Напоминание

Эффективные формы работы с родителями в условиях ДОУ


Автор: Пучкова Антонида Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №36 "Детский сад №Полянка"
Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные формы работы с родителями в условиях ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад





Эффективные формы работы с родителями в условиях ДОУ

Пучкова А. П.

МБДОУ «Детский сад №36 «Полянка»
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» семья ребенка – первый институт воспитания, и именно родители несут ответственность за физическое, психическое и нравственное воспитание ребенка-дошкольника. Деятельность дошкольного учреждения направлена на помощь родителям в воспитании подрастающего поколения. Осознанное включение родителей в совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. Девиз нашего коллектива в процессе взаимодействия с семьями воспитанников: «От сосуществования - к сотрудничеству и партнерству». Главной задачей является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей.
Основными

направлениями
этого взаимодействия являются:  изучение потребности родителей на образовательные услуги для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации. Родители воспитанников заинтересованы в создании условий, обеспечивающих реализацию их образовательных запросов. Изучение «заказа» и потребностей родителей позволяет коллективу определить направления взаимодействия и привлечения родителей к управлению МБДОУ.  вовлечение родителей в образовательный процесс;  просвещение родителей с целью повышения правовой и педагогической культуры, которая играет важную роль для усиления их ответственности и формирование сознательного отношения к воспитанию детей. В работе с семьями используются следующие формы работы:
Коллективная:
 Клуб «Заинтересованные собеседники», целью которого является формирование родительской компетентности по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей;  анкетирование, опрос;  общие и групповые родительские собрания;  консультации специалистов ДОУ по вопросам воспитания и обучения детей, имеющих проблемы в развитии;  открытые занятия с детьми по разным видам детской деятельности;  участие в подготовке и проведении детских праздников и развлечений;  совместное творчество родителей и детей;  дни отрытых дверей;
Индивидуальная:
1
 «Почта доверия» – банк вопросов о проблемах детского развития;  Посещение на дому;  Индивидуальные беседы и консультации, анализ педагогических ситуаций
Наглядно- информационная:
 путеводитель  Папки-передвижки, информационные стенды.  Сайт дошкольного учреждения. Остановимся подробнее на некоторых наиболее интересных формах взаимодействия. Во всем мире использование информационных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Для образовательного учреждения – это возможность перейти на режим развития как открытой образовательной системы. Благодаря
сайту
, педагоги организуют виртуальное общение и взаимодействие с родителями воспитанников посредством электронной почты. Всю интересующую информацию родители могут найти на сайте: Устав учреждения, локальные акты, режим работы, консультации специалистов и многое другое, а также обсудить разнообразные темы на форуме. С целью реализации общественного принципа управления, усиления позиции детского сада как открытой социально педагогической системы, повышения педагогической компетентности родителей в ДОУ оформлен стенд
«Наш форум»,
на котором родители могут задать интересующие вопросы о воспитании и развитии ребенка специалистам ДОУ, высказать свое пожелание, благодарность. На стенде
«Для

Вас,

родители»
представлена информация о дополнительных образовательных услугах, о программах, реализуемых в МБДОУ. Важнейший показатель результатов работы дошкольного учреждения – здоровье детей.


Информационный мини-центр

«Хорошо у нас в саду»
рассказывает о том, какие интересные события происходят в МБДОУ в течение учебного года. На
информационных стендах «За советом к логопеду», «За советом

к психологу», «Физинструктор советует»
вниманию родителей представлены рекомендации специалистов по организации коррекционно - развивающего обучения. Не секрет, что многие современные родители - занятые люди, которые не всегда могут найти время для участия в семинарах, тренингах и других видах организованной работы в ДОУ. Для решения этой проблемы во всех возрастных группах оформлены
информационные

уголки
для родителей, содержание которых распределено на рубрики: - «Вы спрашивали – мы отвечаем», «Вопрос-ответ» - в этой рубрике родители могут задать интересующие вопросы о развитии, воспитании ребенка и получить письменный ответ. 2
- «Новости» - содержит информацию о событиях, мероприятиях, жизни детского сада и семьи, фоторепортажи. - «Наши дела» - знакомит родителей с тематикой и задачами обучающих занятий, с повседневными делами группы. - «Учите вместе с нами» - в рубрике представлен программный материал, требующий повторения, закрепления (песенки, стихи и т.д.). - «Конкурс!» - информирует родителей о различных конкурсах (городских, в дошкольном учреждении). Особую значимость приобретает сотрудничество с семьёй в логопедической группе. Эффективная коррекция речевого и сопутствующих нарушений возможна только в результате комплексного подхода, то есть при активной, скоординированной работе логопеда, воспитателей и родителей дошкольника. Мы пришли к выводу, что для успешного решения задач коррекционного обучения необходимо тесное взаимодействие педагогов и родителей, установление доверительных отношений между педагогами и родителями; психолого-педагогическое просвещение родителей. Поэтому приоритетное направление нашей работы - совместная работа ДОУ и семьи по вопросам коррекции речи детей в группе с ОНР, повышение уровня компетентности родителей как условие успешной работы по коррекции речи детей. Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, является работа
семейного клуба «Речевичок».
Цель работы клуба: - создание благоприятного микроклимата во взаимоотношениях между сотрудниками группы и родителями воспитанников - привлечение родителей к участию в коррекционно-образовательном процессе. В рамках работы клуба проводятся ежемесячные консультации из цикла «Особенности воспитания и обучения детей с проблемами в речевом развитии»; встречи со специалистами; дни открытых дверей «Коррекционно – речевое пространство группы»; совместные досуговые мероприятия с детьми и родителями (развлечения, викторины, КВН). Функционирует «Центр практической помощи», где родители могут получить практическую консультацию по профилактике и коррекции речевых нарушений в домашних условиях – по подготовке артикуляционного аппарата, использованию пальчикового игротренинга, развитию моторики средствами художественного творчества. Наиболее интересной и эффективной формой работы считаем выпуск информационного
журнала «Солнышко».
В журнале несколько рубрик: «Логопед советует» - предлагаем родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме. Рубрика «За советом к психологу» - 3
раскрывает особенности развития психических процессов, в рубрике «Давайте познакомимся» - пропагандируем опыт семейного воспитания, «Новости группы» - рассказываем обо всех значимых событиях из жизни группы, «Что ни слово – золото» - тематические рассказы детей, рубрика «Домашняя игротека» - знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данной рубрики, учитываем большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется “играть на кухне”. Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук. Анализ результатов анкетирования в конце учебного года показывает, что повысился интерес родителей к воспитательно-образовательному процессу в группе и вопросам воспитания ребенка-дошкольника. 30% родителей обращаются за индивидуальными консультациями к администрации, воспитателям и специалистам ДОУ. Отмечается значительное повышение уровня активности родительской общественности - увеличился процент родителей (до 85%), участвующих в совместных мероприятиях, организованных в группе и в детском саду. У родителей появилось стремление понять ребенка, помочь ему, а также анализировать собственное родительское поведение. Открытость и позитивное взаимодействие с родителями, основанное на общих интересах, практическая помощь в решении педагогических проблем, позволили нам создать единое педагогическое пространство, в центре которого – ребенок. 4


В раздел образования