Напоминание

"Цветик – семицветик"


Автор: Соколова Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: конспект
Тема: "Цветик – семицветик"
Раздел: дошкольное образование





Назад





"Цветик –семицветик»

Тема:
«Цветик-семицветик»
Цели

Образовательная:
познакомить детей с творчеством писателя В.П. Катаева, со сказкой этого писателя «Цветик-семицветик»; поддерживать у детей интерес к литературе, формирование коммуникативных навыков через эмоциональное вовлечение детей в нравственную проблему, поставленную текстом.
Развивающая:
способствовать развитию речевой культуры: расширять словарный запас; развитию связной речи у детей; работать над уточнением значения слов и выражений; развивать внимание, мышление, воображение; способствовать воспитанию чувства доброты и отзывчивости.
Воспитательная:
развивать коммуникативные навыки: развивать социальные навыки, умение работать группой; умение выслушивать; высказывать своё мнение и относиться доброжелательно и учитывать мнение другого, договариваться.
Оборудование:
модель разборного цветика – семицветика, иллюстрации Ход занятия. Ребята, мы с Вами знаем много сказок. Они бывают о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости. Сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Такую замечательную сказку создал русский писатель В.П. Катаев «Цветик- семицветик». Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль. Какую же мысль хочет донести до читателя Валентин Петрович Катаев? 1
Сказка В.П.Катаева «Цветик – семицветик». Жила была девочка Женя. Однажды мама послала её в магазин за баранками. Купила девочка баранки и отправилась домой. Но по дороге незаметно к ней пристала незнакомая собака, и, пока Женя по сторонам зевала, вывески читала, собака все баранки съела. 2
- Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась её догонять. Собаку не догнала, а вот сама заблудилась. Испугалась девочка, заплакала. Вдруг, откуда не возьмись, появилась старушка. Она пожалела Женю, привела её в свой садик и сорвала с грядки очень красивый Цветик – семицветик 3
У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой. - Этот цветок,- сказала старушка,- не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать: Лети, лети лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли- Быть по-моему вели. Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается. Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут же вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила ее до ближнего милиционера, но ни садика, ни старушки, как ни бывало. 4
Что делать? Женя уже собиралась, по своему обыкновению, заплакать, даже нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про свой заветный цветок. - А ну-ка, посмотрим, что это за цветик-семицветик! Женя поскорее оторвала
желтый
лепесток, кинула его и сказала: Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли Быть по-моему вели Вели, чтобы я была дома с баранками! Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома, а в руках - связка баранок! Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: «Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!» Но ваза нечаянно разбилась. 5
-Ребята, как вы думаете, как поступит Женя в данной ситуации? (Возьмет еще один лепесток, сказали Ева, Тема, Таня) -Верно, Женя использовала
красный
лепесток, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая. В третий раз Женя попросила
синий
лепесток, чтобы сейчас же оказаться на Северном полюсе! Но там оказалось очень холодно и страшно. Воспитатель - Как получилось, что Женя оказалась на Северном полюсе? Дети - Она хотела поиграть с мальчиками, но её не взяли. Воспитатель - Ребята, а одному играть весело. Дети- Нет! Воспитатель - Вы взяли бы Женю в игру? Дети- Да! Воспитатель -Скажите, ребята, как ей вернуться домой? ( Нужно оторвать лепесток и произнести заклинание, ответила Настя) Ребята, Цветик – семицветик исполнит желание лишь после того, как мы выполним задание, которое отправила нам Женя. 6
Загадки.  Ходить не ходит, а ко всем пристает. (Репейник).  Стоит в саду кудряшка- Белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка)  Белые горошки на зеленой ножке (Ландыш)  Меня не тронь- Обожгу как огонь. (Крапива) Молодцы ребята, справились. В.- О чем эти загадки? Д- О цветах. В:- В четвертый раз
зеленый
лепесток помог сейчас же очутиться опять на своем дворе!
Физкультминутка
Для начала мы с тобой 7
Крутим только головой. Разминаем шею. Стой! Наклонился правый бок (наклон вправо) Раз, два, три. Наклонился левый бок (наклон влево) Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки руки вверх) И дотянемся до тучки В пятый раз
оранжевый
лепесток исполнил ее желание и все игрушки, какие есть на свете, стали Женины. …Игрушки все валили и валили… Уже весь был завален до самых крыш игрушками. В.- У кого из вас, то же много игрушек? 8
Вита- у меня и у Яны тоже много есть. Мы меняемся. Я ей даю поиграться, а она мне. В.- Ребята, а если я не захочу ни скем делиться. Это правильно? Д.- Нет, надо играть дружно. Женя по лестнице - игрушки за ней. Женя на балкон - игрушки за ней. Женя на чердак - игрушки за ней. Женя выскочила на крышу, поскорее оторвала
фиолетовый
лепесток, кинула и быстро сказала: Лети, лети лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли- Быть по-моему вели. Вели, чтобы игрушки поскорей убрались обратно в магазины! И тотчас все игрушки исчезли. Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток. -Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила, и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее. Пошла она на улицу, идет и думает: « Чего бы мне все-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило «Мишек». Нет, лучше два кило «Прозрачных». Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило « Мишек», полкило « Прозрачных», сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по 9
правде сказать, какой толк в новых сандалетах?! Можно велеть чего- нибудь еще гораздо лучше.
Главное, не надо торопиться».
Рассуждая, таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун,- и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам. - Мальчик, мальчик, как тебя зовут? - Витя. А тебя как? - Женя. Давай играть в салки? - Не могу. Я хромой. И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве. - Как жалко!- сказала Женя.- Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой. - Ты мне тоже нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь. - Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик!- воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. – Гляди! С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском,
дрожащим от счастья
: (Дети хором проговаривают слова). Лети, лети лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, 10
Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли- Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась. - Ребята, вам понравилась эта сказка? Чему учит эта сказка? Дети - Делать добро хорошим людям намного приятней, чем думать только о себе. Воспитатель - Какая эта сказка? Тоня - Волшебная. Воспитатель- Почему вы так думаете? Яна- В сказке есть волшебный цветок, который исполняет все, что желает Женя и происходят чудеса. Воспитатель - Кто главный герой этой сказки? Нелли - Девочка Женя Воспитатель - Какие свои желания исполнила Женя? Таня- Она хотела попасть домой с баранками. Андрюша- Женя испугалась белых медведей и замерзла на Северном полюсе, поэтому вернулась домой. Воспитатель - Желания исполнились, а ей было грустно и одиноко, Почему? Вита -потому что у неё не было друзей Воспитатель -А у вас много друзей? Дети -Да. В садике и дома. 11
Воспитатель - И вдруг Женя встречает мальчика, у которого больные ноги. -А понравился ей мальчик? Ей жалко стало мальчика? Почему? Наташа – он не мог бегать, у него нога была больная. -Да, действительно, она была удивлена и огорчена тем, что он с ней вместе не может поиграть. Она единственный раз поняла, что не все дети бывают здоровы, счастливы. Женя впервые в жизни сделала не себе подарок, а другому. Поэтому она была счастлива. В заключение я вас хочу предложить ребятам собрать наш Цветик- семицветик и загадать свое желание. 12
13
Воспитатель
-
Валентин Петрович Катаев, великий русский писатель, разработал тему ценности человеческих поступков. Из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика, в котором она нашла друга. Воспитатель - (обращение к гостям). Характер, отношение к окружающему миру у детей формирует то, что их окружает. Им помогают те, кто находится рядом с ними. Другими словами, нужно учить культуре общения, умению работать группой, умение выслушивать, высказывать своё мнение и относиться доброжелательно и учитывать мнение другого. 14


В раздел образования