Автор: Махова Евгения Ефимовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ СШ №61 Населённый пункт: Волгоград Наименование материала: конспект урока Тема: Разряды частиц. Роль частиц в речи. Раздел: среднее образование
СЦЕНАРИЙ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
ТЕМА: «
Разряды частиц. Роль частиц в речи
»
Тема:
Разряды частиц. Роль частиц в речи.
Цели:
1. Обобщение знаний о разрядах частиц, закрепление умения видеть
частицы в тексте, определять их разряды.
2. Развитие навыка исследовательской деятельности, наблюдательности
при работе с предложениями и текстами разных стилей.
3. Воспитание любви, интереса к чтению, книге, чуткого восприятия слова.
Оборудование:
1. Таблица «Разряды частиц»
2. Кроссворд «Части речи»
3. Плакат: «Человек перестает мыслить,
когда он перестает читать.» Дидро.
Ход урока.
1. Организационный момент. Слово учителя.
Объявление темы, целей и задач урока.
2. Синтаксический разбор предложения.
Хорошая правдивая книга позволяет за несколько часов
прожить чужую жизнь и приобрести жизненный опыт, не
сходя с дивана.
3. Фронтальный опрос.
-
Какой раздел науки о языке мы изучаем?
-
На какие 2 большие группы делятся части речи?
-
Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных частей речи?
-
Какую роль в предложении играют служебные части речи: предлоги, союзы,
частицы?
4. Работа с текстом:
Уме…шь ли ты читать? Что за странный вопрос, если он обращ…н к
человеку, который столько лет ход…т в школу!
Что значит уметь читать? Это значит взять из книг… все, что она
смож…т дать: глубину мысл… и чу…ства, поэтическое открытие мира.
(Не) редко читатель – подросток б…рет из книг… лишь цепь событий,
сюжет.
Но разве под силу ему, у…кому руслу, зам…нить собой полноводную реку
жизн…, созда(н,нн)ую художником на страницах повест… и романа?
Задания
-
Прочитать текст.
-
Определить его основную мысль, тему. Согласны ли вы с автором?
-
Списать, обозначив орфограммы и пунктограммы.
-
Самопроверка (текст на доске).
-
Какие частицы вы увидели в тексте, определите их разряд.
-
Попробуем убрать частицы, прочитаем изменённый текст. Что получилось в
результате?
Ответ: многие предложения неясно выражают мысль, а некоторые совсем
непонятны.
- Какой вывод из этого следует?
- Частицы необходимы в нашей речи.
А вот и они сами пришли к нам в гости.
5. Инсценировка миниатюры Ф. Кривина «Служебные слова»
-
Несмотря на своё служебное положение, они вполне самостоятельны и
пишутся отдельно от других слов, это нужно всегда твёрдо помнить! Каждая
из них занята своим делом, старается подчеркнуть главную мысль. А в
неслужебное время… О, о чём только не говорят в неслужебное время
служебные слова!
- Если бы у меня было не две, а хотя бы три буквы, - говорит частица БЫ, - я бы
такое сказала!
- Ах, эта частица БЫ, какая она мечтательница!
- Вряд ЛИ, - возражает ей частица ЛИ, верная своей привычке во всём
сомневаться. – Да и нужна ли тебе лишняя буква.
- Это же пустой разговор, - останавливает их частица ЖЕ, привыкшая
реально смотреть на вещи. Тебе же вполне хватает двух букв.
- Но частицу БЫ трудно остановить.
- Если бы я была подлежащим, - вдруг заявляет она.
- Ой ли! Тебе ли наводить порядок в тексте?
- Да перестаньте же! У нас уже и так порядок. Этот порядок установлен
грамматикой.
-
Так спорят в свободное время частицы. Хотя все они служебные слова, но у
каждой есть свой характер. Поэтому ведут они себя в тексте по-разному: БЫ
– мечтает, ЛИ – сомневается, ЖЕ – утверждает.
6. Работа с таблицей.
-
К каким разрядам относятся данные частицы: бы, ли, же?
- Какие частицы называются модальными?
- Какие частицы называются формообразующими?
7. Творческая работа.
- Какую частицу вы употребите, если будете мечтать?
-Сомневаться?
-Будете уверены в себе
?
Задания:
Составить сочинение – миниатюру «Книга в моей жизни».
1 ряд – мечтатели бы
2 ряд – сомневающиеся вряд ли, едва ли, разве
3 ряд – уверенные в себе даже, же, ведь, уже, все-таки.
Чтение отдельных работ.
Обмен мнениями.
-
Помогли ли частицы более точно выразить мысль?
-
Следовательно, они необходимы в речи.
8. Подведение итогов урока.
С текстами какого стиля мы работали на уроке?
Ответ: публицистического.
Для чего служат частицы в текстах этого стиля?
Ответ: частицы делают нашу речь более точной, выразительной,
эмоциональной, яркой.
Опережающее задание (сообщение ученицы)
Количество частиц невелико, но частота их употребления, особенно в первой
сотне самых частотных слов, довольно велика (из 100-11 частиц).
Ученые подсчитали, что в произведениях А. С. Пушкина частицы
употребляются около 1000 раз. Самая употребляемая частица у Пушкина – уж
(300).
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало.
Примеры употребления частиц в речи самые разные.
Некоторые частицы не свойственны литературному языку, имеют
просторечный, диалектный характер: та, те, ага, вишь, слышь, во.
Употреблять их в речи не следует, т. к. эти частицы не богаты эмоциональными
оттенками, а лишь засоряют речь.
А большинство частиц играют немаловажную роль в тексте. Они что делают?
-
восклицают, выделяют, усиливают
-
уточняют, отрицают,
это слова, которые необходимы автору для более точного выражения своих
мыслей.
Изучая любое художественное произведение, прозаическое или поэтическое не
пропустите частицы, без них произведение потеряет часть своих красок.
Чтение стихотворения о частице.
- Мы, - промолвили Частицы, -
Можем с каждым подружиться,
Выражаем утвержденье,
Отрицание,
сомненье…
- Я всегда, - сказала не, -
Не люблю, что не по мне.
Заявляю, не нужна
Людям новая война.
- Именно, - сказала пусть, -
К этому и я стремлюсь:
Пусть на свете больше будет
Тех, кто мир приносит людям!
- Да, - поднявшись на дыбы,
Говорит частица бы.
- Эту мысль, - вмешалась да, -
Подтверждаю я всегда.
9. Домашнее задание.
С какой частицей мы не работали на уроке?
Ответ: с частицей не.
О чём были все тексты на уроке?
Ответ: О книге, о чтении.
Чтобы закрепить знания,
Даю домашнее задание.
Повторить правописание не, ни.
Написать сочинение «Книга и я» (Для желающих).
Спасибо за урок!