Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи в вопросах духовно – нравственного воспитания детей.
Автор: Сивцева Татьяна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ"Детский сад №67" Населённый пункт: г.Березники,Пермский край Наименование материала: статья Тема: Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного потенциала семьи в вопросах духовно – нравственного воспитания детей. Раздел: дошкольное образование
Сивцева Татьяна Владимировна
воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №67», г. Березники.
Педагогическая культура родителей как компонент воспитательного
потенциала семьи в вопросах духовно – нравственного воспитания детей.
«Если родители не будут принимать участие в воспитании ребенка, то оно
могут
с
легкостью
разрушить
то,
что
стоит
огромного
труда
и
усилий
воспитателя» А.Аркин
Величайшая ценность, созданная за всю историю существования
человечества – это семья.
Ни одна культурная общность не обошлась без
семьи. В развитии семьи, сохранении, культуре заинтересовано общество и
государство. Это записано
в Законе РФ «Об образовании» (ст. 18) В законе
сказано,
что
родители
–
первые
педагоги
ребенка.
Личность
ребенка
формируется под влиянием объективных условий его жизни в семье, так и под
воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. Минимум
педагогических знаний, имеющийся в большинстве семей, не удовлетворяет
т ребований
современного
обще ства.
По этому
т ак
н е о бход и м о
совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя. В соответствии
с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Наше
дошкольное
учреждение
по степенно
превращается
в
открытую
образовательную
систему:
с
одной
стороны,
педагогический
процесс
становится
более
свободным,
гибким,
гуманным,
с
другой
—
педагоги
ориентируются
на
сотрудничество
и
взаимодействие
с
родителями.
Так
организуется
социальное
партнерство
—
выгодное
взаимодействие,
направленное на решение социальных проблем.
Развитие ребёнка в огромной степени зависит от семейного благополучия,
участия
родителей
в
его
физическом
и
духовном
становлении.
Поэтому
родители
становятся
активными
участниками
и
партнерами
педагогов
в
создании и реализации вопросов духовно – нравственного воспитания детей.
Вовлечение родителей в единое пространство детского развития происходит
через
постановку цели – создание единого пространства развития ребенка в
семье
и
ДОУ,
вовлечение
родителей
в
образовательный
процесс.
И
через
решение задач:
Обеспечить
педагогическую
поддержку
семьи
и
повысить
педагогическую
культуру
родителей.
Установить
партнерские
отношения
с
семьями воспитанников. Создать атмосферу взаимного понимания, общности
интересов, взаимоподдержки между ДОУ и семьей. Оказать помощь родителям
в
духовно
-
нравственном
воспитании
дошкольников,
активизировать
их
воспитательные
умения,
поддерживать
их
уверенность
в
собственных
педагогических возможностях.
Так, повышая педагогическую культуру родителей, мы меняем их взгляды
на нравственное воспитание и развитие детей в семье. Опыт нашей работы по
вопросам духовно -
нравственного воспитания
в семье
показывает, что
многим
родителям
просто
неизвестно,
что
именно
в
дошкольном
возрасте
происходит
усвоение
социальных
норм,
моральных
требований
и
образцов
поведения
на
основе
подражания.
Поэтому,
необходимо
помочь
родителям
осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться
нравственные
и
духовные
обычаи
и
ценности,
созданные
предками,
и
что
именно родители ответственны за воспитание детей. В нашем детском саду
разработана целевая программа по взаимодействию с семьей. Одной из задач
программы
стало
возрождение
семейных
традиций
на
основе
воспитания
духовно-нравственной личности.
Семейные традиции — редкость в наши дни. Но ничто так не сплачивает
семью, как традиции. Благодаря традициям в доме формируется благоприятный
психологический
климат,
добрые
взаимоотношения
между
членами
семьи.
Учитывая это, мы строим свою работу. Находя крупицы семейных традиций,
мы проводили
консультацию «Традиции семьи – основа воспитания ребёнка»,
создавали коллекции новогодней игрушки «Ёлочный раритет», где собирали
игрушки
дедушек
и
бабушек,
на регулярных
заседаниях
Родительского
университета «Кафедра грамотного материнства. Бабушка и дедушка – наши
первые учителя» наше старшее поколение делилось опытом воспитания наших
пап и мам. На заседаниях кафедры выяснили, что традицией может быть не
только общие праздники, но и совместный труд (посадка деревьев, работа на
субботнике, подготовка совместных подарков своими руками) всё это скрепит
семейные узы, поможет в воспитании духовности, нравственности в наших
детях.
Именно традиции функционируют в качестве механизмов передачи
любви, доброты, сочувствия, взаимопонимания, готовности прийти на помощь
близкому человеку.
Очень эффективной формой работы по воспитанию духовно-
нравственных
качеств
у
дошкольников,
является
организация
совместных
празднований дней рождения. Дети, родители и педагоги вместе оформляли
группу
или
зал
поздравительными
открытками,
фотографиями,
шарами,
подготавливали костюмы, подарки, поздравления и угощения, играли в игры,
пели песни.
Традиционно проходят в нашем детском саду конкурсы семейных газет
«Лето – маленькая жизнь», «Наши зимние каникулы», где помещаем рисунки
детей на темы «Наши семейные традиции», «Портрет нашей семьи».
Необычные родительские собрания в форме круглого стола, мастер –
класса, интеллектуальных игр, КВН позволяют родителям обменяться опытом,
высказать свои предложения, получить новые профессиональные знания от
педагогов по вопросам возрождения и сохранения семейных традиций.
Положительным опытом сотрудничества педагогов и родителей нашего
детского сада является организация и проведение Недели Семьи, приуроченной
к Международному Дню Семьи, итогового «Семейного выходного дня»
В основу воспитательной системы нашего дошкольного учреждения
положен
проектно-исследовательский
метод.
В
ходе
работы
по
духовно-
нравственному воспитанию дошкольников были реализованы мини-проекты
«Мамочку
мою
очень
я
люблю»,
«Пасхальные
краски»,
«Защитники
Отечества».
Завершающим этапом проекта «Защитники Отечества» явилось изготовление
Красных гвоздик и возложение его вместе с родителями к мемориалу «Вечный
огонь» в День Победы.
В нашей работе удачно зарекомендовали себя такие формы, как:
мероприятия с родителями флешмобы «Папа, мама почитай-ка», посвящённый
Году Литературы, «День сердца», посвящённый краевой акции «Пермский край
– территория здоровых сердец», совместное участие в акциях и социально –
образовательных инициативах «Мы за ёжиков в ответе»(сбор использованных
батареек), «Подари дереву жизнь»»(сбор макулатуры), «Дети против курения»
(изготовление и раздача флаеров).
Развиваясь, ребенок не может «сам утвердиться». Он утверждает себя
непременно
на
основе
каких-то
примеров,
которые
затронули
его
душу.
Поэтому
мы
используем
личные
архивы
родителей
(армейские
альбомы,
письма,
открытки,
элементы
формы).
В
мини-музее
Воинской
славы
воспитанники
примеряют
военную
форму
солдат
Великой
Отечественной
войны
и
современной
Российской
армии.
Мы
рассказываем
детям
о
героическом
подвиге
солдат
в
годы
Великой
Отечественной
войны.
Совместными
усилиями
создан
альбом
«Защитники
Отечества»,
подобрана
различная художественная и познавательная литература для чтения детям.
Очень нравятся нашим папам и мамам совместные экскурсии на
выставки в городской краеведческий музей, центральную городскую детскую
библиотеку
имени
Н.
Островского, в
музыкальную
школу
имени
П.
И.
Чайковского.
Наши родители активные участники во всех праздниках, конкурсах,
открытых
мероприятиях.
Они
наши
первые
помощники
в
изготовлении
костюмов на Новый год, участии в
совместных конференциях «Животные
жарких стран», подготовке прекрасных поделок своими руками на конкурсы
городского и Всероссийского уровня «Раскрасим вместе мир» АО «Ависма»,
участие в спортивных мероприятиях «Городская спартакиада среди ДОУ», «Дни
здоровья», «Лыжные старты» и многие другие.
Традиционным в детском саду стало проведение акции «Сделаем наш
детский
сад
красивым!»
Дети
с
большим
желанием
наравне
с
взрослыми
участвуют в благоустройстве территории. Все вместе мы приводим в порядок
деревья и кустарники, возделываем клумбы, высаживаем цветы, ремонтируем
постройки, разрисовывая и расписывая их в самые яркие цвета, строим ледяные
горки и снежные постройки. Совместный труд родителей, педагогов и детей
приносит
свои
плоды.
Дошкольники
гордятся,
что
трудились
вместе
с
родителями, испытывают радость от полученных результатов, а мы в свою
очередь понимаем, что общие усилия не прошли даром. Результатом нашей
работы мы можем считать то, что дети и взрослые стали понимать, что кроме
понятия «достаток» есть еще и более важное понятие «достоинство» и, прежде
всего нравственное, духовное достоинство.
Таким образом,
работа по развитию нравственного начала в детях сложна,
многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут
в
детских
душах
и
наши
дети
вырастут
добрыми
и
умными,
хорошими
гражданами. Духовно-нравственное воспитание - это вопрос не одного дня, а
ежедневная работа, направленная на воспитание толерантности, любви к своей
семье, родному городу, краю. Считаю, что только при условии совместной
работы педагогов, детей и родителей можно достичь наиболее эффективных
результатов
Работа
с
семьями
воспитанников
нашего
детского
сада
дала
положительные результаты, изменился характер взаимодействия педагогов с
родителями, и родителей со своими детьми.
Библиографический список:
1.
Арапова – Пискарева Н. А. Мой родной дом : Программа нравственно –
патриотического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез,2005.
2.
Буре Р. С. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у
дошкольников : Пособие для воспитателей дошкольных образовательных
учреждений и родителей/Р. С. Буре, М. В.Воробьева, В. Н. Давидович и
др. – М.: Просвещение, 2004.
3.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для
учеб. заведений. / Т.А. Куликова – М.: Издательский центр «Академия»,
2005.
4.
Протодьяконова М. П. Педагогическая культура родителей как основное
социально – педагогическое направление учителя начальных классов. / М.
П. Протодьяконова– «Наука и образование: новое время». – 2014. – № 1.
5.
Чернилевский
Д.
В.
Духовно-нравственные
ценности
образовательной
системы России XXI века. / Д. В. Чернилевский — М.: РИО МГТА, 2003.