Применения современных образовательных технологий в процессе реализации ФГОС в художественно-эстетическом развитии ДОУ
Автор: Натфулина Елена Фаильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ № 428 - детский сад "Золотая рыбка" Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловской области Наименование материала: статья Тема: Применения современных образовательных технологий в процессе реализации ФГОС в художественно-эстетическом развитии ДОУ Раздел: дошкольное образование
МАДОУ № 428 – детский сад «Золотая рыбка»
Согласно
Федеральному
государственному
образовательному
стандарту
дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155, художественно-эстетическое развитие
предполагает
развитие
предпосылок
ценностно-смыслового
восприятия
и
познания
произведений
искусств,
становление
этического
отношения
к
окружающему
миру,
формирование
элементарных
представлений
через
реализацию
самостоятельной
творческой деятельности.
Технология развивающего обучения
Технология
развивающего
обучения
опирается
на
систему
взглядов
гуманистической психологии, предполагающей изначальное стремление ребенка к росту, к
реализации
творческого
потенциала.
Работа
способствует
развитию
собственной
творческой
активности
ребенка.
В
работу
положен
«деятельный»
педагогический
принцип, опирающийся на психологические возможности возраста и подразумевающий
динамику развития каждого ребенка. Ребенок необычайно активен, он познает мир в
деятельности. «Деятельный» принцип позволяет, включившись в работу, опытным путем
приобретать знания и создавать новое. Что является активной формой в познании и
способствует развитию творческой самостоятельности ребенка.
«Развитие всегда оказывается более широким кругом, чем обучение. Ребенок
научился производить операции: проводить линию, выделять цвет, выделять форму, тем
самым он усвоил структурный принцип; сфера приложения, который шире, чем только
операции того типа, на котором этот принцип был усвоен. Совершая шаг в обучении,
ребенок
продвигается
в
развитии
на
два
шага,
эта
операция
используется
в
других
ситуациях, может трансформироваться, т. е. обучение не совпадает.» (2, с. 381-382).
Л.
С.
Выготский
показал,
что
реальное
соотношение
умственного
развития
к
возможностям
обучения
может
быть
выявлено
с
помощью
определения
уровня
актуального
развития
ребенка
и
его
зоны
ближайшего
развития,
что
определяет
психические функции, находящиеся в процессе созревания – возникновение и развитие
высших
психических
функций
умственного
развития,
движение
силы
и
механизмы
психического развития ребенка. ЗБР формируется сначала в совместной деятельности, в
1
сотрудничестве с другими людьми через игру, и постепенно становится внутренними
психическими процессами субъекта.
В дошкольном возрасте основная деятельность – это игра, сюжетно-ролевая игра,
дидактическая игра, игры с элементами экспериментирования.
Икт. Наиболее эффективные формы организации работы с компьютером в нашем
детском саду – это подбор иллюстративного материала к совместной образовательной
деятельности, оформление стендов, групп, кабинетов.
Компьютер используем при разработке дидактических игр, сценариев к праздникам
и другим мероприятиям, для обмена опытом, при знакомстве с периодикой и наработками
других педагогов, проведении ООД, совместных родительскиих – детских праздников с
применением мультимедийных презентаций.
Презентации созданные с помощью стандартных программ (Microsoft Power Point,
проигрыватель Windows Media)
Использование ИКТ в работе с детьми служит повышению их познавательной
мотивации.
В
отличие
от
обычных
технических
средств
обучения
информационно-
коммуникационные
технологии
позволяют
не
только
насытить
ребенка
большим
количеством
готовых,
строго
отобранных,
соответствующим
образом
организованных
знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально
в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
Технология развития творческих качеств личности –
ТРИЗ , теория решения
изобретательских задач творческого мышления (И. П. Волков, Г. С. Альтшуллер, И. П.
Иванов).
- Разрешение противоречий во времени: в одно время объект обладает одним
признаком, в другое – противоположным (яблоко – целое, яблоко – откусанное).
- В пространстве: один предмет далеко, тот же предмет близко; противоречия в
размерах.
- Цветовое противоречие: насыщенность света в цвете (в сумерках один цвет, при
ярком свете другой цвет.)
- Противоречие формы: концентрация внимания на объекте с разных позиций
объекта.
- Прогнозирование объекта в будущем результате.
Примерные темы:
1. «Противоречия в предметах»
Подвижные игры: «Разбежались по признаку», «Машины по назначению»
Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Художник»
2
Дидактические
игры:
«Кто
больше?»,
«Колючий
–
не
колючий»,
«Волшебный
мешочек»
Упражнения: «Что я вижу?», «Дорисуй фигуру», «Чем похожи, чем отличаются»,
«Другая
точка
зрения»,
«Чем
отличаются
похожие?»,
«Необычное
животное»,
«Перевертыши», «Бывает – не бывает», «игра на переключение внимания»
2. «Противоречия в размерах»
Сюжетные
игры:
«Теремок»,
«Путаница»,
«Большой
-
маленький»,
«Далеко
–
близко»
Дидактические игры: «Расставь по порядку», «Четвертый лишний», «Вверх – вниз
– вперед – назад», «Раздели – соедини», «Новый дом»
Упражнения: «Великаны – крошки», «Маленькое в большом», «Раскраска»
3. «Цветные человечки»
Упражнения: «Волшебная дорожка», «Разноцветная сказка», «Черный ящик», «Тень
– свет», «Кляксы», «Исчезновения», «На классификацию предметов по признаку».
3