Напоминание

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством экспериментально-поисковой деятельности с объектами неживой природы


Автор: Фролова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Академия детство" детский сад № 172
Населённый пункт: г. Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством экспериментально-поисковой деятельности с объектами неживой природы
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста

посредством экспериментально-поисковой деятельности

с объектами неживой природы
Ребенку–дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно– научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Неполноценная экспериментальная деятельность накладывает негативный отпечаток на формирование познавательного развития. Для того чтобы процесс экспериментирования был интересен и нравился детям, проведение эксперимента целесообразно проводить в игровой форме, т.к. именно игровая деятельность является превалирующей в этом возрасте. Использование в образовательном процессе экспериментирования наряду с игровой деятельностью позволяет детям моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, обеспечивает высокую учебно-познавательную мотивацию, способствует развитию коммуникабельности, реализации творческого потенциала и развитию творческих способностей дошкольников. Экспериментирование с объектами неживой природы обладает целым рядом неоспоримых преимуществ: объекты неживой природы легко доступны, безопасны для детей дошкольного возраста; опыты с ними характеризуются наглядностью, быстрым получением результатов, разнообразием экспериментов, выполнить которые по силам детям в этом возрасте. Ребенок может трогать объекты неживой природы, совершать с ними различные манипуляции, опытным путем получать информацию о характеристиках, свойствах и качествах этих объектов. Для максимальной эффективности развития познавательного интереса детей в группе создана соответствующая пространственно-развивающая среда, оборудован уголок экспериментирования, где находятся различные материалы и оборудование для проведения опытов. Все материалы расположеные по разделам: «песок, глина, вода», «звук», «магниты», «бумага», «свет», «стекло», «резина», «природный материал», «технические материалы», «красители», «медицинские материалы», «дидактические материалы» (схемы, таблицы, модели с алгоритмами, книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы, карточки-подсказки). В своей работе я использую различные методы и приемы (наблюдение, эксперимент, труд, игры, чтение художественной литературы), которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми явлений и объектов природы и активное овладение разнообразными навыками; способствуют приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей. Большое значение в работе с детьми имеет организованная система сотрудничества с родителями. Я стараюсь находить новые подходы и формы организации взаимодействия с семьей. Помимо ставших уже традиционными родительских собраний, консультаций, анкетирований, использую такие формы работы как «Почтовый ящик», «Вопрос-ответ», проведение занятий, на которых дошкольники выполняют эксперименты совместно с родителями, аудио-консультации.
Подводя итоги работы по ознакомлению дошкольников с неживой природой через поисково-исследовательскую деятельность, были получены следующие результаты: 1. У детей появился выраженный интерес к объектам и явлениям природы, сформировалось стремление к их исследованию. 2. Дети научились проводить простейшие опыты с песком, водой, светом и т.п. 3. Отмечалась положительная динамика овладения детьми поисково-исследовательской деятельностью и знаниями о неживой природе. Таким образом, в результате целенаправленной, планомерной, систематической работы у детей появился интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. Дети стали более любознательными и наблюдательными, научились сравнивать, анализировать, делать выводы, стали более активно участвовать в познавательном общении с взрослыми и сверстниками; расширился их словарный запас, появилась восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, сформировалась начальное представление о физических свойствах жидких и твердых тел. Все это явилось предпосылками для дальнейшего восприятия естественно-научных представлений. Все вышеперечисленное подтверждает, что интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира. Литература: 1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с. 2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». – М: Мозайка-Синтез, 2016. – 80 с. 3. Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»// Ж. Ребенок в детском саду. – 2003. – № 3, 4, 5, 2002. – №1. 4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой п р и р од о й . Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с. 5. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. – 2005. – №1. 6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Методическое пособие – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128 с.


В раздел образования