Автор: Тоирова Лилия Юрьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5" Населённый пункт: Сергиево-Посадский район г.Хотьково Наименование материала: Разработка занятия по внеурочной деятельности Тема: Проект "Корзина добрых дел" Раздел: среднее образование
Занятие по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»
(Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС
основного общего образования)
Проект «Корзина добрых дел» ( 6 класс).
( Интегрированное занятие проводится с учащимися после изучения
рассказов «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева и
«Уроки французского» В.Г.Распутина
с участием учителя ИЗО)
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «ХСОШ №5»
Тоирова Лилия Юрьевна
Занятие по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»
Проект «Корзина добрых дел» ( 6 класс).
Ведущая идея проекта : «Всё, что я делаю, должно увеличить количество добра в мире».
Актуальность проекта заключается в том, что в обществе, в котором мы с вами живём,
происходят перемены. На первое место выходят рыночные отношения, обесцениваются такие
качества как патриотизм, честность, порядочность. Рассуждая об этом в начале учебного года, мы
пришли к выводу, что всё-таки самое главное в человеке – это то, что делает его выше всего и всех –
это добро и милосердие, которые являются основой основ.
Чем больше мы сделаем добрых дел, тем больше нам воздастся и останется будущему поколению.
Добрые дела нужно делать не только за себя, но и за тех, кто не понимает этих простых вещей.
Наш социальный проект направлен на формирование нравственных качеств, без которых
любой человек не может гармонично развиваться.
Цель проекта : сформировать потребность в совершении добрых поступков, в сострадании и
отзывчивости, добром отношении друг к другу. Сделать выполнение добрых дел доброй привычкой,
заразить этой идеей всех, кто нас окружает.
Задачи проекта:
Задачи - это шаги, при помощи которых мы сможем достигнуть своей цели. Каждый шаг следует очень
тщательно продумать, потому что это хорошо спланированное мероприятие, приближающее к цели.
Для достижения цели нашего проекта мы поставили перед собой следующие задачи:
помощь слабым и беззащитным;
сохранение истории своей Родины;
пропаганда здорового образа жизни.
Главная задача – самим следовать выбранному направлению.
Метапредметная связь: литература, русский язык, история, ИЗО.
Цели занятия:
дидактическая – продолжить знакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева и В.Г.Распутина;
развивать умение анализировать прозаическое произведение с точки зрения литературоведения;
воспитывать интерес к творчеству писателей; прививать и развивать любовь к литературе; обучить
полно высказывать свои мысли, делать выводы.
психологическая – воспитывать в детях умение разбираться в людях, отличать плохое от хорошего,
уметь в определенный момент сказать «нет», т.е. сделать правильный выбор.
воспитательная – формирование нравственного поведения; постановка нравственных вопросов:
честность, доброта, долг;
формирование у учащихся доброты и милосердия; выявить
правильные и ошибочных представления о доброте и добрых делах вообще.
Планируемые результаты: умения выполнять различные виды работ –
Умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, рассуждать, обосновывать
свою точку зрения, владение элементами владения текста, использование навыков живописи и
прикладной техники выполнения рисунка, развитие мотивации к аналитической деятельности,
работать самостоятельно и в группах.
Оформление кабинета :
на доске – плакат с изображением яркого солнца со словами В.Гюго
« Во внутреннем мире человека доброта – это солнце »
Ход занятия:
Организационный момент. Приветствие учителей. (1 учитель-Учитель ИЗО, 2 учитель-Учитель Литературы)
Вступительное слово 1 учителя.
Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него
выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.)
Какой человек может быть добрым? (Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не
только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей).
Как вы думаете, какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым? (Любить людей знакомых и
незнакомых, привязывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких, друзей.)
Вступительное слово 2 учителя.
-У каждого человека всегда есть выбор, как строить свою жизнь, по какой дороге пойти.
Мы будем сегодня говорить о проблеме нравственного выбора, основываясь на литературных образах героев
Астафьева и Распутина.
Наше занятие будет проходить параллельно по двум направлениям: анализ поступков героев рассказов «Конь с
розовой гривой» и «Уроки французского», а также работа над проектом «Корзина добрых дел».
1 учитель: проект «Корзина добрых дел». (объяснение учителя по работе оформления шаблона корзины).
2 учитель: Основная тема многих писателей – тема взросления, становление личности человека. Писатели
показывают нам, как один лишь незначительный нам, как один лишь незначительный случай может повлиять
на всю жизнь человека, изменить его. Вот как раз о таком случае и идет речь в рассказе «Конь с розовой
гривой.
Решение учебной задачи
- С какого эпизода начинается рассказ?
Вопросы для обсуждения в группах: (группы заранее готовят письменные ответы)
1 группа – Исполнилась ли мечта мальчика – получит «пряник» конем?
2 группа – Как мальчик хочет осуществить свою мечту?
3 группа – Сравнить, как собирают ягоды герой рассказа и соседские дети.
4 группа – Как удалось Саньке спровоцировать героя рассказа на совместное поедание ягод?
Работа с текстом:
а) Найти слова, которые передают внутреннюю борьбу героя, его муки совести до того, как он отказывался от
всего, чему учила бабушка. (покаялся, хорохорился…)
б) После каких слов он становится похожим на левонтьевскую ватагу? («Я еще у бабушки украду!»)
в) Как развлекаются ребята на реке? Какие нравственные проблемы здесь затрагивает автор? (жестоко: растерзали
рыбину «за некрасивый вид», пуляли камнями в птичек…; проблемы бережного обращения с природой).
г) Почему герой решил обмануть бабушку?
Моделирование. -Вообще, Астафьев все время в рассказе использует прием контраста:
жизнь Левонтия и семьи на самом деле;
природа – красота;
трудная, но честная жизнь;
в воображении героя – Левонтий – необыкновенный человек;
мир обмана;
жизнь как сиюминутный праздник;
Вопросы классу.
-Чем заканчивается история героя? (бабушка все-таки покупает внуку заветный пряник).
-Почему бабушка идет на это? (верит в него, понимает, что он мучается и раскаивается).
-Помогло ли это герою в дальнейшей жизни?
Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который её обманул?
(бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих злодеяниях. Милосердие, доброта и
прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Поэтому и пишет автор через много лет: «А я все не
могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»)
Итог : 1 учитель: Какие жизненные уроки получил герой? (Учащиеся вкладывают в корзину свои выводы)
Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок
Признайся в содеянном
Раскаяние приносит облегчение
Спешить делать добро
Надо быть милосердным всегда
Люби ближнего своего как самого себя
Обобщение. -Итак, ребята, что осуждает, а что поощряет автор в герое рассказа? (назвать качества).
2 учитель: Выведение схемы.
Качества
Поощряет
-переживания
-раскаяния
-стыд
- 2 учитель-
Возвращаясь к началу нашего разговора, скажите, какой выбор делает для себя герой рассказа?
(Не буду так делать! И слушаться тебя не буду –Саньке).
-Герой выбирает жизнь без обмана.
-Что помогло герою сделать такой выбор?
(милосердие, доброта, прощение бабушки).
-Как повлияло это на дальнейшую его жизнь?
(рассказ автобиографичен, сам писатель помнит об этом всю жизнь).
-Были ли у вас такие ситуации, когда нужно было сделать нелегкий выбор?
1 учитель:
Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы
всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.
Физминутка: 1 учитель.
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой, фраза за фразой –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Откроется самая главная мысль. (С. Бондаренко).
1 учитель: О чём это стихотворение? (Каждое высказывание имеет главную мысль).
2 учитель: Тема второго рассказа, о которым мы будем говорить: «Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки
французского», мы должны выяснить, какие уроки он несет; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по
которым живут герои Распутина, чтобы воспитывать в себе такие качества характера, как доброта, гуманизм, отзывчивость,
благородство, мужество, этические нормы поведения и взаимоотношений. Это значит, ребята, что мы с вами будем учиться
жить. Учиться у В. Распутина на примере его главного героя. Работая с текстом рассказа, мы в каждой строчке, в каждой
фразе будем искать ту главную мысль, которую хотел выразить автор в своем произведении.
Осуждает
- слабоволие
-обман
-сокрытие правды
Знакомство с эпиграфом. (Читает 1 учитель)
Я написал этот рассказ в надежде,
что преподанные мне в своё время уроки
лягут на душу как маленького,
так и взрослого читателя.
В. Г. Распутин
Писатель надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут каждому из нас разобраться в
себе, задуматься о своём будущем.
2 учитель: Ребята, теперь мы будем говорить об этике, нравственности, милосердии, гуманизме.
Давайте вспомним значение этих слов, ибо они вам уже знакомы (учащиеся объясняют значение слов, пользуясь толковым
словарем) .
(Этика – 1)философское учение о морали, ее развитии, нормах и роли в обществе.
2)совокупность норм поведения.
Нравственность – правила, определяющие поведение, качества, необходимые человеку в обществе.
Гуманизм – человечность в отношении к людям, человеколюбие).
1 учитель:
« Там мне ничего не пришлось выдумывать, - говорил Распутин. - Все это происходило со мной. За прототипом далеко
идти не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».
2 учитель: Беседа по рассказу «Уроки французского»
1) О чем говорит название рассказа? (О школе, уроках, сверстниках).
2) Кому адресовано вступление? (чтение вступления). (Себе и читателю, учителям).
3) От чьего лица ведется повествование? Почему? (От первого лица. Автор изложил свою биографию).
4) Кто является главным героем рассказа? (11- летний мальчик, ученик 5 класса. Ни имени его, ни фамилии автор не
называет).
5) Когда и где происходят действия, описанные в рассказе? (Через 3 года после окончания В.О. в. в 1948 году в
далекой сибирской деревне).
6) Назовите приметы тяжелого времени.
( В рассказе описано тяжелое послевоенное время: карточная система снабжения продуктами, голод, обязательные
для населения государственные займы, тяготы колхозного труда. Место действия – Сибирь, родина писателя, глухая
сибирская деревушка, в которой даже садов нет, так как зимой деревья вымерзают).
7) Как жилось мальчику в родительском доме? В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь?
8) Какие же это испытания?
9) Какие еще испытания?
10) Не только постоянный голод, страдания от одиночества, разлуки с домом, с матерью, но и острое переживание
несправедливости, горечь обмана испытывал герой. Всякий ли ребенок может выдержать такое?
11) Почему наш герой не жалуется взрослым? Почему не следит, кто у него ворует?
12) Легко ли было матери учить сына в райцентре? Сын был благодарен матери?
(Жизнь преподносит герою жестокие уроки и ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, смириться или
расстроить мать. Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть).
13) Ребята, а в каком значении употребляется здесь слово урок. Давайте посмотрим значения этого слова по
толковому словарю
Работа с Толковым словарем:
Урок: 1. учебный час, посвященный какому-нибудь предмету
2. перен. нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.
1 учитель: Пополним Корзину добрых дел первым уроком рассказа Распутина:
«Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это».
14) Как характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?
15) Почему наш герой не уехал домой?
16) Как учился мальчик? Почему он всегда готовился к урокам?
17) Что привлекает вас в мальчике, в его характере? (Жажда знаний, сила воли, честность, доброта, благородство,
самоотверженность, упорство в достижении цели)
(работа с толковым словарем, выяснение значений слов: благородство – высокая нравственность, соединенная с
самоотверженностью и честностью; самоотверженность – жертвование своими интересами ради других)
18) Почему мальчик ввязался в игру на деньги?
( Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать. Ждать чьей - то
милости или подачки он не стал).
1 учитель: В Корзину добрых дел вложим второй урок Распутина: «Будь самостоятельным, гордым. Заботься о
себе сам, не надейся на окружающих».
Корзина добрых дел пополняется третьим уроком Распутина: «Не горячись, уступи тем, кому все равно ничего не
докажешь».
19) Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведет себя мальчик во время избиения?
1 учитель: Четвертый урок Распутина: «Будь принципиальным. Не пресмыкайся».
20). Лидия Михайловна решила заниматься с мальчиком французским языком у себя дома? Почему?
(Она хочет оградить мальчика от игры с ребятами).
21). Каким предстает образ Лидии Михайловны на страницах рассказа?
(Молодая учительница – человек большой души. Она сумела увидеть в мальчике настоящую человеческую
гордость и недетское мужество. Она доказывала мальчику: ты не одинок в этом мире, со своим голодом,
синяками, ссадинами, тебе помогут. И она помогла. У нее был дар сопереживания. Она своей добротой спасла
мальчика. Учительница преподала своему ученику уроки доброты и мужества).
1 учитель: Итак, пятый урок Распутина: «Будь добрым и отзывчивым, люби людей».
Ребята, а как вы ответите на вопрос: что такое доброта .
2 учитель: Обобщение: Ребята, почему рассказ называется «Уроки французского»?
Какой главный урок преподала учительница?
Вывод: «Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты.
Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных
законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью,
цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелёгкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним,
размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые».
Этот рассказ о детстве – замечательной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, временем, когда ты
бываешь невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно
подчёркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это
время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как
счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было
прекрасным, потому и помнится.
1 учитель: Ребята, а как вы ответите на вопрос: Что же такое доброта ? Каждое слова несет в себе определенную
информацию. Расшифруйте, пожалуйста, это слово. Подберите прилагательные, или существительные на каждую букву
этого слова
Д – добродушный, добрый, доверчивый
О – открытый, отзывчивый
Б – благотворительный, благотворящий, благородный
Р – решительный, радостный
О - ответственный
Т – толерантный
А – активный
А сейчас, дайте, пожалуйста, определение слову доброта, добрый человек.
Да, ребята, каждый из вас прав. И чтобы подтвердить это посмотрим, какое определение дают нам словари. Откройте,
пожалуйста, словарь и зачитайте определение. ( Дети зачитывают определения из словарей).
Вывод: Добро желаешь – добро и делай.
2 учитель: Какие пословицы о добре вы знаете?
- Доброе слово лечит, злое калечит.
- Злой не верит, что есть добрый.
-Добрая слава лежит, а худая бежит.
-Доброго чтут, а злого жалуют.
-Добряк добро творит, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя.
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.
Заключительное слово: 1 учитель:
Почему-то в наше время доброта не очень ценится, люди стесняются быть добрыми. Неужели современному
человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность. Великий французский
писатель Антуан Де Сент - Экзюпери сказал: "Улыбка объединяет". Поэтому давайте посмотрим друг на друга и
улыбнемся. Пусть наши мысли и чувства будут едины в обсуждении очень серьезных вопросов, о которых мы
сегодня будем говорить. Доброта... Добро...
(Итог по проекту «Корзина добрых дел»)
2 учитель:
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в IV веке
до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: "Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье".
Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.
1 учитель: Народная мудрость гласит “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других”. Если хочешь,
чтобы люди к тебе хорошо относились, значит ты сам в первую очередь должен к ним относится хорошо. А всегда ли мы
хорошо относимся друг к другу. В мире столько жестокости и зла, что кажется люди, начинают забывать, что такое добро.
2 учитель: Ребята, а как, по вашему мнению для чего вообще нам нужен этот разговор?.( Предполагаемые ответы: Чтобы
мы стали лучше, добрее, научились терпимее относиться друг другу.)
1 учитель: Конечно, в одночасье мы не сможем сделать добрым ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако
важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Важно, что вы вынесите из этого занятия. Чему оно вас научило.
Приложение 1.
***
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
(А.Лесных)
***
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может, не слова – дела важны
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души во времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
(М.Лисянский)
«Доброта».
Добрым быть совсем не просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
***
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Приложение 2.
Высказывания философов, мыслителей, поэтов, писателей:
Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: « Стараясь о счастье других, мы
находим себе собственное счастье ».
Эту мысль продолжил уже в I веке н.э. римский философ Сенека: « Человек, который думает только о
себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для
других ».
Вспомним слова Л.Н. Толстого: « В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для
других ».
Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта . (Мигель
Сервантес)
Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям . (Жан Жак Руссо)
Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом
себе . (Вильям Шекспир)
Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях . (Блез Паскаль)
Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других . (Лев Толстой)
Знания должны увеличиваться с добротой . (Фазиль Искандер)
Лучшее, что я храню в себе, это живое чувство к добрым людям . (Михаил Пришвин)
И.С.Тургенев писал: « Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает словно
одинокое дерево ».
«Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях» (Л. Н. Толстой).
«Когда кто – нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь: сразу два человека стали
счастливы» (К. Пеппер).
«Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать». (К. Боуви).
Приложение 3.