Напоминание

Педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Кожокарь Оксана Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №36 "Детский сад "Полянка"
Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование





Назад





Педагогические технологии работы с детьми с ограниченными

возможностями здоровья

Кожокарь Оксана Георгиевна

МБДОУ №36 «Детский сад

«Полянка»
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Однако в последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей с различными патологиями, в том числе с патологией зрения, тяжелыми нарушениями речи. В связи с этим все большую актуальность приобретают вопросы сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Организм ребенка особенно восприимчив ко всякого рода воздействиям, поэтому наиболее важным считаем осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка именно в дошкольном возрасте. Решение этой проблемы значительно упрощается, если ребенок посещает дошкольное учреждение, где специалисты могут оказать ему квалифицированную помощь. В МБДОУ № 36 «Детский сад комбинированного вида «Полянка» работают три группы компенсирующей направленности: 2 группы для детей с амблиопией и косоглазием, 1 группа – для детей с нарушением речи. Работа в группах строится в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом МБДОУ, Положением «О группах компенсирующей направленности» программно - методическими инструктивными документами регламентирующими деятельность групп данного профиля. Для проведения лечебно-восстановительной и коррекционной работы в дошкольном учреждении создана предметно-развивающая коррекционная среда, способствующая развитию зрительного восприятия, мелкой моторики и осязания, ориентировке в пространстве, проведению восстановительного лечения и коррекции речи: - оборудован офтальмологический кабинет, который оснащен современным лечебным оборудованием, рекомендованным для восстановительного лечения и коррекции зрения. - оборудован кабинет коррекции и развития речи. - полифункциональная среда «Сенсорной комнаты» для снятия психоэмоционального напряжения. У детей с речевыми и зрительными нарушениями отмечаются сложности в развитии психических процессов, физическом развитии, формировании коммуникативных навыков, что затрудняет дальнейшую социальную адаптацию в обществе сверстников и обучение в общеобразовательной школе. Поэтому особое значение педагоги придают организации коррекционно-развивающей работы с детьми, обеспечению благоприятных условий для развития коммуникативных навыков, 1
обеспечению равных стартовых возможностей дошкольников при поступлении в школу, ориентируясь на выявление резервных возможностей каждого ребенка. Поставленные задачи заставили начать поиск внутренних резервов совершенствования деятельности педагогов, комплексной организации работы. Интегрирование содержания разделов программы позволяет избежать психоэмоционального напряжения, связанного с жесткой регламентации деятельности детей, которая, в конечном счете, отрицательно сказывается на состоянии здоровья. С целью оптимизации образовательной нагрузки через интеграцию разделов базисной программы развития ребенка- дошкольника «Истоки», (кроме основной в группах реализуется дополнительные коррекционные программы), педагогами разработаны циклы комплексных и интегрированных занятий. Таким образом, годовая учебная нагрузка в группах компенсирующей направленности снизилась на 30 часов (195 часов). Анализ полученных результатов педагогической диагностики, позволяет сделать вывод, о том, что интеграция не ограничивает познавательные возможности ребенка, а наоборот, способствует его успешному развитию. Высвобождаемое в процессе интеграции время отводится оздоровительным играм, коррекционо- восстановительной работе, ведущей для дошкольников деятельности - игровой, совместной, самостоятельной творческой. Одной из ключевых проблем стала низкая мотивация дошкольников к лечебно-восстановительной и коррекционной работе – дети неохотно включаются в сложный процесс коррекции, требующий мобилизации нарушенных функций. Для этого специалистами ДОУ и педагогами групп компенсирующей направленности создаются условия, используются педагогические технологии, обеспечивающие принятие ребенком коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной деятельности: - в группе для детей с нарушением речи оформлен «Речевой центр «Говоруша», обеспечивающий мотивацию ребенка к коррекционному процессу; - в группах для детей с амблиопией и косоглазием оформлены яркие настенные тренажеры для глаз, изготовлены и приобретены пособия, позволяющие в игровой форме организовывать работу по коррекции зрения; - социо-игровые приемы, использующиеся на занятиях, способствуют смене темпа, ритма работы, смене мизансцен, позволяют обеспечить оптимизацию соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности; - творческие игры, игры-фантазии, позволяют в увлекательной для детей форме развить память, внимание, моторику, коммуникативные навыки, речь, умение размышлять. - в рамках Общероссийской Акции«Бос – Здоровье Детям - Учимся и Оздоравливаемся» приобретена система «Бос – здоровье», оказывающая положительное влияние на психоэмоциональное состояние, зрительно – 2
пространственное восприятие, зрительно – моторную координацию, повышающая эффективность усвоения детьми учебного материала Главным условием, обеспечивающим успешную коррекцию нарушений, является взаимодействие всех участников воспитательно- образовательного процесса. Специалисты учитель-логопед врач- офтальмолог, медсестра - ортоптистка организуют и координируют работу воспитателей групп с целью четкой организации коррекционного педагогического процесса. Комплексный подход к организации коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной деятельности, формирование у дошкольников мотивации здоровье сберегающего поведения, позволил достичь позитивных результатов в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: - Снизилась заболеваемость - индекс здоровья повысился в среднем за на 9% и составил 46%, что выше средних региональных показателей на 21% - улучшились физические показатели здоровья детей: детей с низким уровнем нет, с высоким 40%, что выше средних региональных показателей на 4% - по сравнению с прошлым годом, улучшились результаты коррекционно- развивающей и лечебно-восстановительной работы: в группе детей с тяжелыми нарушениями речи: с нормой речи 45% детей, улучшена речь у 46% детей, 9 % детей переведены в массовые группы. В группе детей с амблиопией и косоглазием: выздоровление у 14% детей, улучшение наблюдается у 9% детей. С целью создания единого пространства взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах коррекции и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, кроме традиционных для нас форм, с прошлого года стали выпускать журнал для родителей, в котором предлагаются рекомендации психолога, учителя – логопеда, врача-офтальмолога и с е ст ры офтальмологического кабинета. Родители пропагандирует опыт семейного воспитания. Совместная работа над созданием журнала способствует созданию коллектива родителей - единомышленников, живущих интересами детей, следующих единым с педагогами целям коррекции и задачам воспитания - 85 % родителей проявляют самый активный интерес и деятельное участие к жизни детей в группе: семьи воспитанников являются активными участниками досуговых мероприятий ДОУ и городских конкурсов. Таким образом, при использовании эффективных педагогических технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, происходит социально- психологическая реабилитация каждого ребенка, формируется готовность к принятию новой социальной позиции – позиции школьника, и его последующая интеграция в обществе. 3

Список литературы
1. Безруких М.М. Здоровьесберегающие и оздоравливающие технологии в дошкольном образовательном учреждении / Детский сад от А до Я. - № 3, 2004. 2. Васюкова Н.Е., Чехонина О.И. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности. / Детский сад от А до Я. - № 6, 2004. 3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: «Педагогика». – 1986. 4. Овчинникова О.Б. О некоторых аспектах здоровьесбережения детей в дошкольных учреждениях. - / Детский сад от А до Я. - № 3, 2004. 5. Савенков А.И., Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – М.: «Академия развития». - 2002. 6. Семенина С.К. Интеграция как путь модернизации школы. - М., 2002. 7. Степанова М.И. Образовательная нагрузка дошкольников. Взгляд гигиениста / Детский сад от А до Я. - № 3, 2004. 8. «Коррекционное воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи» (Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина); 9. «Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» (Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина); 10. «Программа специальных коррекционных образовательных учреждений 4 вида» под редакцией Л.И. Плаксиной. 4


В раздел образования