Педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Кожокарь Оксана Георгиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №36 "Детский сад "Полянка" Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край Наименование материала: статья Тема: Педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Раздел: дошкольное образование
Педагогические технологии работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья
Кожокарь Оксана Георгиевна
МБДОУ №36 «Детский сад
«Полянка»
Современное состояние общества,
высочайшие темпы его развития
предъявляют
все
новые,
более
высокие
требования
к
человеку
и
его
здоровью. Однако в последние годы наблюдается выраженная тенденция к
увеличению
числа
детей
с
различными
патологиями,
в
том
числе
с
патологией
зрения,
тяжелыми
нарушениями
речи.
В
связи
с
этим
все
большую
актуальность
приобретают
вопросы
сопровождения
детей
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Организм
ребенка
особенно
восприимчив
ко
всякого
рода
воздействиям,
поэтому
наиболее
важным
считаем
осуществление
необходимой
коррекции
отклонений в развитии ребенка именно в дошкольном возрасте. Решение этой
проблемы
значительно
упрощается,
если
ребенок
посещает
дошкольное
учреждение,
где
специалисты
могут
оказать
ему
квалифицированную
помощь.
В МБДОУ № 36 «Детский сад комбинированного вида
«Полянка»
работают
три
группы компенсирующей направленности:
2 группы для
детей с амблиопией и косоглазием, 1 группа – для детей с нарушением речи.
Работа
в
группах
строится
в
соответствии
с
Типовым
положением
о
дошкольном образовательном учреждении, Уставом МБДОУ,
Положением
«О группах компенсирующей направленности» программно - методическими
инструктивными
документами
регламентирующими
деятельность
групп
данного профиля.
Для проведения лечебно-восстановительной и коррекционной работы в
дошкольном
учреждении
создана
предметно-развивающая
коррекционная
среда, способствующая развитию зрительного восприятия, мелкой моторики
и осязания, ориентировке в пространстве, проведению восстановительного
лечения и коррекции речи:
-
оборудован
офтальмологический
кабинет,
который
оснащен
современным
лечебным
оборудованием,
рекомендованным
для
восстановительного лечения и коррекции зрения.
- оборудован кабинет коррекции и развития речи.
-
полифункциональная
среда
«Сенсорной
комнаты»
для
снятия
психоэмоционального напряжения.
У
детей
с
речевыми
и
зрительными
нарушениями
отмечаются
сложности
в
развитии
психических
процессов,
физическом
развитии,
формировании
коммуникативных
навыков,
что
затрудняет
дальнейшую
социальную
адаптацию
в
обществе
сверстников
и
обучение
в
общеобразовательной школе. Поэтому особое значение педагоги придают
организации коррекционно-развивающей работы
с детьми, обеспечению
благоприятных
условий
для
развития
коммуникативных
навыков,
1
обеспечению
равных
стартовых
возможностей
дошкольников
при
поступлении в школу, ориентируясь на выявление резервных возможностей
каждого ребенка.
Поставленные
задачи
заставили
начать
поиск
внутренних
резервов
совершенствования
деятельности
педагогов,
комплексной
организации
работы.
Интегрирование содержания разделов программы позволяет избежать
психоэмоционального
напряжения,
связанного
с
жесткой
регламентации
деятельности детей, которая, в конечном счете, отрицательно сказывается на
состоянии
здоровья. С целью оптимизации образовательной нагрузки
через
интеграцию
разделов
базисной
программы
развития
ребенка-
дошкольника
«Истоки»,
(кроме
основной
в
группах
реализуется
дополнительные
коррекционные
программы),
педагогами разработаны
циклы
комплексных
и
интегрированных
занятий. Таким образом, годовая
учебная нагрузка в группах компенсирующей направленности снизилась на
30
часов
(195
часов).
Анализ
полученных
результатов
педагогической
диагностики,
позволяет
сделать
вывод,
о
том,
что
интеграция
не
ограничивает
познавательные
возможности
ребенка,
а
наоборот,
способствует
его
успешному
развитию.
Высвобождаемое
в
процессе
интеграции
время
отводится
оздоровительным
играм,
коррекционо-
восстановительной
работе,
ведущей
для
дошкольников
деятельности
-
игровой, совместной, самостоятельной творческой.
Одной из ключевых проблем стала низкая мотивация дошкольников к
лечебно-восстановительной
и
коррекционной
работе
–
дети
неохотно
включаются
в
сложный
процесс
коррекции,
требующий
мобилизации
нарушенных функций. Для этого специалистами ДОУ и педагогами групп
компенсирующей
направленности
создаются
условия,
используются
педагогические
технологии,
обеспечивающие
принятие
ребенком
коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной деятельности:
- в группе для детей с нарушением речи оформлен «Речевой центр
«Говоруша»,
обеспечивающий
мотивацию
ребенка
к
коррекционному
процессу;
- в группах для детей с амблиопией и косоглазием оформлены яркие
настенные
тренажеры
для
глаз,
изготовлены
и
приобретены
пособия,
позволяющие в игровой форме организовывать работу по коррекции зрения;
- социо-игровые приемы, использующиеся на занятиях, способствуют
смене
темпа,
ритма
работы,
смене
мизансцен,
позволяют
обеспечить
оптимизацию соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности;
-
творческие игры, игры-фантазии, позволяют
в увлекательной для
детей форме развить память, внимание, моторику, коммуникативные навыки,
речь, умение размышлять.
- в рамках Общероссийской Акции«Бос – Здоровье Детям - Учимся и
Оздоравливаемся» приобретена система
«Бос
–
здоровье»,
оказывающая
положительное
влияние
на
психоэмоциональное
состояние,
зрительно
–
2
пространственное
восприятие,
зрительно
–
моторную
координацию,
повышающая эффективность усвоения детьми учебного материала
Главным
условием,
обеспечивающим
успешную
коррекцию
нарушений,
является
взаимодействие
всех
участников
воспитательно-
образовательного
процесса.
Специалисты
учитель-логопед
врач-
офтальмолог, медсестра - ортоптистка организуют и координируют работу
воспитателей групп
с целью четкой
организации коррекционного
педагогического процесса.
Комплексный подход к организации коррекционно-развивающей и
лечебно-восстановительной
деятельности,
формирование
у
дошкольников
мотивации здоровье сберегающего поведения, позволил достичь позитивных
результатов
в
коррекционной
работе
с
детьми
с
ограниченными
возможностями здоровья:
- Снизилась заболеваемость - индекс здоровья повысился в среднем за
на 9% и составил 46%, что выше средних региональных показателей на 21%
- улучшились физические показатели здоровья детей: детей с низким
уровнем нет, с высоким 40%, что выше средних региональных показателей
на 4%
- по сравнению с прошлым годом, улучшились результаты коррекционно-
развивающей и
лечебно-восстановительной
работы:
в
группе
детей
с
тяжелыми нарушениями речи: с нормой речи 45% детей, улучшена речь у
46% детей, 9 % детей переведены в массовые группы. В группе детей с
амблиопией
и
косоглазием:
выздоровление
у
14%
детей,
улучшение
наблюдается у 9% детей.
С целью создания единого пространства взаимодействия ДОУ и семьи
в вопросах коррекции и воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья,
кроме традиционных для нас форм,
с
прошлого года стали
выпускать журнал для родителей, в котором предлагаются рекомендации
психолога,
учителя
–
логопеда,
врача-офтальмолога
и
с е ст ры
офтальмологического кабинета. Родители пропагандирует опыт семейного
воспитания.
Совместная работа над созданием журнала способствует
созданию коллектива родителей - единомышленников, живущих интересами
детей,
следующих
единым
с
педагогами
целям
коррекции
и
задачам
воспитания
-
85
%
родителей
проявляют
самый
активный
интерес
и
деятельное участие к жизни детей в группе: семьи воспитанников являются
активными
участниками
досуговых
мероприятий
ДОУ
и
городских
конкурсов.
Таким
образом,
при
использовании
эффективных
педагогических
технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья,
происходит
социально-
психологическая
реабилитация
каждого
ребенка,
формируется готовность к принятию новой социальной позиции – позиции
школьника, и его последующая интеграция в обществе.
3
Список литературы
1.
Безруких М.М. Здоровьесберегающие и оздоравливающие технологии в
дошкольном образовательном учреждении / Детский сад от А до Я. - № 3,
2004.
2.
Васюкова Н.Е., Чехонина О.И. Интеграция содержания образования через
планирование педагогической деятельности. / Детский сад от А до Я. - №
6, 2004.
3.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: «Педагогика». –
1986.
4.
Овчинникова
О.Б.
О
некоторых
аспектах
здоровьесбережения
детей
в
дошкольных учреждениях. - / Детский сад от А до Я. - № 3, 2004.
5.
Савенков
А.И.,
Маленький
исследователь.
Как
научить
дошкольника
приобретать знания. – М.: «Академия развития». - 2002.
6.
Семенина С.К. Интеграция как путь модернизации школы. - М., 2002.
7.
Степанова
М.И.
Образовательная
нагрузка
дошкольников.
Взгляд
гигиениста / Детский сад от А до Я. - № 3, 2004.
8.
«Коррекционное воспитание и обучение детей с общим недоразвитием
речи» (Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина);
9.
«Программа
воспитания
и
обучения
детей
дошкольного
возраста
с
фонетико-фонематическим
недоразвитием
речи»
(Т.Б.
Филичева
Г.В.
Чиркина);
10. «Программа специальных коррекционных образовательных учреждений 4
вида» под редакцией Л.И. Плаксиной.
4