Расширение зоны использования ИКТ в образовательном процессе в условиях ФГОС
Автор: Терентьева Ирина Николаевна Должность: учитель информатики и икт Учебное заведение: МАОУ "ООШ №29" Населённый пункт: город Энгельс, Саратовская область Наименование материала: статья Тема: Расширение зоны использования ИКТ в образовательном процессе в условиях ФГОС Раздел: среднее образование
Расширение зоны использования ИКТ в образовательном процессе
в условиях ФГОС
учитель информатики и ИКТ
Терентьева Ирина Николаевна
МАОУ «ООШ №29» Энгельсского
муниципального района
Саратовской области
Информационно-коммуникационные
технологии
(ИКТ)
в
настоящий
момент
являются
неотъемлемой
частью
современного
школьного
образования. Информатизация
системы
образования
предъявляет
новые
требования
к
педагогу
и
его
профессиональной
компетентности.
Это
особенно
актуально
в
условиях
введения
ФГОС.
Мы
видим,
какие
значительные перемены происходят сейчас в системе образования. И во
многом это связано с обновлением научной, методической и материальной
базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является
использование новых информационных технологий. На сегодняшний день
учителю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это
компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD, различного
рода мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование.
Одной
из
основных
задач
учителя
является
развитие
у
учащихся
интереса
к
учению,
творчеству.
Интерес
в
учебном
процессе
является
мощным
инструментом,
побуждающим
учеников
к
более
глубокому
познанию
предмета
и
развивающим
их
способности.
Одним
из
путей
решения этой проблемы и является применение различных информационных
и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе, позволяющие
разнообразить
формы
и
средства
обучения,
повышающие
творческую
активность учащихся.
Урок
с
применением
компьютерных
технологий
не
только
оживил
учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические
особенности
школьника,
в
частности
длительное
преобладание
наглядно
-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысил мотивацию
в обучении. Мы часто ставим перед собой задачу активизировать мотивацию
учащихся в процессе обучения. А что же такое мотивация? По мнению
психологов, мотивация - это побуждения, вызывающие активность организма
и
определяющие
ее
направленность.
Особую
роль
в
формировании
мотивации
играет
новизна
получаемой
информации.
Наличие
элементов
поисковой
деятельности,
познавательных
мотивов
и
эмоциональное
состояние
учащихся
обеспечивают
им
выход
из
учебной
деятельности
в
самообразовательную и творческую. Практика показывает, что применение
информационно-коммуникационных
технологий
в
процессе
обучения,
несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию
обучения, так как их использование создает возможность доступа к свежей
информации в сочетании цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи,
«диалога»
с
источником
знаний,
расширяет
возможности
представления
учебной информации.
Применение
новых
информационных
технологий
раскрывает
неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся,
оказывает
влияние
на
интеллектуальное
развитие
каждого
ребёнка;
обеспечивается
эффективная
организация
познавательной
деятельности
обучающихся.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже
невозможно
представить
себе
современную
школу.
Мозг
ребенка,
настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по
телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию
с помощью медиасредств начиная с 1 класса.
Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно,
интерактивно,
экономит
время
учителя
и
ученика,
позволяет
ученику
работать
в
своем
темпе,
позволяет
учителю
работать
с
учеником
дифференцировано
и
индивидуально,
дает
возможность
оперативно
проконтролировать и оценить результаты обучения.
За
урок
учителю
нужно
успеть
сделать
многое:
провести
опрос,
проверить
домашнее
задание,
разобрать
новый
материал,
закрепить
его,
увидеть рост каждого учащегося, создать ситуацию успеха. Урок обычно
проходит
в
напряженном
ритме.
Здесь
не
обойтись
без
электронного
помощника – компьютера.
Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при
изучении
нового
материала,
закреплении,
на
обобщающих
уроках,
при
повторении.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического
овладения
предметом
для
каждого
учащегося,
выбрать
такие
методы
обучения,
которые
позволили
бы
каждому
ученику
проявить
свою
активность,
своё
творчество.
Задача
учителя
-
активизировать
познавательную деятельность учащегося в процессе обучения. Современные
педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная
методика, использование новых информационных технологий, Интернет -
ресурсов
помогают
реализовать
личностно
-
ориентированный
подход
в
обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с
учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.
Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная
задача современной школы. Повышение качества образования в наши дни
невозможно
без
применения
новых
информационно-коммуникационных
технологий.
Следовательно основными целями использования ИКТ являются:
повышение мотивации обучения;
повышение эффективности процесса обучения;
способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
совершенствование методики проведения уроков;
контроль результатов обучения и воспитания;
планирование и систематизация индивидуальной работы;
повышение самообразования;
качественная подготовка урока (мероприятия).
Информационно-коммуникационные
технологии
в
сочетании
с
передовыми
педагогическими
технологиями
(личностно-ориентированным
подходом и технологиями проблемного, программированного и проектного
обучения) дают эффективный результат.
На уроках информатики мы используем различные виды электронных
ресурсов:
информационно-справочные
материалы,
программные
средства
обучения и контроля (электронные учебники, электронный практикум).
При подготовке и проведении уроков на различных этапах обучения
используются различные формы ИКТ:
г о т о в ы е
э л е к т р о н н ы е
п р о д у к т ы ,
ко т о р ы е
п о з в о л я ю т
интенсифицировать
деятельность
учителя
и
ученика,
позволяют
повысить качество обучения предметам, воплотив в жизнь принцип
наглядности.
мультимедийные
презентации
позволяют
представить
учебный
материал
как
систему
ярких
опорных
образов. В
этом
случае
задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить
информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде
в долговременную память обучающихся.
ресурсы сети Интернет несут громадный потенциал образовательных
услуг
(электронная
почта,
поисковые
системы,
электронные
конференции,
дистанционное
обучение,
конкурсы),
что
становится
составной частью современного образования. Получая из сети учебно-
значимую
информацию,
обучающиеся
учатся
целенаправленно
находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в
информационном сообщении.
использование
интерактивной
доски
и
программного
обеспечения
позволяет учителям и ученикам в полной мере изложить и достаточно
хорошо усвоить изучаемый материал.
Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность
компьютерных
программ
вызывают
огромный
интерес
у
учащихся.
Современные
электронные
учебные
пособия
позволяют
выводить
информацию в виде текста, звука и видео-изображения. Обучение с помощью
компьютера
дает
возможность
организовать
самостоятельные
действия
каждого ученика.
При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен
забывать, что это урок, а значит, составляет план урока исходя из его целей;
при
отборе
учебного
материала
он
должен
соблюдать
основные
дидактические
принципы:
систематичности
и
последовательности,
доступности,
дифференцированного
подхода,
научности
и
др.
При
этом
компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Например, направления использования презентаций на уроках:
Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.
Работа с устными упражнениями.
Повторение пройденного материала.
Демонстрация условия и решения задачи.
Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.
Проведение тестов.
Проведение рефлексии.
Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Компьютер рассматривается как инструмент повышения мотивации,
формирования
и
совершенствования
практических
навыков.
Компьютер
позволяет задействовать у обучаемого все три канала восприятия: слуховой,
визуальный и кинестетический, что позволяет увеличить объем и прочность
усвоения изучаемого материала, значительно повышает статус учеников в
учебном
процессе,
увеличивает
познавательную
активность
учащихся
и
поддерживает
интерес
к
предмету,
а
также
расширяет
поле
для
самостоятельной деятельности учащихся. Использование мультимедийных
программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично
сочетается с ними на всех этапах обучения.
Использование компьютера позволяет не только многократно повысить
эффективность
обучения,
но
и
стимулировать
учащихся
к
дальнейшему
самостоятельному
изучению
предмета.
Подобные
уроки
включают
интерактивный
мультимедийный
контент,
который
позволяет
шире
задействовать
в
процессе
обучения
самих
школьников,
способствует
повышению интереса к изучаемому предмету, лучшему усвоению материала.
Учащиеся могут использовать мультимедийные элементы в своих домашних
работах,
передавая
их
в
электронной
форме
на
съемных
носителях
информации (флэш-карте) или с использованием электронной почты.
Также компьютер можно использовать при разработке предметного УМК
как:
тренажер в процессе формирования умений и навыков.
наглядное пособие для организации активной учебно-познавательной
деятельности учащихся.
источник учебной информации.
средство, помогающее организовать контроль и самоконтроль.
Использование
ИКТ
в
учебном
процессе
предполагает,
что
педагог
любой дисциплины умеет:
обрабатывать
текстовую,
цифровую,
графическую
и
звуковую
информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов
для
подготовки
дидактических
материалов
(варианты
заданий,
таблицы, чертежи, схемы, рисунки и т.п.);
создавать
слайды
по
учебному
материалу,
используя
редактор
презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на
уроке;
использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей
дисциплине;
организовать работу с электронным учебником на уроке;
применять
учебные
программные
средства
( о бу ч а ю щ и е ,
закрепляющие, контролирующие);
осуществлять и организовать поиск необходимой информации в сети
Интернет
в
процессе
подготовки
к
урокам
и
внеклассным
мероприятиям;
работать на уроке с материалами web-сайтов;
разрабатывать
тесты,
используя
готовые
программы-оболочки
или
самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.
Таким образом, применение информационных технологий в учебном
процессе
хотя
делает
обучение
более
интересным,
увлекательным
и
содержательным.
Учитель
вправе
выбирать
свою
технологию
и
методы
работы, но каждый учитель обязан работать во благо и для развития ребенка.
В работе с ИКТ необходимо придерживаться принципа:
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне
сделать самому, и это станет моим навсегда».