Автор: Муллахметова Алия Мухтаровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №368 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения" Авиастроительного района города Казани Населённый пункт: город Казань Наименование материала: конспект Тема: Воспитание звуковой культуры речи Раздел: дошкольное образование
Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности
ребенка
Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в
детском
саду,
так
как
именно
дошкольный
возраст
является
наиболее
сензитивным для ее решения Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н.
Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ. - М.: Айрис-Пресс, 2006.
- с. 13..
Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой
язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим
средством человеческого общения в силу своей звуковой материи.
Звуковая
сторона
речи
представляет
единое
целое,
но
весьма
сложное
явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной
литературе
рассматриваются
несколько
аспектов
звуковой
стороны
речи:
физический, физиологический, лингвистический.
Изучение
различных
аспектов
звуковой
стороны
речи
способствует
пониманию
закономерностей
постепенного
формирования
ее
у
детей
и
облегчает руководство развитием этой стороны речи.
Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая
сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества.
Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков,
мягкость
в
произношении
многих
согласных,
своеобразие
произношения
каждого
согласного
звука.
Эмоциональность,
щедрость
русского
языка
находят свое выражение в интонационном богатстве.
Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, оно включает в себя
фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и
четкую дикцию.
Воспитание звуковой культуры речи предполагает :
формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для
чего
необходимо
развитие
речевого
слуха,
речевого
дыхания,
моторики
артикуляционного аппарата;
воспитание
орфоэпически
правильной
речи
-
умения
говорить
согласно
нормам
литературного
произношения.
Орфоэпические
нормы
охватывают
фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов,
отдельных
грамматических
форм.
В
состав
орфоэпии
входит
не
только
произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи.
формирование
выразительности
речи
-
владение
средствами
речевой
выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса,
темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено,
что
ребенок
в
повседневном
общении
владеет
е с т е с т в е н н о й
выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной
выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;
выработка дикции - отчетливого, внятного произношения каждого звука и
слова в отдельности, а также фразы в целом;
воспитание культуры речевого общения как части этикета Максаков А.И.
Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез,
2006. - с. 26..
Понятие
звуковой
культуры
речи,
задачи
работы
по
ее
воспитанию
раскрываются О. И. Соловьевой, А. М. Бородич, А. С. Фельдберг, А. И.
Максаковым,
М.
Ф.
Фомичевой
и
другими
в
учебных
и
методических
пособиях.
В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения
и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:
1.
развитие
речедвигательного
аппарата
(артикуляционного
аппарата,
голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование
произношения звуков, слов, четкой артикуляции;
2.
развитие
восприятия
речи
(слухового
внимания,
речевого
слуха,
основными
компонентами
которого
являются
фонематиче ский,
звуковысотный, ритмический слух).
Звуковые единицы языка различаются по их роли в речи. Одни, соединяясь,
образуют слова. Это линейные (расположенные в линию, один за другим)
звуковые
единицы:
звук,
слог,
фраза.
Только
в
определенной
линейной
последовательности
сочетание
звуков
становится
словом,
приобретает
определенный смысл.
Другие
звуковые
единицы,
просодемы,
-
надлинейные.
Это
ударение,
элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они
характеризуют
линейные
единицы
и
являются
обязательным
признаком
устной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в модулировании
артикуляционных органов.
Для
дошкольников
в
первую
очередь
особое
значение
имеет
усвоение
линейных
звуковых
единиц
речи
(звуко
и
словопроизношение),
так
как
самым
трудным
для
ребенка
бывает
овладение
артикуляцией
отдельных
звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических пособиях работа
органов артикуляции описана детально. Участие просодем в модулировании
звуков
менее
изучено
Болотина
Л.Р.,
Микляева
Н.В.,
Родионова
Ю.Н.
Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ. - М.: Айрис-Пресс, 2006.
- с. 21..
Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение
правильного произношения звуков для формирования полноценной личности
ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в
дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью
легко вступает в общение с взрослыми и сверстниками, понятно выражает
свои
мысли
и
желания.
Речь
с
дефектами
произношения,
наоборот,
затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие
ребенка и развитие других сторон речи.
Особое
значение
правильное
звукопроизношение
приобретает
при
поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной
школы называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с
дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать
их
последовательность,
затрудняются
в
подборе
слов,
начинающихся
на
заданный
звук.
Нередко,
несмотря
на
хорошие
умственные
способности
ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается
отставание
в
овладении
словарем
и
грамматическим
строем
речи
и
в
последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и
правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.
Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раздела работы, детские
сады не используют все возможности для того, чтобы каждый ребенок уходил
в
школу
с
чистой
речью.
По
материалам
обследования,
15-20%
детей
поступают
в
школу
из
детского
сада
с
несовершенным
произношением
звуков,
таких
детей
в
пятилетнем
возрасте
около
50%
Максаков
А.И.
Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез,
2006. - с. 36.
Проблема
формирования
звуковой
стороны
речи
не
потеряла
своей
актуальности и практической значимости в настоящее время.