Эффективные формы работы с родителями в условиях ДОУ
Автор: Пучкова Антонида Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №36 "Детский сад №Полянка" Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край Наименование материала: статья Тема: Эффективные формы работы с родителями в условиях ДОУ Раздел: дошкольное образование
Эффективные формы работы с родителями в условиях ДОУ
Пучкова А. П.
МБДОУ «Детский сад №36 «Полянка»
В
соответствии
с
Законом
РФ
«Об
образовании»
семья
ребенка
–
первый институт воспитания, и именно родители несут ответственность
за
физическое,
психическое
и
нравственное
воспитание
ребенка-дошкольника.
Деятельность
дошкольного
учреждения
направлена
на
помощь
родителям
в
воспитании
подрастающего
поколения.
Осознанное
включение
родителей
в
совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка позволяет
значительно повысить его эффективность.
Девиз
нашего
коллектива
в
процессе
взаимодействия
с
семьями
воспитанников: «От сосуществования - к сотрудничеству и партнерству». Главной
задачей
является
установление
партнёрских
отношений,
которые
позволят
объединить
усилия
для
воспитания
детей,
создать
атмосферу
общности
интересов,
активизировать
воспитательные
умения
родителей. Основными
направлениями этого взаимодействия являются:
изучение потребности родителей на образовательные услуги для
определения
перспектив
развития
учреждения,
содержания
работы
и
форм
организации.
Родители
воспитанников
заинтересованы
в
создании
условий,
обеспечивающих реализацию их образовательных запросов. Изучение «заказа» и
потребностей
родителей
позволяет
коллективу
определить
направления
взаимодействия и привлечения родителей к управлению МБДОУ.
вовлечение родителей в образовательный процесс;
просвещение
родителей
с
целью
повышения
правовой
и
педагогической
культуры,
которая
играет
важную
роль
для
усиления
их
ответственности и формирование сознательного отношения к воспитанию детей.
В работе с семьями используются следующие формы работы:
Коллективная:
Клуб «Заинтересованные собеседники», целью которого является
формирование
родительской
компетентности
по
вопросам
сохранения
и
укрепления здоровья детей;
анкетирование, опрос;
общие и групповые родительские собрания;
консультации
специалистов
ДОУ
по
вопросам
воспитания
и
обучения детей, имеющих проблемы в развитии;
открытые
занятия
с
детьми
по
разным
видам
детской
деятельности;
участие
в
подготовке
и
проведении
детских
праздников
и
развлечений;
совместное творчество родителей и детей;
дни отрытых дверей;
Индивидуальная:
1
«Почта доверия» – банк вопросов о проблемах детского развития;
Посещение на дому;
Индивидуальные беседы и консультации, анализ педагогических
ситуаций
Наглядно- информационная:
путеводитель
Папки-передвижки, информационные стенды.
Сайт дошкольного учреждения.
Остановимся подробнее на некоторых наиболее интересных формах
взаимодействия.
Во всем мире использование информационных технологий в различных
сферах
деятельности
стало
частью
культуры
и
необходимой
нормой.
Для
образовательного учреждения – это возможность перейти на режим развития как
открытой
образовательной
системы.
Благодаря сайту ,
педагоги
организуют
виртуальное
общение
и
взаимодействие
с
родителями
воспитанников
посредством
электронной
почты.
Всю
интересующую
информацию
родители
могут
найти
на
сайте:
Устав
учреждения,
локальные
акты,
режим
работы,
консультации специалистов и многое другое, а также обсудить разнообразные
темы на форуме.
С целью реализации общественного принципа управления, усиления
позиции
детского
сада
как
открытой
социально
педагогической
системы,
повышения педагогической компетентности родителей в ДОУ оформлен стенд
«Наш форум», на котором родители могут задать интересующие
вопросы о
воспитании и развитии ребенка специалистам ДОУ, высказать свое пожелание,
благодарность.
На
стенде
«Для
Вас,
родители»
представлена
информация
о
дополнительных образовательных услугах, о программах, реализуемых в МБДОУ.
Важнейший показатель результатов работы дошкольного учреждения – здоровье
детей.
Информационный мини-центр
«Хорошо у нас в саду»
рассказывает о том, какие интересные события происходят в МБДОУ в течение
учебного года.
На информационных стендах «За советом к логопеду», «За советом
к психологу», «Физинструктор советует» вниманию родителей представлены
рекомендации
специалистов
по
организации
коррекционно
-
развивающего
обучения.
Не секрет, что многие современные родители - занятые люди, которые
не всегда могут найти время для участия в семинарах, тренингах и других видах
организованной работы в ДОУ. Для решения этой проблемы во всех возрастных
группах
оформлены информационные
уголки
для
родителей,
содержание
которых распределено на рубрики:
- «Вы спрашивали – мы отвечаем», «Вопрос-ответ» - в этой рубрике
родители могут задать интересующие вопросы о развитии, воспитании ребенка и
получить письменный ответ.
2
- «Новости» - содержит информацию о событиях, мероприятиях, жизни
детского сада и семьи, фоторепортажи.
-
«Наши
дела»
-
знакомит
родителей
с
тематикой
и
задачами
обучающих занятий, с повседневными делами группы.
-
«Учите
вместе
с
нами»
-
в
рубрике
представлен
программный
материал, требующий повторения, закрепления (песенки, стихи и т.д.).
-
«Конкурс!»
-
информирует
родителей
о
различных
конкурсах
(городских, в дошкольном учреждении).
Особую значимость приобретает сотрудничество с семьёй в
логопедической
группе.
Эффективная
коррекция
речевого
и
сопутствующих
нарушений возможна только в результате комплексного подхода, то есть при
активной,
скоординированной
работе
логопеда,
воспитателей
и
родителей
дошкольника.
Мы
пришли
к
выводу,
что
для
успешного
решения
задач
коррекционного
обучения
необходимо
тесное
взаимодействие
педагогов
и
родителей,
установление
доверительных
отношений
между
педагогами
и
родителями;
психолого-педагогическое
просвещение
родителей.
Поэтому
приоритетное направление нашей работы - совместная работа ДОУ и семьи по
вопросам
коррекции
речи
детей
в
группе
с
ОНР,
повышение
уровня
компетентности
родителей
как
условие
успешной
работы
по
коррекции
речи
детей.
Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями в группе
компенсирующей
направленности
для
детей
с
нарушениями
речи,
является
работа семейного клуба «Речевичок». Цель работы клуба:
- создание благоприятного микроклимата во взаимоотношениях между
сотрудниками группы и родителями воспитанников
- привлечение родителей к участию в коррекционно-образовательном
процессе.
В рамках работы клуба проводятся ежемесячные консультации из
цикла
«Особенности
воспитания
и
обучения
детей
с
проблемами
в
речевом
развитии»; встречи со специалистами; дни открытых дверей «Коррекционно –
речевое пространство группы»; совместные досуговые мероприятия с детьми и
родителями
(развлечения,
викторины,
КВН).
Функционирует
«Центр
практической
помощи»,
где
родители
могут
получить
практическую
консультацию по профилактике и коррекции речевых нарушений в домашних
условиях
–
по
подготовке
артикуляционного
аппарата,
использованию
пальчикового
игротренинга,
развитию
моторики
средствами
художественного
творчества.
Наиболее интересной и эффективной формой работы считаем
выпуск информационного журнала «Солнышко». В журнале несколько рубрик:
«Логопед
советует»
-
предлагаем
родителям
практические
рекомендации
по
формированию
различных
речевых
навыков,
например
артикуляции;
по
выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например:
как
проверить
уровень
развития
фонематического
слуха
у
ребёнка;
как
позаниматься дома по лексической теме. Рубрика «За советом к
психологу» -
3
раскрывает особенности развития психических процессов, в рубрике «Давайте
познакомимся» - пропагандируем опыт семейного воспитания, «Новости группы»
- рассказываем обо всех значимых событиях из жизни группы, «Что ни слово –
золото» - тематические рассказы детей, рубрика «Домашняя игротека» - знакомит
родителей
с
играми,
игровыми
упражнениями
и
заданиями
на
закрепление
различных
речевых
навыков.
Отбирая
и
разрабатывая
материал
для
данной
рубрики,
учитываем
большую
загруженность
родителей
ежедневными
домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома
рекомендуется “играть на кухне”. Например, предлагаются игровые упражнения
на развитие мелкой моторики рук.
Анализ результатов анкетирования в конце учебного года показывает,
что повысился интерес родителей к воспитательно-образовательному процессу в
группе и вопросам воспитания ребенка-дошкольника. 30% родителей обращаются
за
индивидуальными
консультациями
к
администрации,
воспитателям
и
специалистам
ДОУ.
Отмечается
значительное
повышение
уровня
активности
родительской
общественности
-
увеличился
процент
родителей
(до
85%),
участвующих в совместных мероприятиях, организованных в группе и в детском
саду. У родителей появилось стремление понять ребенка, помочь ему, а также
анализировать собственное родительское поведение.
Открытость и позитивное взаимодействие с родителями, основанное на
общих интересах,
практическая помощь в решении педагогических проблем,
позволили нам создать единое педагогическое пространство, в центре которого –
ребенок.
4