Напоминание

Расширение зоны использования ИКТ в образовательном процессе в условиях ФГОС


Автор: Терентьева Ирина Николаевна
Должность: учитель информатики и икт
Учебное заведение: МАОУ "ООШ №29"
Населённый пункт: город Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: Расширение зоны использования ИКТ в образовательном процессе в условиях ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад





Расширение зоны использования ИКТ в образовательном процессе

в условиях ФГОС
учитель информатики и ИКТ Терентьева Ирина Николаевна МАОУ «ООШ №29» Энгельсского муниципального района Саратовской области Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного школьного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС. Мы видим, какие значительные перемены происходят сейчас в системе образования. И во многом это связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. На сегодняшний день учителю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD, различного рода мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование. Одной из основных задач учителя является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы и является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе, позволяющие разнообразить формы и средства обучения, повышающие творческую активность учащихся. Урок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности школьника, в частности длительное преобладание наглядно -образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысил мотивацию
в обучении. Мы часто ставим перед собой задачу активизировать мотивацию учащихся в процессе обучения. А что же такое мотивация? По мнению психологов, мотивация - это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Особую роль в формировании мотивации играет новизна получаемой информации. Наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние учащихся обеспечивают им выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую. Практика показывает, что применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения, так как их использование создает возможность доступа к свежей информации в сочетании цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, «диалога» с источником знаний, расширяет возможности представления учебной информации. Применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, оказывает влияние на интеллектуальное развитие каждого ребёнка; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности обучающихся. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств начиная с 1 класса. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
За урок учителю нужно успеть сделать многое: провести опрос, проверить домашнее задание, разобрать новый материал, закрепить его, увидеть рост каждого учащегося, создать ситуацию успеха. Урок обычно проходит в напряженном ритме. Здесь не обойтись без электронного помощника – компьютера. Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения предметом для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной школы. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационно-коммуникационных технологий. Следовательно основными целями использования ИКТ являются:  повышение мотивации обучения;  повышение эффективности процесса обучения;  способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;  совершенствование методики проведения уроков;  контроль результатов обучения и воспитания;  планирование и систематизация индивидуальной работы;  повышение самообразования;  качественная подготовка урока (мероприятия).
Информационно-коммуникационные технологии в сочетании с передовыми педагогическими технологиями (личностно-ориентированным подходом и технологиями проблемного, программированного и проектного обучения) дают эффективный результат. На уроках информатики мы используем различные виды электронных ресурсов: информационно-справочные материалы, программные средства обучения и контроля (электронные учебники, электронный практикум). При подготовке и проведении уроков на различных этапах обучения используются различные формы ИКТ:  г о т о в ы е э л е к т р о н н ы е п р о д у к т ы , ко т о р ы е п о з в о л я ю т интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяют повысить качество обучения предметам, воплотив в жизнь принцип наглядности.  мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память обучающихся.  ресурсы сети Интернет несут громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, дистанционное обучение, конкурсы), что становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно- значимую информацию, обучающиеся учатся целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.  использование интерактивной доски и программного обеспечения позволяет учителям и ученикам в полной мере изложить и достаточно хорошо усвоить изучаемый материал. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес у учащихся.
Современные электронные учебные пособия позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видео-изображения. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это урок, а значит, составляет план урока исходя из его целей; при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Например, направления использования презентаций на уроках:  Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.  Работа с устными упражнениями.  Повторение пройденного материала.  Демонстрация условия и решения задачи.  Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.  Проведение тестов.  Проведение рефлексии.  Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Компьютер рассматривается как инструмент повышения мотивации, формирования и совершенствования практических навыков. Компьютер позволяет задействовать у обучаемого все три канала восприятия: слуховой, визуальный и кинестетический, что позволяет увеличить объем и прочность усвоения изучаемого материала, значительно повышает статус учеников в учебном процессе, увеличивает познавательную активность учащихся и поддерживает интерес к предмету, а также расширяет поле для самостоятельной деятельности учащихся. Использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения. Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению предмета. Подобные уроки включают
интерактивный мультимедийный контент, который позволяет шире задействовать в процессе обучения самих школьников, способствует повышению интереса к изучаемому предмету, лучшему усвоению материала. Учащиеся могут использовать мультимедийные элементы в своих домашних работах, передавая их в электронной форме на съемных носителях информации (флэш-карте) или с использованием электронной почты. Также компьютер можно использовать при разработке предметного УМК как:  тренажер в процессе формирования умений и навыков.  наглядное пособие для организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся.  источник учебной информации.  средство, помогающее организовать контроль и самоконтроль. Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что педагог любой дисциплины умеет:  обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки и т.п.);  создавать слайды по учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;  использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;  организовать работу с электронным учебником на уроке;  применять учебные программные средства ( о бу ч а ю щ и е , закрепляющие, контролирующие);  осуществлять и организовать поиск необходимой информации в сети Интернет в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;  работать на уроке с материалами web-сайтов;
 разрабатывать тесты, используя готовые программы-оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование. Таким образом, применение информационных технологий в учебном процессе хотя делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо и для развития ребенка. В работе с ИКТ необходимо придерживаться принципа: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».


В раздел образования