Автор: Багова Наталья Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ СОШ п.ст. Гонгота Населённый пункт: Забайкальский край, Читинский район, п. ст. Гонгота Наименование материала: конспект урока русского языка в соответствии с ФГОС Тема: Неопределенные местоимения Раздел: среднее образование
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п.ст.Гонгота:
Багова Н.Н.
Тема урока: «Неопределённые местоимения»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Средства обучения:
Дидактический материал: учебник, индивидуальные карточки,
Материально-техническая база: мультимедийный проектор, презентация.
Учебник: Учебник. Русский язык. 6 класс. Т. А. Ладыженская, М. Т.
Баранов, Л. А. Тростенцова и др. М.: «Просвещение». 2015г.
Цели урока:
Обучающие –
1.
познакомить
с
отличительными
признаками
неопределенных
местоимений,
способом
их
образования,
особенностями
их
склонения;
2.
сформировать умение правильно употреблять неопределенные
местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию;
3.
определить условия выбора слитного, дефисного и раздельного
написания неопределенных местоимений.
Развивающие –
1.
развивать
умение
находить
неопределённые
местоимения,
объяснять роль в предложении;
2.
развивать орфографическую зоркость;
Воспитательные –
1. создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу
комфортного доверительного общения, воспитание коммуникативности,
интереса к предмету, привитие культуры общения
Цели для учащихся:
научиться определять признаки местоимений;
изучить особенности неопределенных местоимений;
научиться употреблять неопределенные местоимения в речи;
1
изучить правописание неопределенных местоимений.
Планируемые результаты:
познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов
решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД :
установление обучающимися связи между целью
учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД:
целеполагание, планирование, оценка результатов
работы,
внесение
необходимых
дополнений
и
коррективов
в
план
и
способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его
результата;
коммуникативные
УУД: планирование
учебного
сотрудничества
с
учителем
и
сверстниками,
соблюдение
правил
речевого
поведения,
умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Формы
работы
учащихся
на
уроке :
фронтальная,
групповая,
индивидуальная.
Формы контроля знаний учащихся : индивидуальный, взаимоконтроль,
групповой, фронтальный.
Приемы
работы:
создание
ситуации
успеха,
создание
проблемной
ситуации, прием рефлексии.
Методы:
практический: выполнение упражнений;
объяснительно-иллюстративный:
представление
информации
разными способами (беседа, демонстрация слайдов презентации);
репродуктивный: повторение изученных сведений;
частично-поисковый: работа с таблицами и предложениями;
проблемный (проблемная ситуация).
Технологии:
-здоровьесберегающие технологии,
-технологии коллективного сотрудничества,
-технологии личностно-ориентированного образования,
-компьютерные технологии;
- технология оценивания результатов достижений учащихся.
Ход урока
2
1.
Организационный момент (2 слайд) 2 мин.
личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем,
сверстниками;
регулятивные: саморегуляция
- Здравствуйте, дорогие ребята ! Я рада видеть Вас на нашем уроке.
В школе прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Сядьте вы за парты тихо,
Руки – палочкой красиво,
На меня вы посмотрите,
И немного улыбнитесь.
Чтение эпиграфа урока. Хотелось бы начать урок словами китайской
народной мудрости.
Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать
самому – и я научусь. (Китайская мудрость) (Слайд 3)
- Как вы понимаете, ребята, эпиграф нашего урока?
(Высказывают свое мнение) ( В процессе урока ученики самостоятельно
изучают
новый
материал
и
так
быстрее
его
осваивают,
даже
если
ошибаются).
2.
Актуализация знаний
Фронтальный опрос
- Что называется местоимением?
- Какие разряды местоимений вы уже знаете? (личные, возвратные,
относительные, вопросительные).
-
Как
отличить
вопросительные
местоимения
от
относительных?
(вопросительные
местоимения
находятся
в
начале
вопросительных
предложений, служат для того, чтобы задать вопрос, а относительные
местоимения находятся в середине сложных предложений и соединяют
их)
3.
Сообщение темы и цели урока
Цель
Регулятивные умения :
определять цель и задачи урока, формулировать тему урока.
Прочитайте записи. (слайд 4) 2 мин
1.
Она идет по школьному коридору. В классе слышны ее шаги.
2.
Кто-то идет по школьному коридору. В классе слышны чьи-то шаги.
3
- Чем похожи эти записи, чем они отличаются? ( в обоих вариантах
используются местоимения, но в первом случае местоимения она, ее
указывают на какое-то конкретное лицо, а во втором случае- на
неопределенное).
- К какому разряду местоимений относятся местоимения в первой записи?
(Личные местоимения).
- Как могут называться местоимения, которые используются во второй
записи? (неопределенные).
- Как пишутся неопределенные местоимения в данном случае? (Через
дефис)
- Как вы думаете, ребята, что нам нужно знать о неопределенных
местоимениях? Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?
( Сегодня мы посмотрим особенности данного разряда, научимся
употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их
синтаксическую роль, определим условия для слитного, раздельного и
дефисного написания этих местоимений).
- Запишите число, тему урока в своих тетрадях
4.
Изучение нового материала
познавательные: структурирование знаний, умение анализировать
информацию, умение рассуждать и на основе наблюдений, делать
выводы
выбор наиболее эффективных способов решения задач, анализ объектов с
целью выделения признаков,
регулятивные: саморегуляция,
контроль (сличение знаний с эталоном)
коммуникативные: умение работать в группе, вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении.
личностные : оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и
мотивы, самоопределяться в системе ценностей .
1.- Вперед за новыми знаниями. Давайте прочитаем отрывок из
стихотворения Ю. Коваля «На яхте» и ответим на вопросы. (Текст
распечатан). (Слайд 5) 3 мин
Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл.
Летали какие-то чайки
О чем-то кричали ему
Какой - то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.
4
- Кто плыл на яхте? (Кто-то)
- О чём кричали чайки? (О чем-то)
- Какой дельфин в волны нырял? (Какой-то)
- Какой частью речи являются выделенные слова?
Почему? Аргументируйте.
(
Неопределенными
местоимениями.
Так
как
они
указывают
на
неопределенный предмет, но не называют его)
- Какую атмосферу создают эти местоимения?
(Атмосферу таинственности, загадочности, неопределённости)
-
Сделайте
вывод,
ребята,
какие
местоимения
называются
неопределёнными?
(Неопределенными
называются
местоимения,
которые
указывают
на
предметы
и
признаки
неопределенно
и
создают
настроение
неизвестности, неуловимости, загадочности).
2. Работа с правилом Учебник, стр.76. Прочитайте правило. (Слайд 6)
2 мин.
- На что указывают неопределенные местоимения? Приведите примеры.
(Указывают
на неопределенные предметы: кто-то, что-то,
на неопределенные признаки: какие-то, какой – нибудь,
на неопределенное количество: сколько-нибудь, несколько, некоторые)
3. Рассмотрите таблицу (Слайд 7) 3 мин
Подумайте, что она иллюстрирует. Ответьте на вопросы:
-От каких местоимений образуются неопределенные местоимения?
- Как образуются неопределенные местоимения?
Вопросительные
Неопределённые местоимения
кто
некто
кое-кто
что
нечто
что-то
который
некоторый
какой-либо
сколько
несколько
сколько-нибудь
5
Вывод: Учащиеся отвечают (неопределенные местоимения образуются от
вопросительных с помощью приставки НЕ, КОЕ - и суффиксов -ТО,
-ЛИБО, -НИБУДЬ).
- Ребята мы добились с вами первой цели? Посмотрели особенности
неопределенных местоимений? (Да)
4. Групповая работа 8 мин.
- Предлагаю поработать в группах. (Создаются 3 группы) ответьте на
следующие вопросы:
1) Правописание неопределенных местоимений. ( Как они пишутся?
В чём особенность их правописания?) (1 группа )
2) Особенности склонения неопределенных местоимений.(2 группа)
3) Синтаксическая роль неопределенных местоимений.(3 группа)
(группам раздаются карточки с языковым материалом и указанием на
материал в учебнике)
1 группа. (Слайд 8)
Правописание неопределенных местоимений.
Проанализировать как пишутся неопределенные местоимения с
приставкой –не, - кое и суффиксами –то, -либо, - нибудь, поставить
ударение в местоимениях некто, некоторое.
1)
Вечером к вам придет некто в черном.
2)
Я при этом испытал некоторое удивление.
3)
На берегу реки росла какая-то пышная зелень.
4)
Расскажите что-нибудь о вашей поездке по стране.
5)
Если вы заметите что-либо подозрительное, тут же сообщите
мне.
6)
Кое-где по стенам были развешаны картины.
7)
Кое с кем случился истерический припадок.
Вывод (Слайд 9): Неопределенные местоимения с приставкой не
пишутся слитно. В неопределенных местоимениях с приставкой НЕ,
приставка всегда под ударением и пишется слитно. В неопределенных
местоимениях с суффиксом -то, -либо, -нибудь обязательно нужно
ставить дефис. Также дефис нужно ставить, если перед неопределенным
местоимением стоит приставка КОЕ-, но если между приставкой и словом
6
или между словом и суффиксами (-то, -либо, -нибудь) стоит предлог, то
все три слова пишутся отдельно друг от друга.
2 группа. (Слайд 10)
Склонение неопределенных местоимений.
Проанализировать особенности склонения неопределенных местоимений.
Какие из неопределенных местоимений могут изменяться по падежам?
И некоторый
несколько
Кое-что
Некто, нечто
Р
некоторого
нескольких
Кое-чего
------------
----
Д некоторому
нескольким
Кое-чему
-------------------
В некоторый
несколько
Кое-что
------, нечто
Т
некоторым
несколькими
Кое-чем
---------------
П некотором
нескольких
Кое о чем ----------------
Вывод ( Слайд 11): неопределенные местоимения могут изменяться по
падежам
И. п. кто-то
Р. п. кого-то
Д. п. кому-то
В. п. кого-то
Т.п. кем-то
П. п. о ком-то
Но по падежам могут изменяться не все неопределенные местоимения.
Местоимения НЕКТО, НЕЧТО не могут изменяться по падежам.
Некоторые неопределенные местоимения изменяются по родам и числам.
(Какой-то, какая-то, какое-то, какие-то)
3 группа. (Слайд 12)
Синтаксическая роль неопределенных местоимений.
Подчеркните как член предложения неопределенные местоимения.
Каким членом предложения могут быть неопределенные
местоимения?
1) Нектошел по какой-то дороге.
2) К кому-то принесли от мастера ларец.
3) Какой-то непонятный звон слышен в лесах.
4) Когда-то я уже слышал эту песню.
7
Вывод (слайд 13): неопределенные местоимения могут быть любым
членом предложения (Подлежащее, определение, дополнение,
обстоятельство)
После работы представители каждой группы отчитываются у доски.
Оцените свою работу в группе по пятибалльной системе. Поставьте
определенное количество баллов (5 мин)
Лингвистическая физкультминутка (слайд 14)
Учитель называет местоимения: тебя, некто, кто-то, что-нибудь, мы, мне,
собой, кое-кто, себя, вас.
Личное местоимение – хлопаем в ладоши 2 раза.
Возвратное – топаем ногами 3 раза.
Неопределенное – поднимаем руки вверх.
5.
Закрепление нового материала.
познавательные: структурирование знаний,
выбор наиболее эффективных способов решения задач,
логические: анализ объектов с целью выделения признаков,
регулятивные: саморегуляция,
контроль (сличение знаний с эталоном)
Задание 1: Вставить подходящие по смыслу неопределенные
местоимения с суффиксами - то, - либо, - нибудь, с приставкой кое-.
(Слайд 15) в тетради , 5 мин
Цель: формирование умения лексической сочетаемости глаголов и
неопределенных местоимений, правильного написания неопределенных
местоимений, развитие речи учащихся.
1. Поздно вечером (:) постучался к нам.
2. На берегу реки росла (:) пышная зелень.
3. Расскажите (:) о вашей поездке по стране.
4. Товарищ вытащил из шкафа (:) книгу.
5. Вскоре мы заметили на дороге (:) черное.
Проверка записанных предложений. Объяснение правописания
неопределенных местоимений.
Проверка! (Слайд 16) 1 мин
1. Поздно вечером кто-то постучался к нам.
2. На берегу реки росла какая-то пышная зелень.
3. Расскажите что-нибудь о вашей поездке по стране.
8
4. Товарищ вытащил из шкафа какую-то книгу.
5. Вскоре мы заметили на дороге что-то черное.
- Каким членом предложения является неопределенное местоимение в
каждом из этих предложений?
Графический диктант. (слайд 18) 3 мин
регулятивные : составление плана действий, саморегуляция;
познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма,
пошаговое выполнение задачи
регулятивные: оценка результатов работы.
коммуникативные: управление поведением партнера
1. (Не)сколько
2. Какой(либо)
3. (Кое)(с)кем
4. (Кое)какие
5. Чей(то)
6. Сколько(нибудь)
7. (Не)кто
8. (Кое)(о)чём
Проверь себя! (слайд 19)
1. С
2. Д
3. Р
4. Д
5. Д
6. Д
7. С
9
8. Р
- Поставьте себе отметку. (слайд 20)
Критерии оценивания:
Ни одной ошибки- поставили «5».
1-2 ошибки- поставили «4».
3-4 ошибки- поставили «3».
5-6 ошибок- поставили «2».
6. Рефлексия (Слайд 21)
личностные: самоопределение,
регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения
знаний;
коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация
На шкале, нарисованной в тетради на полях, отметьте, насколько вы
усвоили новый материал. 1 мин
7. Подведение итогов
.
Регулятивные УУД умение оценивать и планировать свою деятельность.
Личностные УУД формирование умения понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности
Игра «Закончи предложение» (слайд 22) 2 мин
• Неопределенные местоимения указывают на…
• Неопределенные местоимения изменяются…
• Неопределенные местоимения образуются от…
• Неопределенные местоимения
образуются при помощи приставок…,
суффиксов…
8. Домашнее задание (слайд 23) 2 мин . Выставление оценок.
коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор
информации;
логические: анализ истинности утверждений,
регулятивные : оценка результатов работы
( одно на выбор)
1. Параграф 80, упражнение 461, страница 78
2. Параграф 80, составь текст, используя в нем местоимения разных
разрядов (12-13 предложений)
10
Самоанализ урока.
В 6 классе учится 4 человека – 3 девочки и 1 мальчик.
Работаю в этом классе второй год.
Учебная мотивация учащихся класса на среднем уровне. Развитие
основных
психических
процессов
учащихся
у
Мальцева
Кирилла
и
Каревой
Насти
на
высоком
уровне.
Зрительная,
слуховая
память
учащихся на высоком уровне. Словесно-логическое мышление учащихся
преобладает
над
наглядно-
образным
мышлением.
Учащиеся
быстро
умеют делать умозаключения, сравнивают, делают выводы из наблюдений
над
языковым,
текстовым
материалом.
Процессы
переключения,
распределения,
концентрации
внимания
на
высоком
уровне.
Мальцев
Кирилл
легко
справляется
с
заданиями
повышенной
сложности.
В
письменных
работах
нет
грубых
ошибок.
В
соответствии
с
особенностями своего темперамента (преобладает холерик) Карева Настя
допускает большое количество орфографических ошибок. У Линьковой
Александры,
Приставкиной
Дианы
уровень
развития
психических
процессов
на
уровне
ниже
среднем.
Но
уровень
учебной
мотивации
высокий.
На
уроках
проявляют
старание.
Все
учащиеся
класса
систематически готовятся к урокам.
На тему «Местоимение» в программе выделено 23 часа. Данный урок 8
в данном разделе.
Данный урок соответствует календарно-тематическому
планированию, является 8-ым в изучении материала. Он тесно связан с
предыдущими уроками и работает на все последующие уроки. Урок
построен с учетом психологических особенностей детей. На протяжении
всего урока работа строилась с учетом принципов системности,
научности и доступности, а также преемственности и перспективности
между различными разделами курса. В основе программы УМК Т.А.
Ладыженской, М.Т. Баранова лежит принцип единства.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Средства обучения:
Дидиктический материал: учебник, индивидуальные карточки.
Материально- техническая база: мультимедийный проектор,
презентация.
Учебник: Учебник. Русский язык. 6 класс. Т. А. Ладыженская, М. Т.
Баранов, Л. А. Тростенцова и др. М.: «Просвещение». 2015г.
Цели урока:
Обучающие –
4.
познакомить
с
отличительными
признаками
неопределенных
местоимений,
способом
их
образования,
особенностями
их
склонения;
11
5.
сформировать умение правильно употреблять неопределенные
местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию;
6.
определить условия выбора слитного, дефисного и раздельного
написания неопределенных местоимений.
Развивающие –
3.
развивать
умение
находить
неопределённые
местоимения,
объяснять роль в предложении;
4.
развивать орфографическую зоркость;
Воспитательные – создавать положительную культурно-речевую среду,
атмосферу
комфортного
доверительного
общения,
воспитание
коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения
Цели для учащихся:
научиться определять признаки местоимений;
изучить особенности неопределенных местоимений;
научиться употреблять неопределенные местоимения в речи;
изучить правописание неопределенных местоимений.
Планируемые результаты:
познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов
решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД :
установление обучающимися связи между целью
учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
регулятивные УУД:
целеполагание, планирование, оценка результатов
работы,
внесение
необходимых
дополнений
и
коррективов
в
план
и
способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его
результата;
коммуникативные
УУД: планирование
учебного
сотрудничества
с
учителем
и
сверстниками,
соблюдение
правил
речевого
поведения,
умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
12
Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной
презентации из 23 слайдов с целью повышения качества образования:
мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их
воображения, внимания, видов памяти.
На данном занятии использовались технологии:
-здоровьесберегающие технологии,
-технологии коллективного сотрудничества,
-технологии личностно-ориентированного образования,
-компьютерные технологии;
- технология оценивания результатов достижений учащихся.
На
уроке
для
достижения
поставленных
задач
было
выбрано
такое
сочетание методов обучения как:
практический: выполнение упражнений;
объяснительно-иллюстративный:
представление
информации
разными способами (беседа, демонстрация слайдов презентации);
репродуктивный: повторение изученных сведений;
частично-поисковый: работа с таблицами и предложениями;
проблемный (проблемная ситуация).
Методы выбраны не случайно, т.к. их использование помогло мне
проверить
знания
не
только
на
уровне
усвоения,
но
и
на
уровне
применения правила.
т.е. те методы, которые развивали мыслительные процессы
Формы
работы
учащихся
на
уроке :
фронтальная,
групповая,
индивидуальная.
Формы контроля знаний учащихся : индивидуальный, взаимоконтроль,
групповой, фронтальный.
Приемы работы: создание ситуации успеха, создание проблемной
ситуации, прием рефлексии
Урок разрабатывался согласно принципам активизации познавательной
деятельности, научности и доступности.
Так как по типу урок – урок изучения нового материала, то была
выбрана такая структура:
1 этап .. Организационный момент, характеризующийся внешней и
внутренней(психологической) готовностью учащихся к уроку.
Мотивация к деятельности способствовала психологическому настрою
учащихся на работу и восприятию новых знаний
2 этап Актуализация знаний.
3 этап . Сообщение темы и целей урока.
Были созданы условия, при которых ученики сами вывели цель и задачи
урока, сформулировали тему урока.
4 этап . Объяснение нового материала.
13
Данный этап урока включал наблюдение над языковым материалом.
Обучающиеся подходили к усвоению нового материала, направленного на
выявление отличительных признаков неопределенных местоимений.
Учащиеся самостоятельно в группах на основе наблюдений
формулировали правила, делали выводы. Были поставлены следующие
проблемы:
- правописание неопределенных местоимений;
- склонение неопределенных местоимений;
- синтаксическая роль неопределенных местоимений.
Каждая группа оценивала результаты своей деятельности.
5 этап . Закрепление знаний, умений и навыков учащихся.
Работа по формированию умения лексической сочетаемости глаголов и
неопределенных местоимений, правильного написания неопределенных
местоимений, развитие речи учащихся
6 этап . Подведение итогов урока, рефлексия(итоги были подведены
самими учениками), оценки учащимся выставлены. Обобщение
материала урока в ходе намеченных целей, осознание обучающимися
своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности
и всего класса.
.
7 этап . Дано домашнее задание.
Домашнее задание направлено на закрепление полученных знаний, было
дано на выбор каждому ученику.
Учебная работа на уроке была разнообразна: чередовались виды
организации деятельности учащихся, такие как: обсуждение, беседа
(ответы на вопросы учителя), творческие задания, самостоятельная
работа, самопроверка.
Я считаю, что для работы был создан нужный психологический
микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как
доброжелательный.
Считаю, что урок достиг цели.
Учащиеся самостоятельно, используя ИКТ,
усвоили новую тему.
Это наблюдалось во время проведения контроля теории и практики, по
ответам
учащихся
во
время
закрепления
,
а
также
результатам
графического диктанта, проведенного в конце урока. Включение каждого
ученика
в
деятельность
по
достижению
триединых
целей
урока
обеспечили познавательную активность учащихся.
Багова Н.Н.., учитель русского языка и литературы.
Апрель, 2016 г..
14
15