Автор: Ушмугина Валентина Викторовна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение средняя общеобразовательная школа п. Безбожник Мурашинского района Кировской области Населённый пункт: п. Безбожник Наименование материала: методическая работа Тема: Рабочая образовательная программа Раздел: среднее образование
Муниципальное образовательное казённое учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Безбожник
Мурашинского района Кировской области
Рассмотрено: Утверждаю:
На заседании методического директор МОКУ СОШ п.
Безбожник
совета школы
«__»_____________2015г. _______________А.Ф.
Синицын
протокол №
Председатель МС Приказ № от
«___»_________2015г.
_______________ (Гусева Л.В.)
Рабочая образовательная программа
по предмету «Физическая культура»
для учащихся 9 классов
Программу разработала
Ушмугина В. В.,
учитель физической культуры
первой квалификационной категории
МОУ СОШ п. Безбожник
Безбожник
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная
рабочая
программа
разработана
в
соответствии
с
основными
положениями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного общего образования, с учетом программы по учебному предмету
физическая культура для учащихся 6-9 классов, под редакцией А.П Матвеева с
опорой на Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в
образовательном
процессе. Изучение
физической
культуры
на
ступени
основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие основных физических качеств и способностей, укрепление
здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта
физическими
упражнениями
с
общеразвивающей
и
корригирующей
направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и
спортивно-оздоровительной деятельности;
- воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-
ценностного
отношения
к
физкультурно-оздоровительной
и
спортивно-
оздоровительной деятельности;
-
освоение
знаний
о
физической
культуре
и
спорте,
их
истории
и
современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
Программа
состоит
из
трёх
разделов:
«Знания
о
физической
культуре»
(информационный
компонент),
Способы
физкультурной
деятельности»
(операционный
компонент)
и
Физиче ское
с о ве р ш е н с тво ва н и е »
(мотивационный компонент)
Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует
основным
направлениям
развития
познавательной
активности
человека
и
включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры»,
«Физическая культура и спорт в современном обществе», «Базовые понятия
физической
культуры»
и
«Физическая
культура
человека».
В
этих
темах
приводятся сведения об истории древних и современных Олимпийских игр,
основных
направлениях
развития
физической
культуры
в
современном
обществе, о формах организации активного отдыха и способах укрепления
здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются
основные
понятия
физической
и
спортивной
подготовки,
особенности
организации
проведения
самостоятельных
занятий
физиче скими
упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
Раздел
«Способы
физкультурной
деятельности»
представлены
задания,
которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные
формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом
«Знания о физической культуре» и включает в себя темы, как «Организация и
проведение занятий физической культурой» «Оценка эффективности занятий
физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень
необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических
навыков и умений.
Содержание
раздела «Физическое
совершенствование» ориентированно
на
гармоничное развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление
здоровья
школьников.
Данный
раздел
включает
в
себя
следующие
темы:
«Физкультурно-оздоровительная
деятельность»,
и
«Спортивно-
оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью».
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения физической культуры ученик должен:
знать/понимать:
- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа
жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
- основы формирования двигательных действий и развития физических
качеств;
- способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
уметь:
-
составлять
и
выполнять
комплексы
упражнений
утренней
и
корригирующей
гимнастики
с
учетом
индивидуальных
особенностей
организма;
-
выполнять
акробатические,
гимнастические,
легкоатлетические
упражнения, технические действия в спортивных играх;
-
выполнять
комплексы
общеразвивающих
упражнений
на
развитие
основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с
учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
-
осуществлять
наблюдения
за
своим
физическим
развитием
и
индивидуальной
физической
подготовленностью,
контроль
за
техникой
выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки;
- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и
проведении туристических походов;
- осуществлять судейство школьных соревнований по одному из базовых
видов спорта;
использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности и повседневной жизни для:
- проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения,
коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники
движений;
- включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и
досуг.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
102 часа, 3часа в неделю.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Разделы и темы
Количество часов
(уроков)
Класс
V
VI
VII
VIII
IX
I. Знания о физической
культуре
6
6
6
5
5
II. Способы физкультурной
деятельности
7
7
7
8
8
III. Физическое совершенство:
1.
Гимнастика с основами
акробатики
2.
Лёгкая атлетика
3.
Лыжные гонки
4.
Cпортивные игры
Баскетбол
Волейбол
Футбол
Общеразвивающие упражнения
89
18
16
18
37
15
12
10
89
18
16
18
37
15
12
10
89
18
16
18
37
15
12
10
89
18
16
18
37
15
12
10
89
18
16
18
37
15
12
10
В
содержании
соответствующих
разделов
программы
Итого
102
102
102
102
102
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
IХ класса
Знания о физической культуре
Физическая культура и спорт в современном обществе. Туристические
походы как форма активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления
организма, виды и разновидности туристических походов. Пешие
туристические походы, их организация и проведение, требования к технике
безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).
Базовые понятия физической культуры .
Роль физической культуры и
спорта
в
формировании
здорового
образа
жизни,
профилактике
вредных
привычек. Оздоровительные системы физического воспитания и спортивная
подготовка.
Вредные привычки и их пагубное влияние на физическое, психическое и
социальное здоровье человека, роль и значение занятий физической культурой
в профилактике вредных привычек. Прикладно ориентированная физическая
подготовка как система тренировочных занятий для освоения
профессиональной деятельности, всестороннего и гармоничного физического
совершенствования.
Физическая
культура
человека. Правила организации и планирования
режима дня с учетом дневной и недельной динамики работоспособности.
Правила
планирования
активного
отдыха
и
его
основных
форм
с
учетом
особенностей
учебной
(трудовой)
деятельности,
индивидуального
образа
жизни. Правила и гигиенические требования к проведению банных процедур.
Правила
оказания
доврачебной
помощи
во
время
занятий
физической
культурой и в условиях активного отдыха.
Двигательные
действия,
физические
качества,
физическая
нагрузка.
Контроль
за
индивидуальным
физическим
развитием
и
физической
подготовленностью,
техникой
выполнения
упражнений,
соблюдением
режимов физической нагрузки.
Правила поведения и техники безопасности при выполнении физических
упражнений.
Н О Р М Ы
Э Т И Ч Е С К О Г О
О Б Щ Е Н И Я
И
К ОЛ Л Е К Т И В Н О Г О
В З А И М ОД Е Й С Т В И Я
В
И Г Р О В О Й
И
СО РЕВН О ВАТЕЛЬН О Й
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Правила
соревнований
по
одному
из
базовых
видов
спорта.
Командные
(игровые) виды спорта. Правила соревнований по футболу (мини-футболу),
баскетболу (мини-баскетболу), волейболу.
Способы двигательной деятельности (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Подготовка к
проведению летних пеших туристических походов (выбор маршрута,
снаряжения, одежды и обуви, укладка рюкзака).
Соблюдение правил движения по маршруту. Оборудование мест стоянки
(установка палатки, разведение костра, размещение туалета, оборудование
спортивной площадки и т. п.). Соблюдение требований безопасности и
оказания доврачебной помощи (при укусах, отравлениях, царапинах,
ссадинах и потертостях, ушибах и других травмах).
Последовательное выполнение всех частей занятий прикладно
ориентированной подготовкой (согласно плану индивидуальных занятий).
Наблюдение за режимами нагрузки (по частоте сердечных сокращений) и
показателями
(внешними и внутренними) самочувствия во время занятий.
Оценка эффективности занятий
физической культурой. Ведение
дневника самонаблюдения,: регистрации динамики показателей физического
развития, физической подготовленности и физической работоспособности,
еженедельно обновление комплексов УГГ и физкультминуток, содержания
домашних заданий, результатов тестирования функционального состояния
организма (с помощью «одномоментной пробы Летунова»).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических
упражнений утренней зарядки и физкультминуток. Комплексы дыхательной
гимнастики и гимнастики для глаз.
Комплексы утренней и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз,
физкультпауз (физкультминуток), элементы релаксации и аутотренинга.
Комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного
аппарата, регулирования массы тела и формирования телосложения.
Комплексы упражнений для развития основных физических качеств,
функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Упражнения и комплексы из современных оздоровительных систем
физического воспитания, адаптивной физической культуры.
Основы туристской подготовки.
Способы закаливания организма, простейшие приемы самомассажа.
Спортивно – оздоровительная деятельность с общеразвивающей
направленностью.
Гимнастика с основами акробатики (18 ч).
Акробатическая комбинация (юноши): из основной стойки кувырок вперёд в
стойку на лопатках, упор присев, встать, из основной стойки прыжком упор
присев, кувырок назад в упор ноги врозь, переворот боком.
Ритмическая гимнастика: (девочки) простейшие композиции, включающие в
себя стилизованные общеразвивающие упражнения с элементами
хореографии (прыжок выпрямившись, скачёк, закрытый и открытый
прыжки). Передвижения по гимнастическому бревну (девочки):
танцевальные шаги (полька), ходьба со взмахами ног и поворотами; соскок из
упора стоя на колене в стойку боком к бревну. Гимнастическая комбинация,
составленная из разученных упражнений и с учётом индивидуальной
физической и технической подготовленности.
Упражнения на перекладине (мальчики): из стойки спиной к перекладине вис
стоя сзади согнувшись, толчком ног вис согнувшись сзади: вис на согнутых
ногах. Гимнастическая комбинация, составленная из разученных упражнений
и с учётом индивидуальной физической и технической подготовленности.
Упражнения на брусьях: (мальчики) махи в упоре на руках с разведением ног
над жердями; гимнастическая комбинация, составленная из разученных
упражнений и с учётом индивидуальной физической и технической
подготовленности.
(девочки) из виса присев на нижней жерди толчком ног подъём в упор на
верхнюю жердь; гимнастическая комбинация, составленная из разученных
упражнений и с учётом индивидуальной физической и технической
подготовленности.
Подготовка
к
выполнению
видов
испытаний
(тестов)
и
нормативов,
предусмотренных
Всероссийским
физкультурно-спортивным
комплексом
"Готов к труду и обороне" (ГТО).
Упражнения ОФП
Лёгкая атлетика (16 ч).
Спортивная
ходьба.
Совершенствование
техники
ранее
изученных
упражнений в прыжках, беге и метании. Спринтерский бег 60 м с низкого
старта
(на
результат),
1000
м- девушки и 2000м – юноши (на результат).
Кроссовый
бег: юноши -3
км, девушки
– 2 км. Прикладные упражнения:
преодоление полосы препятствий с использованием барьерного бега, ходьбы,
прыжков; передвижения на руках в висе, лазания и перелезания.
Подготовка
к
выполнению
видов
испытаний
(тестов)
и
нормативов,
предусмотренных
Всероссийским
физкультурно-спортивным
комплексом
"Готов к труду и обороне" (ГТО).
Упражнения ОФП.
Лыжные гонки (18 ч).
Передвижения
на
лыжах:
Бесшажный
ход.
Передвижение
по
пересечённой
местности
с
чередованием
одновременных,
попеременных,
бесшажных
ходов.
Преодоление
крутых
спусков
в
низкой
стойке.
Прохождение соревновательной дистанции 3 км.
Подготовка
к
выполнению
видов
испытаний
(тестов)
и
нормативов,
предусмотренных
Всероссийским
физкультурно-спортивным
комплексом
"Готов к труду и обороне" (ГТО).
Упражнения ОФП.
Спортивные игры (37 ч).
Баскетбол.(15ч.) Технико-тактические действия в нападении (быстрое
нападение) и защите (перехват мяча; борьба за мяч, не попавший в корзину).
Игра в баскетбол по правилам.
Волейбол.(12ч.) Технико-тактические командные действия
(взаимодействие игроков передний линии в нападении; взаимодействие
игроков задней линии при приёме мяча от нижней подачи; взаимодействие
игроков задней и передней линии в нападении при приеме подачи). Игра в
волейбол по правилам. Упражнения ОФП.
Футбол (мини-футбол).(10ч.) Технико-тактические командные действия
(взаимодействие игроков в нападении и защите при подаче углового удара,
при пробитии штрафных ударов, при вбрасывании мяча из-за лицевой
линии). Игра в футбол по правилам. Упражнения ОФП.
Спортивно – оздоровительная деятельность с соревновательной
направленностью.
Гимнастика с основами акробатики . Совершенствование техники ранее
изученных физических упражнений. Совершенствование комбинаций, и
технической подготовленности (на результат). Выполнение индивидуальных
гимнастических и акробатических комбинаций в условиях, приближённых к
соревнованиям. (Участие в квалифицированных соревнованиях.)
Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов,
предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом
"Готов к труду и обороне" (ГТО). Подтягивание: на высокой перекладине
4;6;10(м) ; на низкой перекладине из виса лёжа 9;11;18(д); сгибание и
разгибание рук в упоре7;9;15(д); поднимание туловища из положения лёжа на
спине за 1мин. 30;36;47 (м) 25;30;40
Упражнения специальной физической и технической подготовленности.
Лёгкая атлетика. Совершенствование техники ранее изученных
упражнений (на результат). Выполнение
лёгкоатлетических упражнений (2-3 упражнения по выбору учащихся) в
условиях, приближенных к соревнованиям. (Участие в квалифицированных
соревнованиях.)
Прикладные упражнения: преодоление полосы препятствий с
использованием бега, ходьбы, прыжков, барьерного бега; передвижения на
руках в висе, лазания и перелезания. Марш-бросок с туристической
экипировкой (мальчики до 5 км, девушки до 3 км).
Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов,
предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом
"Готов к труду и обороне" (ГТО). Метание малого мяча. Бег 60м. Бег 2км.
Прыжок в длину с места. Прыжок в длину с разбега.
Лыжные гонки: Передвижение по пересечённой местности с
чередованием одновременных, попеременных,
бесшажных ходов. Преодоление крутых спусков в низкой стойке.
Прохождение тренировочной дистанции юноши -5км, девушки – 3 км (на
результат). Прохождение соревновательной дистанции ( дистанция
определяется учащимися) в условиях, приближенных к соревнованиям.
(Участие в квалифицированных соревнованиях.)
Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов,
предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом
"Готов к труду и обороне" (ГТО). Прохождение соревновательной дистанции
3 км. или 5км. мальчики.
Упражнения СФП и технической подготовки.
Спортивные игры.
Баскетбол.(15ч.) Совершенствование индивидуальной техники ранее
изученных физических упражнений. Командные технико-тактические
действия при защите и нападении. Игра в баскетбол в условиях,
приближенных к соревнованиям. (Участие в квалификационных
соревнованиях.) Упражнения специальной физической и технической
подготовки. Игра в баскетбол по правилам.
Волейбол. (12ч.) Совершенствование индивидуальной техники ранее
изученных физических упражнений. Командные тактико-технические
действия при защите и нападении. Игра в волейбол в условиях,
приближенным к соревнованиям. (Участие в квалификационных
соревнованиях.) Упражнения СФП и технической подготовки.
Футбол (мини-футбол).(10ч.): Совершенствование индивидуальной
техники в ранее разученных упражнениях. Игра головой, использование
корпуса, обыгрыш сближающихся противников, финты. Командные тактико-
технические действия при защите и нападении. Игра в футбол в условиях,
приближенных к соревнованиям. (Участие в квалификационных
соревнованиях.) Упражнения СФП и технической подготовки.
Упражнения в системе ритмической гимнастики (девушки).
Упражнения общего воздействия. Комплексы общеразвивающих
упражнений с дополнительным отягощением на различные мышечные
группы (в устойчивом ритме под музыкальное сопровождение). Упражнения
танцевального характера (в повышенном темпе). Прыжковые упражнения со
скакалкой (в длительных сериях).
Упражнения для мышц живота (сгибателей). Сидя с опорой на руки сзади,
поочерёдное поднимание ног (в оптимальном темпе); то же, но
одновременное поднимание ног. Лёжа на правом боку, мах левой ногой
вперёд и сторону; то же, но левом боку и правой ногой. Стоя правым боком к
гимнастической стенке с опорой на правую руку, махи левой ногой вперёд и в
сторону; то же, но левом боком и правой ногой. Лёжа на спине, руки вдоль
туловища, поднимание правой ногой до вертикального положения; то же, но
поднимание левой ногой; то же, но одновременное поднимание ног. Лёжа на
спине, руки в замок за головой, ноги зафиксированы, поднимание туловища.
Упражнения для мышц спины (разгибатели). Лёжа на животе, руки в замок
за голову, ритмическое прогибание туловища («лодочка»). Лёжа на животе,
руки вверх, поочерёдное поднимание ног; то же, но одновременное
поднимание ног. Лёжа на животе на гимнастической скамейке поперёк, руки
на поясе, повороты туловища влево и право. Стоя, ноги врозь, руки с
гантелями у груди, повороты туловища влево и право; то же, но руки в
стороны.
Упражнения для ягодичных мышц. Стоя, ноги врозь и слегка согнуты, правая
рука на животе, левая на ягодице, напрягать ягодичные мышцы движением
таза вперёд (зафиксировать 3-5 с); расслабится. Стоя, руки на поясе,
ритмические наклоны вперёд с круглой спиной; то же, но руки в замок за
голову. Лёжа на животе на возвышенности (ноги зафиксированы),
поднимание туловища. Лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль
туловища, напрягать ягодичные мышцы подниманием таза вверх; то же, но с
разведением и сведением колен. Упор, стоя на коленях, напрягать ягодичные
мышцы подниманием левого (правого) колена до уровня таза.
Упражнения для отводящих мышц бедра. Лёжа на правом боку, рука согнута
в локте и поддерживает голову, махи ногой; то же, но левом боку. Лёжа на
правом боку, рука согнута в локте и поддерживает голову, напрячь мышцы и
отвести колено в сторону; то же, но левом боку.
Упражнения для мышц бедра (разгибателей). Стоя, на широкой стойке,
стопы развёрнуты наружу, руки вперёд, присед (зафиксировать 5-10 с) и
медленно выпрямится. Стоя, опираясь спиной о стену, руки на пояс, не
разводя колени в стороны, опустится в полуприседе (зафиксировать 5-10 с) и
медленно выпрямится. Стоя, на широкой стойке, опираясь спиной о стену,
руки на пояс, разводя колени в стороны, опустится в полуприседе
(зафиксировать 3-5 с) и медленно выпрямится. Сидя с опорой на руки сзади,
ноги согнуты в коленях, поочерёдное ритмичное выпрямление ног. Лёжа на
спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях, стопы отягощены,
поочерёдное поднимание ног до горизонтального положения.
Упражнения для мышц бедра (сгибателей). Лёжа на животе, руки согнуты в
локтях и поддерживают голову, стопы отягощены, поочерёдное сгибание ног
до вертикального положения. Сидя с опорой на гимнастическую стенку,
стопы отягощены, поочерёдное поднимание и сгибание ног в колене до
горизонтального положения; то же, но с включением бедра (без промаха
вперёд).
Упражнения для мышц стопы и голени. Стоя, руки на поясе, ритмичное
поднимание на носках (можно с дополнительным отягощением). Подскоки на
одной и обеих ногах. Прыжки со скакалкой. Многоскоки на ровной
поверхности; то же, но с использованием препятствий. Напрыгивание на гору
матов и спрыгивание с неё.
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Отжимание туловища в упоре
лёжа; то же, но в упоре стоя (с постепенным разведением рук в стороны).
Подтягивание туловища из виса стоя; то же, но из виса лёжа. Стоя, руки с
гантелями вниз, одновременное сгибание рук до горизонтальной линии; то
же, но поочерёдное сгибание рук. Стоя, руки с гантелями согнуты в локтях,
одновременное сгибание рук к плечам; то же, но поочерёдное сгибание рук.
Полунаклон вперёд, руки с гантелями вниз, поднимание гантелей к груди.
Полунаклон вперёд, руки с гантелями вниз, отведение прямых рук назад.
Упражнения для развития гибкости и подвижности суставах. Стоя, руки
вперёд, наклон вперёд; то же, но в стороны; то же, но стоя широкой стойке.
Стоя, руки на поясе, круговые движения туловищем; то же, но круговые
движения тазом. Стоя, руки в стороны, круговые движения руками вперёд,
назад. Стоя, руки с гимнастической палкой вниз, хват сверху, выкруты.
Полушпагаты и шпагаты.
Упражнения
культурно-этнической
направленности. Сюжетно-образные
(подвижные) и обрядовые игры. Элементы техники национальных видов
спорта.
Основные способы плавания : кроль на груди и спине, брасс.