Диагностическая работа в формате ОГЭ по русскому языку
Автор: Ларионова Елена Владимировна Должность: учитель русского языка Учебное заведение: МБОУ "СШ №66" Населённый пункт: г. Иваново Наименование материала: методическая разработка Тема: Диагностическая работа в формате ОГЭ по русскому языку Раздел: среднее образование
Прочтите текст и выполните задания 2–14.
(1)От детства до сего времени у меня было и есть очень много знакомых
собак. (2)Лучше бы и не было: так тяжело вспоминать каждую. (3)Какую
убили, какую отравили, а которая сама умерла, и так медленно умирала, так
страшно и долго слабела, так преданно и виновато глядела на тебя, а ты
ничем не мог помочь, уже и к ветеринарам возили, уже всё перепробовали,
что хотелось одного - скорее бы отмучалась. (4)И каждую помню.
(5)А сейчас у меня Найда. (6)Честно сказать, не моя, соседская, но когда
приезжаю
в
Никольское,
она
от
меня
не
отходит.
(7)Сижу
за
столом,
поднимаю глаза - на крыльце Найда.(8) Ей для радости даже одного моего
взгляда хватает. (9)Рыжая такая, большущая.
(10)Зимой
бегает
по
двору
свободно,
летом
удел
её
-
конура
и
цепь.
(11)Хозяйка очень оберегает породистую Найду от настойчивых женихов,
потому что куда потом деваться со щенками, а топить жалко. (12)Заборы у
нас плотные, калитки надёжные. (13)Но в прошлую осень к Найде как-то
проник бездомный пёс. (14)Страшно грязный, лохматый, смешной. (15)На
морде рыжие усы, белые длинные брови, уши торчат в разные стороны.
(16)Шерсть редкая, жёсткая. (17)Я узнал, что он Рекс, когда услышал, как
мальчишки на улице его подсвистывают.
(18)Рекс на всех лает. (19)И на меня. (20)Даже обидно. (21)Когда что Найде
привожу, то и его не забываю. (22)Но как он преодолел ограду? (23)Хозяйка
искала долго и, наконец, обнаружила в дальнем углу огорода, в зарослях
малины
подкоп.(24)
Конечно,
Рекс
прорыл.
(25)Она
подкоп
камнями
завалила.
(26)Найда притащила четырнадцать щенков. (27)Пять из них оказались не
жильцы, но и остальных надо кормить. (28)Найда исхудала так, что стала
скелетом, обтянутым рыжей кожей. (29)Чтобы иногда хоть немного отдохнуть
от деточек, запрыгивала на крышу конуры, а они возмущались внизу.(30)
Потом и они взяли эту первую в жизни высоту.
(31)Ела
Найда
много.
(32)А
уж
сколько
щенки
стали
есть,
когда
зубки
прорезались, не сказать.
- (33)Каждый день ведро им варю, - говорит соседка.
(34)Я тоже, как мог, участвовал в их выращивании. (35)Они молотили всё:
зачерствелый
хлеб,
сухие
макароны,
просроченные
консервы.
(36)Стали
свободно ходить ко мне и паслись на одворице. (37)Раз выхожу - что-то
блестит. (38)Гляжу - это старая наша кастрюля. (39)В ней давно варили
варенье,
забыли
на
плите,
оно
всё
сгорело.
(40)Кастрюлю
не
смогли
отчистить,
выбросили.
(41)И
вот,
щенки
за
неё
взялись,
выскребли
её
снаружи и внутри, вычистили, аж сверкает.
(42)Стали вдруг на моём участке появляться разные отбросы: пакеты рваные,
бутылки пластиковые, разный, истерзанный воронами, мусор. (43)Я на ворон
и думал.
(44)А соседка смеётся. Объяснила:
-
(45)Да
это
же
Рекс.
(46)Он
через
ваш
двор
бегает.
(47)Найду
кормит,
заботится о ней, о детях своих. (48)От него они, сразу же видно. (49)Бегает по
помойкам, вынюхивает пакеты с едой, выбирает какой получше и тащит.
(50)Вы посмотрите, думаю, где-то и у вас подкоп сделал.
(51)Я прошёл вдоль забора - точно, есть подкоп. (52)Большой. (53)И как он
так сумел? (54)И снова так хитро замаскировал, прорыл за поленницей.
(55)Да широкий такой. (56)Чтоб и большие пакеты с едой для семейства
протаскивать.
(57)Вот каким заботливым папашей оказался бездомный Рекс.
Владимир Николаевич Крупин (родился в 1941 г.) – русский писатель
Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово
(словосочетание).
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для
обоснования ответа на вопрос: «Почему Рекс сделал подкоп в заборе?»
1) Рекс воровал еду во дворе героя.
2) Рекс кормил, заботился о Найде и щенках.
3) Рекс играл у дома героя.
4) Рекс прятался от мальчишек.
3 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи
является эпитет :
1) Они молотили всё: зачерствелый хлеб, сухие макароны, просроченные
консервы.
2) Страшно грязный, лохматый, смешной.
3) Честно сказать, не моя, соседская, но когда приезжаю в Никольское, она от
меня не отходит.
4) Она подкоп камнями завалила.
4 . Из предложений 18-25 выпишите слово, в котором правописание
приставки определяется её значением – «приближение, присоединение».
5. Из предложений 42-46 выпишите слово, в котором правописание
суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях
прошедшего времени пишется НН».
6. Замените разговорное слово «паслись» в предложении 36 стилистически
нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.
7. Замените словосочетание «бутылки пластиковые» (предложение 42),
построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со
связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 8.
9. Среди предложений 27-32 найдите предложение с обособленным
определением . Напишите номер этого предложения.
10 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) при вводной конструкции .
Когда что Найде привожу
,
(1)
то и его не забываю. Но как он преодолел
ограду? Хозяйка искала долго и
,
(2)
наконец
,
(3)
обнаружила в дальнем углу
огорода
,
(4)
в зарослях малины подкоп. Конечно
,
(5)
Рекс прорыл. Она подкоп
камнями завалила.
11 . Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ
запишите цифрой.
12 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными
подчинительной связью .
Найда притащила четырнадцать щенков. Пять из них оказались не
жильцы
,
(1)
но и остальных надо кормить. Найда исхудала так
,
(2)
что
стала скелетом
,
(3)
обтянутым рыжей кожей. Чтобы иногда хоть
немного отдохнуть от деточек
,
(4)
запрыгивала на крышу конуры
,
(5)
а они
возмущались внизу.
13. Среди предложений 16-25 найдите сложноподчинённое предложение с
сочетанием неоднородного соподчинения и последовательного подчинения
придаточных. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 26-31 найдите сложное предложение с союзной
подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер
этого предложения.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном
листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием
сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
российского лингвиста Александра Александровича Реформатского:
«Местоимение – удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют
избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 ( два ) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами
А.А. Реформатского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),
не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или
полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете
смысл финальных слов: «Вот каким заботливым папашей оказался
бездомный Рекс» .
Приведите в сочинении 2 ( два ) аргумента из прочитанного текста,
подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение слова ЗАБОТА ? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-
рассуждение на тему: « Что такое забота », взяв в качестве тезиса данное
Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 ( два ) примера-
аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент
приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком