Напоминание

Неопределенные местоимения


Автор: Багова Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ п.ст. Гонгота
Населённый пункт: Забайкальский край, Читинский район, п. ст. Гонгота
Наименование материала: конспект урока русского языка в соответствии с ФГОС
Тема: Неопределенные местоимения
Раздел: среднее образование





Назад





К

онспект урока по русскому языку в 6 классе

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п.ст.Гонгота:

Багова Н.Н.

Тема урока:
«Неопределённые местоимения»
Тип урока:
урок усвоения новых знаний
Средства обучения:

Дидактический материал:
учебник, индивидуальные карточки,
Материально-техническая база:
мультимедийный проектор, презентация.
Учебник:
Учебник. Русский язык. 6 класс. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. М.: «Просвещение». 2015г.
Цели урока:
Обучающие – 1. познакомить с отличительными признаками неопределенных местоимений, способом их образования, особенностями их склонения; 2. сформировать умение правильно употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию; 3. определить условия выбора слитного, дефисного и раздельного написания неопределенных местоимений. Развивающие – 1. развивать умение находить неопределённые местоимения, объяснять роль в предложении; 2. развивать орфографическую зоркость; Воспитательные – 1. создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения, воспитание коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения
Цели для учащихся:
 научиться определять признаки местоимений;  изучить особенности неопределенных местоимений;  научиться употреблять неопределенные местоимения в речи; 1
 изучить правописание неопределенных местоимений.


Планируемые результаты:

познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД
: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД:
целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные

УУД:
планирование

учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Формы

работы

учащихся

на

уроке
: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы контроля знаний учащихся
: индивидуальный, взаимоконтроль, групповой, фронтальный.
Приемы

работы:
создание ситуации успеха, создание проблемной ситуации, прием рефлексии.
Методы:
 практический: выполнение упражнений;  объяснительно-иллюстративный: представление информации разными способами (беседа, демонстрация слайдов презентации);  репродуктивный: повторение изученных сведений;  частично-поисковый: работа с таблицами и предложениями;  проблемный (проблемная ситуация).
Технологии:
-здоровьесберегающие технологии, -технологии коллективного сотрудничества, -технологии личностно-ориентированного образования, -компьютерные технологии; - технология оценивания результатов достижений учащихся.
Ход урока
2

1.

Организационный момент (2 слайд) 2 мин.

личностные:
мобилизация внимания, уважение к окружающим;
коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные:
саморегуляция - Здравствуйте, дорогие ребята ! Я рада видеть Вас на нашем уроке. В школе прозвенел звонок Начинаем наш урок. Сядьте вы за парты тихо, Руки – палочкой красиво, На меня вы посмотрите, И немного улыбнитесь.
Чтение эпиграфа урока.
Хотелось бы начать урок словами китайской народной мудрости. Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь. (Китайская мудрость) (Слайд 3) - Как вы понимаете, ребята, эпиграф нашего урока? (Высказывают свое мнение) ( В процессе урока ученики самостоятельно изучают новый материал и так быстрее его осваивают, даже если ошибаются).
2.

Актуализация знаний
Фронтальный опрос - Что называется местоимением? - Какие разряды местоимений вы уже знаете? (личные, возвратные, относительные, вопросительные). - Как отличить вопросительные местоимения от относительных? (вопросительные местоимения находятся в начале вопросительных предложений, служат для того, чтобы задать вопрос, а относительные местоимения находятся в середине сложных предложений и соединяют их)
3.

Сообщение темы и цели урока

Цель

Регулятивные умения
: определять цель и задачи урока, формулировать тему урока.
Прочитайте записи. (слайд 4) 2 мин

1.

Она идет по школьному коридору. В классе слышны ее шаги.

2.

Кто-то идет по школьному коридору. В классе слышны чьи-то шаги.
3
- Чем похожи эти записи, чем они отличаются? ( в обоих вариантах используются местоимения, но в первом случае местоимения она, ее указывают на какое-то конкретное лицо, а во втором случае- на неопределенное). - К какому разряду местоимений относятся местоимения в первой записи? (Личные местоимения). - Как могут называться местоимения, которые используются во второй записи? (неопределенные). - Как пишутся неопределенные местоимения в данном случае? (Через дефис) - Как вы думаете, ребята, что нам нужно знать о неопределенных местоимениях? Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? ( Сегодня мы посмотрим особенности данного разряда, научимся употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую роль, определим условия для слитного, раздельного и дефисного написания этих местоимений). - Запишите число, тему урока в своих тетрадях


4.

Изучение нового материала

познавательные:
структурирование знаний, умение анализировать информацию, умение рассуждать и на основе наблюдений, делать выводы выбор наиболее эффективных способов решения задач, анализ объектов с целью выделения признаков,
регулятивные:
саморегуляция,

контроль (сличение знаний с эталоном)
коммуникативные:
умение работать в группе, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
личностные
: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей . 1.- Вперед за новыми знаниями. Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Ю. Коваля «На яхте» и ответим на вопросы. (Текст распечатан). (Слайд 5) 3 мин Однажды куда-то на яхте Откуда-то Кто-то поплыл. Летали какие-то чайки О чем-то кричали ему Какой - то дельфин остроносый В зеленые волны нырял И ветер, почти незаметный, Чуть-чуть паруса надувал. 4
- Кто плыл на яхте? (Кто-то) - О чём кричали чайки? (О чем-то) - Какой дельфин в волны нырял? (Какой-то) - Какой частью речи являются выделенные слова? Почему? Аргументируйте. ( Неопределенными местоимениями. Так как они указывают на неопределенный предмет, но не называют его) - Какую атмосферу создают эти местоимения? (Атмосферу таинственности, загадочности, неопределённости) - Сделайте вывод, ребята, какие местоимения называются неопределёнными? (Неопределенными называются местоимения, которые указывают на предметы и признаки неопределенно и создают настроение неизвестности, неуловимости, загадочности).
2. Работа с правилом
Учебник, стр.76. Прочитайте правило. (Слайд 6) 2 мин. - На что указывают неопределенные местоимения? Приведите примеры. (Указывают на неопределенные предметы: кто-то, что-то, на неопределенные признаки: какие-то, какой – нибудь, на неопределенное количество: сколько-нибудь, несколько, некоторые)
3. Рассмотрите таблицу
(Слайд 7) 3 мин Подумайте, что она иллюстрирует. Ответьте на вопросы: -От каких местоимений образуются неопределенные местоимения? - Как образуются неопределенные местоимения?
Вопросительные

Неопределённые местоимения
кто некто кое-кто что нечто что-то который некоторый какой-либо сколько несколько сколько-нибудь 5
Вывод: Учащиеся отвечают (неопределенные местоимения образуются от вопросительных с помощью приставки НЕ, КОЕ - и суффиксов -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ). - Ребята мы добились с вами первой цели? Посмотрели особенности неопределенных местоимений? (Да)
4. Групповая работа 8 мин.
- Предлагаю поработать в группах. (Создаются 3 группы) ответьте на следующие вопросы: 1) Правописание неопределенных местоимений. ( Как они пишутся? В чём особенность их правописания?) (1 группа ) 2) Особенности склонения неопределенных местоимений.(2 группа) 3) Синтаксическая роль неопределенных местоимений.(3 группа) (группам раздаются карточки с языковым материалом и указанием на материал в учебнике)
1 группа. (Слайд 8)

Правописание неопределенных местоимений.
Проанализировать как пишутся неопределенные местоимения с приставкой –не, - кое и суффиксами –то, -либо, - нибудь, поставить ударение в местоимениях некто, некоторое.
1)

Вечером к вам придет некто в черном.

2)

Я при этом испытал некоторое удивление.

3)

На берегу реки росла какая-то пышная зелень.

4)

Расскажите что-нибудь о вашей поездке по стране.

5)

Если вы заметите что-либо подозрительное, тут же сообщите

мне.

6)

Кое-где по стенам были развешаны картины.

7)

Кое с кем случился истерический припадок.

Вывод (Слайд 9):
Неопределенные местоимения с приставкой не пишутся слитно. В неопределенных местоимениях с приставкой НЕ, приставка всегда под ударением и пишется слитно. В неопределенных местоимениях с суффиксом -то, -либо, -нибудь обязательно нужно ставить дефис. Также дефис нужно ставить, если перед неопределенным местоимением стоит приставка КОЕ-, но если между приставкой и словом 6
или между словом и суффиксами (-то, -либо, -нибудь) стоит предлог, то все три слова пишутся отдельно друг от друга.
2 группа. (Слайд 10)

Склонение неопределенных местоимений.
Проанализировать особенности склонения неопределенных местоимений. Какие из неопределенных местоимений могут изменяться по падежам? И некоторый несколько Кое-что Некто, нечто Р некоторого нескольких Кое-чего ------------ ---- Д некоторому нескольким Кое-чему ------------------- В некоторый несколько Кое-что ------, нечто Т некоторым несколькими Кое-чем --------------- П некотором нескольких Кое о чем ----------------
Вывод ( Слайд 11):
неопределенные местоимения могут изменяться по падежам И. п. кто-то Р. п. кого-то Д. п. кому-то В. п. кого-то Т.п. кем-то П. п. о ком-то Но по падежам могут изменяться не все неопределенные местоимения. Местоимения НЕКТО, НЕЧТО не могут изменяться по падежам. Некоторые неопределенные местоимения изменяются по родам и числам. (Какой-то, какая-то, какое-то, какие-то)
3 группа. (Слайд 12)

Синтаксическая роль неопределенных местоимений.

Подчеркните как член предложения неопределенные местоимения.

Каким членом предложения могут быть неопределенные

местоимения?
1) Нектошел по какой-то дороге. 2) К кому-то принесли от мастера ларец. 3) Какой-то непонятный звон слышен в лесах. 4) Когда-то я уже слышал эту песню. 7

Вывод (слайд 13):
неопределенные местоимения могут быть любым членом предложения (Подлежащее, определение, дополнение, обстоятельство)
После работы представители каждой группы отчитываются у доски.

Оцените свою работу в группе по пятибалльной системе. Поставьте

определенное количество баллов (5 мин)

Лингвистическая физкультминутка (слайд 14)
Учитель называет местоимения: тебя, некто, кто-то, что-нибудь, мы, мне, собой, кое-кто, себя, вас.
Личное местоимение
– хлопаем в ладоши 2 раза.
Возвратное
– топаем ногами 3 раза.
Неопределенное
– поднимаем руки вверх.
5.

Закрепление нового материала.

познавательные:
структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач,
логические:
анализ объектов с целью выделения признаков,
регулятивные:
саморегуляция,

контроль (сличение знаний с эталоном)
Задание 1:
Вставить подходящие по смыслу неопределенные местоимения с суффиксами - то, - либо, - нибудь, с приставкой кое-. (Слайд 15) в тетради , 5 мин Цель: формирование умения лексической сочетаемости глаголов и неопределенных местоимений, правильного написания неопределенных местоимений, развитие речи учащихся. 1. Поздно вечером (:) постучался к нам. 2. На берегу реки росла (:) пышная зелень. 3. Расскажите (:) о вашей поездке по стране. 4. Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу. 5. Вскоре мы заметили на дороге (:) черное. Проверка записанных предложений. Объяснение правописания неопределенных местоимений. Проверка! (Слайд 16) 1 мин 1. Поздно вечером кто-то постучался к нам. 2. На берегу реки росла какая-то пышная зелень. 3. Расскажите что-нибудь о вашей поездке по стране. 8
4. Товарищ вытащил из шкафа какую-то книгу. 5. Вскоре мы заметили на дороге что-то черное. - Каким членом предложения является неопределенное местоимение в каждом из этих предложений?
Графический диктант. (слайд 18) 3 мин

регулятивные
: составление плана действий, саморегуляция;
познавательные:
поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи
регулятивные:
оценка результатов работы.
коммуникативные:
управление поведением партнера 1. (Не)сколько 2. Какой(либо) 3. (Кое)(с)кем 4. (Кое)какие 5. Чей(то) 6. Сколько(нибудь) 7. (Не)кто 8. (Кое)(о)чём
Проверь себя! (слайд 19)
1. С 2. Д 3. Р 4. Д 5. Д 6. Д 7. С 9
8. Р
- Поставьте себе отметку. (слайд 20)

Критерии оценивания:
Ни одной ошибки- поставили «5». 1-2 ошибки- поставили «4». 3-4 ошибки- поставили «3». 5-6 ошибок- поставили «2».
6. Рефлексия
(Слайд 21)
личностные:
самоопределение,
регулятивные:
саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний;
коммуникативные:
умение слушать, принятие решения и его реализация На шкале, нарисованной в тетради на полях, отметьте, насколько вы усвоили новый материал. 1 мин
7. Подведение итогов

.

Регулятивные УУД
умение оценивать и планировать свою деятельность.
Личностные УУД
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности Игра «Закончи предложение» (слайд 22) 2 мин •
Неопределенные местоимения
указывают на… •
Неопределенные местоимения
изменяются… •
Неопределенные местоимения
образуются от… •
Неопределенные местоимения

образуются
при помощи приставок…, суффиксов…
8. Домашнее задание
(слайд 23) 2 мин . Выставление оценок.
коммуникативные:
инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации;
логические:
анализ истинности утверждений,
регулятивные
: оценка результатов работы ( одно на выбор) 1. Параграф 80, упражнение 461, страница 78 2. Параграф 80, составь текст, используя в нем местоимения разных разрядов (12-13 предложений) 10

Самоанализ урока.
В 6 классе учится 4 человека – 3 девочки и 1 мальчик. Работаю в этом классе второй год. Учебная мотивация учащихся класса на среднем уровне. Развитие основных психических процессов учащихся у Мальцева Кирилла и Каревой Насти на высоком уровне. Зрительная, слуховая память учащихся на высоком уровне. Словесно-логическое мышление учащихся преобладает над наглядно- образным мышлением. Учащиеся быстро умеют делать умозаключения, сравнивают, делают выводы из наблюдений над языковым, текстовым материалом. Процессы переключения, распределения, концентрации внимания на высоком уровне. Мальцев Кирилл легко справляется с заданиями повышенной сложности. В письменных работах нет грубых ошибок. В соответствии с особенностями своего темперамента (преобладает холерик) Карева Настя допускает большое количество орфографических ошибок. У Линьковой Александры, Приставкиной Дианы уровень развития психических процессов на уровне ниже среднем. Но уровень учебной мотивации высокий. На уроках проявляют старание. Все учащиеся класса систематически готовятся к урокам. На тему «Местоимение» в программе выделено 23 часа. Данный урок 8 в данном разделе. Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является 8-ым в изучении материала. Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки. Урок построен с учетом психологических особенностей детей. На протяжении всего урока работа строилась с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова лежит принцип единства.
Тип урока:
урок усвоения новых знаний.
Средства обучения:

Дидиктический материал:
учебник, индивидуальные карточки.
Материально- техническая база:
мультимедийный проектор, презентация.
Учебник:
Учебник. Русский язык. 6 класс. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. М.: «Просвещение». 2015г.
Цели урока:
Обучающие – 4. познакомить с отличительными признаками неопределенных местоимений, способом их образования, особенностями их склонения; 11
5. сформировать умение правильно употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию; 6. определить условия выбора слитного, дефисного и раздельного написания неопределенных местоимений. Развивающие – 3. развивать умение находить неопределённые местоимения, объяснять роль в предложении; 4. развивать орфографическую зоркость; Воспитательные – создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения, воспитание коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения
Цели для учащихся:
 научиться определять признаки местоимений;  изучить особенности неопределенных местоимений;  научиться употреблять неопределенные местоимения в речи;  изучить правописание неопределенных местоимений.


Планируемые результаты:

познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД
: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД:
целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные

УУД:
планирование

учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. 12
Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации из 23 слайдов с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти. На данном занятии использовались технологии: -здоровьесберегающие технологии, -технологии коллективного сотрудничества, -технологии личностно-ориентированного образования, -компьютерные технологии; - технология оценивания результатов достижений учащихся. На уроке для достижения поставленных задач было выбрано такое сочетание методов обучения как:  практический: выполнение упражнений;  объяснительно-иллюстративный: представление информации разными способами (беседа, демонстрация слайдов презентации);  репродуктивный: повторение изученных сведений;  частично-поисковый: работа с таблицами и предложениями;  проблемный (проблемная ситуация). Методы выбраны не случайно, т.к. их использование помогло мне проверить знания не только на уровне усвоения, но и на уровне применения правила. т.е. те методы, которые развивали мыслительные процессы
Формы

работы

учащихся

на

уроке
: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы контроля знаний учащихся
: индивидуальный, взаимоконтроль, групповой, фронтальный.
Приемы работы:
создание ситуации успеха, создание проблемной ситуации, прием рефлексии Урок разрабатывался согласно принципам активизации познавательной деятельности, научности и доступности. Так как по типу урок – урок изучения нового материала, то была выбрана такая
структура:

1 этап
.. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней(психологической) готовностью учащихся к уроку. Мотивация к деятельности способствовала психологическому настрою учащихся на работу и восприятию новых знаний
2 этап
Актуализация знаний.
3 этап
. Сообщение темы и целей урока. Были созданы условия, при которых ученики сами вывели цель и задачи урока, сформулировали тему урока.
4 этап
. Объяснение нового материала. 13
Данный этап урока включал наблюдение над языковым материалом. Обучающиеся подходили к усвоению нового материала, направленного на выявление отличительных признаков неопределенных местоимений. Учащиеся самостоятельно в группах на основе наблюдений формулировали правила, делали выводы. Были поставлены следующие проблемы: - правописание неопределенных местоимений; - склонение неопределенных местоимений; - синтаксическая роль неопределенных местоимений. Каждая группа оценивала результаты своей деятельности.
5 этап
. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся. Работа по формированию умения лексической сочетаемости глаголов и неопределенных местоимений, правильного написания неопределенных местоимений, развитие речи учащихся
6 этап
. Подведение итогов урока, рефлексия(итоги были подведены самими учениками), оценки учащимся выставлены. Обобщение материала урока в ходе намеченных целей, осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. .
7 этап
. Дано домашнее задание. Домашнее задание направлено на закрепление полученных знаний, было дано на выбор каждому ученику. Учебная работа на уроке была разнообразна: чередовались виды организации деятельности учащихся, такие как: обсуждение, беседа (ответы на вопросы учителя), творческие задания, самостоятельная работа, самопроверка. Я считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный. Считаю, что урок достиг цели. Учащиеся самостоятельно, используя ИКТ, усвоили новую тему. Это наблюдалось во время проведения контроля теории и практики, по ответам учащихся во время закрепления , а также результатам графического диктанта, проведенного в конце урока. Включение каждого ученика в деятельность по достижению триединых целей урока обеспечили познавательную активность учащихся. Багова Н.Н.., учитель русского языка и литературы. Апрель, 2016 г.. 14
15


В раздел образования