Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством экспериментально-поисковой деятельности с объектами неживой природы
Автор: Фролова Наталья Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с "Академия детство" детский сад № 172 Населённый пункт: г. Нижний Тагил Наименование материала: статья Тема: Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством экспериментально-поисковой деятельности с объектами неживой природы Раздел: дошкольное образование
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста
посредством экспериментально-поисковой деятельности
с объектами неживой природы
Ребенку–дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего
мира
и
экспериментирование
с
объектами
и
явлениями
реальности.
Эксперимент,
самостоятельно
проводимый
ребенком,
позволяет
ему
создать
модель
естественно–
научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить
их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений
для человека и самого себя.
Неполноценная
экспериментальная
деятельность
накладывает
негативный
отпечаток
на
формирование
познавательного
развития.
Для
того
чтобы
процесс
экспериментирования
был
интересен
и
нравился
детям,
проведение
эксперимента
целесообразно проводить в игровой форме, т.к. именно игровая деятельность является
превалирующей
в
этом
возрасте.
Использование
в
образовательном
процессе
экспериментирования наряду с игровой деятельностью позволяет детям моделировать в
своем
сознании
картину
мира,
основанную
на
собственных
наблюдениях,
опытах,
обеспечивает
высокую
учебно-познавательную
мотивацию,
способствует
развитию
коммуникабельности, реализации
творческого
потенциала
и
развитию
творческих
способностей дошкольников.
Экспериментирование
с
объектами
неживой
природы
обладает
целым
рядом
неоспоримых преимуществ: объекты неживой природы легко доступны, безопасны для
детей дошкольного возраста; опыты с ними характеризуются наглядностью, быстрым
получением результатов, разнообразием экспериментов, выполнить которые по силам
детям в этом возрасте. Ребенок может трогать объекты неживой природы, совершать с
ними различные манипуляции, опытным путем получать информацию о характеристиках,
свойствах и качествах этих объектов.
Для
максимальной
эффективности
развития
познавательного
интереса
детей
в
группе
создана
соответствующая
пространственно-развивающая
среда,
оборудован
уголок
экспериментирования, где находятся различные материалы и оборудование для
проведения опытов. Все материалы расположеные по разделам: «песок, глина, вода»,
«звук»,
«магниты»,
«бумага»,
«свет»,
«стекло»,
«резина»,
«природный
материал»,
«технические
материалы»,
«красители»,
«медицинские
материалы»,
«дидактические
материалы» (схемы, таблицы, модели с алгоритмами, книги познавательного характера,
атласы, тематические альбомы, карточки-подсказки).
В
своей
работе
я
использую
различные
методы
и
приемы
(наблюдение,
эксперимент, труд, игры, чтение художественной литературы), которые
обеспечивают
непосредственное восприятие детьми явлений и объектов природы и активное овладение
разнообразными навыками; способствуют приобретению более содержательных сведений
о предметах ближайшего окружения и жизни людей.
Большое значение в работе с детьми имеет организованная система сотрудничества
с родителями. Я стараюсь находить новые подходы и формы организации взаимодействия
с семьей. Помимо ставших уже традиционными родительских собраний, консультаций,
анкетирований, использую такие формы работы как «Почтовый ящик», «Вопрос-ответ»,
проведение занятий, на которых дошкольники выполняют эксперименты совместно с
родителями, аудио-консультации.
Подводя итоги работы по ознакомлению дошкольников с неживой природой через
поисково-исследовательскую деятельность, были получены следующие результаты:
1.
У
детей
появился
выраженный
интерес
к
объектам
и
явлениям
природы,
сформировалось стремление к их исследованию.
2.
Дети научились проводить простейшие опыты с песком, водой, светом и т.п.
3.
Отмечалась положительная динамика овладения детьми поисково-исследовательской
деятельностью и знаниями о неживой природе.
Таким
образом,
в
результате
целенаправленной,
планомерной,
систематической
работы у детей появился интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Дети
стали
более
любознательными
и
наблюдательными,
научились
сравнивать,
анализировать,
делать
выводы,
стали
более
активно
участвовать
в
познавательном
общении
с
взрослыми
и
сверстниками;
расширился
их
словарный
запас,
появилась
восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, сформировалась начальное
представление
о
физических
свойствах
жидких
и
твердых
тел.
Все
это
явилось
предпосылками для дальнейшего восприятия естественно-научных представлений.
Все
вышеперечисленное
подтверждает,
что
интенсивное
развитие
детского
экспериментирования во всех его видах и формах
является необходимым условием
успешного
становления
личности
дошкольника,
развитию
познавательного
интереса,
воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Литература:
1.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные
опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера,
2004. – 64 с.
2.
Веракса
Н.Е.,
Галимов
О.Р.
«Познавательно-исследовательская
деятельность
дошкольников». – М: Мозайка-Синтез, 2016. – 80 с.
3.
Короткова
Н.А.
«Познавательно-исследовательская
деятельность
старших
дошкольников»// Ж. Ребенок в детском саду. – 2003. – № 3, 4, 5, 2002. – №1.
4.
Николаева
С.Н.
«Ознакомление
дошкольников
с
неживой
п р и р од о й .
Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое
общество России, 2005. – 80 с.
5.
Соловьева
Е.
«Как
организовать
поисковую
деятельность
детей»
//
Дошкольное
воспитание. – 2005. – №1.
6.
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и
старшего дошкольного возраста». Методическое пособие – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2007. – 128 с.