Повышение эффективности работы учителя-логопеда ДОО при помощи ИКТ в условиях реализации ФГОС.
Автор: Дубровских Юлия Ивановна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР детский сад №123" Населённый пункт: Воронежская область, г. Воронеж Наименование материала: статья Тема: Повышение эффективности работы учителя-логопеда ДОО при помощи ИКТ в условиях реализации ФГОС. Раздел: дошкольное образование
Повышение эффективности работы учителя-логопеда ДОО при
помощи ИКТ в условиях реализации ФГОС.
Актуальность проблемы
Современное
общество
активно
создаёт
новую
информационно-
коммуникационную культуру, в которой уже живут наши дети, и учителя-
логопеды не должны оставаться в стороне. Компьютер для педагога может
являться
незаменимым
помощником
в
воспитании
и
обучении,
а
для
учителя-логопеда
–
в
формировании
и
коррекции
речевого
развития
дошкольника.
В своей практике учителю-логопеду приходится сталкиваться с низкой
мотивацией ребёнка, с неустойчивым вниманием детей, необходимостью
длительно автоматизировать поставленные звуки у детей (например, со
стертой формой дизартрии. К сожалению, очень часто владение методикой
коррекции речи и желания учителя-логопеда, недостаточно для достижения
положительной динамики речевого развития у дошкольника.
Сталкиваемся мы и с формальным подходом к воспитанию со стороны
родителей, вызванных объективными и субъективными причинами. И с
обилием
необходимой
документации,
заполнение
которой
требует
большого количества времени.
Кроме
того,
работа
логопеда
–
одна
из
тех,
которая
требует
постоянного
профессионального
самосовершенствования,
быть
в
курсе
последних
достижений
в
области
логопедии
и
смежных
медицинских,
психологических и педагогических наук. При решении всех этих задач
учитель-логопед
может
эффективно
использовать
современные
информационно-коммуникационные технологии.
Цель
данной
работы:
раскрыть
возможность
организации
эффективной системы работы учителя-логопеда с использованием ИКТ и
интернет-технологий.
Задачи:
1)
рассмотреть
пути
оптимизации
коррекционно-развивающего
процесса при помощи логопедических компьютерных программ (игр);
2)
показать альтернативные возможности работы с родителями с
и с п о л ь з о в а н и е м
и н т е р н е т - т е х н о л о г и й ;
3)
сделать
обзор
ряда
возможностей
повышения
профессионального
уровня с использованием Интернет-ресурсов;
4)
рассмотреть
пути
оптимизации
диагностико-организационной
работы учителя-логопеда с использованием компьютерных программ.
Основное содержание
Непосредственно в коррекционно-развивающих занятиях могут быть
использованы
различные
(в
зависимости
от
темы
и
целей)
материалы
ИКТ. Это могут быть ресурсы интернета, и самостоятельно созданные
материалы.
Исследователи
отмечают,
что
использование
учителем-логопедом
компьютерных программ является мощным стимулирующим фактором для
качественного
выполнения
всех
заданий,
артикуляционной
гимнастики,
дыхательных упражнений.
Как правило, все детские игровые компьютерные программы носят
развивающий
характер,
так
как
в
них
использованы
символическое
представление информации и опосредованный характер управления. Среди
специализированных компьютерных программ для детей с нарушениями
речевого развития широко распространены такие, как «Видимая речь»,
«Игры
для
Тигры»,
«Развитие
речи.
Учимся
говорить
правильно»,
«Гарфилд
–
малышам.
Развиваем
речь»
и
другие.
Представленные
компьютерные программы отражают несколько аспектов логопедической
работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, развитие
грамматических структур, совершенствование связной речи.
Программа
«Видимая
речь»
(разработ ана
ком п а н и е й IBM,
русифицирована
Институтом
коррекционной
педагогики
РАО),
которая
является средством формирования и коррекции произношения, позволяет
также работать над высотой голоса, громкостью, темпом речи, интонацией
как
с
нормально
слышащими
детьми,
так
и
с
лицами,
имеющими
нарушения
слуха,
при
этом
невозможность
пользоваться
слуховым
контролем
речи
заменяется
зрительным
контролем,
о
чем
весьма
красноречиво
свидетельствует
название
обеспечения,
построенного
на
принципе визуализации звучащей речи. Это вполне оправдано, так как из
курса истории логопедии мы знаем, что сама логопедия тесно связана с
сурдопедагогикой, можно сказать, «вышла» из нее.
Я
ром, сердцевиной "Видимой речи" является встроенное в компьютер
устройство,
выполняющее
чрезвычайно
сложную
операцию
—
анализ
звуковой информации, поступающей в него через микрофон. Результаты
этого анализа программа преобразовывает в графические изображения,
появляющиеся на экране компьютера. Большая надежность обратной связи
обеспечивается при минимальном количестве требуемого на это времени.
Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» (автор
учебных и методических материалов, компьютерный методист кандидат
педагогических наук - Л. Р.Лизунова) предназначена для коррекции общего
недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного
возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением
нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также
при
вторичных
речевых
нарушениях.
Отличные
рисунки,
объемное
изображение,
звуковое
сопровождение
действий,
познавательность
упражнений и веселый ведущий Тигренок — все это делает программу
привлекательной
для
детей.
В
программе
более
50
упражнений,
объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные
направления коррекционной работы: Фонематика, Просодика, Лексика и
Звукопроизношение.
Компьютерная
программа
«Развитие
речи.
Учимся
говорить
правильно» (Г. О. Аствацатуров, Л. Е. Шевченко, 2008) предназначена для
детей дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по
речевому
развитию
и
обучению
чтению.
Представлен
в
приятной
приглушённой цветовой гамме. Включает в себя работу над разделами:
неречевые звуки; звукоподражание; речевые звуки; развитие связной речи.
Программу «Домашний логопед» (разработчик ID Company) можно
рекомендовать для домашних заданий. Здесь представлен материал для
коррекции звукопроизношения. Отдельно рассматривается каждый звук:
объясняется артикуляция, даются подготовительные упражнения, приёмы
постановки звука и речевой материал для автоматизации. На диске есть
раздел «Советы родителям», который включает рекомендации к этапам
работы,
а
также
упражнения
на
развитие
мелкой
моторики,
фонематического слуха.
Обучающая
игровая
программа
“Баба-Яга
учится
читать”
предназначена для того, чтобы ребенок легко и естественно приобщился к
чтению, а буквы и слова стали для него добрыми приятелями в играх.
Оригинальность программы заключается в том, что весь процесс обучения
представлен в стихах. Забавные рифмовки Бабы Яги на каждую букву
алфавита знакомят учеников со сказочным миром поэзии и учат составлять
поэтические
строчки.
Всего
в
игре
десять
заданий
разного
уровня
сложности,
последовательность
прохождения
которых
можно
задать.
Программа
имеет
очень
привлекательный
интерфейс,
что
усиливает
эффект интерактивности, профессионально нарисована и озвучена.
Это был краткий обзор некоторых типовых программ, которые можно
использовать
в
работе
логопеда
с
детьми
дошкольного
и
младшего
школьного возраста.
Интересны возможности разработки собственных заданий с помощью
таких
программ,
как Power Point и других. В логопедической практике
применимы компьютерные задания в стиле презентаций следующих видов:
тренажеры, задания на дифференциацию звуков и букв, пополнению и
уточнению словаря, развитию грамматического строя речи и т.п. Наиболее
целесообразно
с
помощью
компьютерных
презентаций
изучение
тем,
связанных с природными явлениями, животными, растениями, птицами,
техникой, транспортом.
В
коррекционной
работе
с
детьми
с
различными
нарушениями
развития
востребован
также
программный
продукт «Special
Education
Tools». Программа позволяет манипулировать графическими объектами на
экране компьютера, сопровождая их звуковыми фрагментами инструкций,
номинаций,
пояснений.
«Special
Education
Tools»
—
программа
многоцелевого назначения. Используя ее в своей работе, педагог имеет
возможность
самостоятельно
разрабатывать
проекты
развивающих
игр,
накапливать
собственную
учебно-методическую
базу
педагогической
деятельности, что позволяет в полной мере реализовать индивидуальный
подход к детям (т.е. с учетом характера речевого нарушения, особенностей
личности, потенциальных возможностей каждого ребенка).
Вводить компьютерные элементы можно практически на любых
этапах работы, но наиболее востребованы они на этапе автоматизация и
дифференциация сформированных звуков); на этапе формирования
лексико-грамматического строя речи, на этапе развития связной речи.
При подборе и самостоятельном создании игр необходимо учитывать
требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам и
играм, применяемым на логопедических занятиях:
Материал должен создаваться с учётом возраста, индивидуальных
особенностей и образовательных потребностей ребёнка;
Материал
должен
быть
визуально
эстетичным,
с
качественным,
желательно профессиональным звуковым оформлением;
Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или
непонятными для детей;
Если
ребёнок
работает
не
с
клавиатурой,
а
с
использованием
манипулятора
«мышь»,
желательно
обозначить
«рабочую
клавишу»
определённым сигналом;
Программа
должна
развивать,
давать
новые
знания,
обучать
необходимым
навыкам
в
игровой
форме
(ведь
игра
является
ведущей
деятельностью в дошкольном возрасте).
Специалисту при использовании на занятиях компьютера необходимо
соблюдать
условия
для
сбережения
здоровья
ребёнка,
т.е.
соблюдение
СанПиНа:
использование новых моделей компьютера;
работа
с
компьютером
на
одном
занятии
в
течении
короткого
времени не должна превышать 5-10 минут (дети с нарушением речи часто
имеют ослабленную нервную систему) и не более двух раз в неделю (в
зависимости от возраста ребёнка);
с
осторожностью
вводить
компьютерные
игры,
если
у
ребёнка
имеются
невротические
расстройства,
нарушение
зрения
(поскольку
компьютер
может
спровоцировать
и
усилить
отклонения
в
состоянии
здоровья);
целесообразно для предупреждения переутомления глаз проводить
зрительную гимнастику до начала занятия и по его окончанию, а также во
время работы периодически переводить взгляд ребёнка с монитора каждые
1,5-2 минуты на несколько секунд;
перед началом занятий необходимо получить согласие родителей или
лиц их заменяющих, уточнив у них информацию о противопоказаниях.
Специалист может применять ИКТ и в работе с родителями:
- обратная связь посредством электронной почты;
- просветительская работа через личные сайты, интернет-странички
на сайтах образовательных организаций;
- организация родительских собраний, мастер-классов.
Очень
эффективно
использовать
интернет
ресурсы
с
целью
самообразования и профессионального общения:
-
прохождение
заочных
альтернативных
курсов
повышения
квалификации, вебинаров, мастер-классов ведущих специалистов (сайты
«Логопед-мастер»; «Дефектология», «Мерсибо» и др.)
- при обмене опытом с коллегами на специализированных форумах, в
группах;
- как источник методических пособий в электронном виде.
Невозможно
переоценить
роль
компьютера
при
ведении
документации, ее систематизации, оптимизации хранения.
Заключение и выводы
Бытует мнение, что компьютер заменит «живое общение». Но жизнь
не стоит на месте, и педагог должен идти в ногу со временем, а значит
использовать все доступные современные средства для достижения цели и
во благо детей.
Но стоит не забывать, что компьютер нужно использовать
обоснованно и строго дозированно. Такие формы работы не заменяют
традиционные логопедические занятия, а целесообразно дополняют их,
делают более эффективной всю коррекционно-развивающую деятельность.
Подводя итоги, можно отметить основные преимущества
использования ИКТ в работе логопеда, что явно оправдывает
необходимость и актуальность их использования в современном
коррекционно-развивающем процессе:
опора на ведущую деятельность дошкольника – игру;
полисенсорное воздействие (опора на сохранные анализаторы);
формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных
интересов;
повышение самооценки ребёнка (система поощрений –
компьютерные герои, звуковые эффекты);
формирование сотрудничества между ребёнком и учителем-
логопедом;
активизация работы с родителями, повешение компетентности
родителей в коррекционно-развивающем процессе;
экономия временных ресурсов и материальных затрат;
возможность повышать профессиональный уровень (для
специалиста).
Список литературы:
1.
Лынская М.И. «Информационные технологии с безречевыми
детьми», ж. «Логопед», 2011, № 3.
2.
Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных
технологий в логопедической работе.
3.
Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная
речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. -
1998. - № 1.
4.
Кукушина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы,
поиски, подходы. //Дефектология. – 1994. - № 5.
5.
Соприна М.В. Компьютерные технологии в коррекции речевого
развития дошкольников. //Воспитатель. – 2010. - №10.