Формирование этнического самосознания и идентичности к своему этносу студентов из числа малочисленных народов Севера в целях адаптации и социализации в современном обществе
Автор: Хороля Светлана Михайловна Должность: воспитатель общежития №2 колледжа Учебное заведение: БУ "Белоярский политехнический колледж" Населённый пункт: г.Белоярский ХМАО-Югра Тюменской области Наименование материала: статья Тема: Формирование этнического самосознания и идентичности к своему этносу студентов из числа малочисленных народов Севера в целях адаптации и социализации в современном обществе Раздел: среднее профессиональное
«Формирование этнического самосознания и этнической самоидентификации студентов из
числа КМНС в целях адаптации в период обучения в профессиональном учебном заведении и
социализации в современных условиях»
Культурный, духовный, экономический и социальный капитал народов, населяющих нашу
планету – невозместимые ценности человечества. Наследие питает современную науку,
образование, культуру. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного
наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования, как одного из
важнейших ресурсов стабильности современного общества, наравне с природными богатствами.
Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.
Одной из актуальных проблем является проблема поиска средств развития этнокультурных
потребностей граждан России в образовании и воспитании в духе уважения и любви к родной
культуре. Возрождение и обновление национальной жизни народов России является
неотъемлемой составной частью общего процесса формирования гражданского общества и
становления правового государства.
Промышленное развитие Арктики и Северного Ледовитого океана – освоение человечеством
данного региона Земли, добыча здесь полезных ископаемых приводит к неизбежному
вмешательству в жизнь коренных народов Арктики, устоявшуюся за сотни и тысячи лет.
Разбросанное на большой площади размещение месторождений нефти и газа, а также наличие
здесь разветвлённой сети трубопроводов приводит к широкому охвату территорий при разработке
ресурсов. Кроме отторжений земельных угодий, в таких районах происходит загрязнение водных
ресурсов и атмосферы, так наносится ущерб всему комплексу условий, составляющих основу
традиционной системы жизнедеятельности и жизнеобеспечения коренного населения.
Современное индустриальное освоение Севера осуществляется в чрезвычайно короткие
сроки, не совместимые с адаптивными возможностями природы и сообщества коренных северян,
и потому оказывает разрушительное действие не только на природную среду, но и на менталитет,
культуру и традиции этих групп населения. Промышленное освоение Севера может привести к
полному уничтожению исконной среды обитания и тысячелетиями создававшейся уникальной
культуры коренных народов Севера, их традиционных знаний и способов освоения окружающей
среды. Кризисное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности привело к
обострению социальных проблем. Уровень жизни значительной части граждан из числа
малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности или ведущих полукочевой
образ жизни, ниже среднероссийского. Уровень безработицы в районах Севера, где проживают
малочисленные этносы, в 1,5 – 2 раза превышает средний по Российской Федерации.
В настоящее время малочисленные народы Крайнего Севера переживают сложное время,
связанное с экономическим упадком и деструктивными процессами в этнической культуре. Это
связанно со значительными изменениями в системе традиционных институтов социализации,
почти полной потерей элементов национальной жизни, верований, обычаев, традиций, утратой
родного национального языка. Являясь важнейшим признаком этнической самобытности, языки
малочисленных народностей Севера утрачивают свои социальные функции, сводятся к сфере
бытового потребления только старшим поколением. Идёт активная языковая ассимиляция в
пользу языка межнационального общения. Искусственно созданные социально-экономические
условия, которые ускоряют процессы ассимиляции малочисленных народов Севера, ведут их к
исчезновению как этносов. Нарушена преемственность поколений, которая привела к отчуждению
детей от своих родителей в связи с обучением их в интернатах, игнорировании педагогических
возможностей семьи.
Все эти процессы негативно влияют на осознание своей этнической принадлежности,
инициируют расшатывание и без того хрупкого, связанного с современными мировыми
тенденциями стирания этнических различий, этнического начала в личности. Каждое новое
поколение, как свидетельствует общественная практика, заново переосмысливает особенности
своей общности, формирует национальное самосознание в соответствии с современным миром.
Наиболее сложные периоды истории этноса, когда происходит ломка существующих
общественных отношений, переход из одной стадии формирования этнического сообщества в
другую форму, более развитую, процессы формирования национального самосознания требуют
пересмотра взглядов на проблемы осознания личности в обществе.
В этнопсихологической науке заметно увеличился интерес к коренным народам северо-
востока Азии со стороны других этнических групп с целью осмысления их миропонимания и опыта
мироустройства, признание уникальности, самобытности, их мировоззрения и идентичности. Все
это ещё более подчёркивает значимость изучения психологии «малых» народов и их
этнокультурных особенностей, которое диктует не только познавательным интересом, но и
запросом широкой общественной практики, как на индивидуальном, так и на социальном уровне.
Изучение взаимосвязей между уникальной культурой народов Севера и психологией призвано
аккумулировать историческое прошлое и повседневный образ жизни, этническую специфику и её
современное преломление в своих носителях. Познание и комплексное изучение
этнопсихологических проявлений личности коренного жителя, культурных норм позволит,
учитывая диапазон изменчивости, оказывать целенаправленную психологическую помощь,
дающую возможность установления подлинно гармоничных отношений с собой и окружающим
миром.
«Через развитие языка, оживление культурной, духовной жизни возрождается любой народ»,
национальных традиций, обычаев, обрядов, важно укрепить их волю к жизни, уверенность в
собственных силах, развитие национального (этнического) самосознания. Язык – инструмент
общения и коммуникации, облегчающий взаимодействие между людьми, инструмент
социального продвижения, символ этнической и идентичности, эмоционально окрашенная
коллективная ценность. Родной язык – язык формирования первичных навыков речевого
взаимодействия в условиях семьи. Язык имеет важную роль в усилении процессов этнической
идентичности, поскольку именно в языке скрыто все многообразие культуры и устройства
конкретного этноса. Одним из факторов, способствующих сохранению коренными
малочисленными народами этнической идентичности и формирования сплоченности этноса, стал
язык межнационального общения в РФ русский язык.
Без родного языка очень сложно представить процесс формирования личности, её
национального самосознания. Национальное (этническое) самосознание – совокупность взглядов
и оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности индивидов –
членов общности о своей истории, современном состоянии и будущих перспективах, включает
рациональные, коммуникативные и эмоциональные компоненты. Национальное самосознание
определяет стержень оценочных отношений и ценностных представлений, необходимых для
самоопределения личности в современных условиях жизнедеятельности.
В современном мире в период информационного бума, в век всеобщей компьютеризации
все меньше уделяется внимание духовному и нравственному воспитанию молодого поколения.
Этнопедагогизация воспитательного процесса рассматривается как движущая сила, которая
помогает создавать условия для обеспечения этнокультурной социализации личности.
В настоящее время актуальна проблема возрождения утраченных национальных традиций,
обычаев, языков малочисленных коренных этносов, формирования этнической принадлежности к
своему народу. Без опоры на национальную культуру трудно воспитать личность,
ориентированную на мораль и нравственность, эстетическое, творчество независимо от сферы
деятельности личности.
Основание для глубокого освоения культуры народа, уважения и любви к родному языку,
стремления к постоянному постижению общемировых ценностей возможно только в
целенаправленном последовательном и непрерывном воздействии учебно-воспитательной
деятельности с этнокультурным и этнопедагогическим содержанием всех образовательных сфер,
включая дошкольное, общеобразовательное и профессиональное обучение. Воспитательно-
образовательный процесс, опираясь на этническую психологию и педагогику, учитывая
специфические особенности психологии, физиологии и менталитета детей коренных народов
Севера, многосторонний диалог культур других народов в идеале должен обеспечивать развитие
личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей. Это позволит не допустить
самоизоляции этноса, обеспечит единое культурное и образовательное пространство, будет
способствовать расширению социальной мобильности личности. Этно-педагогическая среда
Ханты-Мансийского автономного округа является полиэтнической средой. Целенаправленное
использование особенностей этно-педагогической среды в работе всех образовательных сфер
поможет обеспечить детям из числа малочисленных народов Севера адекватное восприятие
своей национальности и сформировать позитивное, толерантное отношение к представителям
других национальностей, развивать межкультурную компетентность.
В настоящее время в Югре ведется большая работа по сохранению и развитию культуры
коренных народов, в связи с этим наблюдается тенденция увеличения детей, интересующихся
национальной культурой. В бюджете автономного округа ежегодно предусматриваются
финансовые средства на поддержку коренных малочисленных народов в соответствии с
действующими программами, привлекаются дополнительные средства из федерального бюджета.
Осуществляется поддержка учреждений культуры, системы дополнительного образования, а
также физических лиц, занимающихся развитием традиционных промыслов, популяризирующих
декоративно-прикладное искусство коренных малочисленных народов.
Созданы бюджетные учреждения автономного округа: "Этнографический музей под
открытым небом "Торум Маа", "Театр обско-угорских народов - "Солнце". На государственном
телеканале "Россия-1" во врезках автономного округа выходят информационные программы на
национальных языках, а также культурно-просветительские передачи, рассказывающие о быте,
традициях и культуре коренных малочисленных народов. На телеканале "Югра" выходят в эфир
телевизионные уроки хантыйского и мансийского языка для детей; обрядам и ритуалам коренных
малочисленных народов посвящена программа "Магия древних". В муниципалитетах созданы
центры национальных культур, музеи. В работе с детьми педагоги привлекают знатоков
фольклорного жанра, мастеров-ремесленников традиционной культуры из числа старшего
поколения, что особенно важно в целях преемственности, передачи опыта. Немаловажную роль
играют библиотеки в популяризации культуры, этнографии, литературы коренных народов Югры.
Государственная библиотека Югры имеет свою страничку на сайте «Финно-угорские библиотеки
России», где систематически представляют информацию о событиях, связанных с коренными
народами Югры, о новых книгах на языках ханты и манси, о значительных событиях и культурных
мероприятиях, проводимых в округе. На страницах публикуемых газет и журналов читателей
знакомят не только с фольклором обских угров, но и с произведениями финно-угорских народов,
которые обогащают внутренний мир, с любовью и трепетом относиться к природе, животному
миру и человеку. Осуществляется выпуск газет на хантыйском и мансийском языках, которые
поступают в библиотеки небольших национальных поселков, учебных заведений, отправляются на
стойбища.
В автономном округе учреждены общественные организации коренных малочисленных
народов: "Спасение Югры", "Союз оленеводов", "Союз мастеров традиционных народных
промыслов коренных малочисленных народов "Сорни Еш", "Молодежная организация обско-
угорских народов", "Союз общин коренных малочисленных народов", "Совет старейшин коренных
малочисленных народов".
Обеспечено представительство интересов коренных малочисленных народов в органах
государственной власти автономного округа (Ассамблея представителей коренных малочисленных
народов Севера Думы автономного округа).
В настоящий период Ханты-Мансийский автономный округ - Югра является одним из
ведущих субъектов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития
коренных малочисленных народов, а также по уровню нормативного правового регулирования в
области развития коренных малочисленных народов.
В целях поддержки жизнедеятельности коренных народов в автономном округе принято
свыше 50 нормативных правовых актов, более 10 "именных" законов коренных малочисленных
народов, среди них законы:
"О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-
Мансийского автономного округа";
"Об общинах коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе -
Югре";
"О традиционных видах деятельности коренных малочисленных народов Севера в Ханты-
Мансийском автономном округе";
"О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера
регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
"О фольклоре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры";
"О факториях в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
"О поддержке средств массовой информации, издаваемых (выпускаемых) на языках коренных
малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
"О святилищах коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе -
Югре" и др.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 132-р была
принята «Концепция устойчивого развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока Российской Федерации». Постановлением Правительства Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры от 27 мая 2011 года №183-п с учетом исторических и культурных
особенностей региона утверждена «Концепция устойчивого развития коренных малочисленных
народов Севера Ханты-мансийского автономного округа-Югры». Она является системой
современных принципов и приоритетов в деятельности органов государственной власти, органов
местного самоуправления по реализации долгосрочных направлений государственной политики в
сфере устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера ХМАО-Югры.
В области социальной защиты, доступности и качества образования, подготовки кадров из
числа малочисленных народов Концепция предусматривает следующие мероприятия:
•
сохранение и совершенствование системы социальных гарантий, выплат и иных мер
государственной поддержки;
•
совершенствование нормативной правовой базы в области образовательной и языковой
политики в целях гармоничного формирования этнокультурной идентичности;
•
совершенствование системы обучения, направленной на укрепление организаций,
осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов;
•
разработка и внедрение системы показателей качества жизни малочисленных народов для
целей мониторинга их соответствия региональным и российским показателям;
•
достижение современного качества дошкольного, общего и профессионального
образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности
малочисленных народов;
•
обеспечение равного доступа жителей сельских поселений к различным образовательным
услугам;
•
оснащение школ-интернатов современными технологиями и учебными пособиями;
•
организация полноценного и доступного питания студентов в средних учебных заведениях
автономного округа;
•
организация подготовки и переподготовки кадров из числа малочисленных народов;
•
содействие гражданам из числа малочисленных народов в получении высшего
профессионального образования, сохранение количества бюджетных мест в высших учебных
заведениях;
•
научное и учебно-методическое обновление содержания этнокультурного образования;
•
реализация мер по поддержке и стимулированию перспективных фундаментальных и
прикладных научных исследований в системе образования малочисленных народов;
•
профориентационная работа с молодежью в начальных и средних образовательных
учреждениях с целью получения образования и последующего трудоустройства в традиционных
отраслях хозяйствования;
•
обеспечение условий для непрерывного образования детей малочисленных народов
через создание многопрофильных образовательных учреждений, реализующих образовательные
программы дошкольного, основного и дополнительного образования с этнокультурным
содержанием в городских и сельских местностях;
•
разработка и издание учебно-методических мультимедийных учебников, электронных
пособий для изучения родных языков и традиционной культуры малочисленных народов.
К числу показателей эффективности в реализации Концепции в системе образования относятся
следующие:
1.увеличение числа лиц, относящихся к малочисленным народам, получивших среднее (полное)
общее образование, начальное, среднее и высшее профессиональное образование;
2.увеличение численности высококвалифицированных кадров для организаций, осуществляющих
традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов;
3.увеличение численности трудозанятых лиц, относящихся к малочисленным народам.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 3 октября
2013 года N 398-п утверждена государственная программа «Социально-экономическое развитие
коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014
- 2020 годы. Основными результатами реализации государственной политики в отношении
коренных малочисленных народов в ХМАО –Югре на протяжении последних 2 десятилетий
являются:
•
создание комплексной правовой базы, гарантирующей их права;
•
снижение уровня безработицы;
•
повышение заинтересованности в ведении традиционного образа жизни и видов
традиционной хозяйственной деятельности;
•
создание условий для сохранения наследия, развития и популяризации языков, культуры,
фольклора, ремесел и искусств коренных малочисленных народов.
Программа имеет ряд приложений, закрепляющих порядки предоставления льгот лицам из
числа коренных малочисленных народов Севера, среди которых следующие документы,
действующие в настоящий период:
- Порядок предоставления компенсации оплаты обучения или оплаты обучения и иных мер
государственной поддержки малообеспеченным гражданам из числа коренных малочисленных
народов Севера ХМАО-Югры, обучающимся в профессиональных образовательных организациях
и организациях высшего образования;
- Порядок чествования трудовых династий, старейшин, юбиляров из числа коренных
малочисленных народов Севера ХМАО-Югры, проживающих в автономном округе;
- Порядок предоставления грантов в форме субсидий для реализации проектов, способствующих
сохранению, развитию, популяризации фольклора, традиций, языка, народных промыслов
коренных малочисленных народов Севера ХМАО-Югры.
Концепция Федеральной целевой Программы развития образования на 2016 – 2020 годы,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 2765-р.
В рамках программы должны быть решены задачи достижения высокого стандарта качества
содержания и технологий всех видов образования: профессиональное, общее и дополнительное,
а также достижение качественно нового уровня развития молодёжной политики, повышение
доступности программ социализации детей и молодёжи для успешного вовлечения их в
социальную практику.
В прогнозе долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года,
разработанном Министерством экономического развития РФ, предусмотрена необходимость
формирования гибкой диверсифицированной системы профессионального образовании,
отвечающей требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики, как в части
образовательных программ, так и в части условий и материально-технического оснащения
процесса обучения.
Закон об образовании (273 – ФЗ) принятый 29 декабря 2012 г. с изменениями от 30 декабря
2015 г. Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся,
испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ развития и
социальной адаптации; 2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь
включает в себя: 4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной
адаптации.
Последние годы в ХМАО-Югра в системе образования проводится значительная работа по
улучшению качества образования и воспитания учащихся в этнокультурной направленности,
овладению духовно-нравственным богатством и воспитания уважения к культуре, обычаям и
традициям коренных народов Севера. Особенности национального (этнического) самосознания
личности зависят как от культуры, к которой принадлежит человек, так и от уникальности самой
личности. Суть самосознания состоит в том, чтобы все общности, с которыми идентифицирует себя
человек, находились во внутренней гармонии, чтобы он мог ощущать свою принадлежность к
нескольким культурам, приоритетно относясь к своей.
Основой формирования самосознания выступают этнические традиции, исторически
сложившиеся образы мыслей, чувств и действий, которые усваиваются ребёнком в процессе
социализации. Присвоение определённой структуры самосознания обеспечивает механизм
идентификации – обособления. Развитие самосознания зависит от условий межэтнического
взаимодействия и характера межэтнических отношений, которые в силу социально-политических,
экономических и других причин могут ск5ладываться по-разному. Позитивное и негативное
направления на другие этносы проявляются в принятии или в обособлении и агрессии.
Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования личностная
ориентация, предполагающая опору на опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика.
В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной
деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта, как основы, без которой
самореализация личности становится малоэффективной и особое значение приобретает
формирование личности с ярко выраженной индивидуальностью, способной на нестандартное
мышление и действия.
Стратегия государственной молодёжной политики в РФ на период до 2016 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 года № 1760-р.
Стратегической целью государственной молодёжной политики является создание условий для
успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, развитие потенциала
молодёжи и его использования в интересах инновационного социально-ориентированного
развития страны
Распоряжение заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от
31 декабря 2015 года № 303-р «О создании и утверждении регионального организационного
комитета по подготовке и проведению в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Года
детства»
Мероприятия по проведению в 2016 году в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
Года детства, которые заинтересовали и нас:
- Организация бесплатных посещений государственных музеев Югры лицам до 16 лет.
(в течение года)
- Организация и проведение фестиваля «Мы единый народ». (ноябрь)
- Проведение региональных конкурсов и акций, направленных на формирование ценностного
отношения к культурному наследию коренных малочисленных народов Севера. (в течение года)
- Проведение Урока Доброты, приуроченного к Международному дню инвалида. (декабрь)
- Организация показов коллекций костюмов по мотивам русских народных сказок и сказок
народов ханты и манси «сказку рисовали…» с участием детей с ограниченными возможностями
здоровья. (в течение года)
- Организация и проведение открытого конкурса микрофильмов в рамках 14 Международного
фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня».
- Проведение олимпиады школьников ХМАО – Югры по родным языкам и литературе коренных
малочисленных народов Севера. (февраль)
- Реализация выставочного проекта по итогам окружного конкурса детского и юношеского
творчества «Легенды Торум Маа». (июнь)
- Проведение детского конкурса «Салыкве» в рамках межрегионального фестиваля-конкурса
фольклорных коллективов финно-угорских народов «Живущие по солнцу». (июнь)
- Проведение конкурса школьных сочинений «Будущее моей Югры». (сентябрь-октябрь)
- Проведение окружного конкурса среди старшеклассников на лучший видеоролик, лучшие
материалы в школьную газету по проблемам социальной направленности (ЗОЖ, борьба с
курением, антинаркотическая деятельность и т.д.) с трансляцией работ в эфире окружных и
муниципальных СМИ
На сегодняшний день в учреждениях профессионального образования ХМАО-Югры обучается
более 780 студентов - представителей коренных малочисленных народов Севера.
В БУ «Белоярский политехнический колледж» обучается 84 студента, принадлежащих к категории
представителей малочисленных народов Севера (53чел на отделении подготовки
квалифицированных рабочих и служащих и 31 чел. на отделении подготовки специалистов
среднего звена). По плану у учебного заведения два корпуса на каждое отделение (на данный
период в одном капитальный ремонт, в связи с этим обучение проходит в две смены).
Для иногородних студентов имеется два общежития (на каждое отделение), с двумя
воспитателями в каждом. В общежитии №2 проживает 56 студентов, из них 5 ребят и 7 девушек
представителей малочисленных народов Севера. Из ребят 3 метисированные: русский-манси,
ханты-русский. Среди девушек 2 метисированные: русская – ханты, манси – русская. Остальные
студенты ханты чистокровные, но язык никто не знает, не говорят на родном языке с
младенчества, так как языковая среда внутри семьи русскоязычная. Но язык свой материнский все
понимают, так как старшее поколение бабушки и дедушки все же говорят, дети слышат и
воспринимают, но ответить могут только по-русски. Две девочки ненки из Нумто, хорошо говорят
на своём языке, понимают ханты язык, могут ответить на вопрос на ханты языке, знания получены
благодаря школьной программе через уроки хантыйского языка, обучались в средней школе
с.Казым.
В учебном заведении работает социально-психологическая служба, состоящая из социального
педагога на отделении ППКРС (1 чел- ставка), социальные педагог отделении ПССЗЗ (1 чел-0,5
ставки), педагог-психолог (1чел-ставка). Работает служба дополнительного образования (3чел).
Степень профессиональной успешности будущего выпускника - представителя КМНС - во
многом зависит от того, как прошел процесс его адаптации в колледже. Попадая в новую для себя
социокультурную среду, студенты – представители коренных малочисленных народов Севера
испытывают серьезный стресс, связанный с интеграцией в полиэтническое пространство. Вопрос
профессионального и личностного самоопределения этой категории студентов встаёт особо остро,
ввиду давления со стороны социума чуждых им моральных, культурных, правовых норм и
традиций. Дезориентация студента в выборе профессионального и жизненного пути может
привести к неконструктивным решениям. В этой связи, особой миссией социально –
педагогической работы является помощь в осознании студентом своей этнической идентичности,
культивации личной значимости родной культуры, профессиональном и личностном
самоопределении, как гарантов идентификации своих жизненных и профессиональных планов с
родным местом жительства.
Для профессиональной подготовки конкурентоспособных на современном рынке труда
специалистов в образовательных организациях необходимо использовать формы и методы
организации учебно-воспитательного процесса, позволяющие раскрыть и развить необходимые
профессионально-личностные компетенции студентов с учетом их национальных особенностей и
традиций. Важнейшей стратегической задачей профессионального образования становится
сохранение культурной самобытности студентов – представителей КМНС - и организация учебно-
воспитательного процесса с учетом актуальных профессиональных потребностей населения,
проживающего в местах традиционного хозяйствования. Для осуществления языковой и
этнокультурной интеграции студентов представителей КМНС, важно создать в процессе получения
профессионального образования условия для равноправного культурного самовыражения в
совместной учебной, коммуникативной, досуговой и творческой деятельности. Задачей
социально-педагогического сопровождения студентов – представителей КМНС - является
организация системы мероприятий, направленных на сохранение культуры, традиций, обычаев и
языка коренных народов. Но данная работа не должна сводиться лишь к изучению и культивации
национальных культурных особенностей, необходимо ориентировать студентов – представителей
КМНС - на межкультурное взаимодействие, ознакомление с культурами различных народов и
преодоление социально-культурных барьеров, предрассудков и противоречий, создание условий
для налаживания конструктивного поликультурного диалога.
Важным аспектом адаптации студента является сохранение его этнической идентичности, как
принципиальной основы для дальнейшего комфортного личностного и профессионального
развития. Под этническим самосознанием понимается, прежде всего, национально-
специфическое, проявляющееся главным образом в языке, повседневно-бытовой культуре, в том
числе обрядах, устном творчестве, нормах поведения, а также в особенностях психического
склада определенной исторически сложившейся группы людей.
А.М. Горький в своё время писал, что подлинную историю народа нельзя изучить, не зная
устного народного творчества, поскольку от глубокой древности фольклор неотступно сопутствует
истории. Коренные народы западной Сибири ханты и манси демонстрируют богатую кладезь
фольклорных жанров. Сказки не только окрашивали нелёгкую жизнь людей, но и выполняли
педагогические функции. В мифах отражены представления о происхождении всего живого на
Земле и всей Вселенной. Запреты-табу, обрядовые песни и родовые предания регламентировали
семейно-брачные отношения. Героические сказания воспитывали в слушателях гордость за свой
народ, готовность к взаимопомощи и интерес к историческому прошлому родной земли.
Исполнение ритуальных песен было существенной частью многих традиционных обрядов обских
угров. В семьях ханты и манси фольклор является частью традиционной педагогической культуры,
где воспитание сводится к любви, пониманию природы, бережному отношению к ней, умению
выжить в северных широтах. Обские угры в прошлом лишённые каких-либо других средств
удовлетворения своих духовных и эстетических запросов, находили их в устном творчестве,
вкладывая мысли, чувства, переживания со всеми горестями и печалями, радостями и мечтами о
лучшей жизни, веру в свои силы и в победу над стихией природы. Любая сказка, миф, легенда
несут в себе поучительный смысл. Любая примета или запрет складывались веками для того,
чтобы жить в гармонии с природой. Устное народное творчество влияет на всестороннее развитие
личности, прививает любовь к окружающему миру, учит оценивать мотивы своих поступков и
поступков товарищей, уважительного отношения к старшему поколению, ценить труд, испытывать
чувство радости, удовольствия от результатов труда. Умелое использование фольклора в
воспитательной работе расширяет кругозор человека, развивает наблюдательность, углубляет
понимание связи устного народного творчества с повседневной жизнью. Воспитывая молодое
поколение на национальных традициях, развиваем у них национальное самосознание, значит,
любовь и уважение к своему народу, к своим корням, предкам, предшествующим поколениям, к
своему началу.
В тесном сотрудничестве находимся с сотрудниками филиала «Обско-угорского института
прикладных исследований и разработок», совместно проведены мероприятия со студентами
общежития №2 колледжа:
1.«Таинство куклы» (в слайд презентации). Для обзора были представлены японские
традиционные куклы-обереги, куклы-сувениры, куклы-артефакты - развлечение большей частью
для взрослых со своей эстетикой, религией и даже мистикой. Кукла акань народа ханты (куклы
для игры детьми, девочками) и ритуальные куклы в похоронно-поминальной обрядности, которые
имели предназначение продолжения жизни души умершего человека, доступ которой имелась
только для женщин старшего возраста. Цель мероприятия: знакомство с культурами разных
народов, сравнение мировосприятия людей Азии, расширение кругозора, интереса познания.
2.Викторина «Путешествие в историю моей малой родины – Югры» к 85-летию округа. Цель:
расширить кругозор студентов по истории ХМАО, развивать чувство национальной гордости,
любви к малой родине, родному краю.
3.Проведен тотальный диктант в Международный день родного языка. Цель: подчеркнуть важную
роль языкового многообразия в мире, пропагандировать изучение родного языка как инструмента
развития и сохранения духовного и материального наследия народа ханты.
4.«Легенда о Казымской Богине» (Образ мифологической Богини Казыма) мероприятие
проведено к Международному женскому дню, цель: ознакомление с покровительницей
местности, которой поклоняются и поныне ханты, верят в силу добра, воспитание бережного
отношения к святыням, священных мест богини Сорни Най (Золотая Богиня).
В городе функционирует Центр Культуры Национального Творчества, который посещают студенты
колледжа, совместно так же были проведены следующие мероприятия:
1.Экскурсия «Экспонаты изделий мастеров района» - И.К. Фирсова.
2.Мастер-класс по работе с бисером - И.К. Фирсова.
3.Активные участники игр, соревнований на национальном празднике весны «Вороний день»
4.Мастер-класс «Язык танца – язык жестов» - В.А. Костылева.
5.«Игры и игрушки детей ханты» - А.А. Тарлина.
6.Встреча с сотрудниками «Музея Арктики» (г.Санкт-Петербург), с испанским исследователями-
путешественниками, занимающимися проблемой языковой ситуации родного (материнского)
языка от младенческого до подросткового возраста народов Севера, Сибири, Дальнего Востока и
Арктического побережья Земного шара.
В ЦКНТ вместе со студентами посмотрели спектакль «Яй» («Брат») с участием школьников из
с.Казым, спектакль был поставлен учителем литературы М.А. Кабаковой. Это легенда о
мифологическом образе Медведе, который спустился с Торума на Землю, став братом каждому
мужчине, мальчику, и вместе с ними он преодолевает человеческие пороки, страхи, сомнения,
помогает в трудную минуту. Такие представления ханты разыгрывали на «Медвежьих игрищах»,
на которых были собраны все виды искусств и каждый участник раскрывался в своём искусстве
исполнения, достигая наивысшей точки художественного творчества традиционного
исполнительства. Такие сведения были предоставлены перед представлением студентам
художественным руководителем-постановщиком Кабаковой с целью наилучшего восприятия
сакрального фольклорного произведения, которое использовалось в священнодействиях при
проведении обрядов, поклонениях божествам. Так с помощью фольклора ханты передавали
будущим поколениям сакральные знания о пантеоне божеств и духов, знания об опыте освоения
сакрального пространства, о взаимоотношениях человека со сверхъестественными силами
природы.
Студенты ежемесячно посещают этнографический музе «Нуви Ат», были на открытии
персональной выставки картин художника В.С. Белых (г. Белоярский), а также на открытии
выставки картин самобытного художника Ю.Г. Гришкина (д. Тугияны) и на выставке творческих
работ мастеров города и Белоярского района.
Совместно со студентами были просмотрены документальные фильмы: «Нумто», «Тугияны»,
«Нумсан ёх» и художественный фильм «Белый ягель» (по одноименной повести А. Неркаги), после
просмотра проходили обсуждения.
Мною было проведены мероприятия:
1. «Путешествие во времени и пространстве – «Тени уходящих предков» по повести Е.Айпина «У
гаснущего очага» - сопряжение ценностей европейской цивилизации и мифологически
фольклорной культуры северных народов, отражение мироуклада через четыре времени года и
три главы, посвященные сакральным тайнам язычников. Цель: знакомство с обрядами, ритуалами,
верованиями, запретами народа ханты через повесть Е.Айпина, открыть мир таёжных жителей,
утрачивающего Душу, Веру, а также о скромности быта, тяготах повседневной жизни; о боли
уходящего в прошлое.
2.Тематические вечера: презентации на тему: «Летний отдых, «Осенняя пора», «Прелести зимних
пейзажей», сопровождающие тексты на ханты языке, а также на английском и русском языках. В
проведении таких вечеров стало традицией чтение стихотворений выразительно и наизусть,
ребята уже знают, что предполагается обязательное включение стихотворений поэтов русских
классиков и поэтов Югры и народов Севера.
3.Мероприятие «Запреты-табу в традиционной культуре ханты и манси» Цель: формирование
личности, моделирование поведения человека. Студентам были даны представления о
взаимосвязи северных народов с миром богов и духов, которые определяли веру в необходимость
соблюдения определённых норм поведения, обеспечивая сохранность отношений с божествами.
В запретах отражается бережное отношение к окружающей природе, которая имеет
рациональную основу, подтверждённую опытом жизни в местных условиях многих поколений.
Соблюдая эти заповеди, человек обретает не только покой и здоровье своей семьи, но и покой
внешнего мира, и здоровье окружающих людей, и на таком мировоззрении строились все
отношения, утверждались законы жизни.
4.Лекция-размышление «Сжатая энергия времени в фольклоре народа манси, предания с
реальными событиями», о древних фольклорных текстах героических эпосах, преданий и
священных легенд, которые в своем содержании имеют сжатую временную энергию истории
происхождения народов Земли, о загадочных необъяснимых аномалиях на стыке Азии и Европы, в
предгорьях Урала. Такие встречи и беседы очень привлекают внимание студентов, приходят к
пониманию того, что в сравнении с величием духа природы, человек представляется маленьким
беззащитным существом, который не в состоянии противостоять энергии Земли, беззащитен
перед стихией, спасти и уберечь могут только те же самые высшие силы Макрокосма, Матери
Природы, Святых покровителей. И эту жизнь надо заслужить праведной жизнью, делами и
поступками, сохраняя тем предназначение человека во временном и пространственном
измерении Земли.
Формирование национального самосознания студентов северных народов, в процессе
которого воспитывается осознанно-нравственное отношение к истории, традициям, языку,
культуре своего народа, позволяет личности быть носителем и продолжателем своей культуры.
Необходимы разнообразные формы, методы, средства воспитательной деятельности в
этнокультурной направленности для восстановления и сохранения механизмов этнокультурной
самоидентификации. В стенах общежития проводятся лекции, беседы, экскурсии, встречи с
сотрудниками музея, учеными этнографами, лингвистами филиала института Обско-угорских
народов, знатоками фольклора из числа старшего поколения коренных народов, практические
занятия с мастерами традиционного ремесла, творческими людьми из сферы культуры и
образования. На начальном этапе общения с детьми коренных этносов нужно отметить, что
присутствовали напряженность, замкнутость, пассивность, отчуждённость, агрессия и
игнорирование, эмоциональное возбуждение и резкое самоотречение принадлежности к своему
этносу, родному языку, культуре и традициям, всему, что касается северных народов. Заметно
повышался интерес студентов к культуре северных народов. После проведённых мною досуговых
мероприятий для студентов, встреч, бесед, лекций, посещений музея, ЦКНТ, коллективных
просмотров и обсуждений фильмов, просмотра театрального представления «Яй», девушки и
ребята из числа коренных этносов становились мягче, отзывчивее, спокойнее, доброжелательно и
адекватно реагируя на совместную коллективную деятельность. Но только когда студенты других
национальностей стали активно посещать и ждать следующих мероприятий, положительно
оценивая традиционную культуру местных народов, интерес северных детей постепенно стал
увеличиваться к культуре своего народа.
Этническое самосознание детей северных народов формируется длительное время, проходя
несколько этапов и стадий этнической идентичности к своему этносу. По психологическим
исследованиям Е.В. Ясюченя и С.В. Мухиной, третий этап становления этнического самосознания
выпадает на период обучения в колледже (16 – 17лет). На данном этапе укрепляется осознание
своей этнической принадлежности, определяется мотивация выбора своей национальности,
конструируется этническое мировоззрение. В этом возрасте на формирование этнического
самосознания юношей и девушек наибольшее воздействие оказывает образовательно-
воспитательный процесс в колледже, целенаправленно влияющая на процесс развития
самосознания личности, его этнической направленности. В этот период этническое самосознание
формируется по принципу: «Я – представитель своего народа». Кризис идентичности в юности –
это кризис всего поколения и проверка прочности мировоззрения всего общества. Общество дает
возможность молодому человеку стыковать индивидуальные способы идентификации с
общественными. Установившаяся в этот период идентичность включает в себя все значимые
идентификации, в том числе и этническую. Четвёртый этап охватывает юношеский (студенческий)
возраст (18 – 22 года). Является решающим периодом развития этнического самосознания, его
упрочения и закрепления. Это кризисный период между юностью и взрослостью, в течение
которого в личности происходят сложные процессы обретения взрослой идентичности и нового
отношения к миру.
Представители разных научных дисциплин пытаются разобраться в сущности, функциях и
механизмах становления и развития этнического самосознания, не только со стороны психологов,
этнографов, но и предметом активного изучения философов, социологов, политиков и даже
экономистов.
Социологов и политологов занимает вопрос о выявлении поведенческого компонента
студенческой молодёжи. Совокупность усвоенных индивидом определённых знаний, норм,
ценностей, вследствие которого формируется активная личность, участвующая в политической
жизни и умеющая отстаивать свои ценностные ориентации и права. Для современной
студенческой молодёжи характерен духовно-рефлексивный уровень политической пассивности.
Пассивное поведение сопровождается слабым познавательным интересом к политике и низким
уровнем гражданского самосознания, хотя повышенным интересом к политическим событиям.
Проблема коренных малочисленных народов Севера является основополагающей для России,
потому что в ней отражается огромный мир, состояние экономики, политики, духовности и
нравственности страны, государства в целом. Фундаментальная задача для народов Севера
состоит в том, чтобы продемонстрировать свою состоятельность и задействовать свой
этнокультурный потенциал с учетом реализованных в прошлом сценариев развития, современных
условий и реальных потребностей. Сегодня главным становится не просто развитие способностей
и склонностей, профессиональных и познавательных интересов студентов, а профессиональная
подготовка в соответствие с социально-экономическими тенденциями и требованиями
работодателей. Студенту необходимо стать мобильным, ориентированным в профессиональном
самоопределении в целях расширения выбора профессионального пути, самостоятельного
ориентирования в профессиях, востребованных на рынке труда, анализировать ситуацию на
рынке своего и других регионов, чтобы стремиться развивать в себе личностный потенциал для
успешной социализации, добиваться успехов в профессиональной деятельности. Все острее
становится задача подготовки молодежи к социально-экономическому активному отстаиванию
себя в жестких условиях конкуренции, развитие стрессоустойчивости в трудовой деятельности в
целом, а не только в рамках определенной профессии. Особенно остро проблема грамотного
профессионального самоопределения стоит перед представителями коренных малочисленных
народов Севера. Важным аспектом является ориентация на традиционные формы хозяйствования
и культуры, адаптация полученных компетенции и реализация в социально-экономической и
культурной специфике родных районов проживания.
Экологи обеспокоены бесконтрольным ростом потребления минерально-сырьевых ресурсов
без учета экологических ограничений и загрязнением окружающей природной среды, что
негативно отражается на качестве атмосферного воздуха, водных и лесных экосистем округа и в
целом северного региона страны. На пастбищных территориях коренных малочисленных народов
производят промышленные разработки углеводородов, тем самым происходит вытеснение
коренного населения с исконных мест проживания, деградации их традиционной культуры. Все
это сказалось на ослаблении национальной общности, утрате положительных производственных и
бытовых традиций, выработанных на протяжении веков, нарушением ограничения взаимосвязи с
природной средой, их этнического самосознания, невостребованной культуры, родных языков
общения внутри своей общности, национального характера, менталитета, мировоззрения.
Проблема этнического самосознания коренных народов Севера в отечественной литературе
в недавнем прошлом рассматривалась в большей степени этнографами, но в настоящее время
этно-психические исследования «малых» народов северо-востока России свидетельствуют о
накоплении эмпирического материала, которое диктуется не только познавательным интересом,
но и запросами широкой общественной практики как на индивидуальном, так и на социальном
уровне. Познание и комплексное описание культурно-специфических механизмов
этнопсихологических проявлений личности коренного жителя Севера позволит оказывать
целенаправленную психологическую помощь, дающую возможность установления подлинно
гармоничных отношений с собой и окружающим миром.
В городе Белоярский с 2000 года работает филиал Обско-угорского института прикладных
исследований, цель которого является комплексное изучение исторических, социально-
экономических, межнациональных, демографических, лингвистических, правовых проблем обско-
угорских народов, обеспечение единства научно-образовательного пространства, повышения
эффективности взаимодействия научно-педагогических кадров. Ученые института постоянно
разрабатывают рекомендации по решению проблем социально-экономического и культурного
развития, сотрудники являются консультантами учебных заведений, учреждений культуры по
вопросам языкознания, истории, искусствоведения, фольклористики, финно-угроведения. С 2010
года приоритетным направлением деятельности института является «Культурные и
физиологические аспекты генезиса и трансформации исторических общностей коренных народов
Югры». В структуре института две Лаборатории:
1 – Лаборатория по разработке учебно-методических комплексов для изучения языка и
литературы коренных народов Севера;
2 – Лаборатория системных психологических исследований (этнопсихологии), целью которой
является: научное обоснование, создание и экспериментальная апробация комплекса
этнопсихологических технологий, обеспечивающих эффективное решение проблем сохранение
здоровья, обучения и воспитания в деятельности учреждений системы образования и
здравоохранения ХМАО – Югры. За все годы работы института собраны полные перечни изданных
научных трудов, учебных, учебно-методических пособий и публикаций, просветительских, научно-
теоретических и методических журналов, которые помогают в работе с детьми разного возраста в
реализации этнокультурного возрождения и сохранения языков, традиций, обычаев, обрядов
ханты и манси. Этими фольклорными материалами, собранными, обработанными и
тиражированными пользуемся в подготовке к проведению воспитательных мероприятий в целях
ознакомления с традициями, обычаями, обрядами, ритуалами, культами, запретами и
наставлениями
Следует констатировать факт продолжающегося кризиса государственной политики в
отношении народов Севера, концептуальных представлений, касающихся понимания места и роли
данных народов в мировой истории и истории России, способа решения жизненно важных
проблем социализации представителей малочисленных народов в современном обществе. В
традиционном укладе на исконных территориях малая часть коренных этносов остаются жить, а в
иноязычном, инокультурном окружении они оказываются оторванными от общества, что
усиливает социально-психологическую дезадаптацию. Осложняет ситуацию представителей
малых народов Севера трудоустройство в городе и безработица в сельской местности, имея при
этом квалифицированную рабочую специальность, закончив профессиональное образовательное
учреждение. Низкая социальная адаптация, высокий уровень безработицы, низкий уровень
профессионального образования, предполагают исследователи, связана с психофизическими
особенностями коренных этносов, с их мировоззрением, отношением к труду как к образу жизни,
а не средству удовлетворения материальных потребностей. Ещё в 90-ые годы специалисты,
занимающиеся проблемами социализации коренных народов в современном обществе,
предлагали варианты обновления профессионального образования. Основополагающие тезисы
были в пользу того, что в основе получения образования коренных народов Севера должны
лежать национальные учреждения, ориентированные на традиционные виды хозяйствования –
оленеводство, рыболовство, клеточное звероводство, с преподаванием исключительно – на
родных языках. Многочисленные исследования психологов и социологов достоверно
свидетельствуют об особенностях этнической психологии народов ханты и манси, как конкретно-
образное мышление в ущерб абстрактно-логическому, труднодосягаемы такие специальности, как
юридические и экономические специальности в силу этно-психического фактора. Система
образования занятием традиционных промыслов ограничивает возможность адаптации этих
народов к условиям современной жизни, потому такая концепция является ущербной,
утопической, невостребованной. Население северных регионов полиэтническое с
преимущественно русскоязычным населением, преподавание на языках коренных народов в
профессиональном национальном учреждении нецелесообразно. Получение профессионального
образования студентов из числа КМНС является необходимость включения этнокультурного
содержания воспитывающей и развивающей средой с методами и приёмами познавательной
деятельности студентов, педагогов, включая семейные традиции и обычаи, активизируя роль
родителей, как транслятора культурного наследия, этических норм и морально-нравственных
ценностей личности.
Семья представляет собой звено национальной и культурной идентичности. Эта ее роль
осуществляется главным образом посредством культивирования семейных традиций и обычаев
своего народа. Обычаи, как и язык, так же представляют важный элемент национальной культуры,
в них отражена история этноса, идеалы, устремления, верования и характер социальных
отношений. Их соблюдения направлено на обеспечение преемственности национальной
культуры. Семья выполняет роль своеобразного моста между индивидом и нацией. Сохранение и
развитие национальных систем воспитания. Адаптация к новым условиям развития этносов
предполагает совершенствование взаимосвязи этно-педагогических элементов семьи и
воспитательных мероприятий в образовательной сфере. В познание культуры северных этносов
важное место в воспитательной деятельности должно отводиться изучению специфических
функций отца и матери, мальчика и девочки в сфере материального производства, социальной
организации и быта, нормы общения и разделения полов, особые мужские и женские обряды,
культы, символы. В подготовке таких мероприятий могут и должны помочь родители студентов,
взаимоотношения внутри семьи между членами своего сообщества, рода регулировались когда-то
предками традиционного поведения и способствовали укреплению семьи. Взаимодействие
родителей-педагогов-детей выигрывают все стороны, для родителей:
- повышение самооценки и самообразования;
- уверенность в том, что при воспитании учитывается мнение родителей и их пожелания;
- повышение родительской компетентности;
- улучшение общения со своими детьми.
Для подростков положительным является
- повышение интереса к культуре своего народа;
- приобретение новых знаний и умений;
- улучшение отношений с родителями;
- сплочение этнического и полиэтнического коллектива.
Для педагога также предполагаются положительные результаты:
- повышение уважения со стороны родителей и подростков;
- улучшение межличностных, доверительных отношений с родителями;
- повышение удовлетворённости своей работой.
Система профессионального образования студентов малочисленных народов Севера
призвана помочь состояться в плане осознания и реализации своего внутреннего потенциала.
Профессиональное будущее целиком зависит от уровня их развития, способности творчески
мыслить, сознательной настроенности получить профессиональное образование и увлеченности
творчеством в период обучения. Большое значение в достижении успеха имеет такой феномен как
познавательная самостоятельность, а это уже активная деятельность, мастерство и талант
педагога, который на себя берёт ответственность внушить, вовлечь и помочь сделать шаг вперёд
студенту в сферу позитивного межэтнического сотрудничества со сверстниками, педагогами,
окружающими людьми.
Воспитательная программа на формирование этнического самосознания и идентичности к
своему этносу студентов коренной национальности ориентирует на достижение следующих
результатов:
- они становятся носителями своей этнической культуры;
- обладают чувством национального достоинства при сохранении уважительного отношения к
людям других национальностей;
- активно участвуют в познании и воссоздании национальной культуры северян;
- проявляют устойчивое общественно значимое отношение к национальной культуре,
выражающееся в их поведении, поступках, делах;
- активно участвуют в восстановлении и утверждении значимости национальных традиций в
социуме.
У студентов формируется целостное представление о национальной культуре своего народа
на основе целенаправленного изучения, обогащения и творческого осмысления через
воспитательные воздействия. Таким образом создается база для самостоятельного познания
традиционной культуры, мировоззрения, характера, менталитета своего этноса, устойчивый
мотивационный интерес, складывается эмоционально-ценностное отношение студентов к
культуре, традициям, языку своего народа, ценностное отношение к семье, своему роду, религии,
повышается самооценка, уверенность в себе, соблюдение норм социального поведения.
Основными направлениями формирования этнического самосознания у студентов являются:
- приобщение к национальной культуре, традициям, обычаям, обрядам, истории своего этноса,
духовным и морально-нравственным ценностям;
- ознакомление с фольклором, литературой, живописью, прикладными ремёслами и
традиционным образом жизни народов Севера;
- формирование интереса к культурным ценностям своего этноса и других народов, адекватное их
восприятие и усвоение;
- формирование основ культуры межнационального общения;
- деятельное, а не созерцательное отношение к этнической культуре;
- формирование позиционно активного носителя национальной культуры.
Востребованность этнокультурных традиций как средства оптимизации воспитательной
деятельности приобретает весьма существенное значение в контексте современных процессов
глобализации, размывающих национальную самобытность и препятствующих обретению
национально-культурной идентичности личности. Процесс подготовки будущих специалистов к
профессиональной деятельности в период обучения в этнокультурной направленности
характеризуется определённым изменением уровня развития общества, каждого человека в
социуме, взаимоотношений между личностями, здоровья нации, сильного государства. Сущность
проблемы профессионального образования показывает, что этнокультурная образовательно-
воспитательная система сегодня важна и необходима, требует организации на принципах:
- фундаментальность и профессиональная направленность;
- социокультурное соответствие (ориентирован на соответствие законам развития личности и
социальной среды, основан на включении знаний о человеке и обществе в содержании
регионального образования);
- положительной мотивации, то предполагает стимулирование внутренней мотивации учения,
стремления к познанию, профессиональному росту, успешности в профессиональной
деятельности.
Модель выпускника колледжа, характеристика образа личности со сформированным
этническим самосознанием, отражающий структурный коммуникативный компонент:
- социально-коммуникативную адаптивность - пластичность, гибкость в общении, умение
взаимодействовать с различными людьми, легко приспосабливаться к изменяющимся
обстоятельствам, делать переоценку событий, активно находить в них свое место;
- стремление к согласию - отсутствие боязни несовпадения мнений, расхождений во взглядах,
стремление по каждому вопросу иметь свою точку зрения и отстаивать ее, умение при этом все
проблемы решить «мирным путем», уступить, договориться;
- толерантность - умение без раздражения и вражды относиться к чужому мнению, взглядам,
характеру, привычкам, культуре, быть терпимым;
- оптимизм - жизнелюбие, вера в себя, в свои возможности, жизнерадостность и увлеченность;
- фрустрационную толерантность - способность человека противостоять разного рода жизненным
трудностям без утраты психологической адаптации. В ее основе лежит способность адекватно
оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и предвидеть позитивное решение – с другой.
гуманность - предполагающая внимание к самобытному внутреннему миру человека;
рефлексивность – глубокое знание личностных особенностей, достоинств и недостатков;
гибкость – умение в зависимости от состава участников событий и возникших обстоятельств
принять решение;
уверенность в себе – адекватная оценка собственных ил и способностей, вера в возможность
преодолеть препятствия;
самообладание – владение собой, управление эмоциями, поступками;
вариативность – многомерный подход к оценке окружающей жизни и принятие адекватных
сложившимся обстоятельствам решений.
Вернуться к родному языку, который утерян, необыкновенно трудно. Для этого необходимо
вернуться к главным культурным и духовным ценностям, а самая главная ценность каждого
народа, без которой он не может называть себя нацией – это язык. Культура и язык – это
неразделимые понятия. Не владеющий родным языком человек чувствует свою ущербность,
страдает морально, ассимилирует и забывает свои корни, начинают жить по-другому. Человек не
осознает, что таким образом разрушает себя как личность, своё сознание, порождает поколение,
которое отрицательно, даже враждебно, относится к своему языку, культуре, народу. И только тот
человек, который ценит и любит свой народ, свою культуру, может полюбить и понять культуру
другого народа.
Список использованной литературы:
1.
Благославская Е.В. Роль языка в сохранении этнической идентичности в условиях
современности. Материалы Югорских чтений. – Ханты-Мансийск, 20014
2.
Бурыкин А.А. Специфика межэтнических контактов в сфере образования./ Практическая
этнопсихология. С. 5 – 6
3.
Волков Г.Н. этнопедагогика: Учебник для средних и высших пед. учеб. заведений. М.
– 1999.
4.
Городенко Л.П. и Городенко Д.В. О профессиональном образовании коренных
малочисленных народов Севера./ Материалы Югорских чтений – Ханты-Мансийск, 2013
5.
Зуева У.Н. Опытно-экспериментальная работа в школах этно-ориентированного
обучения./Этномир: Образование и культура. – Ханты-Мансийск, 2007
6.
Лобова В.А. Психический темп у представителей разных этнических групп Крайнего
Севера/Психическое здоровье. – 2007
7.
Максимова А.А. Коренные народы Севера в условиях перемен. / Проблемы и перспективы
этнокультурного и социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера
– Ханты-Мансийск, 2014
8.
Мари Н.С. Политическое поведение студенческой молодёжи: социологические реалии и
стратегические решения. / Материалы Югорских чтений. – Ханты-Мансийск, 2012
9.
Мухина В.С. Современное самосознание народностей Севера//Психологический журнал. –
1988
10.
Мухина В.С. Психология этнической идентичности детей коренных малочисленных
народов Севера/Развитие личности. – 2001
11.
Новикова И.И. Психологический портрет учащихся коренной национальности
//Практическая этнопсихология. – С. 10 – 11
12.
Пакина М.В. Пути использования народно-педагогического наследия коренных народов
ханты и манси в условиях современной системы образования. – Материалы Югорских чтений. –
Ханты-Мансийск, 2015
13.
Удалов И.В. Ориентиры на традиции и инновации в жизнедеятельности народов севера
Югры. / Материалы Югорских чтений. – Ханты-Мансийск, 2014
14.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996