Напоминание

Пути повышения мотивации обучающегося в овладении русским языком.


Автор: Анисова Светлана Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ"Школа-интернат среднего общего образования с.Ныда"
Населённый пункт: ЯНАО, Надымский район, с.Ныда
Наименование материала: статья
Тема: Пути повышения мотивации обучающегося в овладении русским языком.
Раздел: среднее образование





Назад





Информационная карта инновационного педагогического опыта

ФИО
Анисова Светлана Юрьевна
Образовательная организация
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда»
Должность
Учитель русского языка и литературы
Стаж работы в должности
8 лет
1.

Тема инновационного

педагогического опыта
Пути повышения мотивации обучающегося в овладении русским языком.
2.

Источник изменений
Создание услов ий для разв ития л и ч н о с т и обучающегося и успешного его обучения. Переход к ФГОС требует не только передачу, воспроизведение накопленных знаний и умений, но и постоянное адаптирование к изменениям в образовательном пространстве, ориентацию на запросы современного рынка труда, умения ориентироваться в потоке неконтролируемой информации, использование информационных технологий.
3. Идея изменений
Внедрение новых технологий: коммуникативно- информационных, дискуссионных, личностно – ориентированных. Организация сотворчества с целью проявления и развития творческих способностей ученика. Использование в работе личностно- ориентированного обучения, проектные методы обучения, здоровьесберегающие и информационно- ко м м у н и к а ц и о н н ы е т е х н о л о г и и , к о т о р ы е способствуют раскрытию творческого потенциала, обеспечивают развитие и саморазвитие личности школьника. Наибольшую ценность имеют работы исследовательского характера, проводимые с учащимися, как на уроках, так и во внеурочной работе, способствующие формированию аналитических навыков, умения работать с первоисточниками. Использование здоровьесберегающей технологии, целью которой является укрепление и развитие физического и психического здоровья учащихся, на уроках создается благоприятный психологический фон, условия для самовыражения. Все это позволяет повышать не только качество знаний учащихся и их интерес к предмету, но и развивать индивидуальные способности школьников.
2.

Концепция изменений:
Актуальность Развития активности и самодеятельности обучаюшегося, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем Новизна Переход от установки «формирование» к установке «с аморазвитие», создание у о бу ч а ю щ е го с я положительной мотивации к самостоятельной деятельности.
Ожидания Развитие познавательной активности обучающегося, мотивации к учению. Затруднения в реализации 1. Личная значимость предмета. 2. Умственное развитие ученика. 3. Продуктивность учебной деятельности. 4. Непонимание цели учения. 5. Страх перед школой. Риски Отсутствие пробуждения интереса у обучающихся, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Обучающийся должен выработать и представить собственную точку зрения на источники мотивации, сделать самостоятельные выводы, предложить свои рекомендации. Для преодоления данного риска на всех этапах мотивации необходимо стимулировать новаторскую и самостоятельную деятельность обучающегося.
3.

Условия реализации

изменений
(предлагаемого опыта работы) Для того чтобы обеспечить и поддержать процессы мотивации и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности, необходимо стереть границы между обучением и воспитанием на уроке, воспитывать незаметно, ненавязчиво, без поучений, делиться знаниями и опытом в естественной форме, приятной для ребенка. Свои отношения с учениками строить на основе демократичности, открытости, диалогичности, любви, уважения, толерантности, стараться проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, понять мотивы его поведения. Стремиться к созданию на уроке атмосферы хорошего настроения и ситуации успеха, сделать любой урок личностно значимым для ученика.
4.

Результат изменений
(использование предлагаемых способов обучения и воспитания) - активность обучающихся в учебном процессе и других видах деятельности; - повышение интереса и эмоционального комфорта обучающихся при работе над нестандартными творческими заданиями; - у ч а с т и е о б у ч а ю щ и х с я в п о и с к о в о й , исследовательской деятельности; - участие в различных интеллектуальных творческих конкурсах, конференциях по литературе - развитие ИК-компетентностей обучающихся.
5.

Описание

инновационного опыта
(размещается как приложение
в формате

статьи
) Методическая проблема, над которой я работаю: «Пути повышения мотивации школьников в овладении русским языком».Воспитание речевой культуры учащихся – одна из основных задач, стоящих перед школой. В настоящее время очень важным является
повышение эффективности урока русского языка как основной формы обучения и воспитания учащихся. В системе образования предмет “Русский язык” занимает центральное место. Как средство познания действительности русский язык обе спечивает интеллектуальное развитие ребёнка, формирует его понятийный аппарат, развивает абст ракт но е мышление, память и воображение. Известно, что грамотным ученик становится только в результате м н о г о к р а т н ы х у п р а ж н е н и й в п и с ь м е и систематического повторения теоретических сведений. Этому способствуют разнообразные формы работы на уроке: орфографические зарядки, словарные диктанты по изученным темам ,диктанты « Проверь себя». Используя перечисленные виды заданий, большое внимание уделяю работе по исправлению ошибок во всех формах деятельности учащихся: домашних и классных, контрольных и творческих работах. Стараюсь в своей педагогической п ра кти ке р а з н о о б р а з и т ь ф о рм ы о бу ч е н и я , н а хо д и т ь оптимальные методы и приемы. По скольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, возникает необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо с формировать п о з н а в ат е л ь н у ю мотивацию. Считаю, что положительно изменить многое в отношении детей к учению может творческий подход учителя подготовке и проведению уроков. Для того, чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, организовываю а к т и в н у ю мыслительную деятельность учащихся. Провожу уроки разных типов в соответствии с целями и задачами: 1.уроки изучения нового материала; 2. урок обобщения и систематизации знаний; 3. урок проверки знаний, умений и навыков. 4.уроки-лекции; уроки- беседы; 5.уроки-практикумы; уроки-диалоги; 6. уроки-зачеты; 7. уроки-игры; 8. интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях. Каждый тип урока имеет свою мотивацию, время, место и форму проведения, соотносится с содержанием, уровнем сложно сти изучаемого м ат е р и а л а , реализуется в особой атмосфере взаимопонимания и доверия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес
учащихся к русскому языку, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету. Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности. Ребята с б о л ь ш и м и н т е р е с о м п р и н и м а ю т с я з а самостоятельные творческие поиски (создают пре зент ации, творче ские про екты). Они с удовольствием участвуют в олимпиадах, в конкурсах.С каждым годом увеличивается количество участников международной игры-конкурса “Русский медвежонок - языкознание для всех”. Ребята активно принимают участие в предметных олимпиадах, в заочных конкурсах по русскому языку и литературе. П ол ож и т е л ь н ы е р е зул ьт ат ы п од т в е р ж д а ю т необходимость использования нетрадиционных форм на уроках русского языка. Нетрадиционные уроки вызывают у учащихся интерес, учат общаться друг с другом. Кроме того, они способствуют формированию мотивации учения и познавательной деятельности, повышают активность обучающихся, повышают общий уровень культуры.


В раздел образования