Автор: Соколова Наталья Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа №2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора Населённый пункт: Москва Наименование материала: конспект Тема: "Цветик – семицветик" Раздел: дошкольное образование
Образовательная: познакомить детей с творчеством писателя
В.П. Катаева, со сказкой этого писателя «Цветик-семицветик»; поддерживать
у детей интерес к литературе,
формирование коммуникативных навыков
через
эмоциональное
вовлечение
детей
в
нравственную
проблему,
поставленную текстом.
Развивающая: способствовать
развитию
речевой
культуры:
расширять
словарный запас; развитию связной речи у детей; работать над уточнением
значения слов и выражений; развивать внимание, мышление, воображение;
способствовать воспитанию чувства доброты и отзывчивости.
Воспитательная: развивать коммуникативные навыки: развивать
социальные навыки, умение работать группой; умение выслушивать;
высказывать своё мнение и относиться доброжелательно и учитывать мнение
другого, договариваться.
Оборудование: модель разборного цветика – семицветика, иллюстрации
Ход занятия.
Ребята, мы с Вами знаем много сказок. Они бывают о животных, в таких
сказках
животные
могут
говорить,
ходить
друг
другу
в
гости.
Сказки
волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы.
Такую замечательную сказку создал русский писатель В.П. Катаев «Цветик-
семицветик».
Сказка
обязательно
учит
чему-то
людей,
и
выдуманный
сказочный
мир
всегда
несет
собой
мудрую
мысль.
Какую
же
мысль
хочет
донести
до
читателя Валентин Петрович Катаев?
1
Сказка В.П.Катаева «Цветик – семицветик».
Жила была девочка Женя. Однажды мама послала её в магазин за
баранками. Купила девочка баранки и отправилась домой. Но по дороге
незаметно к ней пристала незнакомая собака, и, пока Женя по сторонам
зевала, вывески читала, собака все баранки съела.
2
- Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась её догонять.
Собаку не догнала, а вот сама заблудилась. Испугалась девочка,
заплакала. Вдруг, откуда не возьмись, появилась старушка. Она пожалела
Женю, привела её в свой садик и сорвала с грядки очень красивый Цветик –
семицветик
3
У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый,
красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.
- Этот цветок,- сказала старушка,- не простой. Он может исполнить все, что
ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и
сказать:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается.
Женя
вежливо
поблагодарила
старушку,
вышла
за
калитку
и
тут
же
вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела вернуться в садик и
попросить старушку, чтобы та проводила ее до ближнего милиционера, но ни
садика, ни старушки, как ни бывало.
4
Что делать? Женя уже собиралась, по своему обыкновению, заплакать, даже
нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про свой заветный цветок.
- А ну-ка, посмотрим, что это за цветик-семицветик!
Женя поскорее оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели
Вели, чтобы я была дома с баранками!
Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома, а в руках - связка
баранок!
Женя
отдала
маме
баранки,
а
сама
про
себя
думает:
«Это
и
вправду
замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую
вазочку!» Но ваза нечаянно разбилась.
5
-Ребята, как вы думаете, как поступит Женя в данной ситуации? (Возьмет еще
один лепесток, сказали Ева, Тема, Таня)
-Верно, Женя использовала красный лепесток, чтобы мамина
любимая вазочка сделалась целая.
В третий раз Женя попросила синий лепесток, чтобы сейчас же оказаться на
Северном полюсе! Но там оказалось очень холодно и страшно.
Воспитатель - Как получилось, что Женя оказалась на Северном полюсе?
Дети - Она хотела поиграть с мальчиками, но её не взяли.
Воспитатель - Ребята, а одному играть весело.
Дети- Нет!
Воспитатель - Вы взяли бы Женю в игру?
Дети- Да!
Воспитатель -Скажите, ребята, как ей вернуться домой? ( Нужно оторвать
лепесток и произнести заклинание, ответила Настя)
Ребята, Цветик – семицветик исполнит желание лишь после того, как мы
выполним задание, которое отправила нам Женя.
6
Загадки.
Ходить не ходит, а ко всем пристает. (Репейник).
Стоит в саду кудряшка-
Белая рубашка, сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)
Белые горошки на зеленой ножке (Ландыш)
Меня не тронь-
Обожгу как огонь. (Крапива)
Молодцы ребята, справились.
В.- О чем эти загадки?
Д- О цветах.
В:- В четвертый раз зеленый лепесток помог сейчас же очутиться опять на
своем дворе!
Физкультминутка
Для начала мы с тобой
7
Крутим только головой.
Разминаем шею. Стой!
Наклонился правый бок (наклон вправо)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок (наклон влево)
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки руки вверх)
И дотянемся до тучки
В пятый раз оранжевый лепесток исполнил ее желание и все игрушки, какие
есть на свете, стали Женины. …Игрушки все валили и валили… Уже весь
был завален до самых крыш игрушками.
В.- У кого из вас, то же много игрушек?
8
Вита- у меня и у Яны тоже много есть. Мы меняемся. Я ей даю поиграться, а
она мне.
В.- Ребята, а если я не захочу ни скем делиться. Это правильно?
Д.- Нет, надо играть дружно.
Женя по лестнице - игрушки за ней. Женя на балкон - игрушки за ней. Женя
на чердак - игрушки за ней. Женя выскочила на крышу, поскорее оторвала
фиолетовый лепесток, кинула и быстро сказала:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы игрушки поскорей убрались обратно в магазины!
И тотчас все игрушки исчезли.
Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего
один лепесток.
-Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила, и никакого
удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее.
Пошла она на улицу, идет и думает: « Чего бы мне все-таки велеть?
Велю-ка я себе, пожалуй, два кило «Мишек». Нет, лучше два кило
«Прозрачных». Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило « Мишек»,
полкило « Прозрачных», сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще,
куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну,
допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе
лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что?
Еще чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет.
Лучше я себе велю билет в кино или цирк. Там все-таки весело. А может
быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по
9
правде сказать, какой толк в новых сандалетах?! Можно велеть чего-
нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться».
Рассуждая, таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика,
который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза,
веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно,
что не драчун,- и Жене захотелось с ним познакомиться.
Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его
зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными
по плечам.
- Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
- Витя. А тебя как?
- Женя. Давай играть в салки?
- Не могу. Я хромой.
И
Женя
увидела
его
ногу
в
уродливом
башмаке
на
очень
толстой
подошве.
- Как жалко!- сказала Женя.- Ты мне очень понравился, и я бы с
большим удовольствием побегала с тобой.
- Ты мне тоже нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал
с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на
всю жизнь.
- Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик!- воскликнула Женя и вынула
из кармана свой заветный цветик-семицветик. – Гляди!
С
этими
словами
девочка
бережно
оторвала
последний,
голубой
лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и
запела тонким голоском, дрожащим от счастья :
(Дети хором проговаривают слова).
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
10
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в
салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни
старалась.
- Ребята, вам понравилась эта сказка?
Чему учит эта сказка?
Дети - Делать добро хорошим людям намного приятней, чем думать только о
себе.
Воспитатель - Какая эта сказка?
Тоня - Волшебная.
Воспитатель- Почему вы так думаете?
Яна- В
сказке
есть
волшебный
цветок,
который
исполняет
все,
что
желает Женя и происходят чудеса.
Воспитатель - Кто главный герой этой сказки?
Нелли - Девочка Женя
Воспитатель - Какие свои желания исполнила Женя?
Таня- Она хотела попасть домой с баранками.
Андрюша- Женя испугалась белых медведей и замерзла на Северном полюсе,
поэтому вернулась домой.
Воспитатель - Желания исполнились, а ей было грустно и одиноко, Почему?
Вита -потому что у неё не было друзей
Воспитатель -А у вас много друзей?
Дети -Да. В садике и дома.
11
Воспитатель - И вдруг Женя встречает мальчика, у которого больные
ноги.
-А понравился ей мальчик? Ей жалко стало мальчика? Почему?
Наташа – он не мог бегать, у него нога была больная.
-Да, действительно, она была удивлена и огорчена тем, что он с ней вместе
не может поиграть. Она единственный раз поняла, что не все дети бывают
здоровы, счастливы. Женя впервые в жизни сделала не себе подарок, а
другому. Поэтому она была счастлива.
В
заключение
я
вас
хочу
предложить
ребятам
собрать
наш
Цветик-
семицветик и загадать свое желание.
12
13
Воспитатель - Валентин Петрович Катаев, великий русский писатель,
разработал
тему
ценности
человеческих
поступков.
Из
всех
чудес,
которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую
радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика, в
котором она нашла друга.
Воспитатель - (обращение к гостям). Характер, отношение к окружающему
миру у детей формирует то, что их окружает. Им помогают те, кто находится
рядом с ними. Другими словами, нужно учить культуре общения, умению
работать группой, умение выслушивать, высказывать своё мнение и
относиться доброжелательно и учитывать мнение другого.
14