаем вам передать свои эмоции, составив композицию на цветовом пространстве по принципу цветовой гармонии (цветовой близости) или контрасту. Не забывайте, что достичь гармонии в композиции можно не только с помощью изобразительных элементов, но и из пространства между ними. Начинаем работу!
Все работают в группах.

Учитель

МХК:
Мы с вами, на сегодняшнем занятии, как говорится - и словом, и пером Гармонию найдём! Проследим за понятием Гармонии в ваших творческих работах. В путь!
Защита мини-проектов группами.

Заключение.

Учитель МХК
Наше занятие подходит к концу. Красота скульптуры, красота картины, симфонии, поэмы….. Что между ними общего? Разве можно сравнить красоту храма с красотой серенады? Оказывается можно, если будут открыты общие формулы красоты. Существует легенда, что однажды Будда провёл проповедь без единого слова. Он просто протянул своим прихожанам цветок. Это был известный «Цветок церемонии», то есть церемония на немом языке цветов. А если, рассматривать цветок и другие созданные человеком творения, то можно найти единство и порядок, свойственные всем этим предметам. Этот порядок и единство и есть Гармония, определяющую Красоту. Искусство учит пониманию Красоты, а Красота входит в нашу жизнь через искусство.
Учитель математики

Прав был Ноберт Винер
, что математика тесно связана с любым жанром искусства. - Всем спасибо за работу, за ту единственную настоящую роскошь, которую мы друг другу сегодня подарили – роскошь человеческого общения. На память о сегодняшнем уроке мы хотим всем подарить «Цветок церемонии» – он является олицетворением Гармонии и Красоты.
9


В раздел образования