Напоминание

"Умники и умницы"


Автор: Русанова Наталья Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "ХСОШ №5"
Населённый пункт: Сергиево-Посадский район г.Хотьково
Наименование материала: Методическая разработка проверочной работы по русскому языку 6 класс
Тема: "Умники и умницы"
Раздел: среднее образование





Назад




«Умники и умницы» практическая проверочная работа по русскому языку 6 класс. Учитель русского языка и литературы 1 категории МБОУ «ХСОШ № 5» Сергиево-Посадского района Московской области Русанова Наталья Валентиновна
«Умники и умницы» практическая проверочная работа по русскому языку 6 класс. Фонетика и орфоэпия: 1. Найдите слово, в котором количество звуков и букв совпадает: Вьюга, агентство, уменьшить, ясный 2. Расставьте ударения в словах: водопровод, километр, прибыла, из развитых (языков), красивее, звонит 3. Сколько мягких согласных звуков в пословице: Не трудиться – хлеба не добиться? Словообразование и орфография: 1. Обозначьте корни в однокоренных словах. Обоснуйте свой ответ. Летят перелетные птицы Ушедшее лето искать, Летят они в дальние страны, А я не хочу улетать. 2. Обозначьте состав слов: зелень, выносливость, загорались, наладчик, огурчик, заранее, двумястами. 3. Каким способом образованы слова приход, вызов, полёт, переход? Лексика: 1. Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова: трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф. 2. Замените синонимами устаревшие слова: чело, ланиты, ветрило, перст, брань, глаголет, брадобрей. 3. Объясните значение данных фразеологизмов, подберите к ним синонимичные фразеологизмы: на всех парусах, засучив рукава, одного поля ягоды, между двух огней. Морфология. Синтаксис: 1. Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова? Столовая закрыта. Дайте столовую ложку. Какой способ словообразования лежит в основе этого задания? 2. В каком словосочетании неправильно выделено главное слово: читать книгу, в весеннем лесу, бежать по аллее, петь громко. Пунктуация: 1. Найдите предложение без пунктуационных ошибок: А. Все любят цирк, и взрослые, и дети. Б. Всегда учи уроки, и всё у тебя получится. В. «Сходи за хлебом» - попросила меня мама. Г. Что пристал ко мне, ты? Комплексный анализ текста: Прочитайте текст. Определите его тему, идею. Подберите заголовок. Определите стиль текста. Какие типы речи соединены в данном тексте? Укажите изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения). Выпишите слова с чередующимися корнями, отметьте орфограмму. Найдите и выпишите предложения с пунктуационными ошибками, исправьте их, графически объясните постановку знаков препинания. Если хочешь понять душу леса найди лесной ручей, и отправляйся его берегом. Я иду берегом своего любимого ручья ранней весной. Вижу, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей. Ручей журчит и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся, лопаются и сбиваются в белопенный ком. Ручей разрастается, ширится. Вода собирается в струйки, будто сжимает мускулы в мучительной борьбе.
Открытые вопросы
Вопрос 1
Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования. Редкий — … — редкостный Лень — … — ленивец Цена — … бесценность
Вопрос 2
Найдите речевые ошибки, запишите исправленные предложения А) С обоих сторон раздавались голоса. Б) Ихний ребенок плохо воспитан. В) Моя мама работает инженершей на заводе.
Вопрос 3
Расшифруйте данные пословицы. УЛДЕ МЕРЯВ, А ХЕТЕПО САЧ. НОДИ В ПЛЕО ЕН ОВИН. ЕН ВЁС ОТ ОТОЛОЗ, ТОЧ СТИЛЕБТ. ЕН ГОИБ ГРОШИК ТЮБИЖОГА.
Вопрос 4
Из данного предложения выпишите слово (слова), образованное (образованные) сложением. Своим названием рыба-зебра обязана многочисленным полоскам, украшающим её тело Творческие задания
Задание 1
Составьте пары антонимов из фразеологизмов: не разлей вода, повесить нос, до седьмого пота, как кошка с собакой, денежный мешок, угасшее светило, спустя рукава, ни гроша за душой, восходящая звезда, воспрянуть духом
Задание 2
Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых. Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин
Задание 3
Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи. Стих, печь, жаркое
Задание 4
К данным прилагательным подберите два таких слова, чтобы с первым словосочетание имело прямое значение, а со вторым — переносное. Тяжёлый — … Сладкий — … Острый — … Золотой — … Свежий — …
Задание 5
Отгадайте загадки (Отгадка присутствует в самом вопросе) А) Какой овощ всегда носит с собою черепаха? Б) Какие конфеты содержат мел? В) Какая часть линейки очень быстро тает на солнце? Г) Какое животное жить не может без уроков? Д) Какую крупу каждый турист обязательно берёт с собой в поход?
(ответы) Фонетика и орфоэпия: 1. Вьюга 2. ВодопровОд, киломЕтр, прибылА, из развитЫх (языков), красИвее, звонИт 3. 5 Словообразование и орфография: 1. Летят, перелетные, улетать. 2. Зелень-, вы-нос-лив-ость-, за-гор-а-л-и-сь, на-лад-чик-, огурч-ик-, за-ран-ее, дв-умя-ст-ами. 3. бессуффиксным Лексика: 1. Трасса-дорога, дискуссия-спор, авеню-улица, маэстро-музыкант, фиаско-поражение, шеф-начальник. 2. Чело-лоб, ланиты-щёки, ветрило-парус, перст-палец, брань-битва, глаголет-говорит, брадобрей-парикахер. 3. на всех парусах (быстро)-со всех ног, засучив рукава (старательно)-не покладая рук, одного поля ягоды (похожи)- два сапога пара или как две капли воды, между двух огней (между двух опасностей)-между Сциллой и Харибдой. Морфология. Синтаксис: 1. Столовая (сущ.-подлежащее) закрыта. Дайте столовую (прил.-определение) ложку. Переход слов из одной части речи в другую 2. петь громко Пунктуация: 1. Б. Комплексный анализ текста: Тема - лесной ручей. Идея – лесной ручей-душа леса Стиль – художественный Тип – повествование и описание Тропы – олицетворения: душа леса; вода встречает; ручей распускает пузыри; рождаясь, пузыри мчатся сравнение: будто сжимает мускулы; эпитеты: белопенный ком, мучительная борьба Корни с чередованием: разрастается, собирается, сжимает Предложение с ошибкой – первое. Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся его берегом. Ответы на открытые вопросы Ответ на вопрос 1: Редкий – редкость – редкостный (суффиксальный) Лень – ленивый – ленивец (суффиксальный) Цена – ценный (суффиксальный) – бесценность (суффиксальный) Ответ на вопрос 2: А) С обеих сторон раздавались голоса. Б) Их ребенок плохо воспитан. В) Моя мама работает инженером на заводе Ответ на вопрос 3: Делу время, а потехе час Один в поле не воин Не все то золото, что блестит Не боги горшки обжигают Ответ на вопрос 4 : рыба-зебра, многочисленным Ответы на творческие задания Пример ответа на творческое задание №1: восходящая звезда — угасшее светило денежный мешок — ни гроша за душой повесить нос — воспрянуть духом спустя рукава — до седьмого пота, как кошка с собакой — не разлей вода Пример ответа на творческое задание №2Среда, слово, кайма, насос, спаниель Пример ответа на творческое задание №3 Выучить стих — ветер стих, русская печь — печь пироги, жаркое лето — приготовить жаркое. Пример ответа на творческое задание №4 Тяжёлый стол — тяжелый туман Сладкий торт — сладкий сон Острый нож — острый язык Золотой кулон — золотой человек Свежий хлеб — свежий анекдот
Пример ответа на творческое задание №5 А. репа Б. карамель, мармелад В. Иней Г. Сурок Д. рис


В раздел образования