Автор: Зубарева Ольга Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д.сад "Сказка" Населённый пункт: Нижегородская обл. р.п.г.т. Красные Баки Наименование материала: конспект Тема: на тему "Зимушка-зима" Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Ромашка»
на тему «Зимушка-зима»
Задачи : обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать
на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к
поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать
родственные (однокоренные) слова, учить пересказывать текст, используя
метод моделирования. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям
в природе.
Словарь: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад,снежок.
Оборудование : сундучок с заданиями; снежок.
Предварительная работа : беседа о зиме, рассматривание картин и
иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на
прогулках
Ход занятия
Организационный момент.
Собрались все дети в дружный круг
Я твой друг, и ты - мой друг
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Ребята, а теперь сядьте все красиво и покажите мне, что вы готовы к
занятию.
^ Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.
1
Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она
была одета в белую шубу, шапку, а в руках у не была волшебная палочка и
сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина?
( ответ-зима)
я тоже так думаю!
Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок - сундучок –
вот он!
Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!
Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок).
\Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов, и мы с вами
должны на них ответить.
Ваня, скажи пожалуйста, какое сейчас время года?
На дворе зима. А как же называются зимние месяцы?
1. Закрепить признаки зимы
Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы-
И зима настала!
Зима шагает по земле и хочет знать – знаете ли вы ее приметы?
Вот сейчас мы с вами поиграем - я вам слеплю снежок из снега и вы его друг
другу передавайте и отвечайте.
2
2. Какая у нас зима? ( снежная, холодная, морозная);
Что бывает зимой? (метель ветер, река замерзла);
Что можно сказать о снеге? Какой он? (пушистый, мягкий, укрыл всю
землю);
Молодцы, хорошо описали зиму!
3. Развитие связной речи
Рассказ воспитателя «Гостья зима»
«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом.
Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она
принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны
людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно
слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим
зиму».
Первичное восприятие рассказанного воспитателем:
- Кто пришел к нам в гости?
- Какое время года было до этого?
- Чем зима накрыла землю?
- Какие подарки принесла зима?
- Для чего людям нужны эти подарки?
- Что такое зимние забавы?
4.
Физкультминутка: «Лепим мы снеговика»
Лепим мы снеговика
Из пушистого снежка.
Вот скатали первый ком,
Вот такой большущий он.
Ком второй чуть-чуть поменьше,
Третий-это голова.
Шляпа будет из ведра.
Нос – морковка, а глаза –
Два весёлых уголька.
Всё, готов наш снеговик,
У него довольный вид.
Рот смеётся до ушей,
Веселит он всех детей.
Снеговик вдруг оживает
И ребяток догоняет.
3
5. Составление рассказа о зиме по мнемотаблице:
Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы подготовьтесь к пересказу. Чтобы
запомнить рассказ, вы можете смотреть на рисунки - подсказки.
(рассказывают 2-3ребенка)
Пока мы рассказывали с вами о гостье зиме, в сундучок намело столько
снежинок, что получился целый сугроб. Но снежинки эти не простые, а
«снежинки-загадки» .
6. «Снежок - загадка» отгадывание загадок:
Хоть сама - и снег и лёд,
А уходит - слезы льет. (Зима)
***
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички)
***
4
Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла? (Снеговик)
***
Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на
ладони и во рту. (Снег.)
***
Не ботинки, не сапожки,
Очень сильно греют ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в садик,
Вечером – домой. (Валенки)
***
На прогулке бегуны
Одинаковой длины
Через луг бегут к березке,
Тянут две полоски. (Лыжи.)
***
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые... (Снежинки)
***
Проработав целый день,
Намела гору метель.
Что за горка? Как зовётся?
Вам ответить мне придётся (Сугроб)
***
Меня не растили.
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – угольки.
5
Руки – сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая? (Снежная баба)
***
Все кругом белым-бело,
Чисто поле замело.
Это Зимушке постель
Стелет бабушка (Метель)
Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем ей
нужные слова.
7. Игра «доскажи словечко» :
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю………………………………………
снег!
С неба всё скользят пушинки -
серебристые…………………………. снежинки!
На поселке, на лужок, всё
снижается……………………………………………….. снежок!
Вот веселье для ребят - все сильнее……………………………………………
снегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть
в…………………………………….. снежки!
Словно в белый пуховик,
нарядился…………………………………………. снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это
девочка……………………………………. снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой……………………………………
снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…………………………………
снег!
Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…)
На какое слово они все похожи? (на слово «снег»)
Итог занятия - Вспомните ребята, о чём мы говорили? - Что мы делали? -
Что Вам понравилось
6