КОММУНИКАЦИЯ- СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ОКРУЖАЮЩЕЙ ОБСТАНОВКЕ
Автор: Бутусова Любовь Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГКУСОВО "Кольчугинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей". Населённый пункт: Кольчугино Наименование материала: реферат Тема: КОММУНИКАЦИЯ- СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ОКРУЖАЮЩЕЙ ОБСТАНОВКЕ Раздел: дошкольное образование
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Владимирской области "Кольчугинский детский дом-интернат для умственно
отсталых детей"
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ
" КОММУНИКАЦИЯ- СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ И АДАПТАЦИИ
ДЕТЕЙ В ОКРУЖАЮЩЕЙ ОБСТАНОВКЕ"
Воспитатель: Бутусова Л.В.
г.Кольчугино 2016г.
Содержание:
1.Введение
2. Значение обещения
3.Формирование навыков коммуникации у детей с нарушениями
интеллектуального развития.
1.Введение
Каждый человек занимает в обществе вполне определенное
место
и,
следовательно,
всегда
находится
в
соответствующих
отношениях
с
окружающими
людьми.
Через
процесс
общения
у
человека
появляется
возможность
понять
себя
и
других
людей,
оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, помогает
реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное
место в обществе. Следовательно, общение – важнейший фактор
формирования
личности,
один
из
главных
видов
деятельности
человека, направленный на познание и оценку самого себя через
взаимодействие с другими людьми. Как полагал Л.С. Выготский,
развитие
психики
человека
происходит
лишь
в
совместной
деятельности и общении.
Начиная с самого раннего возраста, общение приобретает
личностный
характер
и
предполагает
тесное
практическое
взаимодействие ребенка со взрослым.
В младшем возрасте ведущим является эмоциональное общение
ребенка со взрослым, затем оно сменяется предметно-деловым и,
наконец, речевым общением. Чем старше ребенок, тем больше его
потребность в общении и в оценке окружающих связана с жизнью
общества, с его моральными и нравственными нормами. У старших
детей
имеют
место
социальные
мотивы,
которые
связаны
со
стремлением к контактам со взрослыми и сверстниками, с мотивами
самолюбия и самоутверждения.
Общение играет особую роль в психическом развитии детей.
Для
ребенка
с
нарушением
интеллекта
обучение
общению
представляет большую значимость. Если ребенок способен выразить
свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на
слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир. Эта
способность
будет
тем
средством,
с
помощью
которого
он
адаптируется к окружающему его миру, научиться жить в нем.
Это важно прежде всего потому, что людей с отклонением в
развитии в нашем обществе воспринимают по-разному: одни к ним
абсолютно
равнодушны,
другие
жалостливы
и,
как
правило,
пассивны, третьи, и их меньше всего активно участливы. Кроме того,
стереотипное
представление
об
интеллектуальной
и
психической
неполноценности этих людей обрекает их на полную изоляцию: их
редко можно встретить на улице, в культурных учреждениях.
Невежество, равнодушие, предрассудки и страх являются
социальными
факторами,
которые
в
течение
многих
лет
вели
к
изоляции
людей
со
сниженными
функциями
и
задерживали
их
развитие. Многие из детей с отклонением в психическом развитии
никогда не покидают свои дома-интернаты, а те из них, кто живет
дома с родителями, часто все свое время проводят взаперти в четырех
стенах.
Эта изоляция привела к тому, что люди пугаются, встречаясь с
этими людьми. Окружающие мало знают о них и думают, что люди с
нарушением интеллекта могут быть агрессивными, или относятся к
ним, как к заразным, не позволяя, в частности, своим детям общаться
с ними. А ведь именно агрессия окружающих провоцирует умственно
отсталого человека на ответную реакцию – всплеск агрессии. Эта
отчужденность общества появилась не сегодня и не вчера.
Еще в своем романе “Собор Парижской Богоматери” Виктор
Гюго описывал Квазимодо, у которого “в увечном теле оскудевал и
разум”: “С первых же своих шагов среди людей он почувствовал, а
затем и ясно осознал себя существом отверженным”.
Интеграция людей с нарушением интеллекта в общество
зависит
от
отношения
самого
общества
к
этим
людям,
от
информированности окружающих о жизни, особенностях, проблемах
этих людей.
Дети с тяжелым нарушением интеллекта плохо понимают
чужую речь: они улавливают тон, интонацию, мимику говорящего и
отдельные
опорные
слова,
связанные
большей
частью
с
их
непосредственными потребностями.
В
э т о м
р е ф е р а т е
п р е д с т а в л е н а
в а ж н о с т ь
з н а ч е н и я
коммуникации,общения.
2.Значение общения
Общение – понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь.
Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются
на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут,
но в общении слабы.
Дефицит общения в раннем возрасте отрицательно сказывается
на последующей судьбе личности, определяя формирование у нее
агрессивности,
антиобщественных
наклонностей
и
душевной
опустошенности.
Влияние общения на психическое развитие ребенка происходит
следующим образом:
- благодаря позитивным качествам взрослого, сочетающимся с его
свойствами как субъекта общения;
- благодаря обогащению взрослыми опыта детей;
- путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от
ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями;
- благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы
действий и поступков взрослых;
- вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего
творческого начала при общении друг с другом.
Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в
ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике
взаимодействия ребенка с окружающими.
Основные мотивы общения:
- потребность впечатлений (познавательный мотив);
- потребность в активной деятельности (деловой мотив);
- потребность в признании и поддержке (личностный мотив).
Решающим
фактором
при
этом
служит
поведение
взрослого
человека.
Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней
трех
взаимосвязанных
сторон:
коммуникативной,
интерактивной,
перцептивной.
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией
между общающимися инцивидами.
Интерактивная сторона заключается в обмене не только знаниями,
но и действиями.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг
друга
партнерами
по
общению
и
установления
на
этой
основе
взаимопонимания.
В
реальной
действительности
каждая
сторона
не
существует
изолированно друг от друга.
3.Формирование навыков коммуникации у детей с нарушениями
интеллектуального развития.
Дети с нарушениями интеллекта в большей мере, чем их сверстники
с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении. Это
объясняется рядом причин, и прежде всего низким уровнем развития
речи
у
этой
категории
детей.
Речь
у
ребёнка
с
умственной
отсталостью
не
только
появляется
значительно
позже,
но
и
характеризуется специфическим недоразвитием всех её компонентов
от
фонематического
до
семантического
уровня.
Характерными
являются нарушения, затрагивающие этапы и составляющие речевого
высказывания. В этой связи речь не может качественно обеспечивать
коммуникативную
функцию,
способствовать
полноценному
формированию
навыков
общения,
что
объединяет
все
виды
деятельности.
Отсутствие
речевой
инициативы
и
выраженная
недостаточность
речемыслительных
средств,
способствуют
возникновению у детей с ограниченными возможностями в развитии
речевого
негативизма,
замкнутости,
стереотипии
и
штампов
в
использовании одних и тех же речевых конструкций.
Известно,
что
развитие
речи
неразрывно
связано
с
развитием
мышления.
Недоразвитие
первой
значительно
осложняет
ход
и
качество мышления ребёнка, что неизбежно проявляется не только в
когнитивной,
но
и
социально-эмоциональной
сфере.
Кроме
того,
потребность в общении у детей с нарушениями интеллекта заметно
снижена
из-за
несформированности
познавательного
интереса
к
событиям и явлениям окружающей среды. Кроме того, потребность в
общении у детей с нарушениями интеллекта заметно снижена из-за
несформированности
познавательного
интереса
к
событиям
и
явлениям окружающей среды.
Одной из причин нарушений в общении у детей является
недоразвитие
эмоционально-волевой
сферы.
Эмоции
детей
с
н ед о с т ат ка м и
и н т е л л е к т а
отл и ч а ю т с я
н е д о с т а т о ч н о й
дифференцированностью, с характерной нестабильностью и резкими
перепадами в настроении. Эмоциональные реакции ребёнка бедны,
их
проявления
носят «полярный»
характер,
а
его
оценки
в
большинстве случаев неадекватны ситуации, что устойчиво влияет на
все формы социальных контактов с окружающими людьми.
Общение играет особую роль в развитии ребёнка, начиная с
самого раннего возраста, общение приобретает личностный характер
и
предполагает
возможность
тесного
взаимодействия.
Именно
в
общении ребёнок получает возможность самопредъявления, а по его
форме
можно
судить
о
коммуникативных
умениях,
свойствах
и
чертах личности. Поэтому развитие навыков коммуникации является
важным
условием
социализации,
а
также
условием
воспитания
всесторонне развитой личности.
Для более успешной социализации детей с ограниченными
возможностями
в
развитии
необходим
определённый
уровень
сформированности
навыков
коммуникации.
Однако
пассивность
детей, крайне сниженная потребность к высказываниям, чрезвычайно
узкий
круг
знаний,
слабый
интерес
к
окружающему—
все
это
тормозит процесс формирования коммуникативных умений.
Такие дети крайне редко становятся инициаторами диалога,
разговор всегда напоминает взрослый. Многие из них, прежде чем
ответить, долго молчат или, назвав отдельное слово, сразу замолкают.
Другие, наоборот, говорят очень много, но речь у них в основном
состоит из заимствованных слов и речевых штампов и не связана с
определённой ситуацией.
Трудности в общении у детей с нарушениями интеллекта
объясняются не только степенью и характером их интеллектуального
недоразвития.
На
развитие
навыков
коммуникации
существенное
влияние могут оказывать внешние объективные причины:
·0
условия
раннего
воспитания
в
специализированном
коррекционном учреждении;
·1
исходный уровень готовности ребёнка участвовать во всех
видах коммуникативной деятельности;
·2
замкнутость
и
однообразие
круга
общения
в
закрытом
коррекционном заведении;
·3
отсутствие
мотивов
общения
как
следствие
общей
психической инактивности;
·4
характер самой личности и др.
Ребёнок с ограниченными возможностями в развитии с самого
рождения
испытывает
трудности
в
формировании
речи,
эмоциональном общении, поэтому развитие навыков коммуникации
выходит на первый план при воспитании таких детей.
Современный этап развития общества выдвигает новые задачи
обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. Большое
значение
придаётся
проблеме
социализации
детей,
в
решении
которой
ведущую
роль
играет
общение
со
сверстниками
и
взрослыми. Таким образом, очевидна необходимость обучения детей
с
недостатками
интеллекта
технологиям
общения,
направленного
формирования у них коммуникативных умений и навыков.
Психолого-педагогические
исследования
показали,
что
формирование
коммуникативных
умений
и
навыков
у
детей
с
н а р у ш е н и я м и
и н т е л л е к т а
протекает
успешнее,
если
обучение
связано
с
их
практической
деятельностью и, в частности, с трудовой подготовкой. На уроках в
учебных
мастерских
постоянно
возникают
ситуации,
когда
воспитанники
поставлены
перед
необходимостью
попросить
материалы и инструменты, обратиться с вопросом к учителю или
товарищу и т.п. Всё это весьма положительно влияет на развитие у
детей несложных форм диалогической речи.
При организации игр, упражнений, коррекционных занятий на
развитие
коммуникации
у
детей
с
особыми
образовательными
потребностями
необходимо
руководствоваться
следующими
требованиями:
·5
необходима
тщательная
предварительная
работа,
направленная на обогащение социального опыта ребёнка;
·6
сюжеты игр, упражнений, предлагаемые для формирования и
закрепления коммуникативных умений должны быть доступны,
т.е.
необходимо
учитывать
предыдущий
социальный
опыт
ребёнка
и
реальный
уровень
развития
коммуникативных
навыков;
·7
многоэтапность организации коррекционного занятия, которая
предусматривает
органическую
взаимосвязь
всех
заданий
и
переключение с одного вида деятельности на другой;
·8
выбор темпа предъявляемого учебного материала определяется
индивидуальными особенностями психофизического развития;
·9
необходимость
в
повторяемости
изученного
материала
определяется изменением конкретной ситуации;
·10
усвоенные на коррекционно-развивающих занятиях умения и
навыки
подкрепляются
в
реальных
ситуациях,
путём
организации различных форм досуга и общения.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что работа по
формированию
навыков
коммуникации
у
детей
с
нарушениями
интеллектуального развития характеризуется большой спецификой,
которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности,
психологическими
особенностями,
а
также
симптоматики,
механизмов, структуры дефекта у данной категории детей.