Пути повышения мотивации обучающегося в овладении русским языком.
Автор: Анисова Светлана Юрьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ"Школа-интернат среднего общего образования с.Ныда" Населённый пункт: ЯНАО, Надымский район, с.Ныда Наименование материала: статья Тема: Пути повышения мотивации обучающегося в овладении русским языком. Раздел: среднее образование
ФИО
Анисова Светлана Юрьевна
Образовательная организация
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат среднего общего образования с.
Ныда»
Должность
Учитель русского языка и литературы
Стаж работы в должности
8 лет
1.
Тема инновационного
педагогического опыта
Пути повышения мотивации обучающегося в
овладении русским языком.
2.
Источник изменений
Создание
услов ий
для
разв ития
л и ч н о с т и
обучающегося и успешного его обучения. Переход к
ФГОС требует не только передачу, воспроизведение
накопленных
знаний
и
умений,
но
и
постоянное
адаптирование
к
изменениям
в
образовательном
пространстве, ориентацию на запросы современного
рынка
труда,
умения
ориентироваться
в
потоке
неконтролируемой
информации,
использование
информационных технологий.
3. Идея изменений
Внедрение
новых
технологий:
коммуникативно-
информационных,
дискуссионных,
личностно
–
ориентированных. Организация сотворчества с целью
проявления
и
развития
творческих
способностей
ученика.
Использование
в
работе
личностно-
ориентированного
обучения,
проектные
методы
обучения,
здоровьесберегающие
и
информационно-
ко м м у н и к а ц и о н н ы е
т е х н о л о г и и ,
к о т о р ы е
способствуют
раскрытию
творческого
потенциала,
обеспечивают
развитие
и
саморазвитие
личности
школьника.
Наибольшую
ценность
имеют
работы
исследовательского
характера,
проводимые
с
учащимися, как на уроках, так и во внеурочной работе,
способствующие
формированию
аналитических
навыков,
умения
работать
с
первоисточниками.
Использование
здоровьесберегающей
технологии,
целью
которой
является
укрепление
и
развитие
физического и психического здоровья учащихся, на
уроках
создается
благоприятный
психологический
фон, условия для самовыражения. Все это позволяет
повышать не только качество знаний учащихся и их
интерес к предмету, но и развивать индивидуальные
способности школьников.
2.
Концепция изменений:
Актуальность
Развития активности и самодеятельности
обучаюшегося, его способности к самостоятельному
познанию нового и решению жизненных проблем
Новизна
Переход от установки «формирование» к установке
«с аморазвитие»,
создание
у
о бу ч а ю щ е го с я
положительной
мотивации
к
самостоятельной
деятельности.
Ожидания
Развитие познавательной активности обучающегося,
мотивации к учению.
Затруднения в реализации
1. Личная значимость предмета.
2. Умственное развитие ученика.
3. Продуктивность учебной деятельности.
4. Непонимание цели учения.
5. Страх перед школой.
Риски
Отсутствие пробуждения интереса у обучающихся, без
внутренней
мотивации
освоения
знаний
не
произойдет,
это
будет
лишь
видимость
учебной
деятельности.
Обучающийся
должен
выработать
и
представить собственную точку зрения на источники
мотивации,
сделать
самостоятельные
выводы,
предложить
свои
рекомендации.
Для
преодоления
данного риска на всех этапах мотивации необходимо
стимулировать
новаторскую
и
самостоятельную
деятельность обучающегося.
3.
Условия реализации
изменений
(предлагаемого опыта
работы)
Для того чтобы обеспечить и поддержать процессы
мотивации
и
самореализации
личности
ребенка,
развития
его
неповторимой
индивидуальности,
необходимо
стереть
границы
между
обучением
и
воспитанием
на
уроке,
воспитывать
незаметно,
ненавязчиво,
без
поучений,
делиться
знаниями
и
опытом в естественной форме, приятной для ребенка.
Свои
отношения
с
учениками
строить
на
основе
демократичности, открытости, диалогичности, любви,
уважения,
толерантности,
стараться
проникнуть
во
внутренний мир каждого ребенка, почувствовать его
психическое состояние в каждый отдельный момент,
понять мотивы его поведения. Стремиться к созданию
на уроке атмосферы хорошего настроения и ситуации
успеха, сделать любой урок личностно значимым для
ученика.
4.
Результат изменений
(использование
предлагаемых способов
обучения и воспитания)
-
активность
обучающихся
в
учебном
процессе
и
других видах деятельности;
-
повышение
интереса
и
эмоционального
комфорта
обучающихся
при
работе
над
нестандартными
творческими заданиями;
-
у ч а с т и е
о б у ч а ю щ и х с я
в
п о и с к о в о й ,
исследовательской деятельности;
- участие в различных интеллектуальных творческих
конкурсах, конференциях по литературе
- развитие ИК-компетентностей обучающихся.
5.
Описание
инновационного опыта
(размещается как
приложение в формате
статьи )
Методическая
проблема,
над
которой
я
работаю:
«Пути повышения мотивации школьников в овладении
русским
языком».Воспитание
речевой
культуры
учащихся – одна из основных задач, стоящих перед
школой. В настоящее время очень важным является
повышение эффективности урока русского языка как
основной формы обучения и воспитания учащихся. В
системе
образования
предмет
“Русский
язык”
занимает центральное место. Как средство познания
действительности
русский
язык
обе спечивает
интеллектуальное
развитие
ребёнка,
формирует
его
понятийный
аппарат,
развивает
абст ракт но е
мышление,
память
и
воображение.
Известно,
что
грамотным
ученик
становится
только
в
результате
м н о г о к р а т н ы х
у п р а ж н е н и й
в
п и с ь м е
и
систематического повторения теоретических сведений.
Этому способствуют разнообразные формы работы на
уроке: орфографические зарядки, словарные диктанты
по
изученным
темам
,диктанты
«
Проверь
себя».
Используя
перечисленные
виды
заданий,
большое
внимание уделяю работе по исправлению ошибок во
всех
формах
деятельности
учащихся:
домашних
и
классных,
контрольных
и
творческих
работах.
Стараюсь
в
своей
педагогической
п ра кти ке
р а з н о о б р а з и т ь
ф о рм ы
о бу ч е н и я ,
н а хо д и т ь
оптимальные
методы
и
приемы.
По скольку
традиционные
способы
обучения
не
всегда
в
состоянии
обеспечить
усвоение
материала
всеми
учащимися,
возникает
необходимость
умелой
организации учебной деятельности на уроках. Чтобы
создать условия для формирования этой деятельности,
необходимо
с формировать
п о з н а в ат е л ь н у ю
мотивацию.
Считаю,
что
положительно
изменить
многое
в
отношении
детей
к
учению
может
творческий подход учителя подготовке и проведению
уроков. Для того, чтобы поддерживать в течение урока
внимание
детей,
организовываю
а к т и в н у ю
мыслительную
деятельность
учащихся.
Провожу
уроки
разных
типов
в
соответствии
с
целями
и
задачами: 1.уроки изучения нового материала; 2. урок
обобщения и систематизации знаний; 3. урок проверки
знаний,
умений
и
навыков.
4.уроки-лекции;
уроки-
беседы;
5.уроки-практикумы;
уроки-диалоги;
6.
уроки-зачеты;
7.
уроки-игры;
8.
интегрированные
уроки, основанные на межпредметных связях. Каждый
тип
урока
имеет
свою
мотивацию,
время,
место
и
форму
проведения,
соотносится
с
содержанием,
уровнем
сложно сти
изучаемого
м ат е р и а л а ,
реализуется в особой атмосфере взаимопонимания и
доверия. Нетрадиционные формы проведения уроков
дают
возможность
не
только
поднять
интерес
учащихся
к
русскому
языку,
но
и
развивать
их
творческую
самостоятельность,
обучать
работе
с
различными
источниками
знаний.
В
процессе
проведения этих уроков складываются благоприятные
условия
для
развития
умений
и
способностей
быстрого
мышления,
к
изложениям
кратких,
но
точных
выводов.
Такие
занятия
позволяют
шире
вводить
элементы
занимательности,
что
повышает
интерес к предмету. Нетрадиционные формы уроков
содержат в себе неограниченные возможности. Ребята
с
б о л ь ш и м
и н т е р е с о м
п р и н и м а ю т с я
з а
самостоятельные
творческие
поиски
(создают
пре зент ации,
творче ские
про екты).
Они
с
удовольствием участвуют в олимпиадах, в конкурсах.С
каждым годом увеличивается количество участников
международной игры-конкурса “Русский медвежонок -
языкознание
для
всех”.
Ребята
активно
принимают
участие
в
предметных
олимпиадах,
в
заочных
конкурсах
по
русскому
языку
и
литературе.
П ол ож и т е л ь н ы е
р е зул ьт ат ы
п од т в е р ж д а ю т
необходимость использования нетрадиционных форм
на
уроках
русского
языка.
Нетрадиционные
уроки
вызывают у учащихся интерес, учат общаться друг с
другом. Кроме того, они способствуют формированию
мотивации
учения
и
познавательной
деятельности,
повышают
активность
обучающихся,
повышают
общий уровень культуры.