Автор: Дамдинова Дарицырен Жигмитовна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МОУ "Будуланская СОШ" Населённый пункт: с.Будулан, Агинский район,Забайкальский край Наименование материала: Разработка урока Тема: Технологическая карта по обществознанию 6 класс Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока по обществознанию в 6 классе
Тема: «Человек славен добрыми делами»
Форма урока: комбинированный урок
Тип урока: урок постановки учебной задачи
Информационное - методическое обеспечение урока: ТСО, рабочий лист.
Цель урока. Способствовать формированию представлений о добре и зле, главной этической норме – «золотом правиле
нравственности».
Задачи урока:
Образовательные: сформировать у учащихся представление о добрых делах, добрых поступках, «золотом правиле
морали»;
Развивающие: развивать коммуникативные способности школьников, логическое мышление, умение работать с
различными источниками информации, анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные: воспитывать чувство доброты, умение сочувствовать другим, показать на конкретных примерах
доброту отношений между людьми.
Формируемые УУД:
Предметные- выработать понимание терминов «Добро» и «зло», «Золотое правило морали»
Личностные - независимость и критичность мышления; воля и настойчивость в достижении цели.
Познавательные – совокупность умений по использованию специальных знаний по теме урока;
- совокупность умений по работе с информацией;
Регулятивные – совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности;
- продвижение своих мыслей, убеждений, взглядов, осознавать суть своих суждений и взглядов, выбирать средства
достижения цели, а также искать их самостоятельно;
Коммуникативные - совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в классе;
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с участниками иных позиций.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемно-поисковый.
Технология обучения: технология проблемного обучения, информационно - коммуникационная технология;
Основные понятия: мораль, принципы морали: гуманность, справедливость, милосердие, терпимость; нормы морали,
этика, функции морали.
Организационная структура урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1. Вводно-
мотивационный
этап
Цель этапа:
включение
учащихся в
учебную
деятельность
Приветствие. Создание положительного
эмоционального настроя.
Учитель проверяет готовность детей к уроку.
-Здравствуйте!
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
Учащиеся приветствуют
учителя и друг друга
Личностные: осознавать
свои эмоции, адекватно
их выражать и
контролировать.
2.Актуализация
знаний
(выявление
места и
причины
затруднения)
Цель этапа:
постановка
целей урока,
определение
плана действия
Просмотр ролика «Раскрашивая мир добрыми
делами»
Организует диалог с учащимися по вопросам:
О чем этот ролик? Каких добрых людей ты
встречал? Кого называют добрым? Добрые
поступки или люди?
Подводит учащихся к определению темы, целей
и задач урока.
Просмотр ролика
Отвечают на вопросы,
высказывают
собственное мнение и
предположения
Осмысление, диалог с
учителем и
одноклассниками,
Познавательные :
умение анализировать,
делать выводы, обобщать,
осуществлять поиск
нужной информации из
практического опыта,
формулировать проблему.
Коммуникативные:
умение слушать мнения
др.учеников и излагать
свое мнение,
Проблемный вопрос:
Легко ли быть добрым и что для этого
необходимо?
Попробуйте точнее определить, что вам нужно
узнать для успешного решения проблемы.
определяют тему и цель
урока.
формулируют проблему
урока Записывают тему
урока и проблемный
вопрос в тетрадь.
Составление плана
действий
аргументировать и
подтверждать фактами.
Регулятивные:
(смысловое чтение или
слушание, логические
рассуждения,
планирование,
целеполагание,
прогнозирование)
Личностные:
аргументированно
оценивать свои и чужие
поступки, опираясь на
общечеловеческие
нравственные ценности.
3.
Операционно-
содержательный
этап.
Цель этапа:
построение
1. Какие ассоциации вызывает у вас понятие
добро?
Назовите ассоциации к этому слову.
Какие поступки вы бы назвали добрыми?
- А что для вас добро? (попробуйте дать
определение)
1.Самостоятельное
выполнение задания,
называют несколько
ассоциаций вслух.
Предлагают свои
Познавательные:
общеучебные –
формулируют ответы на
вопросы учителя,
осуществляют поиск
нужной информации из
учащимися
нового знания и
формирование
умений его
применять при
достижении
цели
Что же такое ЗЛО?
Назовите ассоциации к слову ЗЛО.
Сформулируйте определение. ЗЛО – Это….
–
Назовите
поступки
или
качества
человека,
которые вы характеризуете как «зло»?
Как вы думаете, что люби больше ценят: добро
или зло? Почему?
Работа с притчей об императоре, который
любил птиц (Задание1):
Вопросы: В чем, по-вашему, смысл этой притчи?
Император добрый? А его поступок?
варианты определения.
Записывают
определения в тетрадь
ДОБРО- все то, что
помогает человеку и
обществу жить,
развиваться ,
процветать, это нечто
хорошее, полезное,
противоположное злу,
добрый поступок
ЗЛО- все то, что
мешает человеку и
обществу развиваться,
процветать, нечто
дурное, вредное,
противоположное добру
Отвечают на вопросы,
высказывают
собственное мнение и
предположения
практического опыта;
владение смысловым
чтением, умение
анализировать, обобщать,
доказывать
Личностные
направленные на
нравственно-этическую
ориентацию, оценивать
свои и чужие поступки,
осознавать свои черты
характера, вырабатывать
доброжелательное
отношение к
окружающим.
Регулятивные : работать
по плану, определяют
последовательность
промежуточных целей с
учётом конечного
результата; составляют
план и
последовательность
действий.
Коммуникативные:
проявляют активность во
взаимодействии для
решения
2.Организует работу на интерактивной доске.
Распределите предоставленный список
поступков, выберите из них добрый и плохой
поступок.
3.
Работа
с
текстом
учебника,
рубрики
«Путешествие в прошлое», с. 197. (Задание 2)
Беседа по Вопросам:
- Чему учит нас золотое правило?
- Почему главное правило морали называют
золотым?
- Почему это правило живет много тысяч лет?
2. Учащиеся работают
на интерактивной доске.
Читают текст на с. 197:
рубрика «Путешествие в
прошлое»
Отвечают на вопросы,
определяют золотое
правило, высказывают
свое мнение,
определяют правила
доброго поведения.
(Задание 2)
коммуникативных и
познавательных задач;
ставят вопросы,
обращаются за помощью;
формулируют свои
затруднения; предлагают
помощь и сотрудничество
4.Первичное
осмысление и
закрепление
изученного
Т
в
о
р
ч
е
с
к
о
е
задание «Очеловечить человечка» (Задание 3)
Делит
учащихся
на
группы,
объясняет
смысл
задания, создает творческую атмосферу
Выполняют
задания,
готовят
презентацию,
представляют
своего
человечка
Познавательные:
самостоятельно
о суще ствляют
п о и с к
нужной информации.
Регулятивные:
о р и е н т и р у ю т с я
в
у ч е б н и ке
и
р а б о ч е й
тетради
5.Рефлексивно-
оценочный этап
Цель этапа:
самооценка
учащимися
результатов
своей учебной
деятельности
Обобщение полученных на уроке сведений.
Проводит беседу по
вопро с ам:
– Что сходного в образе человечка получилось у
каждой группы? Какие различия?
– Случайны эти сходства и различия или нет?
– Удалось ли придумать идеального человечка?
В чем вы видите идеальные черты?
Соотнесение цели урока с результатом.
Отвечают на вопросы.
Определяют свое
эмоциональное
состояние на уроке
Заполнение дорожной
карты – самоанализ
деятельности.
Личностные:
понимают
значение
знаний
для
человека
и
принимают
его.
Регулятивные:
прогнозируют результаты
уровня усвоения
изучаемого материала,
оценивания
(самооценивания).
6.Домашнее
задание
домашнее задание: §19, читать,
задания на выбор:
- Найти рассказы писателей о добрых поступках
людей, приготовить краткий пересказ.
- составить правило «Как быть добрым»
- написание мини-размышления «Добрым
называют человека, который…»
Записывают
домашнее
задание.
Задания на выбор
Задание №1 «Притча об императоре, который любил птиц»
Когда-то жил император, который любил птиц.
Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:-Кто принесет о дворец живую птицу, получит горсть
риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые
комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец. Он увидел во дворце голубей и спросил:
-Зачем столько птиц?
Император ответил:
-У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми
-Кто же кормит птенцов? –поинтересовался мудрец.
- Каких птенцов?- спросил император.
- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца , остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
- Об этом я не думал,- признался император .
Тогда мудрец сказал:
- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах
наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в пять раз больше.
- Ах, как трудно быть добрым!- воскликнул огорченный император.
На это мудрец заметил:
И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но добро без ума - не лучше.
Приложение 2 Творческое задание «Очеловечить человечка»
Каждая пара должна нарисовать человечка, дать имя, но и наделить его определенными человеческими качествами, а
затем подготовить презентацию своего человечка.