Развитие выразительности речи в театрализованных играх дошкольников
Автор: Панова Марина Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: Д/с №6 Населённый пункт: город Сосновый Бор, Ленинградская область Наименование материала: статья Тема: Развитие выразительности речи в театрализованных играх дошкольников Раздел: дошкольное образование
«Развитие выразительности речи в театрализованных играх»
Театральная деятельность-это самый распространённый вид детского
творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и
находит своё отражение стихийно, потому что связано с игрой.
Театрализованная игра одно из эффективных средств социализации
дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста
литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные
условия для развития чувства партнёрства, освоение способов позитивного
взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоение
выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие
ребёнка с использованием пальчиковых игр и упражнений которые
стимулируют развитие речи. В пальчиковых играх дети повторяют движения
взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость,
умение управлять куклами. В театрализованной игре дети знакомятся с
чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального
выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим
миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию
психических процессов, качеств и свойств личности-воображения,
самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. Опыт
работы показал, что участие детей в театрализованных играх позволило им
преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, также
благоприятно повлияло на обогащение словаря детей, на развитие речевых и
творческих способностей детей. Обратила внимание на то, что у детей
улучшается настроение, появляется уверенность в себе, и они чувствуют себя
свободнее, общаются доверчивее. Приобретённые умения в
театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь-это и пляски,
и танцы, и стихи. Дети с желанием заучивают свои роли, а во время
репетиции легко запоминают тексты других участников, особенно в стихах.
Достигают хороших результатов в области декламации. Некоторые дети не
хотят работать в паре или группе. Наиболее сложным считаю формирование
выразительной речи детей, поэтому прилагаю все усилия, чтобы дети
освоили не только содержательную сторону языка, но и образную,
эмоциональную.
Для развития выразительной речи стараюсь создать такие условия, в которых
ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, взгляды не только в обычном
разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей.
В своей работе я добиваюсь того, чтобы дети на сцене не были похожи на
деревянных кукол, приходится много работать над выразительностью
движений, жестов, мимики, позами. Дети младшего возраста научились
следить за развитием действия сказки, выразительно исполнять роли, умеют
изображать характерные особенности героев. Проверить эффективность
проведённых игр по театрально-игровой деятельности помог анкетный опрос
родителей. У родителей появилось много вопросов, желание советоваться со
мной. Они начали лучше понимать ребёнка, его затруднения в общении.
Для многих детей характерны общая зажатость мышц речевого аппарата,
невыразительность и монотонность речи, проглатывание начала и конца
слов. Наши дети воспитываются в условиях многоязычия, это накладывает
свой отпечаток на речь детей: она носит грамматические ошибки, их
характерное звукопроизношение отличается от правильного. Многие из
детей испытывают трудности, рассказы составляются однообразно. В
перспективе много задумок и замыслов. Хотелось, чтобы дети
самостоятельно сочиняли сказки, что будет способствовать развитию
творческих способностей. Привлекать родителей к активному участию в
инсценировках в качестве артистов. Нужно стремиться создать такую
атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли
и постигали удивительный волшебный мир.
Мир, название которому – театр!