Напоминание

Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи в вопросах духовно – нравственного воспитания детей.


Автор: Сивцева Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ"Детский сад №67"
Населённый пункт: г.Березники,Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи в вопросах духовно – нравственного воспитания детей.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сивцева Татьяна Владимировна воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №67», г. Березники.
Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного

потенциала семьи в вопросах духовно – нравственного воспитания детей.
«Если родители не будут принимать участие в воспитании ребенка, то оно могут с легкостью разрушить то, что стоит огромного труда и усилий воспитателя» А.Аркин Величайшая ценность, созданная за всю историю существования человечества – это семья. Ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В развитии семьи, сохранении, культуре заинтересовано общество и государство. Это записано в Законе РФ «Об образовании» (ст. 18) В законе сказано, что родители – первые педагоги ребенка. Личность ребенка формируется под влиянием объективных условий его жизни в семье, так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. Минимум педагогических знаний, имеющийся в большинстве семей, не удовлетворяет т ребований современного обще ства. По этому т ак н е о бход и м о совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Наше дошкольное учреждение по степенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс становится более свободным, гибким, гуманным, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями. Так организуется социальное партнерство — выгодное взаимодействие, направленное на решение социальных проблем. Развитие ребёнка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении. Поэтому родители становятся активными участниками и партнерами педагогов в создании и реализации вопросов духовно – нравственного воспитания детей. Вовлечение родителей в единое пространство детского развития происходит через постановку цели – создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, вовлечение родителей в образовательный процесс. И через решение задач: Обеспечить педагогическую поддержку семьи и повысить педагогическую культуру родителей. Установить партнерские отношения с семьями воспитанников. Создать атмосферу взаимного понимания, общности интересов, взаимоподдержки между ДОУ и семьей. Оказать помощь родителям в духовно - нравственном воспитании дошкольников, активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Так, повышая педагогическую культуру родителей, мы меняем их взгляды на нравственное воспитание и развитие детей в семье. Опыт нашей работы по вопросам духовно - нравственного воспитания в семье показывает, что многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте
происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому, необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. В нашем детском саду разработана целевая программа по взаимодействию с семьей. Одной из задач программы стало возрождение семейных традиций на основе воспитания духовно-нравственной личности. Семейные традиции — редкость в наши дни. Но ничто так не сплачивает семью, как традиции. Благодаря традициям в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между членами семьи. Учитывая это, мы строим свою работу. Находя крупицы семейных традиций, мы проводили консультацию «Традиции семьи – основа воспитания ребёнка», создавали коллекции новогодней игрушки «Ёлочный раритет», где собирали игрушки дедушек и бабушек, на регулярных заседаниях Родительского университета «Кафедра грамотного материнства. Бабушка и дедушка – наши первые учителя» наше старшее поколение делилось опытом воспитания наших пап и мам. На заседаниях кафедры выяснили, что традицией может быть не только общие праздники, но и совместный труд (посадка деревьев, работа на субботнике, подготовка совместных подарков своими руками) всё это скрепит семейные узы, поможет в воспитании духовности, нравственности в наших детях. Именно традиции функционируют в качестве механизмов передачи любви, доброты, сочувствия, взаимопонимания, готовности прийти на помощь близкому человеку. Очень эффективной формой работы по воспитанию духовно- нравственных качеств у дошкольников, является организация совместных празднований дней рождения. Дети, родители и педагоги вместе оформляли группу или зал поздравительными открытками, фотографиями, шарами, подготавливали костюмы, подарки, поздравления и угощения, играли в игры, пели песни. Традиционно проходят в нашем детском саду конкурсы семейных газет «Лето – маленькая жизнь», «Наши зимние каникулы», где помещаем рисунки детей на темы «Наши семейные традиции», «Портрет нашей семьи». Необычные родительские собрания в форме круглого стола, мастер – класса, интеллектуальных игр, КВН позволяют родителям обменяться опытом, высказать свои предложения, получить новые профессиональные знания от педагогов по вопросам возрождения и сохранения семейных традиций. Положительным опытом сотрудничества педагогов и родителей нашего детского сада является организация и проведение Недели Семьи, приуроченной к Международному Дню Семьи, итогового «Семейного выходного дня» В основу воспитательной системы нашего дошкольного учреждения положен проектно-исследовательский метод. В ходе работы по духовно- нравственному воспитанию дошкольников были реализованы мини-проекты «Мамочку мою очень я люблю», «Пасхальные краски», «Защитники Отечества».
Завершающим этапом проекта «Защитники Отечества» явилось изготовление Красных гвоздик и возложение его вместе с родителями к мемориалу «Вечный огонь» в День Победы. В нашей работе удачно зарекомендовали себя такие формы, как: мероприятия с родителями флешмобы «Папа, мама почитай-ка», посвящённый Году Литературы, «День сердца», посвящённый краевой акции «Пермский край – территория здоровых сердец», совместное участие в акциях и социально – образовательных инициативах «Мы за ёжиков в ответе»(сбор использованных батареек), «Подари дереву жизнь»»(сбор макулатуры), «Дети против курения» (изготовление и раздача флаеров). Развиваясь, ребенок не может «сам утвердиться». Он утверждает себя непременно на основе каких-то примеров, которые затронули его душу. Поэтому мы используем личные архивы родителей (армейские альбомы, письма, открытки, элементы формы). В мини-музее Воинской славы воспитанники примеряют военную форму солдат Великой Отечественной войны и современной Российской армии. Мы рассказываем детям о героическом подвиге солдат в годы Великой Отечественной войны. Совместными усилиями создан альбом «Защитники Отечества», подобрана различная художественная и познавательная литература для чтения детям. Очень нравятся нашим папам и мамам совместные экскурсии на выставки в городской краеведческий музей, центральную городскую детскую библиотеку имени Н. Островского, в музыкальную школу имени П. И. Чайковского. Наши родители активные участники во всех праздниках, конкурсах, открытых мероприятиях. Они наши первые помощники в изготовлении костюмов на Новый год, участии в совместных конференциях «Животные жарких стран», подготовке прекрасных поделок своими руками на конкурсы городского и Всероссийского уровня «Раскрасим вместе мир» АО «Ависма», участие в спортивных мероприятиях «Городская спартакиада среди ДОУ», «Дни здоровья», «Лыжные старты» и многие другие. Традиционным в детском саду стало проведение акции «Сделаем наш детский сад красивым!» Дети с большим желанием наравне с взрослыми участвуют в благоустройстве территории. Все вместе мы приводим в порядок деревья и кустарники, возделываем клумбы, высаживаем цветы, ремонтируем постройки, разрисовывая и расписывая их в самые яркие цвета, строим ледяные горки и снежные постройки. Совместный труд родителей, педагогов и детей приносит свои плоды. Дошкольники гордятся, что трудились вместе с родителями, испытывают радость от полученных результатов, а мы в свою очередь понимаем, что общие усилия не прошли даром. Результатом нашей работы мы можем считать то, что дети и взрослые стали понимать, что кроме понятия «достаток» есть еще и более важное понятие «достоинство» и, прежде всего нравственное, духовное достоинство. Таким образом, работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими
гражданами. Духовно-нравственное воспитание - это вопрос не одного дня, а ежедневная работа, направленная на воспитание толерантности, любви к своей семье, родному городу, краю. Считаю, что только при условии совместной работы педагогов, детей и родителей можно достичь наиболее эффективных результатов Работа с семьями воспитанников нашего детского сада дала положительные результаты, изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, и родителей со своими детьми. Библиографический список: 1. Арапова – Пискарева Н. А. Мой родной дом : Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез,2005. 2. Буре Р. С. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников : Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей/Р. С. Буре, М. В.Воробьева, В. Н. Давидович и др. – М.: Просвещение, 2004. 3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для учеб. заведений. / Т.А. Куликова – М.: Издательский центр «Академия», 2005. 4. Протодьяконова М. П. Педагогическая культура родителей как основное социально – педагогическое направление учителя начальных классов. / М. П. Протодьяконова– «Наука и образование: новое время». – 2014. – № 1. 5. Чернилевский Д. В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века. / Д. В. Чернилевский — М.: РИО МГТА, 2003.


В раздел образования