Напоминание

Повышение эффективности работы учителя-логопеда ДОО при помощи ИКТ в условиях реализации ФГОС.


Автор: Дубровских Юлия Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР детский сад №123"
Населённый пункт: Воронежская область, г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Повышение эффективности работы учителя-логопеда ДОО при помощи ИКТ в условиях реализации ФГОС.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Повышение эффективности работы учителя-логопеда ДОО при

помощи ИКТ в условиях реализации ФГОС.
Актуальность проблемы Современное общество активно создаёт новую информационно- коммуникационную культуру, в которой уже живут наши дети, и учителя- логопеды не должны оставаться в стороне. Компьютер для педагога может являться незаменимым помощником в воспитании и обучении, а для учителя-логопеда – в формировании и коррекции речевого развития дошкольника. В своей практике учителю-логопеду приходится сталкиваться с низкой мотивацией ребёнка, с неустойчивым вниманием детей, необходимостью длительно автоматизировать поставленные звуки у детей (например, со стертой формой дизартрии. К сожалению, очень часто владение методикой коррекции речи и желания учителя-логопеда, недостаточно для достижения положительной динамики речевого развития у дошкольника. Сталкиваемся мы и с формальным подходом к воспитанию со стороны родителей, вызванных объективными и субъективными причинами. И с обилием необходимой документации, заполнение которой требует большого количества времени. Кроме того, работа логопеда – одна из тех, которая требует постоянного профессионального самосовершенствования, быть в курсе последних достижений в области логопедии и смежных медицинских, психологических и педагогических наук. При решении всех этих задач учитель-логопед может эффективно использовать современные информационно-коммуникационные технологии. Цель данной работы: раскрыть возможность организации эффективной системы работы учителя-логопеда с использованием ИКТ и интернет-технологий. Задачи: 1) рассмотреть пути оптимизации коррекционно-развивающего процесса при помощи логопедических компьютерных программ (игр); 2) показать альтернативные возможности работы с родителями с и с п о л ь з о в а н и е м и н т е р н е т - т е х н о л о г и й ; 3) сделать обзор ряда возможностей повышения профессионального уровня с использованием Интернет-ресурсов; 4) рассмотреть пути оптимизации диагностико-организационной работы учителя-логопеда с использованием компьютерных программ. Основное содержание
Непосредственно в коррекционно-развивающих занятиях могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей) материалы ИКТ. Это могут быть ресурсы интернета, и самостоятельно созданные материалы. Исследователи отмечают, что использование учителем-логопедом компьютерных программ является мощным стимулирующим фактором для качественного выполнения всех заданий, артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений. Как правило, все детские игровые компьютерные программы носят развивающий характер, так как в них использованы символическое представление информации и опосредованный характер управления. Среди специализированных компьютерных программ для детей с нарушениями речевого развития широко распространены такие, как «Видимая речь», «Игры для Тигры», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Гарфилд – малышам. Развиваем речь» и другие. Представленные компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие грамматических структур, совершенствование связной речи. Программа «Видимая речь» (разработ ана ком п а н и е й IBM, русифицирована Институтом коррекционной педагогики РАО), которая является средством формирования и коррекции произношения, позволяет также работать над высотой голоса, громкостью, темпом речи, интонацией как с нормально слышащими детьми, так и с лицами, имеющими нарушения слуха, при этом невозможность пользоваться слуховым контролем речи заменяется зрительным контролем, о чем весьма красноречиво свидетельствует название обеспечения, построенного на принципе визуализации звучащей речи. Это вполне оправдано, так как из курса истории логопедии мы знаем, что сама логопедия тесно связана с сурдопедагогикой, можно сказать, «вышла» из нее. Я ром, сердцевиной "Видимой речи" является встроенное в компьютер устройство, выполняющее чрезвычайно сложную операцию — анализ звуковой информации, поступающей в него через микрофон. Результаты этого анализа программа преобразовывает в графические изображения, появляющиеся на экране компьютера. Большая надежность обратной связи обеспечивается при минимальном количестве требуемого на это времени. Компьютерная логопедическая программа
«Игры для Тигры»
(автор учебных и методических материалов, компьютерный методист кандидат педагогических наук - Л. Р.Лизунова) предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением
нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательность упражнений и веселый ведущий Тигренок — все это делает программу привлекательной для детей. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: Фонематика, Просодика, Лексика и Звукопроизношение.
Компьютерная

программа

«Развитие

речи.

Учимся

говорить

правильно»
(Г. О. Аствацатуров, Л. Е. Шевченко, 2008) предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению. Представлен в приятной приглушённой цветовой гамме. Включает в себя работу над разделами: неречевые звуки; звукоподражание; речевые звуки; развитие связной речи.
Программу «Домашний логопед»
(разработчик ID Company)

можно рекомендовать для домашних заданий. Здесь представлен материал для коррекции звукопроизношения. Отдельно рассматривается каждый звук: объясняется артикуляция, даются подготовительные упражнения, приёмы постановки звука и речевой материал для автоматизации. На диске есть раздел «Советы родителям», который включает рекомендации к этапам работы, а также упражнения на развитие мелкой моторики, фонематического слуха.
Обучающая

игровая

программа

“Баба-Яга

учится

читать”
предназначена для того, чтобы ребенок легко и естественно приобщился к чтению, а буквы и слова стали для него добрыми приятелями в играх. Оригинальность программы заключается в том, что весь процесс обучения представлен в стихах. Забавные рифмовки Бабы Яги на каждую букву алфавита знакомят учеников со сказочным миром поэзии и учат составлять поэтические строчки. Всего в игре десять заданий разного уровня сложности, последовательность прохождения которых можно задать. Программа имеет очень привлекательный интерфейс, что усиливает эффект интерактивности, профессионально нарисована и озвучена. Это был краткий обзор некоторых типовых программ, которые можно использовать в работе логопеда с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Интересны возможности разработки собственных заданий с помощью таких программ, как Power Point и других. В логопедической практике применимы компьютерные задания в стиле презентаций следующих видов: тренажеры, задания на дифференциацию звуков и букв, пополнению и уточнению словаря, развитию грамматического строя речи и т.п. Наиболее
целесообразно с помощью компьютерных презентаций изучение тем, связанных с природными явлениями, животными, растениями, птицами, техникой, транспортом. В коррекционной работе с детьми с различными нарушениями развития востребован также программный продукт «Special Education Tools». Программа позволяет манипулировать графическими объектами на экране компьютера, сопровождая их звуковыми фрагментами инструкций, номинаций, пояснений. «Special Education Tools» — программа многоцелевого назначения. Используя ее в своей работе, педагог имеет возможность самостоятельно разрабатывать проекты развивающих игр, накапливать собственную учебно-методическую базу педагогической деятельности, что позволяет в полной мере реализовать индивидуальный подход к детям (т.е. с учетом характера речевого нарушения, особенностей личности, потенциальных возможностей каждого ребенка). Вводить компьютерные элементы можно практически на любых этапах работы, но наиболее востребованы они на этапе автоматизация и дифференциация сформированных звуков); на этапе формирования лексико-грамматического строя речи, на этапе развития связной речи. При подборе и самостоятельном создании игр необходимо учитывать требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам и играм, применяемым на логопедических занятиях:  Материал должен создаваться с учётом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей ребёнка;  Материал должен быть визуально эстетичным, с качественным, желательно профессиональным звуковым оформлением;  Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными для детей;  Если ребёнок работает не с клавиатурой, а с использованием манипулятора «мышь», желательно обозначить «рабочую клавишу» определённым сигналом;  Программа должна развивать, давать новые знания, обучать необходимым навыкам в игровой форме (ведь игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте). Специалисту при использовании на занятиях компьютера необходимо соблюдать условия для сбережения здоровья ребёнка, т.е. соблюдение СанПиНа:  использование новых моделей компьютера;  работа с компьютером на одном занятии в течении короткого времени не должна превышать 5-10 минут (дети с нарушением речи часто имеют ослабленную нервную систему) и не более двух раз в неделю (в зависимости от возраста ребёнка);
 с осторожностью вводить компьютерные игры, если у ребёнка имеются невротические расстройства, нарушение зрения (поскольку компьютер может спровоцировать и усилить отклонения в состоянии здоровья);  целесообразно для предупреждения переутомления глаз проводить зрительную гимнастику до начала занятия и по его окончанию, а также во время работы периодически переводить взгляд ребёнка с монитора каждые 1,5-2 минуты на несколько секунд;  перед началом занятий необходимо получить согласие родителей или лиц их заменяющих, уточнив у них информацию о противопоказаниях. Специалист может применять ИКТ и в работе с родителями: - обратная связь посредством электронной почты; - просветительская работа через личные сайты, интернет-странички на сайтах образовательных организаций; - организация родительских собраний, мастер-классов. Очень эффективно использовать интернет ресурсы с целью самообразования и профессионального общения: - прохождение заочных альтернативных курсов повышения квалификации, вебинаров, мастер-классов ведущих специалистов (сайты «Логопед-мастер»; «Дефектология», «Мерсибо» и др.) - при обмене опытом с коллегами на специализированных форумах, в группах; - как источник методических пособий в электронном виде. Невозможно переоценить роль компьютера при ведении документации, ее систематизации, оптимизации хранения. Заключение и выводы Бытует мнение, что компьютер заменит «живое общение». Но жизнь не стоит на месте, и педагог должен идти в ногу со временем, а значит использовать все доступные современные средства для достижения цели и во благо детей. Но стоит не забывать, что компьютер нужно использовать обоснованно и строго дозированно. Такие формы работы не заменяют традиционные логопедические занятия, а целесообразно дополняют их, делают более эффективной всю коррекционно-развивающую деятельность. Подводя итоги, можно отметить основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда, что явно оправдывает необходимость и актуальность их использования в современном коррекционно-развивающем процессе:  опора на ведущую деятельность дошкольника – игру;  полисенсорное воздействие (опора на сохранные анализаторы);  формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
 повышение самооценки ребёнка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты);  формирование сотрудничества между ребёнком и учителем- логопедом;  активизация работы с родителями, повешение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе;  экономия временных ресурсов и материальных затрат;  возможность повышать профессиональный уровень (для специалиста).
Список литературы:
1. Лынская М.И. «Информационные технологии с безречевыми детьми», ж. «Логопед», 2011, № 3. 2. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе. 3. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1. 4. Кукушина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы. //Дефектология. – 1994. - № 5. 5. Соприна М.В. Компьютерные технологии в коррекции речевого развития дошкольников. //Воспитатель. – 2010. - №10.


В раздел образования